Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация как открытая система




Организация как открытая система находится в двустороннем постоянном взаимодействии с окружающей средой. Она забирает из внешней среды ряд видов ресурсов, перерабатывает и поставляет их обратно в виде товаров и услуг. Деятельность организации представляет собой согласованный во времени поток различных ресурсов (запасы, деньги, люди, информация). Они движутся не в одном направлении, а образуют контур с положительными и отрицательными обратными связями. Открытость организации как системы обусловлена двумя причинами: 1) непрерывное выживание организации зависит от её способности обеспечить поступление ресурсов из внешней среды, которое возмещает ресурсы, потребленные в процессе переработки; 2) непрерывное поддержание организацией своего социального статуса. Последнее требование обусловлено тем, что в дополнение к своим товарам и услугам организация оказывает побочное воздействие на окружающую среду и общество, например, загрязнение атмосферы, забастовки рабочих и организованные протесты различных групп потребителей.

Внутри организации в общем случае имеется две подсистемы: 1) материально обеспечивающая подсистема, которая занята переработкой поступающих ресурсов в товары и услуги; 2) управляющая подсистема, задача которой состоит в руководстве и контроле за деятельностью организации.

В то время как материально обеспечивающая подсистема обычно имеет дело с различным набором ресурсов (физические материалы, деньги, информация и людские ресурсы), рабочим материалом подсистемы управления является только информация, которая может значительно отличаться от информации, используемой материальной подсистемой.

ПРОБЛЕМА есть разница между существующей и желаемой системами или ситуациями. Решение проблемы есть то, что заполняет промежуток между существующей и желаемой системами или ситуациями.

Применение системного анализа на практике может происходить в двух направлениях: когда исходным пунктом является появление новой проблемы и когда исходным пунктом является новая возможность, найденная вне непосредственной связи с данным кругом проблем. Использование новой возможности имеет также две ситуации — наличие и отсутствие актуальных проблем нуждающихся для своего разрешения в такой возможности. Применение возможности в отсутствии проблем может привести, как минимум, бесполезную растрату ресурсов. Реализация возможностей при наличии проблем, но игнорирующая эти проблемы, превращающаяся в самоцель, может способствовать обострению существующей проблемы и появлению новых, формированию оппортунистических издержек производства, обращения и стратегических (opportunity — возможность). Развитие как социально-экономических систем, так и науки и техники приводит к неограниченному росту новых возможностей социальных и технологических изменений. Отсутствие проблемно-ориентированного подхода и каких-либо объективных критериев оценки результатов использования возможностей и ответственности за них приводит к снижению эффективности, как подсистем, так и разрушению существующих систем.

Рассматривая решение проблемы как перевод системы из существующего состояния в планируемое (желательное) можно выделить три подхода: проблемы могут быть решены, разрешены или устранены. Решить проблему при этом означает найти средство, которое действует достаточно хорошо, которое удовлетворяет. Разрешить проблему означает найти средство, которое действует настолько хорошо, насколько вообще возможно, которое оптимизирует. Устранить проблему означает таким образом перестроить соответствующую систему или её окружение, что проблема ликвидируется, снимается.

Классификация организаций.

Очевидно, что в человеческой деятельности представлены самые различные виды организаций. Варианты их классификации представлены в табл. 4.2.1.

 

Таблица 4.2.1. Варианты классификации организаций.

Основание классификации Вид организации
Степень формализованности
  • Формальные
  • Неформальные
Форма собственности
  • Государственные
  • Муниципальные
  • Частные
  • Иные
Отношение к получению прибыли как главной цели деятельности
  • Коммерческие
  • Некоммерческие
Характер существования
  • Реальные
  • Виртуальные
Социальная значимость деятельности
  • Социально значимые
  • Общественно полезные
  • Социально опасные
Территориальный характер деятельности
  • Глобальные
  • Международные
  • Федеральные
  • Межрегиональные
  • Региональные
  • Местные
  • Локальные
Степень открытости
  • Открытые (прозрачные)
  • Закрытые
Характер инновационной деятельности
  • Инновационно активные
  • Инновационно пассивные
Организационно-правовые формы
  • Коммерческие:
- Хозяйственные товарищества и общества, - Производственные кооперативы, - Государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • Некоммерческие:
- Общественные и религиозные объединения, - Учреждения, - Фонды и др.
Размер
  • Крупные
  • Средние
  • Малые
Основания объединения для совместной деятельности
  • Традиционные
  • Лидерские («вождистские»)
  • Проектные
  • Партнерские
  • Авантюрные
  • Альтернативные
  • Случайные
Сфера человеческой деятельности (реализация тех или иных общественных функций)
  • Публичные
  • Хозяйственные
  • Военные
  • Правоохранительные
  • Культурные
  • Научные
  • Образовательные
  • Просветительские
  • Благотворительные
  • Религиозные
  • Информационные
  • Правозащитные
  • Политические и др.

 

Для идентификации как процесса установления тождественности, совпадения или принадлежности системы определенному типу или классу систем используются систематизация, таксономизация и классификации.

Систематизация – приведение чего-либо в систему на основе выявления и группировки однородных элементов по определенным признакам.

Таксономизация – иерархическое выделение в сложно организованных системах таксонов – объектов, обладающих общностью свойств и признаков. Данное выделение проводится для определения принадлежности объектов нижних уровней, последовательно и относительно, к объектам верхних уровней. Таксономическое требование запрещает ставить в один ряд понятия (элементы, системы) разных уровней общности, как, например, целое и часть.

Классификация – распределение элементов классифицируемого множества по классам в логической соподчиненности на основе присущих им закономерностей. Классификация должна быть системной. Это значит:

- в рамках одной классификации используется только один классифицируемый признак – основание деления классифицируемого множества элементов;

- все элементы классифицируемого множества распределяются по выделенным классам: нет ни «пустых» классов, ни «свободных» элементов – не вписавшихся ни в один из имеющихся классов (объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления). Но и системная классификация не может быть достаточной для всех случаев жизни: сложные явления и предметы могут классифицироваться по ряду признаков. Это позволяет иметь несколько взаимодополняющих классификаций, выбирая каждый раз ту, что дает срез наиболее полезной для решения стоящей задачи информации [22, с.7];

- классификация может иметь внутреннюю иерархию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...