Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Базовые концепции финансового менеджмента




Внешняя и внутренняя среды финансового менеджмента

Внутренними факторами являются факторы, которые находятся под контролем руководства предприятия, на которые оно может и должно оказывать влияние.

К внутренним факторам относятся [9. C. 12–13]:

1) факторы, связанные с исходными ресурсами:

· капиталовложения, производственные здания и оборудование;

· сырье и энергоносители;

· технологии и ноу-хау;

· проектирование продукта;

· рабочая сила;

2) факторы, связанные с процессом производства:

· мотивация, условия труда, производственные отношения и обучение;

· проектирование продукта (например, плохой проект удорожает производство);

· методы работы, обратная связь, организация и стиль управления;

3) факторы, связанные с выпуском продукции:

· объем продукции (услуг);

· качество продукции (услуг);

· цена продукции (услуг);

· обслуживание покупателя продукции (услуг);

· своевременность и надежность поставок;

· техническая прогрессивность конструкции изделия;

· надлежащая упаковка;

· структура ассортимента;

· наличие продукции (услуг) в нужное время в нужном месте;

· система долгосрочных гарантий;

· влияние продукции на долю рынка компании и степень ее проникновения на этот рынок;

· влияние продукции на имидж предприятия;

· экологические характеристики продукции.

Внешними называются факторы, которые в краткосрочном плане не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия. Однако в ходе финансово-хозяйственной деятельности необходимо научиться быстро адаптироваться к изменениям внешней среды, чтобы не утратить конкурентные преимущества.

К внешним факторам относятся:

· правовая среда функционирования предприятия, например, в зависимости от выбранной организационно-правовой формы предприятия могут создаваться различными способами (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия). В зависимости от выбранной организационно-правовой формы будет различна минимальная величина уставного капитала, неодинаковыми будут способы мобилизации дополнительных ресурсов и гарантии интересов кредиторов. Все эти и другие основные аспекты правового характера следует знать и учитывать финансовому менеджеру как в отношении своего предприятия, так и имеющихся потенциальных контрагентов. Последнее особенно важно, поскольку любая сделка с контрагентами содержит в себе потенциальный риск утраты ресурсов [10–15];

· бюджетная политика (соотношение доходной и расходной части бюджета, возможность бюджетных инвестиций в общегосударственные программы);

· фискальная и налоговая политика (обеспечение сочетания интересов государства и налогоплательщика);

· денежно-кредитная политика (учетная ставка Центрального банка, регулирование денежного обращения с акцентом на укрепление национальной валюты);

· таможенная политика (учет интересов отечественных товаропроизводителей);

· структурные макроэкономические изменения;

· развитие общественной инфраструктуры;

· темп инфляции и меры государства по ее снижению;

· социально-политическая стабильность в обществе и т.д.

Базовые концепции финансового менеджмента

Большинство ранних теорий финансов основываются на допущении существования идеальных рынков капитала. В общем виде, идеальный рынок капитала – это рынок, на котором не существует никаких затруднений, вследствие чего обмен ценных бумаг и денег может совершаться легко и не сопряжен с какими-либо затратами. Идеальный рынок капитала имеет следующие характеристики: 1) отсутствуют трансакционные (брокерские) затраты; 2) отсутствуют налоги; 3) имеется большое количество покупателей и продавцов, и ни один из них не может воздействовать на цены обращающихся на рынке ценных бумаг; 4) как физические, так и юридические лица имеют равный доступ на рынок; 5) отсутствуют информационные затраты, поэтому все субъекты рынка обладают одинаковым объемом информации; 6) все субъекты рынка имеют одинаковые (гомогенные) ожидания; 7) отсутствуют затраты, связанные с финансовыми затруднениями.

Теория стоимости и структуры капитала была выдвинута Ф. Модильяни и М. Миллером и изложена в работе «Стоимость капитала: корпоративные финансы и теория инвестирования» (1958). Авторы пришли к выводу, что стоимость фирмы зависит исключительно от ее будущих доходов (как их уровня, так и рискованности), но не от соотношения между ее заемным и акционерным капиталом. Если бы эта теория была корректна, менеджерам не приходилось бы волноваться, принимая решение о структуре капитала фирм, поскольку данный фактор, согласно этой теории, никак не повлиял бы на цену акций фирм. Позднее Модильяни и Миллер опубликовали работу «Налоги и стоимость капитала: уточнения (a correction)», в которой они ввели в свою модель новый фактор – налоги на корпорации. С учетом этого фактора была показана прямая связь между ценой акций фирмы и использованием фирмой заемного капитала. Согласно данной теории, фирмам следует почти на 100 % финансироваться за счет займов. Такой результат объясняется структурой налогообложения корпораций в США. Доходы акционеров должны выплачиваться из прибыли, остающейся после выплаты налогов, а выплаты кредиторам производятся из прибыли до уплаты налогов. Такое асимметричное налогообложение приводит к тому, что при увеличении доли заемного капитала увеличивается и доля валового дохода фирмы, остающейся в распоряжении инвесторов.

Обычно доля заемных средств в капитале фирм значительно меньше 100 %. Это обстоятельство поставило под сомнение выводы Модильяни – Миллера, и в их модель был введен фактор финансовых затруднений. Согласно модифицированной таким образом теории, по мере увеличения доли заемного капитала стоимость фирмы возрастает благодаря экономии от снижения налогов (за счет вычета процентов из налогооблагаемой прибыли), но начиная с определенного момента (когда достигается оптимальная структура капитала) рост задолженности ведет к снижению стоимости фирмы, поскольку экономия от снижения налогов перекрывается растущими затратами, связанными с поддержанием высокой доли заемного капитала. Эта модифицированная теория Модильяни – Миллера, получившая название теории компромисса, позволила лучше понимать влияние различных факторов на процесс формирования оптимальной структуры капитала фирмы.

Концепция неравноценности денег во времени. Основные теоретические положения этой концепции были сформулированы в 1930 г. И. Фишером в работе «Теория процента: как определить реальный доход в процессе инвестиционных решений». Более полно механизм этой концепции был рассмотрен в 1958 г. Дж. Хиршлейфером в работе «Теории оптимального инвестиционного решения». Сущность этой концепции состоит в том, что настоящая стоимость денег всегда выше их будущей стоимости в связи с альтернативной возможностью их инвестирования, а также влияния факторов инфляции и риска. С учетом этой концепции были разработаны различные модели дисконтирования денежных потоков, которые широко используются в практике финансового менеджмента.

Современная портфельная теория. Ее родоначальником является Г. Марковец, изложивший основные принципы данной концепции в 1952 г. в работе «Выбор портфеля». В основе этой концепции лежат методологические принципы статистического анализа и оптимизации соотношения уровня риска и доходности рисковых инструментов финансового инвестирования. Основной вывод из теории портфеля Марковица состоит в том, что, как правило, общий риск инвестора может быть снижен при объединении отдельных рисковых активов в портфель. Теория портфеля указывает на то, что: 1) с целью минимизации риска инвесторам следует группировать активы в инвестиционные портфели; 2) рисковость отдельного актива следует измерять его влиянием на общую рисковость диверсифицированного портфеля. Хотя теория портфеля учит инвесторов измерять риск, она не конкретизирует связи между уровнем риска и требуемой доходностью.

В дальнейшем в разработку этой теории существенный вклад внесли Дж. Тобин и У. Шарп.

Концепция агентских отношений. Авторами концепции являются американские исследователи М. Дженсен и У. Меклинг, опубликовавшие ее в 1976 г. в работе «Теория фирмы: управленческое поведение, агентские затраты и структура собственников». Рассматриваемая концепция предполагает, что между собственниками (акционерами) и менеджерами – доверенными лицами (агентами собственников) может существовать конфликт интересов в обеспечении максимизации благосостояния собственников. Согласно концепции, деятельность менеджеров (агентов) лишь тогда будет направлена на реализацию главной цели управления финансами, если она будет дополнительно стимулироваться их участием в прибыли и соответственно эффективно контролироваться собственниками. Это стимулирование и мониторинг связаны с дополнительными затратами средств, объективно обусловленными разделением прав собственности и управления предприятием. В свою очередь, агентские затраты оказывают влияние на формирование и распределение прибыли, дивидендную политику, на цены обращающихся на рынке акций компании.

Концепция асимметрической информации. Авторами этой концепции являются американские экономисты С. Майерс и Н. Майджлаф, опубликовавшие ее в 1984 г. в работе «Корпоративное финансирование и инвестиционные решения в условиях, когда фирмы владеют информацией, которой не располагают инвесторы». Сущность ее состоит в том, что потенциальные инвесторы – возможные покупатели ценных бумаг компании располагают о ее деятельности меньшим объемом информации, чем ее менеджеры. В результате асимметрической информации инвесторы впоследствии несут определенные финансовые потери.

Сущность упомянутых теоретических концепций составляет основу современной парадигмы финансового менеджмента.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...