Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Металистическая и номиналистическая теория денег.




1. Номиналистическая теория денег. Н. т. возникла в 17-18 в. Сущность: покупательная спос-сть денежной единицы определяется её номиналом, т.е. суммой, указанной на монете или банкноте. Т.е деньги являются сугубо условными номинальными знаками, стоимость которых не зависит от материального содержания. Представители - Дж. Стюарт, отрицают функцию денег как меры стоимости и сравнивают деньги со средством платежа. Основные положения: 1. деньги – это продукт государственного правопорядка, созданный государственной властью; 2. деньги – это платежное средство, т. е. знаки обладающие платежной силой; 3. основная функция денег – это способ платежа. Ошибочность теории как номинализма заключается в том, что 1) деньги категория не юридическая, а экономическая;2) металлическим деньгам присуща самостоятельная стоимость, а не присвоенная государством; 3) основной функцией денег является не средство платежа, а мера стоимости. В современных условиях номинализм – одна из доминирующих теорий денег.

2. Металлистическая теория. Возникла в Англии в период первоначального накопления капитала. Сущность: Покупательную способность денежной единицы определяет металл, из которого сделана монета. Соответственно банкноты металлической теорией денег не признаются, ценятся монеты из благородных металлов. Они имеют высокую стоимость благодаря своим природным свойствам. Основатель: У. Стаффорд (1554-1612). Для м.т. было характерно отождествление богатства общества с драгоценными металлами, которым приписывалось выполнение всех функций денег. Сторонники этой теории не видели необходимости и закономерности замены полноценных денег бумажными. Устойчивая металлическая валюта, по их мысли, представляла собой одно из необходимых условий экономического развития буржуазного общества. Ошибка сторонников м. т. заключалась в отождествлении денег с товарами, непонимании различия между денежным обращением и товарным обменом, непонимании того, что деньги — особый товар, который служит всеобщим эквивалентом. Представители м. т. отрицали возможность замены полноценных металлических денег их знаками во внутреннем обращении.

19. Количественная теория денег и ее современный вариант-монетаризм.

Основана на уравнении обмена (уравнении Фишера), связывающем денежную массу в обращении, скорость обращения денег, среднюю цену и количество товаров. Основные положения к.т.- все формы денег, включая металлические деньги, лишены внутренней стоимости;

- стоимость любых форм денег и уровень товарных цен зависят от количества денег в обращении

- главной функцией денег является функция средства обращения;

- деньги выполняют только посредническую роль в экономике и не оказывают заметного самостоятельного влияния на воспроизводство

Основоположник к.т.д -французский экономист Ж. Боден (1530-1596).Далее англичанин Д. Юма (1711-1776). Д. Юм, говорил, что "Стоимость денег определяется их количеством". Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Они ошибочно утверждали, что в процессе обращения в результате столкновения денежной и товарной масс якобы устанавливаются цены и определяется стоимость денег.

Основы современной к.т.д были заложены Ирвингом Фишером (1867-1947). И. Фишер отрицал трудовую стоимость и исходил из "покупательной силы денег". Он выделял пять факторов, от которых зависит эта "покупательная сила денег":

1) количество наличных денег в обращении;

2) скорость обращения денег;

3) средний уровень цен;

4) количество товаров;

5) сумма банковских депозитов;

Современная к.т.д, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы. Она выдвигает соответствующие практические рекомендации по стабилизации экономики с помощью контроля над денежной массой.

Разновидностью количественной теории денег является монетаризм.

Сущность и условия возникновения рынка. Виды и функции рынка.

Рынок -это механизм, сводящий вместе продавцов и покупателей, в результате осуществляется оценка продукта и признается необходимость его производства. Условие возникновения рынка 1)общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

2)Специализация — форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса.

Причины возникновения рынка.

1) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

2) экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Обмен продуктами человеческого труда предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство.

3) возможность для каждого экономич. субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Основные функции рынка:

1. Регулирующая. Регулятором производства здесь выступает рынок посредством спроса и предложения. Таким образом, он устанавливает нужные пропорции в экономике.

2. Стимулирующая. Здесь рынок стимулирует внедрение на предприятие научно-технического прогресса, расширение товарного ассортимента и снижение затрат на производство.

3.Информационная. Обеспечивает объективной информацией о качестве, количестве и ассортименте товаров и услуг, которыми располагает рынок.

4.Посредническая. Потребителю даётся право выбирать оптимального поставщика продукции.

5.Санирующая. В условиях рынка выживают только сильные жизнеспособные хозяйственные единицы.

6.Социальная. Участники рынка дифференцируются в зависимости от доходов.

Виды рынка:

рынок товаров и услуг;рынок труда;рынок капиталов;рынок информации;финансовый рынок.

Элементы рыночного механизма:цена, спрос,предложение,конкуренция.

Вальрасу и Маршаллу)

Спрос — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Величина спроса

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос — повышение величины спроса с ростом цены. Это наблюдается в случаях расточительного потребления, целью которого является демонстрация богатства (дорогие автомобили, модная одежда, ювелирные украшения). Товары, спрос на которые ведет себя таким образом, называют «товарами Веблена». Другое исключение относится к противоположному концу спектра: потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных продуктов, например, риса, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что потребители смогут потратить оставшиеся деньги (после удешевленной покупки) на другие, более разнообразные продукты. Подобные товары называются «товарами Гиффена». Спрос характеризуется также эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.

Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Какие факторы влияют на предложение?

изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...