Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика экономического обоснования строительства откосоукрепительных сооружений




При укреплении крутых откосов автомобильных дорог применяются различные новые конструктивные решения, в основном, из железобетона: решетчатые конструкции из сборных элементов, монолитных полос; конструкции из набрызгматериалов и т.д. Новые конструкции укреплений особенно целесообразны при строительстве автомобильных дорог во вновь осваиваемых районах. Для районов со сложными природно-климатическими условиями объем укрепительных работ достигает более 2 млн.м2 на каждые 100 км дорог. Поэтому выбор оптимальных конструкций для каждой местности является актуальным. Для обоснованного выбора конструктивных решений разработаны различные методики, основанные на детерминированном и вероятностном подходах.

Оценка экономического эффекта применения новых конструкций укрепления при детерминированном подходе сводится к определению годового экономического эффекта Э с учетом приведения сравниваемого варианта к новому качеству [ 27].

Э = S(R1+R2) = S[(c1 + E·k1)u - (c2 + E·k2)] (28)

при

(29)

где S - площадь укрепляемой поверхности откоса, м2;

R 1, R 2 - приведенные сопоставимые затраты сравниваемых конструкций укрепления, р.;

с 1, с 2 - сопоставимые себестоимости работ, р.;.

Е - нормируемый коэффициент эффективности капитальных вложений, равный 0,12;

k 1, k 2 - удельные капитальные вложения по вариантам;

u - коэффициент приведения к новому качеству (в данном случае поверхностных слоев откосов при укреплении их новыми конструкциями с учетом ожидаемых затрат);

g = T 2 / T 1 - коэффициент увеличения срока службы поверхностного слоя откоса при его новом качестве (т.е. более долговечной конструкции укрепления);

Eo - нормируемый коэффициент отдаленности затрат, равный 0,08;

T 1, Т2 - сроки службы поверхностного слоя откоса, соответственно укрепленного новыми конструкциями и конструкциями сравниваемого варианта (или вообще неукрепленного), годы.

Надежность - категория не только техническая, но и экономическая, так как увеличение срока службы откосоукрепительных сооружений при прочих равных условиях эквивалентно экономическому эффекту, который мог бы быть получен в результате новых капиталовложений в строительство. Капиталовложения являются функцией обеспечиваемой надежности; чем выше надежность, тем больше капиталовложения. Иногда, учитывая указанное, следует стремиться не к самой высокой надежности, а к оптимальной, дающей максимальный экономический и технический эффект [ 59]

(30)

где С - стоимость произведенной продукции (в данном случае участок откоса автомобильной дороги, устойчивость которого обеспечивается комплексом откосоукрепительных мероприятий);

К (Р,Т) - капиталовложения, обеспечивающие заданную надежность в период эксплуатации защитных мероприятий;

n (Т) - число отказов за время Т;

u о - затраты на устранение каждого отказа;

uk - затраты на устранение ущерба в результате одного из отказов.

Ущерб от размыва откоса дорог повышается при эксплуатации укрепительных сооружений в сложных условиях, т.е. в сейсмических районах, на просадочных и вечномерзлых грунтах, над горными выработками. Сумма полных затрат П на строительство и эксплуатацию укрепительного сооружения в сложных условиях имеет вид

П = Со + См + С r, (31)

где Со - сметная стоимость сооружения;

См - стоимость защитных мероприятий;

Сr - эксплуатационные расхода на восстановительные ремонты, условно приведенные к началу эксплуатации сооружений.

Два последних слагаемых в формуле (31) составляют ущерб, являющийся следствием строительства и эксплуатации укрепительных сооружений в сложных условиях. Задача прогноза эксплуатационной составляющей для проектируемых укрепительных сооружений этого ущерба решается с помощью различных вероятностных моделей, заключающихся в представления Сr как случайной величины или случайной функции времени [ 60, 61].

Зная вероятности состояний эксплуатации откосоукрепительных сооружений Pi (i = 1,…, m), можно сформулировать различные оп тимизационные задачи на основе минимизации функции экономического риска.

(32)

где - эксплуатационные расходы на ремонт системы сооружения - защитные мероприятия, находящиеся в i -м эксплуатационном состоянии;

- обобщенный коэффициент приведения эксплуатационных затрат к моменту эксплуатации сооружения, определяемый по формуле

(33)

где u i - среднее число повторений состояния i за расчетный срок эксплуатации сооружения Т,

(34)

Kjt - нормативный коэффициент приведения

Вывод формул (33), (34) основывается на следующих соображениях [ 62]. Установившийся режим эксплуатации системы соответствует повторению с вероятностью Pi циклов отказ-ремонт для каждого состояния i (i = 1,…, m). Среднее число этих циклов или среднее число повторений состояний i за расчетный срок эксплуатации сооружения Т при Pi =1 определяется делением Т на время цикла отказ-ремонт . Среднее время можно определить суммированием средних времен переходов системы от начального состояния S о до состояния S 1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...