Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общество, культура и личность в социологическом рассмотрении 12 Глава





ных отношений в постсоциалистических странах запросы рынка формируют соответствующие социальные группы, действующие как законным, так и незаконным, преступным путем. Когда появи­лась потребность в осуществлении заказных убийств, возникли группы наемных киллеров, когда возросла потребность в органи­зации террористических актов, резко расширилось численность и деятельность групп террористов

Из сказанного вытекает следующий вывод когда в обществе появляется та или иная потребность, она трансформируется в от­четливо осознаваемую цель, а достижение этой цели и необходи­мые для этого средства воплощаются в предпочитаемые, разре­шаемые, предписываемые или, напротив, запрещаемые обществом и его культурой нормы и образцы поведения Согласование, инте­грация этих норм и средств их достижения приводит к формиро­ванию таких единиц социальной структуры, которые соответству­ют ценностным ориентациям и ожиданиям большинства членов общества (предпринимательские, банковские, коммерческие, по­среднические и иные социальные структуры, выполняющие свои функции открыто и законно). Но вместе с тем возникают и такие единицы социальной структуры (рэкет, киллерство, наркомания, проституция и др), которые выполняют свои функции (для кото­рых тоже есть потребители) латентно и незаконно, в обход домини­рующих в обществе социокультурных норм и образцов поведения.

Раскрыв социальные механизмы влияния культуры, ее норм и ценностей на динамику социально-структурных трансформаций, необходимо подчеркнуть, что в самой культуре существует внут­ренне присущая ей упорядоченность, структурированность. Обыч­но все социокультурное пространство общества разделяют на два основных типа культуры материальную и духовную. Под матери­альной культурой понимается совокупность материальных, физи­ческих объектов, созданных творчеством человека, таких, напри­мер, как книга, храм, орудие труда, жилой дом, самолет и т.д. Ка­ждый из этих вещественных предметов выполняют определенные полезные функции и одновременно несет в себе своеобразное сим­волическое значение. Все это вместе взятое представляет опреде­ленную ценность для индивида, группы или общества. В отличие от этого духовная культура есть совокупность нематериальных элементов, созданных творчеством людей: ценностей, норм, идей, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций, симво­лов. Именно духовная культура представляет собой главную часть



 


стичь истинную ценность прекрасного. Второй же утверждал, что только «сверхчеловек», наделенный «волей к власти», одновре­менно обладает и обостренной восприимчивостью к высоким культурным формам. Эти идеи, развитые далее неокантианцами Г. Риккертом, В. Виндельбандом, Э. Кассирером, а также Э. Гус­серлем, X. Ортегой-и-Гассетом, воплотились в авангардистском, модернистском и постмодернистском искусстве, ориентированном на избранную часть публики. Различные их направления, вопло­щенные в так называемом «новом романе», «конкретной поэзии», экспрессионизме, дадаизме, сюрреализме и т.п., апеллируют ко всепониманию экспертов и истинных ценителей как к высшей ста­дии понимания и оценки культурных ценностей, свойственных уз­кому кругу эстетически развитой социальной элиты.

Наряду с этим в последние десятилетия XX века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массо­вых потребителей материальных и духовных ценностей. Массо­вость распространения произведений здесь не совпадает с сущно­стью народного начала в культуре, основывается не на содержа­нии, а на формальных, количественных признаках - массовые, конвейерные способы производства, распространения и потребле­ния. Типичные воплощения такой культуры - широко распростра­няющиеся в последнее время телесериалы, видео- и звукозаписи. На передний план выдвигается развлекательная функция, акцент делается на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Широко распространенными формами мас­совой культуры, привлекающими к себе широкие массы слушате­лей и зрителей, стали музыкальные шлягеры и разнообразные шоу (зрелища), сочетающие элементы эстрадных мелодий, карнавала, игровых представлений, световых и цветовых эффектов.

Довольно широкое распространение получает кич, прояв­ляющийся в ярком, но часто безвкусном оформлении журналов, в литературной бульварщине, в значительной части кино- и теле­продукции, в различных формах конвейерного бытового украша­тельства и в комиксах - повествованиях в картинках, снабженных краткими текстами или репликами действующих лиц. Даже клас­сический роман Л. Толстого «Анна Каренина» руками ремеслен­ников от комикса превращается в изображаемую разноцветными


картинками унылую историю любви и самоубийства главной ге­роини.

Если элитарная культура ориентирована на особо художест­венно развитых людей, способных к всепониманию культурных ценностей, то кич представляет собой противоположный полюс -ориентация на ограниченное понимание художественно неразви­того, ограниченного потребителя.

Разумеется, и элитарная, и массовая культура, и кич со все­ми своими разновидностями пропагандируют различные нормы и образцы поведения, а поэтому оказывают и разнонаправленное влияние на социодинамику социальной структуры. Для одних предпочитаемой нормой и столь же предпочитаемыми средствами достижения превозносимой цели (того же денежного успеха, бо­гатства) становятся произведения широко тиражируемой средст­вами массовой информации массовой же культуры. Другие пред­почитают (нередко в целях престижного, демонстративного по­требления, охарактеризованного выше) нормы и ценности элитар­ной культуры, пропагандируемые ею вкусы и образцы поведения. И все эти предпочтения, стремления, ожидания приводят к раз­личным вариантам горизонтальной и вертикальной социальной мобильности, к переходу людей из одних социальных групп в другие.

Здесь следует сосредоточить особое внимание на феномене субкультуры. В отличие от доминирующей культуры, принимае­мой и разделяемой всеми членами общества или хотя бы его большинством, субкультура включает в себя нормы, ценности и стандарты поведения, предпочитаемые людьми и их группами, ко­торые следуют нормам и образцам поведения, не разделяемым в качестве гаковых большинством населения страны. Например, в преступных группах высоко ценятся такие качества, как готов­ность к риску, выносливость, беспощадность, стремление к ост­рым ощущениям, везение. К своеобразным субкультурам можно отнести ценности, нормы, образцы поведения инородной по отно­шению к нации этнической группы, например, татар в Беларуси, а таюке нетрадиционных для нашей республики религиозных групп (кришнаитов, дзен-буддистов, сатанистов и др.).

В некоторых условиях и ситуациях субкультура может куль­тивировать ценности и образцы поведения, противоположные до­минирующей культуре. В таком случае мы имеем дело с контр­культурой. Контркультура - это такая система ценностей, норм,


стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в общест­ве образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт. Скажем, ro-j родская преступная банда руководствуется определенными нор-! мами и правилами поведения, но они совершенно противополож- ■ ны тем, которые разделяет большинство общества, поэтому всту­пает в конфликт с ценностями и нормами доминирующей культуры.

Разумеется, выделенные нами структурные компоненты, концентрирующиеся вокруг определенного комплекса ценностей и ориентации (народных, национальных, элитарных и т.п.), образу­ют более или менее очерченные сферы влияния в целостном со­циокультурном пространстве общества. Само же это пространство не только структурировано, но в своем функционировании пред­стает как напряженное поле взаимодействия этих сфер, которые не остаются абсолютно замкнутыми, но в своем развитии не только влияют друг на друга, но способны взаимопересекаться, втягивая в свою орбиту элементы другой сферы. Например, массовая культу­ра может включать в несколько преобразованном, в основном в упрощенном и омассовленном виде элементы народной (фольклор и др.) и национальной (своеобразие языковых оборотов и др) культуры. Контркультура, в свою очередь, способна включать в свою орбиту стилевые и содержательные элементы не только суб­культуры, но и элитарной культуры. Эту сложную структурно-динамическую иерархию различных компонентов культуры можно изобразить в таком виде, который представлен на рис. 31.

В процессе своего реального функционирования в обществе культура предстает как многогранная ценностно-нормативная сис­тема символов, знаний, идей, ценностей, норм, образцов поведе­ния, регулирующая поведение индивидов и социальных групп. Но за этой системой кроется творчески преобразующая деятельность человека, направленная на создание, распространение, потребле­ние (усвоение) духовных и материальных ценностей. Только тита­нический и вдохновенный труд таких всемирно известных деяте­лей культуры, как У. Шекспир, Микеланджело, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, П.И. Чайковский и многие дру­гие, создает величайшие культурные ценности. Сам же процесс создания и усвоения таких ценностей представляет собой вполне определенный цикл. Сначала в определенной социальной среде возникает некая идея, она творческими усилиями деятеля культу-



 


Т. Парсонс в своей общей теории действия и социальных систем определил решающее значение культурной системы в соз­дании и поддержании образца действующих в обществе и реали­зуемых в поведении его членов ценностей и норм. Именно культу­ре, считал он, принадлежит основная регулирующая роль в разви­тии социальных систем, о чем говорится в главе 7 данной книги.

Чтобы избежать повторения, мы рекомендуем читателям об­ратиться еще раз к соответствующим главам, тогда станет более понятной заслуга П. Сорокина и Т. Парсонса в развитии социоло­гических концепций культуры.

Важную роль в социологической интерпретации сущности культуры и ее роли в развитии человека и общества сыграли труды известного американского антрополога и культуролога Лесли Уай­та. Он считал, что «культура представляет собой класс предметов и явлений, зависящий от способности человека к символизации, ко­торый рассматривается в экстрасоматическом контексте, вследствие чего «человеческое поведение- функция культуры... Если изменя­ется культура, изменяется и поведение» (К); 146). В сущности сво­ей, утверждал он, культура есть социо-политико-экономическая система, внутри которой живет, дышит и размножается род челове­ческий, и поэтому она во много раз важнее для будущего человече­ства, чем производимое наукой измерение галактик, расщепление атома или открытие нового чудодейственного препарата.

Дополняя снискавший ему известность эволюционистский подход к культуре — функционалистским, Л. Уайт анализирует ее развитие с точки зрения свойственных ей структуры и функций. При таком подходе культура предстает в качестве организованной интегрированной системы, внутри которой вычленяются три под­системы: технологическая, социальная и идеологическая. Техно­логическая система состоит из материальных, механических, фи­зических и химических орудий труда вкупе с технологией их ис­пользования, позволяющей человеку вступать в контакт с окру­жающей средой. Социальная система складывается из межлич­ностных отношений, выраженных в коллективных или индивиду­альных паттернах (образцах) поведения. Внутри этой системы можно, в свою очередь, выделить социальную, экономическую, этическую, политическую, военную, религиозную системы; систе­мы семьи, организации труда, отдыха и т.д. Идеологическая сис­тема состоит из идей, верований, знаний, выраженных посредст­вом членораздельной речи или в иной символической форме. В эту



 



 



 



 



 



 


ной, т.е. исходной, является адаптационная функция. Благодаря культуре, применению ее норм, ценностей, образцов поведения каждый индивид и любое сообщество индивидов (семья, этнос, профессиональная группа, социально-территориальная структура -город, деревня и т.п.) адаптируются, приспосабливаются к изме­няющимся условиям окружающей природной и социальной среды. Адаптационная функция культуры позволяет людям, руково­дствующимся ее ценностями и нормами, обычаями и традициями, во-первых, приспосабливаться к окружающей среде, во-вторых, приноравливать ее к своим потребностям и интересам. Культура способна выполнять эту функцию, потому что она, как это доказал еще Э. Дюркгейм, предлагает или навязывает отдельным индиви­дам и группам идеалы, нормы, стандарты поведения, которые их мотивируют к одним поступкам и способам действия, но побуж­дают воздерживаться от других. В результате этого в обществе, по утверждению Т. Парсонса, создается сложная сеть позиций инди­видов и групп, включающая в себя систему «ролевых статусов» -каждый индивид обладает определенными экспектациями (ожида­ниями) определенных способов поведения других индивидов в оп­ределенных ситуациях и одновременно соотносит свои поступки с экспектациями других индивидов. Вследствие этого складывается адаптация индивидов не только к окружающей среде, но и к дей­ствиям других индивидов.

Адаптационная функция культуры тесно связана с ее позна­вательной функцией. Суть ее заключается в вооружении человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для по­знания общественных явлений и тенденций их развития, для опре­деления в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции. В осуществлении этой функции ре­шающая роль принадлежит такому специфическому компоненту культуры, каковым является наука, призванная генерировать но­вые знания и находить пути и средства реализации полученных знаний в технических средствах, в способах практической дея­тельности. Очень большую роль в осуществлении познавательной функции культуры играет искусство, способное проникнуть в глу­бинные пласты духовного мира человека, в его стремления, наде­жды, радости, тревоги, ожидания.

Огромное значение имеет социализирующая функция куль­туры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс восприятия и усвоения существующих в обществе ценностей и


норм, формироваться как личность. Именно в процессе социализа­ции формирующаяся личность через усвоение и творческое вос­произведение ценностей, норм, идеалов приобретает социальные качества, самореализуется в определенных видах деятельности, становится саморазвивающимся субъектом социальных процессов.

Создавая необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения, культура выполняет еще одну важ­ную функцию - нормативную. Сущность ее заключается в том, что культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает человеку определенные стан­дарты и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и способы деятельности.

Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и под­готавливая наступление будущего, культура выполняет трансля­ционную функцию. Важную роль в ее осуществлении выполняет традиция как способ сохранения и воспроизводства определенных образцов и ценностей, органично связанная с новацией как спосо­бом обновления культуры.

С этой функцией органично взаимосвязана функция произ­водства новых, ранее не существовавших значений, знаний, цен­ностей и норм. В рамках существующей культуры в процессе ее воспроизводства и развития возникают новые символы, образы, стили, картины мира, способы духовного и практического освое­ния мира. Достаточно вспомнить такие этапы процесса развития культуры, как классика, модерн, постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых символов, значе­ний, форм, стилей и т. п.

Воспроизводя в своем развитии издавна существующие цен­ности и обогащая духовный арсенал человека и человечества но­выми ценностями и значениями, культура выполняет вместе с тем функцию целеполагания. Она помогает человеку сформулировать социально значимые цели, сконцентрировать на них свои способ­ности, возможности, действия и, руководствуясь существующими в обществе ценностями и нормами, а в случае необходимости, до­полняя и перекрывая их новыми ценностями и нормами, открыва­ет перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.


Существенную роль во все времена, а особенно в нашу эпо­ху, когда осуществляется переход человечества к новому типу ци­вилизации — информационной или, как ее еще называют, ноосфер-ной, играет информационная функция культуры. Она позволяет дать индивиду, социальным группам, обществу в целом достовер­ную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама организация общественной жизни людей, их ориентация на те или иные виды деятельности и социальных отношений.

Культура не только формирует способы ориентации и дея­тельности человека в мире, но и является мощным фактором вос­производства и развития его энергетики, а в этом большую роль играет ее игровая функция. Именно через игру ребенок входит как формирующаяся личность в мир взрослых, усваивает определен­ные социальные роли и ценности, через игру в театре и кинемато­графе творцы культуры доносят до зрителей и слушателей идеалы, ценности и нормы поведения. В спортивной игре и в карнавальных празднествах люди получают разрядку от сложностей повседнев­ной жизни, создают пространство для творческой игры своих ду­ховных и физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

Существенное значение имеет сигнификативная (от англ. sign — знак) функция культуры, представляющая из себя припи­сывание значений и ценностей определенным явлениям, процес­сам, событиям, людям. Например, звездное небо не имело для пер­вобытного человека никакого значения, пока он не вовлек не­бесное пространство в круг своих мифологических представлений, а затем и астрологических предсказаний. В дальнейшем эта функ­ция проявляется в осмыслении мира путем выявления его значе­ний через религию, философию, поэзию, науку.

С сигнификативной функцией культуры тесно связана ее коммуникативная функция. Она реализуется посредством пере­дачи, приема, осмысления информации, общения людей, их групп, общностей, организаций.

Важное значение имеет мотивационная функция культуры, состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, по­буждающие их к определенным поступкам, делам и т.д.

Только что описанная функция органично связана с моби­лизующей функцией культуры, которая побуждает людей к опре­деленным действиям и мобилизует их волю, интеллект, чувства, действия для достижения определенных целей.


Культура выполняет и речаксационпую функцию, т.е. помо­гает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстано­вить физические и духовные силы.

Кроме этого культура выполняет еще одну важную функцию: накопление и передачу из поколения в поколение социального опыта.

Взаимодействие названных функций позволяет культуре выполнять еще одну, едва ли не важнейшую, функцию — воспита­тельную. Создавая возможности для усвоения ценностей и норм, ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая от других, подвигая его к определенным целям, культура всем бо­гатством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает человека как духовно развитую и социально активную личность.

Интегрированным результатом взаимодействия всех охарак­теризованных функций выступает еще одна, чрезвычайно важная и решающая функция культуры - человекотворческая Будучи тво­рением человека, культура в своем функционировании и развитии формирует человека, творит его по определенному образцу, опре­деляемому ее ценностями, нормами и идеалами.

Человеко творческая функция существовала всегда, но осо­бенно большую значимость приобретает она в XXI веке, когда резко возрастает не только роль творца культуры, но и ее потреби­теля, точнее сказать: сотворца- читателя, слушателя, зрителя. Этот сотворец должен - каждый по-своему - вместе с художни­ком, писателем, композитором и т.п. доформировать, завершить текст, картину, мелодию, ритм до целостного совершения. Только в таком случае происходит творческое взаимодействие художника и читающей, зрительской, слушательской публики не через ано­нимный и рассчитанный на усредненный, не очень развитый вкус потребителя, не по обочине духовной жизни человека— будь он творец культуры или ее взыскательный потребитель, - а через эпицентр его духовного самоопределения и саморазвития.

Итак, в культуре существует внутренне присущая ей упоря­доченность, структурированность. Причем структура эта обладает конкретной исторической конфигурацией и дифференцируется не только в социальном пространстве, изменяясь от страны к стране, от народа к народу, но и в социальном времени, изменяясь от од­ной исторической эпохи к другой. Вследствие этой многогранной социодинамики система культуры и становится мощным фактором структурирования социального мира, соопределяет динамику его социальной структуры.


Вопросы для повторения и самоконтроля

1. Почему культура выступает средством структурирования общества?

2. Каковы два главных фактора взаимодействия культуры с социально-
стратификационными изменениями в обществе?

3. Что такое институционализированные нормы и образцы поведения?

4. Как в социальной структуре общества возникают группы, способные
нарушать или отвергать доминирующие культурные нормы и ценно­
сти?

5. Каковы основные типы социального структурирования в зависимо­
сти от интегрированности или дезинтегративности предписываемых
культурой норм и целей, средств их достижения?

6. Чем отличается социоструктурное влияние элитарной, народной,
массовой культуры, кича, субкультуры и контркультуры на струк­
турные трансформации общества?

Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Гл. 12. Мн, 2000.

2. Кравченко А.И. Культурология. Разд. П. М., 2000

3. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура //Социоло­
гические исследования. 1992, № 2.

4. Мертон Р. Социальная структура и аномия //Социологические иссле­
дования. 1992, № 3, № 4.

5. Мертон Р.К. Явные и латентные функции //Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

6. Парсонс Т. Функциональная теория изменения //Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

8. Смелзер Н.. Социология. Гл. 2 М, 1994.

9. Фролов С.С. Социология. Гл. 3. М., 1996.


Раздел четвертый СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Глава 24. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

С самого начала своего возникновения, со времени О. Конта, социология рассматривает взаимодействия человека и общества не только и не столько в статике, сколько в динамике, в процессе со­циальных изменений. Очевидно, что в обществе нет неизменяемых объектов и субъектов: изменяются социальные связи и взаимодей­ствия между людьми, их социальные статусы и роли; изменяется социальная структура общества, доминирующие в нем ценности, нормы и стандарты поведения; изменяются научные и религиоз­ные взгляды, моральные нормы; возникают новые, ранее не суще­ствовавшие виды искусства, типы и формы государства, нормы права и т.д. Все эти перемены в общественной жизни охватывают­ся понятием «социальные изменения».

Что же такое социальные изменения?

В широком смысле слова под социальными изменениями понимают переход социального объекта из одного состояния в другое, любую модификацию в социальной структуре общества, в его институтах, в представлениях людей об обществе.

В более узком и точном смысле термин «социальные изме­нения» означает многообразные перемены, происходящие в тече­ние определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, ин­ститутах, организациях, в социальных статусах и ролях отдель­ных личностей, в их взаимодействиях между собой и с чюбыми структурными компонентами общества.

Обычно в социологии всю совокупность социальных изме­нений подразделяют на пять основных видов. К первому виду со­циальных изменений относятся перемены, происходящие в раз­личных социально-структурных компонентах общества, например, в структуре профессиональной общности, в структурах власти, структуре господствующих в обществе ценностей и т.д. Этот вид социальной динамики называют структурными социальными из- 332


непениями. Речь в данном случае идет о процессе структурной дифференциации. Выдающийся американский социолог Т. Пар-сонс утверждал, что «любую систему, с одной стороны, можно представить как структуру, г.е. как ряд единиц или компонентов со стабильными свойствами (которые, конечно, могут быть и отно-шенческими), а с другой стороны - как события, процессы, в ходе которых «нечто происходит», изменяя некоторые свойства и от­ношения между единицами» (7; 479).

Наряду со стабильными, относительно неизменными со­стояниями социальной системы, в определенные моменты времени происходят структурные изменения, считает Т. Парсонс, диффе­ренциация системы, когда ее основные структурные единицы при­обретают более сложные функции или осуществляется структур­ная реорганизация, т.е. переструктурирование системы. Этот про­цесс прослеживается им посредством анализа изменения произ­водственных функций семьи, которая с самого начала своего возникновения была основной производственной единицей, но по мере усложнения процесса производства она оставляла за собой все меньшую часть выполнения этой функции, передавая ее снача­ла агрегату родственных единиц, в котором сотрудничают не­сколько родственных семей, а затем - и более сложным социаль­ным структурам — трудовым коллективам, объединениям, корпо­рациям, где происходит полное высвобождение социальной орга­низации из уз родства. Одновременно с такими изменениями в составе людей, осуществляющих процесс производства, происхо­дит дифференциация профессиональных ролей, выполняемых раз­личными индивидами, в том числе возникает структурализация работающих на руководителей и подчиненных, возникают и ста­новятся все более сложными и разнообразными нормативные ком­поненты структуры (наборы требований и предписаний к персона­лу, виды поощрения и санкции к нерадивым работникам и т.п.), создаются обобщенные комплексы производственных, профессио­нальных, социальных норм, применимых не к одной структуре коллектива, а ко многим разноструктурным организациям и сис­темам.

Второй вид социальных изменений включает в себя обшир­ную и многообразную совокупность социальных процессов, таких, например, как изменение поведения индивидов и их групп в раз­личных социальных ситуациях, изменение взаимодействий людей с теми или иными социальными институтами (с политическими


партиями, религиями и т.д.). Сюда входят изменения, в ходе кото­рых осуществляются взаимодействия типа солидарность, напря­женность, ассимиляция, конфликтность и т.п. Этот вид социальных перемен называется поведенческими социальными изменениями.

Большая совокупность социальных изменений связана с трансформацией функций различных социальных систем, сооб­ществ, организаций, институтов. Например, в результате всена­родного референдума, проведенного в Беларуси в ноябре 1996 г., произошли существенные перемены в верховных органах законо­дательной власти республики - вместо прежнего Верховного Со­вета сформирован новый двухпалатный парламент, в котором зна­чительно изменились выполняемые им функции, произошло их уточнение, распределение между Советом республики и Народной палатой, обогатилось и углубилось их содержание, изменились формы осуществления. В главе, раскрывающей сущность и роль социальных институтов, подробно освещен процесс превращения латентных, скрытых функций производственных организаций в явные, что приводит к серьезным сдвигам в развитии общества, его отдельных сфер. Подобного рода перемены и трансформации называются функциональными социальными изменениями.

В социодинамике общественного развития важную роль иг­рают перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­ной и групповой деятельности людей. Мотивация представляет собой процесс развертывания содержания потребностей, для удов­летворения которых субъект социального действия - индивиду­ального или группового (личность, группа, организация, социаль­ный институт и т.д.) - разворачивает и осуществляет активную, целенаправленную деятельность. Это означает, что мотивация са­ма представляет собой процесс изменений и одновременно пред­полагает активную деятельность, направленную на изменения как объекта действия (предметы внешнего природного и социального мира), так и самого действующего субъекта. Происходящие в об­ществе социальные изменения, с одной стороны, обусловливают перемены в мотивации деятельности, а с другой - сами являются результатом перемен в мотивационной сфере. Например, в про­цессе становления рыночной экономики в Беларуси, других стра­нах СНГ, коренным образом меняется мотивационная сфера дея­тельности не только предпринимателей, властных структур, но и огромных масс населения. На передний план выдвигаются мотивы достижения прибыли, экономической выгоды, денежного возна-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...