Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели экономической эффективности инноваций




Показатель Сущность показателя
Интегральный эффект Он представляет собой величину разностей результатов и инновационных затрат за расчетный период, приведенных к одному, обычно начальному году, т.е. с учетом дисконтирования результатов и затрат. Другие названия интегрального эффекта: чистый дисконтированный доход, чистая приведенная или чистая современная стоимость, чистый приведенный эффект
Индекс рентабельности Он представляет собой соотношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам. Его другие названия: индекс доходности, индекс прибыльности. Он тесно связан с интегральным эффектом. Если интегральный эффект положителен, то индекс рентабельности > 1, и наоборот. В условиях жесткого дефицита средств должно отдаваться предпочтение тем инновационным решениям, для которых наиболее высок индекс рентабельности.
Норма рентабельности Представляет собой ту норму дисконта, при которой величина дисконтированных доходов за определенное число лет становится равной инновационным вложениям. В этом случае доходы и затраты инновационного проекта определяются путем приведения к расчетному моменту времени. Ее другие названия: внутренняя норма доходности, внутренняя норма прибыли, норма возврата инвестиций
Период окупаемости Это один из наиболее распространенных показателей оценки эффективности инвестиций. В отличие от используемого в практике показателя "срок окупаемости капитальных вложений", он также базируется не на прибыли, а на денежном потоке с приведением инвестируемых средств в инновации и суммы денежного потока к настоящей стоимости

 

Эффективность затрат покупателя на использование новшеств можно определять, а также управлять ею, через сравнение следующих показателей:

1) затраты на производство и реализацию продукции до и после введения новшеств;

2) выручку от реализации продукции до и после введения новшеств;

3) стоимость потребляемых ресурсов до и после введения новшеств;

4) среднесписочную численность персонала и т.д.

Для повышения эффективности инновационного менеджмента используют различные приемы, которые воздействуют на созда­ние, реализацию и диффузию инноваций.

Среди данных приемов выделяют [11]:

1. Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего вы­соким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии. Бенч­маркетинг — это изучение бизнеса.

Различают общий и функциональный бенчмаркетинг.

Общий бенчмаркетинг представляет собой анализ основных сфер деятельности конкурентов и сравнение показателей биз­неса для выявления перспективных направлений разработок. При осуществлении общего бенчмаркетинга может быть использована патентная информация, на основе которой определяется инно­вационная политика фирмы-конкурента и составляются прогно­зы относительно изменений в рыночной конъюнктуре.

Функциональный бенчмаркетинг основан на анализе пара­метров работы отдельных функциональных подразделений. При­меняется для изучения опыта в интересующей функциональной сфере деятельности (маркетинговые исследования, управление персоналом при осуществлении инновационных процессов и пр.).

Бенчмаркетинг используется для снижения риска отторже­ния инновации рынком благодаря учету проблем, возникающих при реализации подобных инновационных проектов в других фирмах.

2. Инжиниринг — инженерно-консультационные услуги по созданию новых объектов. Инжиниринг осуществляется специ­ализированными инжиниринговыми компаниями. Обычно это ма­лые инновационные фирмы, с которыми заключается контракт для осуществления начальных этапов инновационного процесса.

Инжиниринг бизнеса направлен на совершенствование ком­мерческой деятельности фирмы для повышения ее конкуренто­способности.

3. Реинжиниринг — разновидность метода инжиниринга.

Однако реинжиниринг — это осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных по­казателей деятельности фирмы, это кардинальное перепроек­тирование бизнес-процессов, использование любых возможно­стей для осуществления нового бизнеса. В отличие от инжини­ринга реинжиниринг обеспечивает улучшение показателей на 100—500%. Реинжиниринг нацелен на использование новых прин­ципов, новых форм организации, проникновение в новые отрас­ли, освоение новых видов деятельности.

Объектами реинжиниринга могут быть:

1) фирмы-лидеры, осуществляющие наступательную инно­вационную политику;

2) фирмы-последователи, для которых в будущем прогнози­руется неблагоприятная рыночная конъюнктура;

3) фирмы, находящиеся в кризисном положении.

Прогнозирование и риск в инновационном

Менеджменте

Инновационные проекты относятся к категории наиболее вы­сокого риска для инвестиций, поэтому при поиске инвестиций из коммерческих источников инициатору инновационного проекта нужно реально оценить свои шансы.

При прогнозировании различают два понятия: риск и неопределенность [4, 9].

Неопределенность – определяется неполнотой и неточностью информации об условиях реализации инновационного проекта.

Риск – это возможность возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий от них.

Риск инновационных проектов учитывает вероятностный харак­тер ожидаемого результата в условиях неопределенности.

Иными словами, риск инновационных проектов — это неопределенность, зави­сящая от принятых решений, реализация которых происходит толь­ко с течением времени.

Оценка риска является частью любых предпринимательских решений, в том числе и связанных с инновационными проектами. Инновационные проекты зависят от капиталовложений в отдельные отрасли, предприятия, производства.

При построении классификации рисков инновационных проек­тов целесообразно использовать блочный принцип. Блочный прин­цип классификации рисков инновационных проектов предполагает распределение риска по категориям, подвидам, группам и подгруппам и другим уровням. Именно из-за многообразия рисков иннова­ционных проектов классификация рисков проводится не по сквоз­ному, а по блочному принципу. Риски могут быть внешние, внут­ренние и смешанные [4,7,9].

К внешним рискам относят:

1) общеэкономический,

2) рыночный,

3) со­циально-демографический,

4) природно-климатический,

5) информаци­онный,

6) научно-технический,

7) нормативно-правовой виды риска.

При этом причины, обусловливающие внешнеэкономический, ры­ночный, природно-климатический, информационный, научно-тех­нический и нормативно-правовые виды риска, заключаются в дейст­виях субъектов внешней среды, а также внутренней, поэтому они относятся к категории смешанных.

Смешанные риски связаны с деятельностью разработчиков иннова­ционных проектов.

При оценке риска инновационных проектов имеются в виду:

1) степень соответствия проекта рыночной и инновационной страте­гиям предприятия;

2) уровень научно-исследовательских работ;

3) уро­вень производства;

4) инновационный маркетинг.

Для управления инновационными рисками целесообразно их систематизировать. В инновационных проектах важно учитывать риск невостребованности новой продукции, нового проектного ре­шенияи др.

Для избежания последствий невостребованности продукции пред­приятие-производитель должно проанализировать причины этого, в связи с чем необходима классификация факторов риска невостребо­ванности продукции.

Риск невостребованности продукции — это вероятность потерь для предприятия-изготовителя вследствие возможного отказа потре­бителя от его продукции. Он характеризуется величиной возможно­го экономического и морального ущерба, понесенного фирмой по данной причине вследствие падения спроса на ее продукцию.

Риск невостребованности продукции относится к категории смешанного и связан как с неопределенностью внешней обстанов­ки, так и с деятельностью самого предприятия, производящего и (или) реализующего продукцию [4,9].

Факторы риска невостребованности продукции:

1) факторы производства;

2) среда возникновения;

3) центры ответственности;

4) центры затрат;

5) виновники возникновения;

6) производственные условия;

7) время возникновения;

8) время обнаружения;

9) виды продукции;

10) потребитель продукции;

11) каналы сбыта;

12) спрос на продукцию.

Возникновение риска невостребованности инновационной про­дукции обусловлено внутренними и внешними причинами.

Внутренние причины зависят от деятельности организаций. К ним относятся:

1) недостаточная квалификация персонала;

2) неправильная организация производственного процесса;

3) неправильная организация снабжения предприятия матери­альными ресурсами;

4) неправильная организация сбыта готовой продукции;

5) нечеткое управление предприятием.

Внешние причины, как правило, прямо не зависят от деятельности разработчиков инновационных проектов. Основными внешними при­чинами, вызывающими риск невостребованности, являются:

1) инженерно-конструкторские;

2) платежеспособность потребителя;

3) транспортные;

4) организация работы и состояние финансовой системы;

5) повышение процентных ставок по вкладам;

6) социально-экономические;

7) демографические;

8) географические;

9) нормативно-правовые;

10) политические и др.

Инженерно-конструкторские включают в себя уровень конст­руктивно-технологической проработки и соблюдения сроков сдачи технических условий на изделие.

На каждом этапе существуют специфические причины возник­новения риска, методы сбора информации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, пути преодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции.

Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла про­дукции производится экономике-статистический анализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия.

По времени обнаружения риска невостребованности продукции выделяют три периода:

• предшествующий;

• текущий;

• последующий.

Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в периоде, предшествующем производству, когда предприятие еще не понесло производственные затраты.

Таким образом, экономический риск — это возможность (вероят­ность) потерь, возникающих при принятии и реализации экономи­ческих решений.

Экономические риски связаны прежде всего с финансированием и калькуляцией проекта. Они могут возникнуть по причине ошибочного планирования, калькуляции и оценок. Главным следствием таких рисков является изменение общепроект­ных затрат. Причины возникновения бывают разными, например внешние влияния (политические потрясения, местное законодатель­ство и т.д., а также внутренние факторы; ошибки менеджмента).

Дальнейшее разграничение рисков инновационных проектов осуществляется по следующим принципам [4,7]:

1) риск оригинальности обусловленный тем, что оригинальные тех­нологии могут быть невостребованы производством и рынком;

2) риск технологической неадекватности (новая продукция ста­новится инвестиционно-привлекательной, если может быть технологически применима в производстве);

3) риск финансовой неадекватности (несоответствие значения ин­новационного проекта и предоставляемых финансовых средств на его реализацию);

4) риск неуправляемости проектом (успешная реализация проекта предполагает сочетание оригинальности и проработанности проекта и сплоченности и профессионализма управленческой команды);

5) технические риски возможны в ходе изготовления и позже в ходе монтажа и коммерческой эксплуатации приобретенного оборудования. Вследствие их появления снижается качество работы оборудования и произведенной на нем продукции. Причиной возникновения технических рисков являются слож­ность оборудования, а также неопытность персонала в при­менении новых систем и технологий;

6) риски сроков возникают, если неправильно учтено время на выполнение определенных работ, а также на проведение раз­личного рода вспомогательных мероприятий (сбор информа­ции, составление документации, деловые поездки и т.д.);

7) социокультурные риски, связанные с социальными, политиче­скими факторами, культурными нормами, ценностями и другими отношениями в обществе;

8) политические риски возникают в результате особенностей и различий в политических и экономических системах отдельных государств, например налоговое законодательство, экспортно-импортные ограничения, опасности военных действий и поли­тических переворотов;

9) юридические риски включают в себя все возможные риски, возникающие вследствие законов, предписаний, контрактов и договоров.

Риски окружающей среды проекта — основная причина возник­новения прочих рисков, они оказывают непосредственное влияние на успех реализации проекта, поэтому и стоят во главе причинно-следственной схемы участников проекта. Внутренние риски, с одной стороны, возникают из рисков окружающей среды (внешних), а с другой — сами могут быть причиной возникновения проблем. Эти две группы относятся к первичным проектным рискам. Все другие риски — следствие первичных рисков (риски качества, мощностей, выполнения сроков, затрат и т.д.).

Прогнозирование в инновационном менеджменте - это систе­ма научных представлений о направлениях развития в будущем ин­новационной идеи или отдельных ее элементов.

Прогнозирование инноваций основывается на обработке имеющейся в настоящий момент информации об инновационном объекте и его развитии, а также внешних и внутренних условиях этого развития как в на­стоящий момент, так и в будущем. Прогнозирование необходимо потому, что проект развивается в условиях неопределенности, кото­рые являются причиной, вызывающей отличия его реальных харак­теристик от ожидаемых.

Одной из главных целей прогнозирования на всех стадиях раз­вития инновационного проекта является предсказание источников и форм для финансирования работ по данному проекту.

При прогнозировании развития стадии достартового финансиро­вания и ее характеристик основное внимание уделяется выживанию проекта, т.е. успешному завершению стадии. Рассматривают также результаты работы по первому этапу, включая основные характери­стики инновационного объекта, а также спрос на инновационный объект. Проводят исследование будущего развития рынка, наличия необходимых для создания инновационного объекта ресурсов и технологий, влияния на окружающую среду, определяют возмож­ные методы предотвращения экологических загрязнений, связи с другими отраслями и возможность их реализации, наличие и стои­мость финансовых и трудовых ресурсов.

Прогнозирование развития стадии стартового финансирования связано с исследованием возможности изготовления инновацион­ного продукта и результатов испытаний узлов и объекта в целом.

Работы по прогнозированию стадии начального расширения свя­заны с возможностью создания и ввода в строй оборудования и с его успешной эксплуатацией. На этой стадии прогнозируются воз­можность проведения дополнительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, постройки необходимых зданий и сооружений, приобретения оборудования, наличие рынков сбыта и объемы сбыта, наличие и возможность набора персонала нужной квалификации. Определяется будущая прибыль от продаж и ее со­отношение с текущими инвестиционными расходами.

Для стадии быстрого расширения проводятся те же работы по про­гнозированию, что и для предыдущей стадии. Особенность состоит в том, что бизнес начинает приносить значительную прибыль.

Прогноз для стадии ликвидности связан с возможностью выхода на фондовый рынок, т.е. с возможностью пройти операцию листинга.

Для стадии зрелости прогнозирование посвящено в основном получению прибыли и определению срока выхода из бизнеса, т.е. срока существования продукта на рынке.

Прогнозирование возможно только при наличии прошлой и со­временной информации об объекте. В частности анализ этой ин­формации позволяет определить тенденции развития как объекта, так и его окружения. Следует иметь в виду, что невозможно точно указать будущее значение прогнозируемого показателя. Можно ука­зать только интервал, в который попадет этот показатель с задан­ной вероятностью.

При анализе неопределенности и рисков используются качест­венные и количественные методы [4,7].

Качественный подход позволя­ет выявить и идентифицировать возможные виды проектных рис­ков, описать причины и факторы, влияющие на уровень данного вида риска и предложить систему антирисковых мероприятий. В общем случае качественная оценка рисков инновационного про­екта представляет собой описательный метод, по результатам ко­торого аналитик приходит к количественному описанию рисков проекта.

Проведение количественного анализа рисков инновационного проекта является продолжением качественного анализа. Количест­венный подход к анализу рисков связан с численным определением величин отдельных рисков и риска проекта в целом.

К наиболее часто встречающимся методам прогнозирования от­носятся [4]:

1) метод экспертных оценок (метод «Дельфи»);

2) метод экспертных оценок «Форсайт»;

3) прогнозирование динамики по­казателей проекта;

4) корреляционно-регрессионный анализ;

5) метод Монте-Карло;

6) анализ точки безубыточности;

7) анализ чувствительно­сти.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных методов [4,7,11]:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...