Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. Гуманистическая и когнитивная психология.




ИНТЕРАКЦИОНИЗМ КАК «СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ» ОРИЕНТАЦИЯ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1. Образ человека и основные принципы в гуманистической психологии.

2. Когнитивная ориентация в психологии.

3. Символический интеракционизм.

 

Понятия: рост личности, самоактуализирующаяся личность, когнитивизм, изоморфизм, гештальтпсихология, когнитивная структура, когниции, стимул, ответ, значение, каузальная атрибуция, когнитивный диссонанс, симметрия ориентаций, интерперсональная теория, интеракция, значимые жесты, символы, символическая коммуникация, конвенциональные роли, межличностные роли, активные роли, референтная группа.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте характеристику основных принципов гуманистической психологии. Почему её называли «третьей силой» психологической науке?

2.Что А. Маслоу и К. Роджерс подразумевают под тенденцией актуализации?

3. В чем слабые стороны концепции А. Маслоу?

4. Что Вы считаете сильными и слабыми сторонами личности, предложенной К. Роджерсом?

5. Что характерно для самореализующейся личности?

6. Каким психологическим школам присущи следующие подходы к человеку: «человек познающий», «человек реагирующий», «человек нуждающийся, внутренне конфликтный», «человек самоактуализирующийся»?

6. Как бы Вы охарактеризовали сущность когнитивного подхода?

7. Назовите теоретические источники когнитивной ориентации в социальной психологии. Дайте их краткую характеристику.

8. Кого из психологов считают «отцом» когнитивной психологии? Почему?

9. Чем отличаются значения понятия «стимул» в когнитивной психологии и в бихевиоризме? Раскройте сущность категорий «ответ» и «значение» с точки зрения когнитивной теории.

10. Что такое когнитивный диссонанс? Приведите примеры.

11. Каково практическое значение формулы Ф. Хайдера «Р – О - Х»? В исследованиях какого рода ее применяют?

12. Назовите основных представителей интеракционистской ориентации в социальной психологии.

13. Кем из социальных психологов были разработаны основные понятия интеракционизма?

14. Кто ввел в научный оборот понятие «символический интеракционизм»?

15. Раскройте содержание теорий референтных групп.

 

Задания к самостоятельной работе студентов

 

1. Оцените, в какой степени выражен у Вас каждый из следующих признаков полноценно функционирующих или самоактуализирующихся людей: открытость переживаниям, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, способность к поддержанию хороших межличностных отношений и этическая жизнь.

2. Критически рассмотрите концепцию тенденции актуализации К. Роджерса. Выясните, с помощью каких данных можно было бы подтвердить или опровергнуть предположения, имеющие отношение к данной концепции.

3. Каким образом реализуется гуманистический принцип в отечественной психологии? При ответе на данный вопрос используйте источник: Петровская Л.А. Гуманистический контекст психологической помощи // Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под. ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

4. Заполните таблицу: «Самоактуализация и черты психически здоровой личности в теориях А. Маслоу и К. Рождерса».

Сущность теоретических представлений А. Маслоу К. Рождерс
1. Самоактуализация    
2. Черты психически здоровой личности    

5. Опираясь на учебную и справочную литературу, выделите три позиции, по которым когнитивная психология расходится с бихевиоризмом.

6. Используя работы отечественных социологов и политологов, объясните особенности и основные тенденции политического поведения россиян с позиции когнитивизма.

7. Обсудите сравнительные достоинства основных школ в социальной психологии.

8. Обсудите достоинства и недостатки когнитивной психологии. Можно ли назвать когнитивное движение в целом успешным? При выполнении задания используйте источник: Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Пер. с англ. СПб: Евразия, 1998. Глава 15. «Гуманистическая и когнитивная психология».

9. Составьте таблицу: «Чикагская и Айовская школы символического интеракционизма»:

Характеристики для сравнения Чикагская школа Айовская школа
1. Основные персоналии    
2. Особенности методологических подходов    
3. Представления о структуре личности    
4. Представления о процессах    
5. Основные теории    
6. Основные достижения    

10. Обсудите сильные и слабые стороны интеракционистской ориентации в социальной психологии.

11. Сравните структуралистский и интеракционистский подходы к пониманию социальной роли. Какой из них доминирует в отечественной социальной психологии и социологии?

12. Приведите примеры межролевых и внутриролевых конфликтов. При подготовке задания опирайтесь на литературные произведения отечественных писателей.

13. Кому и каким образом удалось осуществить развитие «социальной драматургии» И. Гоффмана? (Источник: Майрес Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007. Глава II. Я в социальном мире. Управление впечатлениями).

Литература

 

 

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2008.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная психология XX столетия: Теоретические вопросы: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.

Андриенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие для пед. вузов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008.

Битянова М.Р. Социальная психология. СПб.: Питер, 2008.

Бурлачук Л.Ф. Психотерапия. Психологические модели: Учебник для вузов / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. М.[и др.]: Питер, 2007.

Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. М.: Ось 89, 2007.

Воробьев Н.Е., Попова Ю.И. К 100-летию со дня рождения А. Маслоу // Психологический журнал. Том 29. 2008. № 2.

Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М.: Проспект, 2008.

Инглхарт Р. Меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. 1997. № 4.

Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. СПб.: Питер, 2007.

Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для вузов. М.: СФЕРА, 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2008.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2009.

Современная зарубежная социальная психология: Тексты / под ред. Г.М.Андреевой и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

Современная социальная психология: Теоретические подходы и прикладные исследования. М.: Изд-во ИМПСИ, 2009.

Социальная психология / Под редакцией Сухова А.Н., Деркача А.А. М.: Академия, 2008.

Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Т.Л. Алавидзе, Г.М. Андреева, Е.В. Антонюк и др.; Под ред. Г.М. Андреевой, А.И. Донцова. М.: Аспект Пресс, 2002.

Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008.

Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2000.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М.: ИП РАН, 2000.

Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. СПб: Евразия, 1998.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...