Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что говорят о книге «Пробуждение тигра» специалисты в области медицины, науки и здравоохранения

Содержание

Вступительное слово

Что говорят о книге

Благодарности

Введение

 

Пролог

 

Отдавая телу должное

 

Часть I: Тело как целитель

 

1. Тени забытого прошлого

2. Тайна травмы

3. Раны, которые могут исцелять

4. Этот странный новый мир

5. Исцеление и сообщество

6. Отражая травму

7. Опыт животного мира

8. Как биология становится патологией: Замирание

9. Как патология становится биологией: Оживление

Часть II: Симптомы травмы

 

10. Ядро травматической реакции

11. Симптомы травмы

12. Реальность травмированного человека

 

Часть III. Трансформация

 

13. Программа повторения

14. Трансформация

15. Час одиннадцатый: Трансформируя социальную травму

Часть IV. Первая помощь при травмах

 

16. Оказание первой (эмоциональной) помощи после аварии

17. Первая помощь детям

 

Эпилог: Три мозга, один разум


Вступительное слово

 

Дорогие читатели!

 

Я рада представить вам эту замечательную и долгожданную книгу, которая посвящена одной из самых загадочных й трагичных областей человеческой жизни — опыту переживания травматических ситуаций и преодолению их разрушительных последствий. Данная книга, безусловно, является необыкновенно актуальной и своевременно, поскольку травма становится чуть ли не привычной реальностью нашей повседневной жизни, и человечество стоит перед необходимостью поиска эффективных путей и способов исцеления от психических травм. Наша жизнь переполнена травмами, к их источникам относятся такие стрессовые события как, стихийные бедствия и природные катастрофы-ураганы, землетрясения, наводнения, пожары, а также — войны, террористические акты, насилие, несчастные случаи, аварии, разнообразные потери и др. Кроме того, психические травмы могут быть получены в результате серьезного заболевания, хирургической операции, медицинских процедур, трудных родов, стрессов во время беременности и других травматических событий. Особенность современных травм состоит в том, что травматические события приобретают все больший масштаб и затрагивают не только отдельного человека, но целые группы людей, народы, страны и даже регионы. Центральная тема настоящей книги — это шоковая травма и работа с ней.

Автором книги является Питер Левин — известный американский ученый и психотерапевт, который более 30 лет занимается исследованиями в области травмы и посттравматических стрессовых расстройств. Его работы, посвященные шоковой травме, получили мировое признание. П. Левин работает в области соматической психологии и психотерапии и имеет большой опыт клинической практики. Это первая книга автора в России, где обобщены результаты его научных исследований и богатый опыт практической работы. Питер Левин является не просто традиционным ученым — исследователем, а его называют ученым — целителем. Последнее словосочетание звучит несколько необычно, но оно отражает дух работы П. Левина. Создавая собственный подход для исцеления травмы, автор широко использует знания гуманитарных и естественных наук, опирается на знания в области биологии, нейрофизиологии, нейропсихологии, иммунологии, и, кроме того, обращается к нетрадиционным знаниям — к древним практикам шаманов и восточных целителей. Объединяя последние с современными методами психотерапии и медицины, он тем самым, взаимно обогащает и развивает их. Свой метод автор назвал соматическое переживание, делая акцент на телесных процессах в терапии психической травм. Левин создал Фонд изучения человека, где обучает своему методу и подходу.

Книга «Пробуждение тигра» — это волнующее и захватывающее путешествие по лабиринтам мира травмы и ее исцеления. По мнению автора, исцеление травмы является «даром богов — героическим путешествием, в котором каждый из нас имеет право занять свое место». Читателей этой книги ждет много интересных открытий. И, прежде всего, это открытие нового нетрадиционного и самобытного подхода к пониманию природы травмы и работы с ней.

Остановлюсь на основных положениях этого подхода и его значении.

Стремясь раскрыть тайну природу травмы, Левин рассматривает травму как природный феномен и описывает физиологические и биологические механизмы травмы. Преодолевая традиционное для медицины понимание травмы и ее последствий как посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), основанного на патологии мозга, Левин исходит из того, что травма является результатом нарушения естественных психобиологических процессов, а не психической патологией, и может быть исцелена. Он убедительно доказывает, что психическая травма образуется вследствие незавершенной инстинктивной реакции организма на травматическое событие, реакции бегства, борьбы или оцепенения.

Понимание механизмов травмы, предложенное Левином, проливает свет и на природу травматических симптомов. По мнению автора, травматические симптомы, такие как беспомощность, тревога, депрессия, психосоматические жалобы и др., возникают в результате накопления остаточной энергии, которая была мобилизована при встрече с травматическим событием и не нашла выхода и разрядки. Смысл симптомов травмы, по мнению авторов, заключается в том, чтобы удерживать эту остаточную травматическую энергию.

Понимание природы травмы позволило Левину раскрыть путь исцеления от разрушительных последствий травматического события. Он показывает, что для того, чтобы освободиться из плена травмы необходимо завершить травматическую реакцию, разрядить оставшуюся энергию и восстановить нарушенные процессы. Основной тезис автора состоит в том, что у человека есть естественная природная способность восстанавливаться после травмы и возвращаться в нормальное состояние динамического равновесия. Наличие природной тенденции к самовосстановлению после травмы является ценным открытием автора.

Левина раскрывает роль природного начала в разрешении травмы, и показывает, что освобождение от травмы требует обращения к репертуару инстинктов человеческого организма, которые содержат глубинное биологическое знание, позволяющее исцелять травму. Он показывает, что исцеление травмы в процессе психотерапии происходит благодаря настойчивому следованию инстинктивным реакциям.

Соматическая терапия травмы — это один из наиболее основательных, глубоких и продуктивных психотерапевтических подходов в работе с травмой. Эта терапия объединяет новейшие исследования психологию, физиологии травмы и последние достижения современного процессуально-ориентированного подхода в психотерапии. Соматический подход Левина опирается на фундаментальную идею целостности и широко использует взаимосвязи между сознанием и телом, психикой и духовностью, эмоциями и инстинктами в процессе исцеления травмы.

Автор, по сути, открывает и обосновывает новый путь в терапии психической травмы. Книга называется «Побуждение тигра», и в этом названии заключена основная идея терапии травмы. Освобождение от травмы требует пробуждения естественной природной способности человеческого организма восстанавливаться после травмы. Суть терапии психической травмы состоит в том, что в процессе психотерапии происходит пробуждение тех инстинктивных реакций на травматическое событие, которые не были завершены, и их завершение. Я хочу специально подчеркнуть, что развиваемый в книге подход впервые раскрывает возможности использования природного, инстинктивного начало, заложенного в человеке, на службу исцеления от травмы

Соматическая терапия травмы Питера Левина «отдает должное телу» и отводит особую роль телесным переживаниям в лечении психических травм. Открытием данного подхода является то положение, что возможности для исцеления от травмы лежат в переживании самой травмы, и что в теле находят механизмы, которые как создают травму, так и позволяют освободиться от нее. Автор убедительно показывает, что именно работа с телом помогает пробудить те естественные врожденные способности, которые позволяют выйти из «запутанных лабиринтов травмы». Стоит отметить одно важное положений, выдвинутое автором, о том, что исцеление травмы предполагает особое отношение к телу не как к механическому образованию, а как к живому, чувствующему, знающему и мудрому организму. Именно такой подход к телу позволяет пробудить природную естественную способность тела к исцелению и применить ее для освобождения от долговременных последствий травмы.

В книге автор убедительно доказывает, что без обращения к телу травма не может быть полностью исцелена. Опираясь на это положение, он объясняет недостаточность известных медицинских методом лечения травмы, которые сочетают в себе традиционную психотерапию и медикаментозное лечение. Именно отсутствие телесной работы, по мнению автора, и обусловливает ограниченность этих методом лечения травмы. Возможность использования телесности в терапии травмы становиться чудесным механизмом исцеления от симптомов травмы.

Я хочу специально обратить внимание читателя на то, что базовое положение концепции П Левина о существовании природной способности к исцелению, к самовосстановлению после травмы, созвучно идее о саморегуляции, развиваемой в отечественных работах в области клинической психологии и психотерапии, посвященным психической травме. Внутренние исцеляющие процессы, которые используются в терапии травмы, по сути являются внутренним процессами саморегуляции. Левин показывает, что пробуждение этих процессов происходит, благодаря обращению психотерапевта к ресурсам пострадавшего. В книге описывается, как можно использовать внутренние ресурсы тела для исцеления от травмы, каким образом человек сам может использовать свое тело для разрешения симптомов травмы. Книга богата практическими упражнениями, которые читатель может использовать в работе с собой в целях развития своих внутренних ресурсов. Представление о внутренних ресурсах близко соответствует представлениям о средствах опосредования и саморегуляции при разрешении травматических ситуаций, которые развиваются в работах Б. В. Зейгарник, основателя российской патопсихологии, и ее учеников. Хочется особо подчеркнуть, что положения, развиваемые концепцией Левина, могут быть с успехом использованы для продвижения отечественных подходов в работе с травмой. Опираясь на собственные исследования и практическую работу с психическими травмами, могу сказать, что левиновский подход расширяет представление о нарушении системы саморегуляции при психологических травмах и позволяет ввести положение о телесной саморегуляции, кроме того, он также развивает интегративные методы психотерапевтической работы с травмой.

Читателя этой книги ждет не только открытие нового подхода к пониманию травмы, но и нового метода работы с ней. Этот метод, как уже указывалось выше, был назван Левином «соматическое переживание». Данный метод направлен на активацию, осознавание и дезактивацию телесного переживания травматического опыта. Ключ к исцелению травмы лежит в телесно — ощущаемом чувствовании. Левин отводит достаточно значимую роль процессам телесного чувствования в терапии травмы. Суть работы заключается в том, что в ходе чувствования телесных ощущений происходит пробуждение тех естественных исцеляющих процессов, которые позволяют разрешить травму. Телесное чувствование актуализирует у человека, переживающего травму, незавершенные травматические реакции и помогает им завершиться. Это завершение происходит благодаря специфическим психологическим и физиологическим исцеляющим процессам, которые возникают в процессе телесного переживания и позволяют трансформировать травматические симптомы. Существенно, что мудрость телесного чувствования дает возможность использовать целостность человека, совместить силу его инстинкта и сознания и открыть те пути, которыми организм пытается исцелить себя.

Книга впервые представляет метод соматического переживания отечественному читателю. Этот метод занимает особое место среди традиционных психотерапевтических методов в работе с травмой. Главенствующую роль он отводит не чувствам, мыслям, воспоминаниям, образам или поведению, как это принять в других методах, а телесным ощущениям которым практически не уделяется внимания в хорошо известных психотерапевтических метода, таких как психоанализ, когнитивная терапия и даже гештальт-терапия. Согласно методу соматического переживания, чувствование телесных ощущений позволяет осуществить соматическую процессуальную работу с травмой. В свое время, присутствуя на психотерапевтическом семинаре в Сан-Франциско и впервые наблюдая за работой методом соматического переживания, я была поражена красотой и глубиной того процесса, который разворачивался в ходе этой работы, и теми существенными изменениями, которыми она завершилась. Самым удивительным было то, что эти захватывающие психотерапевтические процессы развивались из простого переживания и осознавания телесных ощущений. В книге работа этим методом представлена в прекрасных описаниях ряда индивидуальных психотерапевтических случаев.

Безусловно, метод соматического переживания должен стать предметом будущих научных исследований. Этот метод может найти широкое применение не только в психотерапии, но и в клинической психологии и психосоматике. На практике уже показано, что данный метод позволяет не только исцелять травму, но и устранять симптомы психосоматических заболеваний, и даже работать с личностной идентификацией.

Успех соматического подхода и метода соматического переживания связан с тем, что он опирается на фундаментальный принцип психосоматического единства. Взаимодействие тела и сознания используется в процессе терапии психической травмы в целях пробуждения внутренних исцеляющих процессов и освобождения от травматических симптомов.

Раскрывая сложную коммуникацию между сознанием и телом, автор опирается на серьезные научные исследования и богатый опыт практической работы. Именно всестороннее глубокое научное и практическое обоснование Левином своего метода работы с травмой, обусловило его эффективность. Стоит сказать, что современная практическая психотерапия, к сожалению, достаточно редко проявляет интерес к серьезным научным исследованиям и развивается в отрыве от научного контекста, метод и подход Левина представляет удачное исключение их привычного положения вещей.

У представленного в книге подхода есть хорошая перспектива. Он ценен не только для работы с травмой, но имеет и более общее и широкое значение. Он показывает не только, как можно справиться с травмой и преодолеть ее болезненные последствия, но и как можно использовать работу с травмой для преобразования личность, восстановления ее целостности и обретения полноты жизни. Левин рассматривает травму как природный феномен, как дар, которые ведет к преображения личности на пути развития и совершенствования. «Исцеление травмы — это чудесны дар, возвращающий нас в уникальный мир взлетов и падений, гармонии, любви и сострадания» — пишет Левин. Автор показывает, что остаточная энергия травматического симптома, если ее правильно мобилизовать и заставить действовать в нужном направлении, «может трансформировать травму и привести человека к новым высотам мастерства, исцеления и даже мудрости».

Хочется специально подчеркнуть, что подход П. Левина не ограничиваемся только рамками соматической психологии и телесно — ориентированной психотерапии, но и имеет экзистенциальное звучание. По сути, автор рассматривает травму как экзистенциальную данность человеческого существования, его бытия, которую необходимо принять, пережить и трансформировать на благо себя и своей жизни. И действительно травма — это неизменную данность, неизбежное условие нашего существования, которое проявляется в неминуемом столкновении с критическими стрессовыми событиями жизни, которые не зависят от нашей воли. Травма — это не просто болезненное состояние, от которого следует избавиться, а человеческое страдание, переживание, через которое нужно пройти, завершить и преобразовать в целях изменения себя и своей жизни. Травма —это то, что помогает постичь глубокий смысл и необходимость переживания страдания в жизни каждого человека. Травма — это то, что бросает экзистенциальный вызов жизни и способу существования человека в мире и ставит его перед необходимостью фундаментальных жизненных изменений.

Основная идея этой книги, которая очень близка мне лично, звучит жизнеутверждающе и состоит в том, что «травма — это не пожизненный приговор», а реальное жизненное событие, которым можно преодолеть и трансформировать на благо изменения качества своей жизни, преображения личности, восстановления и приумножения своих жизненных сил и возможностей. Работа с травмой пробуждает дремлющие в человеке жизненные силы и энергии, его природное начало. Она направляет силу его жизненности, жизненного инстинкта во благо исцеления, преобразования жизни и личности человека. Таким образом, травма — это шанс для преображения человеком своей жизни и личности, и автор открывает путь, как можно использовать этот шанс.

Левин подчеркивает в книге, что потенциально травма является одной из важнейших сил, способных вызвать психологическое, социальное, и духовное пробуждение и развитие человека. Соматический подход в исцелении травмы использует единства тела, сознания и духа и позволяет проникнуть в глубинные тайны человеческой духовности. Важно подчеркнуть, что терапия травмы, обращаясь к телу и пробуждая жизненные силы и энергии человека, пробуждает и его духовное начало. Она пробуждает и использует внутренние исцеляющие состояниям или духовные состояния в целях психотерапии. Это еще один очень значимый и существенный момент в работе с травмой.

Стоит отметить еще один важный аспект исцеления травмы. Терапия травмы способно изменить не только личность человека, но и сообщество, помогая перестроить отношения в нем. Как указывает Левин, освобождение от травмы становится возможным благодаря созданий особых отношений в сообществе, отношениям сопереживания, сострадания, соучастия. В терапии эти отношения получили название «сопереживающего присутствия». Развитие именно такого качества отношений будет способствовать социальным изменениям на уровне общества.

Таким образом, книга Питера Левина «Пробуждение тигра» — сочетает в себе серьезность научного исследования, ценность практического руководства и увлекательность психологического бестселлера. Она содержит в себе новый самобытный теоретический подход к пониманию природы травмы, ее механизмов, особенностей повторного проигрывания и преодоления травмы, и процесса ее исцеления. Подход обращен к присущей человеку врожденной мудрости исцелять, которая вытекает из природы его базовых биологических инстинктивных реакций. Открытие этой способности имеет очень большой значение Для работы с травмой. Автор убежден, что используя эту способность к исцелению, человечество научиться исцелять себя и мировое сообщество от крупно масштабных социальных и природных катастроф.

Эта книга дает вдохновение и надежду. Информация, изложенная в это книге, полезна практически для каждого человека, сталкивающегося с травмами, она позволяет преодолеть болезненные последствия психических травм и предотвратить возникновение новых травм. Книга дает средства помощи пострадавшими и помогает найти пути выхода из самых сложных травматических ситуаций. Это книга о том, как можно помочь самому себе Преодолеть травму, используя свои внутренние ресурсы. В книге дается описание принципов оказания первой помощи при авариях и раскрываются способы помощи травмированным детям. Кроме того, в ней дается также информация о предотвращении развития травмы после несчастного случая.

«Пробуждение тигра» — яркая и незаурядная книга. Она написана необыкновенно живо и увлекательно. Автор нашел ясную и простую форму изложения достаточно сложных научных идей и концепций. Она ориентирована на практику. Книга богата описанием психотерапевтических случаев и содержит упражнения для работы с собой. Эти упражнения позволяют читателю на собственном опыте убедиться, как действуют процессы телесного чувствование, раскрыть свои телесные ресурсы и возможности для исцеления.

Книга адресована самому широкому кругу читателей. Она читается удивительно интересно и легко. В ней мало специальных терминов. Книга одинаково привлекательна как для профессионалов, так и для непрофессионалов. В ней могут найти ценное знание ученые-исследователи и специалисты практики-медики и психологи, психотерапевты, консультанты, социальные работники и целители. Она поможет справиться с вторичной травматизацией специалистам, которые постоянно контактирую с жертвами несчастных случаев и стихийных бедствий — работникам служб по чрезвычайным ситуациям, правоохранительных органов, пожарным и др. Эта книга полезна как взрослым, так и детям. Она доступна родителям, воспитателям, учителям, которые найдут для себя нужную информацию, помогающую справиться с травмами у детей.. Она полезна также простым читатели, которые смогут обнаружить для себя ценные рекомендации по разрешению собственных жизненных травм.

Эта книга не только показывает читателю, как можно преодолеть травму, но и позволяет ему понять, как действует его тело, как можно повысить свою жизненность и научиться делать свою жизнь полнее и счастливее. Читатель открывает для себя мир телесных переживаний и его возможностей как чудесный аспект человеческого существования.

Соматический подход в работе с травмой Питера Левина и его метод соматического переживания получил широкое распространение в США и Канаде, преподается в странах Западной Европы, и уже нашел свое применение в России.

Книга и подход Левина стали известны российским специалистам, психологам и психотерапевтам, задолго до того, как она была переведена на русский язык. Освоение соматической терапии травмы в России началось 1998 году в рамках Международной обучающей программы «Соматическая терапия психической травмы», которая проводилась в Москве под руководством американскогопсихотерапевта Джона Ингла, ученика и последователя Питера Левина. Обучение Дж. Ингла показало, что работа с травмой не только тяжелый профессиональный труд психотерапевта, но и увлекательное живое дело, которое позволяет человеку найти новые жизненные силы и ресурсы для восстановления своего здоровья, изменения жизни и преображения своей личности. Работа с травмой дает знание о человеке на глубоком экзистенциальном уровне.

Исцеление травмы - это глубинная терапия, это глубинная соматическая и экзистенциальная работа с трагическим аспектом человеческой жизни. Богатые возможности соматического процессуальногоподхода обеспечили его достаточно широко практическое применение. Специалисты по соматической терапии психической травмы, подготовленные в рамках программы, достаточно широко и эффективно использовали этот подход в работе с разного рода психологическими травмами. Соматический подход применялся во время работы с травмами у участников боевых действий в Чечне, у пострадавших в результате террористического акта в Москве ми Дубровке в 2002г., от взрывов в московском метро в 2003г. Он широко использовался при работе с детьми, их родителями и учителями, пострадавшими во время трагедии в г. Беслане в 2004 г. Специалистами по работе с травмой проведены научные исследования, которые показали эффективность использования метода соматического переживания в психотерапевтической работе. Этот метод успешно применялся для разрешения психологических травм у пациентов с пограничными психическими расстройствами, в работе с делинквентными девочками-подростками, страдающими от травм, связанных с насилием, с потерей родителей и др. В 2004-6 годах в рамках Международной программы состоялись три международные научно-практические конференции по в работе с травмой, которые объединили себя специалистов разных подходов и направлений.

Издание этой книги в России стало возможно благодаря участию и помощи целого ряда людей. Я хочу поблагодарить, прежде всего, Джона Ингла, который содействовал получению согласия Питера Левина на издание книги в России. Хочу выразить благодарность Дмитрию Валуеву, который оказывал организационную помощь в подготовке книги к публикации. Хочется поблагодарить и Викторию Березкину-Орлову, которая также содействовала изданию этой книги.

Надеюсь, что данная книга обогатит российскую психологию и психотерапию в области работы с психическими травмами и даст новые средства помощи пострадавшим.

Желаю интересного чтения!

Елена Мазур

Директор Международной программы: «Соматическая терапия психической травмы».

Что говорят о книге «Пробуждение тигра» специалисты в области медицины, науки и здравоохранения

 

В жизни каждого человека в определенный момент возникают проблемы, к которым он оказывается не подготовленным. Читайте и учитесь, готовьтесь к жизни, обретая исцеление.

Бернард С. Сигал, доктор медицины,

Автор бестселлера «Любовь, медицина и чудеса*,

«Мир, любовь и исцеление*

Чудесно! Бесподобно! Революционное исследование физиологических воздействий и причин травмы — основанное на реальном опыте, которое значительно расширяет наше понимание психики и поведения человека. Идеи автора о том, как исцелиться от травмы и смягчить ее последствия, кажутся почти невероятными в своей простоте. Он ясно показывает нам, что от травмы можно излечиться, что она—не смертный приговор для нас. Эта книга необходима как профессионалам, так и непрофессионалам. Понимание природы травмы и пути ее исцеления может действительно спасти человечество от саморазрушения.

Мира Роттенберг, почетный директор, Центр по лечению детей с психическими нарушениями «Блюберри», Автор книги «Дети с изумрудными глазами»

Эта книга очень богата идеями, освежающими в нашей памяти одну из важнейших областей нашей жизни. Она прекрасно обоснована, написана с энтузиазмом, и читать ее на удивление легко. Работа Левина имеет самое широкое применение, она полна солидных научных идей, изложенных четко и ясно. Это — выдающаяся книга, возможно даже — гениальная.

Рон Кертс, автор книг «Что открывает нам тело» и «Телесно-ориентированная психотерапия»

Книга «Пробуждение тигра» представляет читателю оригинальный научный подход к исцелению от травмы — Соматическое Переживание. Данный терапевтический подход основывается на понимании двухсторонней связи между нашим мышлением и нашей физиологией. Левин убедительно показывает нам, что наш главный целитель — это собственное тело, и психологические шрамы, возникшие в результате травмы, могут исчезнуть без следа — но только в том случае, если мы прислушаемся к голосу своего тела.

Стефан В. Порджес, доктор наук Профессор в области психологии развития человека, Мерилендский университет, ученый — исследователь, изучающий нейропсихологические основы эмоциональной регуляции стрессового и нормального состояния человека.

Захватывающее и почти лирическое путешествие по лабиринтам травматического состояния, где экскурсы в эволюцию дополняются практическим клиническим опытом. Читатель непременно будет увлечен теорией доктора Левина о травматизации и трансформации. Эта теория — важнейший вклад в развивающуюся и захватывающую науку о взаимодействии тела и психики в ходе лечения болезни.

Роберт С. Скейр, специалист в области неврологии, Директор медицинской службы реабилитации, Болдерская общественная больница, Центр «Мейплтон», г. Болдер, штат Колорадо.

Левин знает то, как человек может выйти из травматического состояния с помощью естественного процесса, уже заложенного в его теле, вместо того, чтобы вновь и вновь переживать случившееся.

Юджин Дженлин, доктор наук, Создатель метода — Фокусирование

Питер Левин подходит к исцелению травмы с творческой стороны, отважно устремляясь в неизведанные земли. Он всегда был упорным и последовательным, изучая природу травмы, ее связь с телом человека и способы ее излечения. Все, кто изучает процессы исцеления, уже давно ожидают книгу, подобную этой.

Дон Хенлон Джонсон, доктор наук, Писатель, профессор в области соматической психологии, Калифорнийский Институт Интегральных Исследований

Работа Левина раскрывает перед нами истинные причины посттравматического стрессового расстройства, позволяя нам понять причины столь сильной ограниченности современных психиатрических и психологических методов лечения травмы. Его подход позволяет нам «добраться до физиологических корней проблемы посредством чувствования телесных ощущений. Мудрость телесно ощущаемого чувствования дает нам возможность совместить инстинкт животного и интеллект человеческого существа. Нехватка любого из них обрекает нас на бесконечную вражду друг с другом — до тех пор, пока все мы не погибнем. Но если оба они будут дополнять друг друга, мы сможем и дальше двигаться по пути эволюционного развития, становясь все более полноценными людьми — способными использовать все свои возможности — способными понимать окружающий нас мир и наслаждаться им — способными дать своим детям мир, который станет для них относительно безопасным».

Долорес Ла Чапель, директор центра «Горный путь», Преподаватель Глубинной Экологии, лыжного спорта и Тай-цзи.

Я считаю, что книга Питера Левина просто восхитительна, так как в ней он предлагает эффективное средство борьбы с глубокими травмами, которые довольно часто поражают людей, побывавших заложниками, пострадавших от взрыва или других видов террора (а также — членов их семей, которые и сами зачастую становятся жертвами). Работая в Госдепартаменте, а, впоследствии заняв должность консультанта по вопросам терроризма, я понял, что пострадавшие нуждаются в особенном терпении, сочувствии и понимании. Ведь для того, чтобы выявить все наслоения травматического опыта, которые могли иметь место, и помочь жертве освободиться от них, требуется тщательное клиническое исследование. Всякий, кто имеет дело с подобными случаями, должен прочитать эту книгу и обратиться к Питеру Левину за помощью. Он не претендует на открытие новой формулы, однако ему известны основные закономерности, которые он и объясняет в этой книге.

Терри Арнольд

Бывший заместитель руководителя отдела по борьбе с терроризмом, Департамент штата США, Автор книги «Формула жестокости»

Те, кому я благодарен

Своим родителям, Морису и Элен; я благодарен за подаренную мне жизнь, без которой моя работа никогда не увидела бы свет, и за ту постоянную и надежную поддержку, которую они оказывали мне в процессе моего развития. Я благодарен Понсеру, моему динго, ставшему для меня проводником в животный мир и верным другом. Даже сейчас, когда тебе уже семнадцать лет, ты все еще продолжаешь являть мне радость телесной жизни.

Я благодарен многим этологам, в частности — Николасу Тинбергену, Конраду Лоренцу, Х. Ван Хольсту, Полу Лей-хазену и Эйбл Эльбесфельт, за их натуралистический взгляд на человека-животное, их научные труды, личную переписку со мной и огромную поддержку.

Я в большом долгу перед наследием Вильгельма Рай-ха, чей грандиозный вклад в пониманий природы энергии преподал мне Филипп Куркуруто, мудрый человек с отзывчивым сердцем.

Я благодарен Ричарду Олни и Ричарду Прайсу, показавшим мне, как мало я знаю о самопринятии, а также — Иде Рольф за ее вдохновение и за содействие в моем осознании себя как ученого-целителя. Я благодарю доктора Вирджинию Джонсон за ее глубокое понимание измененных состояний сознания.

Я благодарен учителям-теоретикам, в том числе — Эрнсту Гелхорну, который оживил мое нейропсихологическое мышление, и актеру Ахсену, который помог мне яснее осознать «неизменное и неразрывное единство тела и разума».

Я благодарю многих своих друзей, в частности — Эми Грейбел и Лорин Нейгер, которые помогали мне в написании этой книги.

Спасибо Гаю Кохелику за то, что он любезно разрешил мне использовать свое вдохновенное и мастерски исполненное художественное изображение животных.

И, в конце концов, я смиренно благодарю Медузу, Персея и другие мощные источники телесного бессознательного, которые наполняют архетипическое поле моего существования.


Если ты возродишь то, что есть в тебе,

Тогда то, что есть в тебе,

Станет спасением для тебя.

Если же ты не возродишь того, что есть в тебе,

Тогда то, что есть в тебе,

Разрушит тебя.

 

из Гностического Евангелия*

 

Введение

 

Вот уже более четверти века — половину своей жизни — я тружусь, пытаясь разгадать бесчисленные тайны травмы. Мои коллеги и студенты часто спрашивают меня, как мне удалось, столь глубоко погружаясь в такую болезненную тему как травма, до сих пор не сгореть самому. Однако, по правде говоря, вместо того, чтобы испытывать пробирающую до костей тоску или страдать от «кошмарного переживания», я, наоборот, очень сильно увлекся этой темой, и она даже помогла мне в чем-то вырасти. Делом всей моей жизни стало помогать людям в понимании того, что такое травма, и как исцелять ее многочисленные разновидности. К наиболее распространенным видам травм относятся автокатастрофы и другие аварии, серьезные заболевания, операции и прочие медицинские вмешательства, стоматологические процедуры, насилие, жестокое обращение (пережитое или увиденное), войны и бесчисленные стихийные бедствия.

Я просто околдован темой травмы и ее замысловатыми взаимоотношениями с физическими и естественными науками, с философией, мифологией и искусством. Работа с травмой помогла мне понять смысл страдания — как необходимого, так и чрезмерного. Но больше всего она помогла мне постичь глубину тайны человеческого духа. Я благодарен за эту уникальную возможность обучения, а также — за честь быть свидетелем и участником тех кардинальных метаморфоз, которые может вызвать в человеке исцеление от травмы.

* Автор — Элейн Паджелс (Elain Pagels),Random House, 1979 г.

Травма — это реальность нашей жизни. Однако, ей не обязательно становиться нашим пожизненным приговором. Травму не только можно вылечить, но, при соответственной помощи и поддержке, она может изменить жизнь. Потенциально травма является одной из важнейших сил, способных вызвать психологическое, социальное и духовное пробуждение и развитие. То, как мы (отдельные личности, группы людей или общество в целом) справляемся с травмой, в огромной степени воздействует на качество нашей жизни. В конечном же счете, это влияет на то, как мы сможем выжить как биологический вид и выживем ли вообще.

С традиционной точки зрения, травму рассматривают как психологическое и клиническое психическое расстройство. И хотя в современной медицинской и психологической практике постоянно упоминается связь нашего тела с психикой, врачи и психологи все же сильно недооценивают то глубинное взаимодействие психики и тела, которое имеет место в процессе исцеления от травмы. Неразрывное единство души и тела со временем составило философскую и практическую основу для большинства традиционных во всем мире методов исцеления, но в современном подходе к пониманию и лечению травмы эти представления, к сожалению, не нашли своего применения.

Тысячелетиями восточные целители и шаманы не только признавали, подобно психосоматической медицине, то, что психика влияет на тело, но и то, что каждая система органов тела в равной степени представлена психически в структуре сознания. Современные революционные открытия в области неврологии и психоневроиммунологии предоставили убедительные доказательства существования сложной двухсторонней коммуникации между сознанием и телом. При выявлении сложных систем «нейропептидных посланников», исследования Кендиса Перта, обнаружили множество путей, по которым психика и тело взаимно коммуницируют. Эти передовые исследования вторят тому, что всегда знала мудрость древних — каждый орган тела, включая мозг, имеет свои собственные «мысли», «чувства» и «побуждения», и все они слушают друг друга.

Большинство видов терапии травмы воздействуют на психику посредством беседы и на молекулы мозга посредством лекарств. Оба этих подхода приносят определенную пользу. Однако, травма не исцеляется, не будет и никогда не может быть исцелена до тех пор, пока мы не обратимся к телу, признавая его важнейшую роль в терапевтическом процессе. Нам необходимо понять, каким образом травма влияет на тело, и осознать его ведущую роль в исцелении её последствий. Без этого понимания, все наши попытки справиться с травмой будут весьма ограниченными и односторонними.

За пределами механистического и редукционного представления о жизни, есть еще ощущающий, чувствующий, знающий живой организм. Чувствующее тело как данность, которую мы разделяем со всеми живыми существами, сообщает нам о нашей природной способности исцеляться от последствий травмы. Эта книга о даре мудрости, который мы приобретаем, научившись укрощать и трансформировать внушающую благоговение первобытную энергию тела и энергию разума. Способности, данные нам от природы, преодолевая разрушительную силу травмы, вознесут нас к новым вершинам познания и совершенства.

Питер Левин

Написано на плавающем гусеничном транспортере «Зефир»

Октябрь 1995 года.


Пролог

Отдавая телу должное

 

Тело и сознание

 

Если что-то увеличивает, уменьшает, ограничивает или расширяет способности нашего тела к действию, тем самым оно увеличивает, уменьшает, ограничивает или расширяет соответствующие способности нашего сознания. И если что-то увеличивает, уменьшает, ограничивает или расширяет способности нашего сознания к действию, оно тем самым увеличивает, уменьшает, ограничивает или расширяет соответствующие способности нашего тела.

 

- Спиноза (1632-1677 гг.)

 

Если вы ощущаете странные симптомы, которые никто вокруг не в состоянии вам объяснить, то, возможно, они возникли в результате травматической реакции на одно из прошлых событий, которое могло давно уже изгладиться из вашей памяти. Однако, вы не одиноки в своих переживаниях, и вы не сошли с ума. Все, что происходит с вами, имеет рациональное объяснение. Не считайте нанесенный вам вред непоправимым — все ваши симптомы можно уменьшить и даже устранить. Мы знаем, что травма приводит сознание в глубоко измененное состояние. К примеру, человек, попавший в автомобильную аварию, в первые минуты не испытывает никакой эмоциональной реакции на случившееся. Более того, он даже избавлен от каких-либо ясных воспоминаний или переживаний, что все это произошло на самом деле. Эти чудесные защитные механизмы (т.е. диссоциация и отрицание) позволяют нам пройти сквозь подобные критические периоды, ожидая с надеждой более безопасного времени и места, когда эти измененные состояния могли бы совсем исчезнуть.

В теле при травме также происходят подобные глубинные изменения. Оно напрягается, готовясь к ответу, сжимается в страхе или замирает, обессилев в беспомощном ужасе. Когда действие защитной реакции на потрясение завершается, и сознание возвращается в свое нормальное состояние, телесные реакции также должны постепенно нормализоваться после случившегося события. Но если что-либо нарушает этот восстановительный процесс, последствия травмы фиксируются, и человек остается травмированным.

Психология традиционно рассматривала травму с точки зрения ее воздействия на психику, на сознание. Но это всего лишь половина проблемы, и такого понимания явно не достаточно для ее решения. До тех пор, пока мы не найдем доступ к телу и сознанию как единую целому, мы не сможем ни глубоко понять, ни исцелить травму.

 

В поисках метода

 

Эта книга рассказывает о том, как устранить травматические симптомы, используя натуралистический подход, который я разрабатываю в течение последних двадцати пяти лет. Я не считаю посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) патологией, которую нужно преодолевать, или подавлять, или к которой нужно попытаться приспособиться. Я рассматриваю ПТСР как результат естественного процесса, ход которого был нарушен. Исцеление травмы требует прямого контакта с живым, чувствующим и знающим организмом. Принципы, которыми я хочу поделиться с вами, возникли в результате непосредственной практической работы с пациентами и планомерного систематического исследования природы травмы. Это исследование увлекло меня в области физиологии, наук о мозге, о поведении животных, в области математики, психологии, философии и многих других наук. Мои первые успехи были случайными — мне попросту везло. Но, продолжая работать с людьми, постоянно осмысливая полученные знания и используя их для того, чтобы еще глубже проникнуть в таинственную природу травмы, я постепенно смог уже достигать успехов скорее более прогнозируемых, чем случайных. Я все больше и больше убеждался, что репертуар инстинктов человеческого организма содержит в себе глубокое биологическое знание, которое, если ему предоставить такую возможность, могло бы направлять процесс исцеления травмы.

По мере того, как настойчивое следование к этим инстинктивным реакциям исцеляло моих клиентов, моя любознательность вознаграждалась все большим пониманием. Люди испытывали огромное облечение, когда, наконец, понимали, как возникли их симптомы, и обучались практически распознавать и проживать свои собственные инстинкты.

Соматическое переживание®* - это новый метод, который в настоящее время не стал еще предметом скрупулезного научного исследования. Я могу подтвердить валидность этого подхода несколькими сотнями индивидуальных случаев, где люди сообщали, что неблагоприятные симптомы, некогда лишавшие их способности жить полноценной и счастливой жизнью, полностью исчезали или становились намного слабее.

Обычно я провожу терапию один на один с пациентом и часто сочетаю этот подход с другими терапиями. Эта книга, конечно же, не сможет заменить индивидуальной работы с профессиональным терапевтом, однако я убежден, что многие принципы, изложенные в ней, равно как и большая часть информации, будут способствовать вашему исцелению от травмы. Если вы уже проходите терапию, вам будет полезно обсудить эту книгу вместе с вашим терапевтом. Если же вы еще не обращались к специалисту, то, прочитав эту книгу, вы сможете помочь себе сами. Однако в этом случае имеются определенные ограничения, и вам может понадобиться помощь квалифицированного профессионала.

* Соматическое переживание — телесно-ориентированный метод, созданный П. Левином, для работы с шоковыми травматическими переживаниями. (Прим. науч.ред.).

 

Тело как целитель

Телоэто берег в океане бытия.

 

— Суфий (неизвестный автор)

 

В первой части данной книги вводится понятие травмы и объясняется, как возникают и развиваются посттравматические симптомы, и почему они такие стойкие и их так трудно преодолеть. Это закладывает основу понимания, которое рассеивает туманную пелену, созданную мифами о травме, заменяя их простым и ясным описанием базовых физиологических процессов, вызывающих эффект травмы. И хотя наш интеллект зачастую доминирует над природными инстинктами, он все же не в состоянии управлять травматической реакцией. Мы гораздо ближе к нашим четвероногим друзьям, чем нам хотелось бы думать.

Говоря об «организме», я имею в виду определение, данное Вебстером: «это комплексная структура взаимозависимых и подчиненных друг другу элементов, чьи связи и свойства в значительной степени определяются их функцией в едином целом ». Организм характеризует нашу целостность, которая обусловлена не суммой его отдельных частей (таких, как кости, химические элементы, мускулы, органы и т.д.), а возникает из сложной динамической взаимосвязи этих частей. Тело и сознание, примитивные инстинкты, эмоции, интеллект и духовность — все это нужно рассматривать вместе, изучая человеческий организм. Средство, которое помогает нам почувствовать целостность своего организма — это «телесно ощущаемое чувствование» («felt sense»)*. Посредством телесно ощущаемого чувствования мы испытываем всю полноту переживания и знания о самих себе. Вы получите более ясное представление об этих понятиях, изучая данный материал и выполняя некоторые упражнения.

* Термин «felt sense»достаточно труден для перевода. В отечественной литературе он переводится неоднозначно: как «телесно ощущаемый смысл» (Леонтьев Д.А., 1999), как «чувствуемое ощущение(Джендлин Ю., 2000), как «чувствование ощущения» (Кнастер М., 2002). Мы остановились на термине «телесно ощущаемое чувствование»; данное понятие отражает внутренне переживание, включающее в себя процесс осознавания телесных ощущений и сопровождающих их чувств, смыслов. (Примеч. научн. ред.).

Часть первая«Тело как исцелитель». В этом разделе предлагается рассматривать травму и процесс, исцеляющий ее, как природный феномен. Этот подход обращен к присущей всем нам прирожденной мудрости исцелять, которая вплетается в систему единого целого. Мы отправимся в путешествие, чтобы взглянуть на некоторые из наиболее примитивных биологических реакций человека. Прочитав первую часть книги, вы приобретете более полное понимание того, как действует ваш организм, и как вы можете работать с ним, чтобы усилить свою жизненности и улучшить свое здоровье, а также получать больше удовольствия от жизни в целом, не зависимо от того, есть у вас симптомы травмы, или нет.

В этой части книги я предлагаю вам определенные упражнения, с помощью которых вы на собственном опыте узнаете, что такое телесно ощущаемое чувствование. Эти упражнения очень важны. И, на самом деле, не существует другого пути передать, как действует этот чудесный аспект человеческого существования. Войдя в царство телесно ощущаемого чувствования, многие люди чувствуют себя странниками в новом и неведомом краю, в краю, куда они уже наведывались довольно часто, но были слишком заняты, чтобы обратить внимание на окружающий пейзаж. Читая этот раздел и размышляя над ним, вы обнаружите, что многое из сказанного о том, как действует наше тело, вам давно уже известно.

Часть вторая — «Симптомы травмы». Здесь более глубоко и всесторонне рассматриваются ключевые элементы травматической реакции, ее симптомы и та реальность, в которой живет травмированный человек.

Часть третья«Трансформация и повторное преодоление». В этом разделе описан процесс, с помощью которого мы в состоянии трансформировать свои травмы, какими бы они ни были — личными или социальными.

Четвертая часть«Первая помощь при травме». Здесь содержится информация, важная в практическом плане, которая поможет вам предотвратить развитие травмы после несчастного случая. Здесь также вкратце упоминаются травмы, полученные в детском возрасте. (Этой теме будет посвящена следующая книга).

Я считаю, что каждому из нас просто необходимо понимать все то, о чем говорится в этой книге. Информация, которая содержится в ней, поможет нам глубже понять и прочувствовать процесс исцеления травмы, и будет способствовать развитию в нас доверия к собственному организму. Более того, я думаю, что эта информация актуальна как в личной, так и в социальной сфере. Травмы, возникающие в результате событий, которые влияют на окружающий нас мир, имеют такие большие масштабы, что взимают свою дань с семей, обществ и целых народов. Травма способна к самосохранению. Одна травма порождает другую, и так может продолжаться до бесконечности, переходя из поколения в поколение, в каждой семье, во всех сообществах и странах—до тех пор, пока мы не воспрепятствуем ее распространению. На сегодняшний день, деятельность по трансформации травмы среди различных групп людей находится пока еще в зачаточном состоянии. Третий раздел книги включает в себя описание подхода к групповому исцелению травмы, который мы с коллегами разрабатываем сейчас в Норвегии.

Людям, которые занимаются терапевтической работой индивидуально, я зачастую рекомендую, обратиться за помощью к квалифицированным профессионалам, которые могут оказать им содействие в терапевтическом процессе, и я надеюсь, что эта книга будет полезна также и этим профессионалам. Не так много психологов обладает достаточным знанием в области физиологии, чтобы увидеть те отклонения от нормального хода переживания, которые вызываются тем, что физиологические процессы не могут следовать своим естественным путем. В идеале, информация, содержащаяся в этой книге, предоставляет новые возможности для излечения травмы. На собственном опыте я узнал, что многие из популярных сегодня подходов к исцелению травмы в лучшем случае дают лишь временное облегчение. А некоторые них — катартические методы, вызывающие интенсивную эмоциональную разрядку травматического переживания — могут даже нанести вред. Я уверен, что катартические методы при их длительном применении в итоге создают зависимость от повторяющихся катарсисов и способствуют возникновения так называемых «ложных воспоминаний». Из-за особенностей природы травмы, есть большая вероятность того, что катартическое, облегчающее переживание может стать скорее травмирующим, чем исцеляющим.

Психотерапия имеет дело с широким спектром проблем и вопросов, которые выходят далеко за рамки одной темы — шоковая травма, центральной для данной книги. Шоковая травма возникает, когда мы переживаем потенциально угрожающее жизни событие, которое подавляет нашу способность эффективно на него реагировать. В противоположность к этому, те люди, которые в детстве продолжительное время страдали от жестокого с ними обращения, особенно, если все это происходило внутри их семейного круга, могут переживать так называемую «травму развития». Травма развития обусловлена в основном психологическими причинами, которые чаще всего являются результатом неправильного воспитания и негативного родительского влияния в критические периоды развития ребенка. И хотя причины, вызывающие обе эти травмы, сильно отличаются друг от друга, жестокое обращение и пренебрежение могут вызвать те же симптомы, что и шоковая травма. Поэтому людям, испытавшим травму развития, следует обратиться за помощью к терапевту, который поможет им проработать те проблемы, которые переплетаются с травматическими реакциями.

Я полагаю, что в том случае, когда шоковая травма является результатом однократного события или серии происшествий и не связанна с какими-либо последовательными травмами прошлого, люди, имея поддержку семьи и своего ближайшего окружения, вполне могут сами обеспечить свое исцеление. И я очень поощряю подобного рода практику. Эту книгу я написал достаточно простым языком, который содержит очень мало специальных терминов. Я сделал это для того, чтобы она стала доступна родителям, учителям, воспитателям детских садов и другим людям, которые занимаются воспитанием детей и служат им примером для подражания. Надеюсь, что с помощью этой книги они сделают детям бесценный подарок, помогая им быстро избавляться от пагубной реакции на травмирующие их события. Докторам, медсестрам, медицинским работникам, полицейским, пожарникам, спасателям и всем тем, кто постоянно контактирует с жертвами несчастных случаев и стихийных бедствий, также может пригодиться эта информация — не только в их работе с травмированными людьми, но и лично для них самих. Если человек становится свидетелем кровавого зрелища (особенно, если такое происходит с ним регулярно), это непременно отразится на его состоянии, и последствия эти зачастую ничем не отличаются от травмы, полученной при непосредственном участии в трагедии.

Как пользоваться этой книгой

Не торопитесь во время чтения, дайте себе время на усвоение прочитанного материала. Выполняйте предложенные вам упражнения. Делайте их медленно и легко. Травма является результатом самых сильных побуждений, которые только могут возникать в человеческом теле. Она требует уважительного отношения. Если вы прочтете материал быстро или поверхностно, это может не принести вам никакого вреда, но и пользы вы получите гораздо меньше, чем могли бы, если бы потратили чуть больше времени, чтобы лучше осмыслить прочитанное.

Если в какой-то момент прочитанные слова или выполняемое упражнение вызовут у вас беспокойство — остановитесь, сделайте паузу и подождите, пока не уляжется ваше волнение. Побудьте со своим переживанием и посмотрите, как оно будет разворачиваться. Очень много неверных представлений о травме могут проникать на удивление глубоко и влиять как на ваше самоощущение, так и на отношение к себе. Когда с вами происходят подобные вещи, то очень важно их признать. Если вы направите часть вашего внимания на то, чтобы отслеживать свою реакцию на прочитанный материал, ваш организм сам задаст вам нужный темп работы с книгой.

Не в сильных эмоциях, а в телесных ощущениях находится ключ к исцелению травмы. Внимательно следите за любыми эмоциональными реакциями, которые зарождаются у вас внутри, и отслеживайте, как ваше тело переживает эти эмоции в форме мыслей и ощущений. Если вы находите, что ваши эмоции стали слишком сильными (например, гнев, ужас, абсолютная беспомощность и т.д.), то вам нужно обратиться за помощью к компетентному профессионалу.

Травма не должна стать вашим пожизненным приговором. В противоположность другим болезням, поражающим человеческий организм, воздействие травмы в полной мере можно признать благотворным. Я утверждаю так потому, что в процессе исцеления травмы происходит трансформация, а это может улучшить качество жизни. Для исцеления травмы не обязательно требуются особенные лекарства, сложные процедуры или долгие часы терапии. Когда вы поймете, как возникает травма, и научитесь различать механизмы, которые препятствуют ее разрешению, вы также начнете замечать те пути, какими ваш организм пытается исцелить себя. С помощью достаточно простых идей и техник вы научитесь помогать, а не препятствовать своей природной способности к исцелению. Средства, о которых говорится в этой книге, помогут вам преодолеть травму и продолжить свою жизнь, обретя более полное ощущение себя и уверенность в своих силах. Хотя травма может превратить вашу жизнь в сущий ад, травма исцеленная является даром богов — героическим путешествием, в котором каждый из нас имеет право занять свое место.


Кем бы мы ни были, где бы мы ни находились — тень, повсюду нас сопровождающая, всегда о четырех ногах.

 

Кларисса Пинкола Эстес, доктор философии, из книги «Бегущая с волками».

 

Часть I

Тело как целитель

...в нашем сознании все еще есть своя темная и таинственная Африка, свой не нанесенный на карту Борнео и неизведанный бассейн Амазонки.

 

Олдос Хаксли

 

 

Тени забытого прошлого

 

Замысел природы

 

Стадо газелей мирно пасется в плодородной долине. Внезапно ветер меняет направление, принося с собой новый, но давно знакомый запах. Газели чувствуют, как в воздухе повеяло опасностью, мгновенно настораживаются, готовые в любой момент сорваться с места. Несколько мгновений они принюхиваются, внимательно всматриваются и прислушиваются ко всему вокруг, но вокруг не видно ничего угрожающего, и животные возвращаются к своему прежнему занятию. Они успокаиваются, но не теряют бдительности.

В этот момент гепард, незаметно подкравшийся к стаду, стремительно выпрыгивает из своего укрытия — густого кустарника. Стадо, как единый организм, устремляется к спасительным зарослям на краю долины. Но одна из молодых антилоп спотыкается всего на долю секунды, встает и снова бежит — но уже слишком поздно. Гепард вихрем бросается вслед за намеченной жертвой, и начинается погоня со скоростью в девяносто — сто километров в час.

В тот момент, когда хищник настигает ее (или за миг до этого), молодая антилопа падает на землю, покоряясь своей неминуемой смерти. А, может быть, она ранена. Застывшее в неподвижности животное отнюдь не притворяется мертвым. По велению инстинкта его сознание входит в новое, измененное состояние, характерное для всех млекопитающих в момент, когда смерть кажется неизбежной. Многие туземные народы называют это явление покорностью духа жертвы перед хищником, что, в некоторой степени, так и есть на самом деле.

Психологи называют это явление реакцией «иммобилизации» или «замирания» («оцепенения»). Это — одна из трех возможных ответных реакций, характерных для рептилий и млекопитающих в момент столкновения с непреодолимой опасностью. Остальные две — борьба или бегство — большинству из нас знакомы гораздо лучше. О реакции иммобилизации людям известно не так много. Однако, работая над этим более двадцати пяти лет, я убедился в том, что именно этот фактор является ключевым звеном в раскрытии тайны человеческой травмы.

Эта реакция иммобилизации была создана самой природой, и на то есть две важные причины. Во-первых, она является последней, предсмертной попыткой спастись. Другими словами, животное пытается притвориться мертвым. Возьмем, к примеру, эту молодую антилопу. Возможно, гепард решит оттащить свою «мертвую» добычу в безопасное место, чтобы спрятать ее от других хищников, или в собственное логово, чтобы позже съесть ее вместе со своими детенышами. И тогда у антилопы появится возможность выйти из состояния оцепенения и при первой же возможности попытаться спастись бегством. И если эта попытка увенчается успехом, и антилопа окажется в безопасности, животное буквально стряхнет с себя остатки реакции иммобилизации и снова сможет полностью управлять своим телом. А затем оно вернется к своей нормальной жизни, как будто бы ничего не произошло. Во-вторых, замерев, антилопа (как и человек) попадает в измененное состояние сознания, в котором не переживает никаких болезненных ощущений. Для антилопы это означает, что она не почувствует боли от острых зубов и когтей гепарда.

Большинство современных культур расценивают эту инстинктивную покорность перед непреодолимой угрозой как слабость, равносильную трусости. Однако в корне подобного суждения лежит глубокий страх человека перед неподвижностью. Мы избегаем этого состояния, потому что оно слишком напоминает нам смерть. Такая позиция вполне объяснима, но она слишком дорого нам достается. Данные физиологии ясно показывают, что способность входить в это естественное для нас состояние неподвижности и выходить из него является одним из ключевых факторов, позволяющих нам избежать болезненных последствий травмы. Это — подарок, доставшийся нам от дикой природы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...