Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как объект управления, общие характеристики организации.




Организация составляет основу мира менеджеров, она является причиной, обуславливающей существование менеджмента. Для того чтобы достигнуть своих целей, люди чаще всего ищут сообщников по своим интересам, желающих вместе с ними получить коллективный результат. При этом сразу оговариваются некоторые ограничения в поведении и деятельности, направленной на результат. Иначе говоря, помимо цели люди договариваются о правилах своего поведения в рамках возникающего сообщества. Данным правилам должны подчиняться все члены сообщества, принимающего форму конкретной организации. Более того, согласие с правилами означает вступление людей в организацию, а несогласие вынуждает их покинуть организацию.

Таким образом, для того чтобы считаться организацией, некая группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям:

- наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы;

- наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы;

- наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

Для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, задачи, которые выполняют работники в организации, должны координироваться руководителем. Поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких.

Организация всегда имеет хотя бы одну общую цель, разделяемую и признаваемую всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель. Организации, имеющие набор взаимосвязанных целей, называют сложными. Все сложные организации являются не только группами, целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный набор взаимосвязанных целей, они также имеют общие для всех сложных организаций характеристики.

К таким характеристикам относят ресурсы, внешнюю среду, разделение труда: горизонтальное и вертикальное, структуру и управление.

Ресурсы необходимы любой организации для достижения намеченных целей. Основные ресурсы, используемые организациями, это человеческие ресурсы, основной и оборотный капитал, технология и информация.

Ресурсы подлежат преобразованию в процессе деятельности. Процесс преобразования ресурсов легче всего увидеть в производственных организациях, но и организации обслуживания и некоммерческие организации также используют все эти виды ресурсов. Главная задача организации в области использования ресурсов – это достижение целей при минимальных затратах ресурсов и максимальной эффективности.

Внешняя среда. Одной из самых значимых характеристик организации является ее взаимосвязь с внешней средой. Организации полностью зависимы от окружающего мира – от внешней среды – как в отношении своих ресурсов, так и в отношении потребителей, пользователей их результатами, которых они стремятся достичь. Внешняя среда – все то, что находится вне организации, существенным образом влияет на организацию, но не подвластно ее руководству. Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов, непосредственно влияющие на деятельность организации. Эти элементы относятся к среде прямого воздействия. Среда косвенного воздействия включает такие значимые элементы, как состояние экономики, политическая обстановка, развитие науки и техники, социокультурные факторы. Реакция предприятия на изменение факторов прямого и косвенного воздействия различна: предприятие может перестроить внутреннюю среду (цели, задачи, структура, техника и технология, персонал) и начать приспосабливаться к изменениям внешней среды или противодействовать влиянию ее факторов. К факторам косвенного воздействия предприятие вынуждено максимально приспосабливать свои внутренние переменные.

Разделение труда. Самой очевидной характеристикой организаций является разделение труда. Разделение всей работы на составляющие компоненты обычно называется горизонтальным разделением труда. Разделение большого объема работы на многочисленные небольшие специализированные задания позволяет организации производить гораздо больше продукции, чем если бы то же самое количество людей работало самостоятельно. В очень малых организациях горизонтальное разделение труда может не прослеживаться достаточно четко. Но большинство сложных организаций имеют такого рода горизонтальное разделение, так что можно четко проследить их функции и цели деятельности. Классическим образцом горизонтального разделения труда на производственном предприятии являются производство, маркетинг, финансы. Они представляют собой основные виды деятельности, которые должны быть успешно выполнены, чтобы фирма добилась поставленных целей.

Вертикальное разделение труда, отделяет работу по координированию действий от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

В организации вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство – это выработка и реализация основных перспективных направлений деятельности организации;

- технологическое руководство – это разработка и внедрение прогрессивных технологий;

- экономическое руководство – это стратегическое и оперативное планирование, анализ экономической деятельности организации, организация маркетинга, финансовой деятельности, стимулирования труда;

- оперативное управление – составление оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, инструктаж работников, организация контроля за ходом производственного процесса и его результатом;

- управление персоналом – подбор, расстановка и развитие персонала организации.

Следующей характеристикой организации является ее структура. Структура организации - это совокупность связей и взаимоотношений уровней управления и функциональных областей, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь целей организации.

Все организации не зависимо от сфер деятельности имеют структуру, которая придает им целостность, способность реализовать свою миссию. Основные элементы организации, отраженные в структуре: департаменты, управления, отделы, которые часто называют подразделениями организации. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающихся конкретных специфических целей.

Управление является существенно важной деятельностью для организации, так как для того чтобы организация могла добиться реализации своих целей, деятельность всех структурных элементов должна быть скоординирована посредством вертикального разделения труда.

Таким образом, были выделены основные характеристики организации: ресурсы, необходимые для осуществления деятельности, которые организация преобразует посредством технологии для достижения цели; внешняя среда, разделяемая на факторы прямого и косвенного воздействия, влияние которых организация должна учитывать; горизонтальное разделение труда, то есть разделение всей работы на составляющие компоненты; вертикальное разделение труда, то есть разделение работы по координированию действий от самих действий; структура и управление.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...