Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки правосудия. Виды судопроизводства. Отличие правосудия от иных видов правоприменительной деятельности.




Понятие и система правоохранительных органов в РФ.

Правоохранительные органы — обособленная группа (преимущественно) государственных органов, уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.

Система:

В целом, в России к правоохранительным органам относят:

1) Cуды общей юрисдикции

2) Арбитражные суды

3) Конституционный суд России

4) Прокуратура России

· Следственный комитет при Прокуратуре России

5) Федеральная служба безопасности

6) Служба внешней разведки

7) Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков

8) Федеральная таможенная служба

9) Федеральная налоговая служба

10) Федеральная миграционная служба

11) Нотариат

Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций:

ü Конституционный контроль

ü Осуществление правосудия

ü Прокурорский надзор

ü Расследование правонарушений

ü Обеспечение безопасности

ü Исполнение судебных решений

ü Оперативно-розыскная деятельность

ü Охрана общественного порядка

ü Оказание юридической помощи

Законодательство о суде и иных правоохранительных органах в РФ. Основные этапы его развития.

Законодательство о суде и иных ПО в РФ. Основные этапы его развития.

Деятельность ПО в РФ регламентируется десятками нормативных актов, т.к. учебная дисциплина «ПО» касается многих государственных и негосударственных организаций и должностных лиц.

Особенностью нормативного регулирования правоохранит деятельности является то, что нормативные акты, регламентирующие данную деятельность, имеют различную юридическую силу.
Существует несколько классификаций нормативных актов, регламентирующих порядок организации и деятельность ПО

I. Классификация по юридической силе (значению) источника.

· международные договоры;

· Конституция РФ;

· Законы РФ и ее субъектов: ФКЗ; ФЗ; законы субъектов РФ

· Указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ РФ;

· Нормативные акты министерств и ведомств, которые являются ПО или осуществляют отдельные правоохранительные функции.

II. Классификация по содержанию нормативных источников.

· общего характера (Конституция РФ, международные договоры РФ)

· об организации и порядке деятельности судов (Закон РФ "О статусе судей");

· о прокурорском надзоре и органах прокуратуры (ФЗ "О прокуратуре РФ", и др.)

· имеющие отношение к организации и порядку деятельности органов предварительного расследования (УПК РСФСР и другие);

· об организации юридической помощи (Положение об адвокатуре и др.)

· об организации и деятельности органов юстиции (Положение о Мин.юсте)

 

 

Вплоть до 1864 г. сохранялась косвенная зависимость судов от Императора и исполнительных органов.

1860 г. – Закон о судебных следователях. Этим самым и была разработана концепция реформы «Основные положения преобразования судебной части в России» (1862 г.).

Судеб. реформа 1864 года (официально шла 30 лет, на деле - 50). Суды присяжных внедрить эта реформа не смогла. Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердив 4 закон. акта, кот. позже стали называться Уставами. Учреждение судебных установлений; Уставы уголовного и гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

В конце 19, начале 20 века широкое распространение приобрели Чрезвычайные суды. Создавались для рассмотрения дел, связ. с посягательством на основы гос. строя.

1917 год – Керенский (Министр Юстиции) издал Инструкцию для временных судов, в их состав входили уже избранные мировые судьи, проходили с участием представителей народа.

1917 – 1924 гг. – период создания чрезвычайных судов (военных трибуналов) параллельно с обычными судами.

К концу данного периода сформировались 3 подсистемы: Общие (общегражданские) суды; Революц. трибуналы; Революц. воен. трибуналы.

Первый процессуальный кодекс РСФСР 1922 года: Решение о восстановлении институтов адвокатуры, прокуратуры.

Итог реформы 1922-24 гг. был подведен принятием Положения о судопроизводстве 22 года (упразднение революционных военных трибуналов, единая система общегражданских судов, сост-х из: народные суды, губернские суды).

Конституция 1953.

1958 год – принятие основного законодательства о судоустройстве СССР..

1960: Закон о судоустройстве, УК, УПК.

1989 – приняты новые Основы законодательства о судоустройстве.

Понятие и признаки правосудия. Виды судопроизводства. Отличие правосудия от иных видов правоприменительной деятельности.

Правосудие - это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебных заседаниях, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов Российской Федерации.

Отличительным свойством правосудия является:

  1. Его осуществление только судом;
  2. Рассмотрение дел в определённой форме, в соответствии с установленными законом правилами. Оно происходит в форме судебных заседаний непрерывно, устно и открыто;
  3. Оно может осуществляться только определёнными законом способами, а именно путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке юридических дел;
  4. Вид государственной деятельности может осуществляться только с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально определён процессуальным законодательством.

 

правосудие - совершаемая в процессуальном порядке правоприменительная деятельность суда по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, а также экономических споров в целях охраны прав и интересов граждан, организаций и государства.

 

Судопроизводство — процесс рассмотрения дела в суде в соответствии с нормами процессуального законодательства.

Судопроизводство и правосудие - понятия близкие, но не совпадающие, ибо первое может закончиться и без осуществления правосудия.

Принципы:

1. Принцип законности. Законность – это принцип точного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона

2. Осуществление только судом. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ

3.Независимость судей Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ

4.Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом. В соответствии ст.19 Конституции РФ - Все равны перед законом и судом..

7.Принцип презумпции невиновности. «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана.» [1, ст.49

8.Гласность судопроизводства. «Разбирательство дел во всех судах, - установлено ч.1 ст.123 Конституции РФ, - открытое»

12. Непосредственность и устность судебного разбирательства. В силу принципа непосредственности выводы в приговоре суд обязан делать на основе доказательств, исследованных самим судом в судебном заседании. Устность судебного разбирательства состоит в том, что доказательства должны быть восприняты судом устно и устно обсуждаться участниками процесса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...