Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нововведение – как объект инновационного менеджмента: сущность и классификация.




Новация (лат. novation — изменение, обновление) представляет собой какое-то новшество, которого не было раньше: новые явления, открытия, изобретение, новые предметы, новые действия, обычаи, новые методы.

Практическое использование новшества с момента технологического освоения производства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услуг является нововведением(инновацией) (англ. innovation — нововведение, новшество, новаторство, "инвестицию в новацию", "введение новшества".

Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования, анализа и т. п. (многие организационно-технические, управленческие и экономические решения производственного, финансового, коммерческого и административного характера). Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

С понятием "инновация" тесно связаны понятия "изобретение" и "открытие".

Под изобретением понимают новые приборы, механизмы, инструмент, другие приспособления, созданные человеком.

Открытием же является процесс получения ранее неизвестных данных или наблюдение ранее неизвестного явления природы.

Открытие отличается от инновации по следующим признакам:

1. Открытие, а также изобретение, делается, как правило, на фундаментальном уровне, а инновация производится на уровне технологического (прикладного) порядка.

2. Открытие может быть сделано изобретателем-одиночкой, а инновация разрабатывается коллективами и воплощается в форме инновационного проекта.

3. Открытие не преследует целью получить выгоду. Инновация же всегда ставит своецелью получить какую-либо осязаемую выгоду за счет применения какого-то нововведения в технике и технологии.

4. Открытие может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска. Ее случайно не производят. Она требует определенной четкой цели и технико-экономического обоснования.

Инновационный цикл – выполнение комплекса работ по одной инновации.

Инновационная деятельность – это процесс, направленный на разработку инноваций, реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Классификация инновационных процессов и нововведений

 

Признаки классификации Группирование по установленным признакам
1. Содержание новаций, инновационных процессов (области применения) Научные, технические, технологические, экономические, управленческие, организационные, информационные, производственные
2. Степень новизны (радикальности изменений) Базисная (открытие, изобретение), Улучшающая (изобретение, рацпредложение); Псевдоинновация (рацпредложение, прочие: эстетика, внешний вид, незначительные изменения)
3. Варианты организации Внутрикорпоративные, программные, конкурсные
4.Вид инновационного процесса Пионерный (достижение мирового первенства – США); Догоняющий (Япония, улучшение свойств существующих процессов)
5. Уровень разработки и распространения нововведений (масштабы) Трансконтинентальные Транснациональные Государственные региональные отраслевые корпоративные фирменные
6. Вид новшества Продуктовые (конструкция и устройство, новые материалы, функции) Процессные (технология, организация и автоматизация производства)
7. Степень интенсивности инноваций "Бум" равномерная слабая массовая
8. Темпы осуществления инноваций Быстрые Нарастающие Равномерные Скачкообразные Замедленные Затухающие
9. Результативность инноваций Высокая Стабильная Низкая
10. Эффективность инноваций Экономическая Социальная Экологическая Интегральная
11. Сферы разработки и распространения нововведений Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
12. Цели нововведений кризисные инновации; инновации развития.

7. Жизненный цикл нововведения.

Жизненный цикл нововведения представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов создания и последовательного изменения состояния продукции от замысла и исходных требований к новым изделиям до окончания

их эксплуатации.

Жизненный цикл продукта быть может:

полным – охватывает все виды работ и их продолжительность;

неполным – отличается от полного по временному и объемному параметрам;

частным – характеризуется показателями отдельной стадией жизненного цикла, например, разработки, изготовления,эксплуатации.
Жизненные циклы инновации различаются по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями той либо иной инновации.
Однако у каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко

выделенными этапами.
Жизненный цикл инноваций состоит из ряда стадий, на которых идея трансформируется в новый товар, новую технику,

способную удовлетворить требования покупателей.

Начальной стадией жизненного цикла являются научно-исследовательские работы (НИР), которые проводятся по единому техническому заданию (ТЗ). Техническое задание – это обязательный документ для начала НИР. В нем определяются цель, содержание, порядок выполнения работ и способ реализации результатов НИР [15].
Научно-исследовательский процесс состоит из следующих этапов:

1. Разработка ТЗ;

2. Выбор направлений исследований;

3. Теоретические и экспериментальные исследования;

4. Обобщение и оценка результатов.

Научные исследования – это фундаментальные, поисковые и прикладные теоретические исследования; экспериментальные исследования и проверка. К поисковым относятся исследования, задачей которых является открытие новых принципов создания изделий и технологий. В ходе таких исследований находят подтверждение теоретические предположения и идеи.

Прикладные исследования направлены на изучение путей практического применения открытых ранее явлений и процессов.
Опытные работы – вид разработок, связанный с опытной проверкой результатов научных исследований. Опытные работы имеют целью изготовление и обработку опытных образцов, новых (усовершенствованных) технологических процессов. Экспериментальные работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, аппаратуры, приборов, установок и т.п., необходимых для проведения научных исследований и разработок.
Результатами подобных исследований выступают открытие частных и всеобщих законов или закономерностей, появление новых материальных объектовлибо веществ.

Второй стадией жизненного цикла являются опытно-конструкторские работы (ОКР). На этой стадии разрабатывается

техническая документация:

техническое предложение;

эскизный проект;

технический проект;

рабочая конструкторская документация.

Результатом опытно-конструкторских работ является опытный образец нового технического объекта, либо новый технический процесс. Разработка нового изделия завершается после устранения недоработок по замечаниям приемочной комиссии и утверждения акта приемки опытного образца, партии [4].
Подготовка производства является следующей стадией жизненного цикла инноваций, которая состоит в постановке продукции на производство и включает мероприятия по организации производства нового изделия или освоения его другими предприятиями.

Установочная серия или первая промышленная серия изделий, изготавливается для проверки способности данного производства обеспечить промышленный выпуск продукции в соответствии с требованиями научно-технической документации и потребителей.

Научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, а также подготовка производства относятся к предпроизводственным стадиям жизненного цикла инноваций. Здесь формируется изделие, его качество, закладывается

технический уровень изделия, его прогрессивность.

Следующей стадией жизненного цикла является производство созданного изделия в соответствии со сформированным портфелем заказов.

Завершающая стадия жизненного цикла состоит в эксплуатации (для изделий длительного потребления) или потреблении (для сырья, топлива и т.п.) заказчиком или потребителем.

Жизненный цикл продукта характеризуется временными и экономическими параметрами.

Экономические параметры характеризуются объемными, затратными и качественными показателями, которые

находятся в тесной взаимосвязи.

К объемным параметрам относятся длительность выпуска и эксплуатации продукта. Параметры качества продукции, работ и услуг, а также объем их производства формируют затраты экономического характера нового продукта.
Продолжительность жизненного цикла изделия в каждый конкретный период научно-технического развития определяется физическим и моральным сроком старения техники.

Выделяется жизненный цикл нововведения-продукта и но­вовведения-процесса.

Применительно к нововведению - процессу содержание жизненного цикла несколько отличается и включает:
зарождение - осознание потребности и возможности изменений, поиск и разработка новшества;

освоение - внедрение на объекте, эксперимент, осуществление производных изменений;

диффузию - распространение нововведения, тиражирование, многократное повторение на других объектах;

рутинизацию - нововведения, реализующиеся в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих

объектов.
Оба вида жизненных циклов различны по временным диапазонам и по сути.

Например, рутинизация нововведения - процесса может наступить, а новый продукт еще не устареть или наоборот новое

изделие может морально устареть, а нововведение еще не начаться. В результате немало научной продукции не находит

применения.

Приведенные жизненные циклы объединены общим понятием – «инновационный процесс». Основное их отличие состоит в том, что в одном случае происходит процесс формирования новой продукции, а в другом - процесс ее реализации.

Под инновационным процессом следует понимать последовательную цепь работ, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в практической деятельности.

Инновационный процесс можно представить как систему мероприятий по разработке, внедрению, освоению,

коммерциализации и диффузии инноваций.

Инновационные процессы как объект управления характеризуются неопределенностью, вариантностью и носят

вероятностный характер.

8. Государственная поддержка инновационных процессов.

Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосудар-ствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись "гонкой вооружений", в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста путем перехода на инновационный путь развития, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Особое внимание уделяется информационным технологиям, микропроцессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям - всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.
Развитые страны начали использовать науку как средство производства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе "наука - производство"; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведений (включая систему непрерывного образования); организационно-правовые и экономические формы инновационной деятельности.

В развитых странах значительную часть национальных расходов на науку составляют средства из государственного бюджета. В 2004 г. участие государств в финансировании общенациональных исследований и разработок, по разным источникам, составляло (в %):

США - 31,0
Япония - 17,7
Германия - 30,4
Франция - 39,0
Великобритания - 31,3
Республика Корея - 23,9
Канада - 35,4
Россия - 60,6
В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы.

1. Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2. Предоставление субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата.

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50 % стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание - он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это - форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным секторами. Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в том числе и право контроля со стороны государства. Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной и концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глобализации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулирования новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20 % своих исследований проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привлекает высокая квалификация иностранных работников в сочетании с дешевой рабочей силой.
В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инновационную сферу при соблюдении общих условий развития национального предпринимательства.

9. Финансовые и нефинансовые механизмы государственной поддержки инновационной деятельности на предприятии.

В рамках экономического стимулирования инновационной деятельности государство должно создать систему финансовых и организационных рычагов, позволяющих стабилизировать экономические процессы в производстве, предложить новые благоприятные условия для наращивания предпринимательской деятельности, обеспечивая получение доходов предпринимателями при реализации инновационных продуктов. Такое понимание стимулирования предпринимательской деятельности отражает реалии, свойственные переходному периоду в польской экономике.

Механизм регулирования предпринимательства в инновационной сфере является «видовым» относительно механизма регулирования предпринимательства в целом, представляющего совокупность форм, методов, средств, с помощью которых органы управления государства, регионов и других административно-территориальных образований осуществляют воздействие на предпринимательскую среду.

Методы участия государства в малых и средних предприятиях разделяются на финансовые и нефинансовые.

Финансовые методы связаны с кредитованием и другим участием в проектах и программах предпринимательских структур (участие в акционерном капитале, долевое и совместное финансирование, выдача гарантий и размещение гарантийных фондов, организация лизинга и т.д.). При финансовых методах государственного воздействия необходимым ресурсом становится капитал.

Среди нефинансовых методов ‑ законодательные, налоговые, информационно-консультационные, организационные.

Такое деление методов участия государства носит условный характер, так как нефинансовые методы также связаны с перераспределением финансовых ресурсов (как правило, трансфертов государства, налогов). Для реализации нефинансовых методов также нужны ассигнования, хотя и в меньшем, чем при осуществлении финансовых методов, размере.

 

10. Особенности инновационной деятельности на предприятиях сфере сервиса.

В современном постиндустриальном мире огромное внимание уделяется развитию различных отраслей жизни общества, в том числе и сферы услуг. На первый взгляд можно недооценить важность этой сферы, ведь это и строительство, и туризм, и различные юридические и социальные услуги, их можно перечислять бесконечно.
Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование результатов научных исследований и разработок улучшения качества выпускаемой продукции (в данном случае - услуг), предполагающая комплекс научных, технических, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Также инновационная деятельность может быть определена как деятельность по созданию, освоению, распространению и использованию инноваций.

Разработка инноваций в современном мире становится одним из важнейших факторов экономического роста, конкурентоспособности отечественной продукции, обеспечения безопасности страны. Переход к рыночным принципам хозяйствования определяет необходимость решения проблем развития инновационной деятельности и формирования научно-технического потенциала страны, позволяющего перейти к инновационному типу экономического развития.
Результатом инновационной деятельности являются новые или дополнительные товарыили услуги или товары или услуги с новыми качествами.

Вопросам управления винновационной деятельности посвящено отдельное направление менеджмента -инновационный менеджмент.

На многих предприятиях сервиса имеются инновационные менеджеры, т.е. специалисты, профессионально занимающиеся управленческой деятельностью по внедрению инноваций в работу фирмы. Эффективное инновационное внедрение позволяет предприятию повысить прибыльность процесса оказания услуг, укрепить деловой имидж, стабилизировать свое положение на рынке в целом.

Обычно, инновационный процесс охватывает разные стороны производственной, организационно-технологической, маркетинговой и управленческой деятельности, независимо от того, как внедрение обозначают сами менеджеры и в каких структурных подразделениях они его отрабатывают. К инновационным процессам, помимо менеджеров, специалистов по маркетингу, напрямую оказываются причастны рядовые работники, весь персонал сервисного предприятия, фирмы. В этом случае процесс внедрения направлен вертикально сверху вниз. Если нововведение внедряется успешно, то в эту вертикаль начинают интегрироваться и потребители. В таком случае нововведение приобретает возможность распространяться вширь: успех нововведения позволяет фирме увеличить объем продаж, расширить число клиентов и одновременно вызывает желание у конкурентов повторить ее успех.
За последнее время в российской сфере услуг осуществилась замена всего организационно-экономического механизма, на основе которого разворачивается сервисная деятельность. На первом этапе изменения сферы услуг различные нововведения сначала появлялись в сервисе крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, а также в некоторых областных центрах.
Сильные импульсы введения новых форм работы, расширения эффективных видов обслуживания стимулировались как изнутри сервисной среды, так и со стороны клиентов. Большое воздействие на инновационное развитие оказали иностранные фирмы, которые стали проникать в нашу страну. Многие из нововведений, которые нес с собой зарубежный сервис, являлись для отечественной сферы услуг базовыми, т. е. они нуждались в пересмотре и изменениях. Но были и такие новшества, которые позволяли изменить только некоторые звенья обслуживания.

Особенности:

-в высокой динамичности рыночных процессов (предоставление услуг имеет целью непосредственное удовлетворение потребностей человека);

-в территориальной сегментации (формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий услуг зависят от характеристик территории, охваченной конкретным рынком);

-в высокой скорости оборота капитала (одно из основных пре имуществ бизнеса в сфере услуг, являющееся следствием более короткого производственного цикла);

-в высокой чувствительности к изменению рыночной конъюнктуры (свойство, обусловленное невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также временным и пространственным совпадением их производства и потребления);

-в специфике организации производства услуг (обладая большей мобильностью, малые и средние предприятия, являющиеся продуцентами услуг, имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения конъюнктуры);

-в специфике процесса оказания услуг (личный контакт производителя и потребителя, с одной стороны, создает условия для расширения коммуникативных связей, а с другой - увеличивает требования к профессионально - квалификационным качествам, опыту, этике и общей культуре производителя);

-в высокой степени дифференциации услуг (связана с диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией спроса на услуги, рассматривается как важнейший стимул к инновационной деятельности в сфере услуг, так как сложная структура спроса обуславливает появление новых, нестандартных услуг, поиск услуги новинки становится перманентным процессом, получающим все большее развитие по мере насыщения рыночного спроса);
-в неопределенности результата деятельности по оказанию услуг (результат деятельности по оказанию услуги, подверженный во многих случаях влиянию различных качеств производителя не может быть заранее определен с достаточной точностью; окончательная оценка результата возможна только после потребления услуги).
Таким образом, перечисленные мной выше успехи и провалы отечественного сервиса в освоении инноваций, рожденных внутри страны и взятых из мировой практики обслуживания, позволяют понять огромную сложность внедрения инноваций в сервисную практику. Осознавая эти сложности, предприниматели и менеджеры должны планировать весь процесс освоения инновации, а также внимательно отслеживать его ход и результаты.

11. Функции и методы инновационного менеджмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...