Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Человек как субъект деятельности




Литература

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 191–230.

Тема 3. Человек как субъект деятельности

Признаки деятельности Признаки поведения
4. Включает 2 подструктуры: мотивационную (желание) и операциональную (умение) 8. Вызывается потребностью, а направляется целью 11. Является ведущим фактором развития личности и имеет высокую социальную значимость 5. Изменяет предмет активности в соответствии с наличным планом 6. Освоение требует специального обучения 2. Является высшей формой активности человека 3. Требует достаточно высокого уровня развития общих и специальных способностей 7. Основные виды: игра, учение, труд (иногда включает общение) 9. Зримая, хорошо заметная форма социального взаимодействия людей («верхушка айсберга») 12. Мотивы скрыты, возможно проявление одинаковых форм при разных мотивах и наоборот 1. В значительной мере определяется установками, нормами, ролями, традициями и т. д. 10. Имеет выраженную связь с этикой

Психологические характеристики основных видов деятельности:

Игра Учение Труд
18. Необычайно сильное влияние на психическое развитие 26. Легкое перевоплощение в исполнении различных ролей и ситуаций 16. Высокая эмоциональность, заинтересованность 21. Строгое соблюдение правил 19. Много творческой фантазии 13. Работа с текстами (со знаковым материалом) 15. Сочетание положительной мотивации (интереса) и дисциплины (ответственности) 20. Согласование образа предмета и понятия о нем 27. Освоение умственных действий 25. Преобладание положительных эмоций 22. Выраженное напряжение психических функций 24. Развитие общих способностей 17. Высокая социальная значимость продукта деятельности 29. Выраженность профессиональных способностей 28. Личностное развитие и социальное продвижение личности 14. Роль передовых наукоемких технологий 23. Личностная направленность на совершенствование технологий 30. Организация, нормирование деятельности.

Литература

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 93–130.  

Тема 4.  Человек как субъект общения

Структура общения

Коммуникативная сторона общения  Интерактивная сторона общения Социально-перцептивная
1. Установление связей 20. Вербальные и невербальные способы связей 2. Роль пространственного положения 3. Диалогический и монологический контакт 17. Высокая культура речи 4. Эмоциональная окраска речи 5. Регулирующая функция социальных норм и ценностей 12. Исполнение комплекса ролей 6. Такт 14. Изменение поведения другого человека для достижения собственных целей 16. Нормотворчество 15. Конкуренция и кооперация 13. Стремление распознать другого человека 19. Идентификация, рефлексия, стереотипизация 18. Эффект «ореола»; роль установки (особенно в ситуации неопределенности) 8. Стандарты и стереотипы в оценке людей

 

5. Способы предупреждения конфликтов в общении 6. Решение конфликтных ситуаций
9. Уважительное отношение к человеку и его имени 10. Способность сочетать собственные интересы с интересами других людей 11. «Не браниться и не раздражаться» (К. Адамецкий) 21. Содействие в самоутверждении другого человека 22. Задержка реакции на обиду 23. Перевод реакции на другой объект 25. Рационализация действий «противника» 24. Парадоксальная реакция.

Литература

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 130–158.

Тема 5. Человек в коллективе (малой группе)

Признаки коллектива как субъекта деятельности  Личность в коллективе
1. Направленность активности 5. Ценностно-ориентационное единство 6. Организованность 13. Эффективность деятельности 20. Срабатываемость 18. Надежность   4. Коллективистическое самоопределение личности 8. Степень эмоциональной привлекательности в межличностных отношениях (звезды – предпочитаемые – аутсайдеры – отвергнутые) 9. Чувство принадлежности к данной группе 10. Лидерство 13. Удовлетворенность – неудовлетворенность своим статусом 14. Стремление «внедриться» в сознание других членов группы (и изменить их поведение) 17. Желание быть как все

6. Поэтапное развитие группы по пути к коллективу

16. Диффузная группа («сыпучий песок») 18.  Группа-ассоциация («вязкая глина») 20.  Группа-кооперация («мерцающий маяк») 22.  Группа-коллектив («горящий факел»)

7. Признаки хорошо организованного детского коллектива (по А. С. Макаренко)

17. Каждый ребенок психологически защищен 19. Чувство собственного достоинства сохраняется у всех, даже у самых слабых 21. Много приветливых радостных лиц 23. Преобладает приподнятое настроение («мажор»)

Литература

1. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1986. – С. 159–196.

2. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение, 1981.

Тема 6: «Индивидуально-психологические особенности»

Основные показатели, элементы структуры

Темперамента

Характера

Способностей
3. Эргичность 5. Эмоциональность 6. Пластичность

2. Отношение к труду

4. Отношение к другим людям

7. Отношение к себе

1. Индивидуально-психологические свойства 28. Обеспечивает скорость усвоения опыта 8. Отражает оригинальность, неповторимость продуктов деятельности

Виды (типы)

Темперамента                              Способностей

9. Холерик

13. Сангвиник

15. Флегматик

16. Меланхолик

 12. Общие

 14. Специальные

Проявления в жизнедеятельности

Темперамента                      Характера                  Способностей

 17. Хотя и не является ограничением при выборе основных (массовых) профессий, но предполагает формирование индивидуального стиля деятельности 20. Проявляется в эмоциональной, интеллектуальной, двигательной сферах

18. Как правило, при выборе профессии не учитывается, хотя реально влияет на успешность труда

21. В большей мере проявляется в общении

19. Является ведущим критерием при профотборе 22. Выступает одним из основных факторов успешности деятельности

Ведущие факторы развития

Темперамента                   Характера                              Способностей

23. Генные (наследственные предпосылки)

24. Социальный компонент (семья, обучение, условия деятельности)

25. Высокая личная мотивация 26. Благоприятные социальные условия 27. Работа на пределе сил.
       
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...