Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №3. Национальные модели управления: американская, японская, европейская. Российская модель управления.




Американский менеджмент

 

С 70 годов 20 века американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Стратегия означает генеральную программу действий в которой четко обозначены приоритетные проблемы и ресурсы для достижения цели корпорации. Новое стратегическое управление потребовало изменений в организационной структуре корпорации. Стратегическое управление сосредоточилось на высшем уровне менеджмента(централизация).

Реализация стратегий потребовала более широкое участие работников в корпорации. Руководство вынужденно было идти на улучшение социального положения работника в результате появилась доктрина «производственной демократии»

Суть- вовлечение в управление не профессионалов доктрина называется управленческой революцией.

1. Когда управление выделялось в отдельный вид деятельности. (Файоль)

2. Когда появилась профессия менеджера.

Производственная демократия называется также концепцией партисипативного управления т.е. как форма соучастия работников в принятии управленческих решений затрагивающие их интересы.

Формы привлечения работников к управлению.

1. Участия работников в управлении трудом и качеством продукции.

2. Создание совместных комитетов работников и менеджеров.

3. Системы участия работников в прибыли корпорации.

4. Привлечения представителей трудового коллектива в советы директоров компании.

Степени участия работников в управлении.

1.Минимальная(работники имеют право выдвигать идеи руководству компании).

2.Средняя(работники имеют право выдвигать идеи и участвовать в их обсуждении)

3.Максимальная (работники имеют право выдвигать идеи и участвовать в их обсуждении и их решении).

В 60годы США получает распространение бригадные методы организации труда и кружки качества. Американские ученые продолжают развивать принципы научного управления Тейлора..

Современный американский менеджмент основан на предприятиях:

1.Содержание менеджмента аналогично в разных странах, но методы его различаются в зависимости от национальных традиций истории культуры.

2. В центре внимания менеджмента должен находиться человек, который направляет свои усилия на повышение эффективности труда и работы всего предприятия.

3. Задача менеджмента – направление действий всех работников на достижение общей цели предприятия.

4. Задача менеджмента – постоянное развитие способностей потребностей всех работников и условий для их реализации.

5. Каждый работник должен нести ответственность за порученную ему работу.

6. В конечном итоге деятельность предприятия оценивается по большому числу разнообразных показателей(экономических, социальных).

7. Оценка и результаты деятельности предприятия происходят не внутри, а за его пределами, т.е. во внешней среде (имидж, престиж компании).

Современная американская модель менеджмента ориентирована на корпоративную организационно-правовую форму предпринимательства, при которой имеют право на часть прибыли, а значительный интерес в успешной работе на как всего предприятия, так и своей работе.

Корпорация – акционерное общество; особый социальный тип объединения людей.

Развитие американского менеджмента носит характер постоянной борьбы за лидерство США – лидер мировой экономики.

Цель – преодолеть недостатки менеджмента, проявившиеся в условиях экономического спада.

Недостатки:

1. Неправильные стратегии (особенно конкурентные).

2. Чрезмерное внимание краткосрочным финансовым результатам.

3. Запаздывание технических перевооружений производства.

4. Проигрывают конкурентам цене и качестве продукции.

5. Вражда с профсоюзами.

6. Оторванность от экономической реальности, неумение приспосабливаться к её разным изменениям.

Современные тенденции в американском менеджменте.

1. Пересматриваются взгляды на теорию и искусства управления.

2. Взяв курс на постоянное внедрение- новшеств инноваций, активная инновационная политика, частая смена технологий.

3. Одновременно с 2пунктом неуклонность сокращения всех видов затрат.

4. Одновременно с 2 и 3 пунктами неуклонное повышение качества и характеристик продукции при снижении цен.

5. Комплексная автоматизация производственных процессов.

6. Совершенствование форм и методов управления (особенно по направлению организации труда).

7. Развитие кадрового потенциала через повышение квалификации и активности каждого работника.

8. Глобализация бизнеса.

9. Совершенствование организационных структур управления (снижения уровня иерархии управления) приданию управлению более гибкого и оперативного характера.

Вывод: Характерными чертами американской модели менеджмента является:

- опора на производственные задачи;

-концепция индивидуализма (в своих действиях человек ориентирован в первую очередь на свои собственные интересы и достигает целей в условиях конкурентной борьбы с другими индивидами).

- ориентирован на индивидуальные ценности.

-индивидуальный тип руководителя – лидер, сильная личность, замыкающая на себе весь процесс управления.

-высокая степень централизации в управлении и иерархичность.

-высокая степень формализации процедур и процессов;

-специализация управления труда, работ;

-тенденция краткосрочной занятости рабочих, стремление быстрой, стремительной карьере.

 

Японский менеджмент

Черты: обусловлены философскими взглядами, религией, особенностями национальной культуры, семейными традициями, трудолюбием, патриотизмом японцев.

Объективные условия для формирования этой модели:

1. ограниченные природные и энергетические ресурсы;

2. небольшие масштабы территории и населения;

3. переплетение трёх культур:

- китайская (групповая связь людей)

- американская (свобода личности);

-индийская (обращение к духовному);

Основополагающие принципы:

1. Человеческий потенциал (суть – трудовая активность стимулируется материальном интересом, полезности причастия к общему делу; означает реальную возможность человеку проявить и развить свои способности, получая от работы удовольствие – работник должен быть полностью вовлечён во все процессы. Работник уделяет внимание самоуправлению и самоконтролю. Потенциал организации означает сплочённый коллектив).

2. Система пожизненного найма (суть – работники принимаются на постоянную работу и не может быть уволен ни при каких обстоятельствах, кроме банкротства компании, в ней у него горизонтальная карьера, все льготы, привилегии, растущая оплата труда).

3. Система оплаты и продвижение по старшинству (оплата труда складывается из основного оклада + надбавки, которые зависят от стажа и возраста; строгая трудовая дисциплина, беспрекословное подчинение старшему.

Минусы: внутрифирменная подготовка и отбор руководителей исключает приток молодых людей).

4. Система принятия решений «Рингисест»

(Суть – многократная согласование решений по всем уровням управления, включая обсуждения и консультации на уровне рядовых сотрудников различных подразделений, формирование решения идёт снизу вверх, ответственность за решение распределяется между всеми управленцами разных уровней, применяется к стратегическим решениям).

Методы японского управления:

1.Интенсивное общение руководства с сотрудниками, поощрения частных и не формальных связей.

Способы интенсивного общения:

· беседы управленца с сотрудниками,

· цеховые собрания,

· принцип час в неделю день в месяц работать с рядовыми сотрудниками в цехах,

· организация в цехах и офисах малых групп.

2. Методы сплочения коллектива:

Спортивные состязания, частые поездки и т.д., фирма- одна семья.

Минусы: Не редка практика исключения женщин и национальных меньшинств из системы принятия решений.

3. Обучение и подготовка кадров.

Стратегия приема молодых с запасом, обучение узкой корпоративной направленности под конкретную компанию.

Европейская система

Основные принципы:

1.Социально ориентированная экономика и бизнес.

2.Регулирующая роль государства в экономической системе, в компаниях каждый человек несет ответственность сам за себя.

3.Управление по результатам- ориентация фирм на достижение стратегических результатов на основе коллегиального принятия стратегических решений, индивидуального выбора методов и путей достижения целей. Важное значение имеет контроль и оценка промежуточных результатов.

4.Совет мудрецов- совет экспертов(5чел.) из авторитетных ученых специалистов, которые ежегодно предоставляют руководству заключения и объективный анализ положительных и отрицательных тенденций в экономике, альтернативные пути развития, возможные последствия.

5.Демократизация управления, методов управления, партнерские отношения с рабочими, 1951г.- закон о закреплении за представителями рабочих 50% мест в советах директоров в крупных компаниях.

Российская модель

Модель управления является смешанной, содержит черты европейской, японской и американской моделей.

Подходы:

1. Американо-европейская модель

2. Американо-японская модель

В период плановой экономики сильнее были выражены черты японской модели, объективные причины: японский стиль близок к русскому общинному мировоззрению, из этого следует концепция коллективизма, ориентация на групповую деятельность.

 

Черты американского менеджмента проявились в России в конце XIX начале XX, объективные причины:

· Общая христианская религия

· Колоссальная территория

· Этническая неоднородность

· Развивается концепция свободного предпринимательства, черты индивидуализма (НЭП).

 

Европейская модель внедряется со времён Петра I (XVIII), заимствовано:

· Принцип демократизации управления

· В современных условиях управление по результатам.

 

Препятствия для развития российской модели управления:

1. Профессионализм управленцев, основанный на высоких этических нормах, на всех уровнях управления

2. Финансовые, инвестиционные и морально-психологические предпосылки для развития компаний

3. Внедрение методов комплексной автоматизации производства и управления

4. Политика развития кадрового потенциала организации и организационной культуры

Большое влияние на российский стиль управления оказывает отношение общества к власти, отношение к ответственности, а в целом черты русского менталитета.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...