Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Руководство, лидерство и власть




Тема 18. Управление человеком и управление группой

Вопросы

1. Человеческий капитал: понятие, виды, структура.

2. Структура, свойства и качества личности.

3. Статус и роли личности в организации. Ролевое поведение и ролевые конфликты.

4. Понятие, виды и стадии развития группы.

5. Групповые характеристики и факторы эффективной работы группы.

6. Трудовой коллектив: понятие, виды, признаки, этапы формирования и развития.

7. Команда как разновидность трудового коллектива. Типы управленческих команд.

Категории и понятия

личность, структура личности, ценности, направленность, способности, характер, темперамент, статус, группа, формальная группа, неформальная группа, коллектив, команда, межличностные отношения, организационное окружение, командные роли, ролевые конфликты, морально-психологический климат, межличностная совместимость, сплоченность группы, социометрическая структура группы, человеческий капитал.

Доклады

1. Саморазвитие личности как фактор делового успеха.

2. Типы характера и их учет в практике руководителя.

Вопросы и задания

1. Каково значение человеческого капитала для менеджмента?

2. Каково соотношение понятий «группа», «коллектив», «команда»?

3. Какие профессиональные и личные качества работника определяют поведение человека в организации?

4. Какую направленность должна иметь личность руководителя, личность исполнителя, работающего самостоятельно; личность исполнителя, работающего в составе группы.

5. Определите, какие из черт характера наиболее предпочтительны для руководителя малого предприятия, для бригадира производственной бригады, для директора завода, для руководителя отдела продаж?

6. Дайте краткую характеристику людям с разным типом темперамента. Как особенности темперамента должны использоваться менеджером при решении разных задач? Приведите примеры.

7. Людей с каким темпераментом целесообразно выбрать для занятия следующих вакантных должностей в организации: торговый представитель; главный бухгалтер; начальник отдела кадров; заведующий архивом; начальник цеха.

8. Определите темперамент 4 мушкетеров – героев произведения А.Дюма

9. Дайте оценку своему характеру и темпераменту и сравните ее с оценкой, данной близкими людьми.

10.Каковы формы проявления характера?

11.В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя по-разному. Соотнесите виды самооценки с его поведением.

12.Психолог Э. Берн разработал теорию жизненных сценариев личности, которая учитывает мнение каждой личности о себе и об окружающих. Каким образом типология Э.Берна может быть использована в практике менеджера организации?

13.Какова сущность традиционного и новаторского подхода к взаимодействию человека и организации?

14.В результате взаимодействия возможности группы оказываются большими, чем сумма возможностей ее участников в отдельности. Какими причинами это обусловлено? Сформулируйте их.

15.Укажите различия между формальной и неформальной группами.

16.Каковы причины, заставляющие людей примыкать к неформальным группам и организациям?

17.Какова схема управления неформальной группой?

18.Какие факторы принимаются во внимание при определении оптимальной численности групп?

19.Основной проблемойуправления группами и групповым взаимодействием является определение оптимального сочетания групповых и организационных интересов, при котором факторы труда, мотивирующие группы, будут наиболее действенными. Почему?

20.Назовите истоки противоречий между личностью и группой, а также между группами.

21.Каково значение и источники ролевых конфликтов в организации? Какие типовые ситуации приводят к конфликтам данного рода. Каковы способы из устранения?

22.Приведите пример, когда сплоченность группы вредит организации.

23.Какие выделяют виды коллективов по отношению к труду и по степени свободы?

24.Перечислите главные признаки коллектива и определите на их основе его наличие у себя в учебной группе. Оцените степень зрелости своей учебной группы как коллектива.

25.Какие способы оценки морально-психологического климата в коллективе можно использовать в практике руководителя?

26.Проанализируйте таблицу различий команды и обычного трудового коллектива, приведенную в таблицу 7.1. учебного пособия Веснина В.Р. «Менеджмент» (с. 99) и сделайте обобщающие выводы.

27.Сформулируйте основные отличия команд от рабочих групп. В каких случаях руководителю целесообразно создавать команду, а в каких – использовать рабочую группу?

28.Приведите примеры команд, которые находятся на различных стадиях командного становления.

29. Ситуация. Как-то раз, в ходе телевизионного интервью, актрисе Анджелине Джоли задали вопрос – доводилось ли ей влюбляться в своих героев, чтобы сыграть роль наиболее достоверно. Ответ был изумительным по своей красоте: «Невозможно любить в каждом человеке сразу все. Но что-то любить нужно обязательно. Смысл в том, чтобы найти те крошечные точки соприкосновения между собой и другим человеком и максимально сконцентрироваться на них, не обращая особого внимания на все остальное».

Вопрос: Каким образом можно использовать такой подход при построении человеческих взаимоотношений в организации?

30. Ситуация. Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает, как следует выполнять текущую работу, но в результате все делает старательно. В компании сотрудник работает более полугода.

Вопросы: Чем может быть вызвана эта ситуация? Какие действия можно предложить руководителю?

Тема 19: Руководство, лидерство и власть

Вопросы

Основы власти современного менеджера

1. Понятие руководства, власти, влияния, лидерства.

2. Власть и влияние. Источники и формы власти и влияния.

3. Формальная и реальная власть. Способы реализации власти.

4. Последствия неограниченной власти и безвластия.

5. Природа и содержание понятия лидерства. Различия между руководством и лидерством как типами отношений.

Стиль управления

1. Понятие и сущность управленческого стиля. Стиль и методы работы руководителя.

2. Классификация стилей руководства.

3. Сравнительная характеристика основных стилей руководства (авторитарный, демократический, либеральный).

4. Факторы, влияющие на выбор стиля руководства.

Концепции лидерства

1. Основные подходы к изучению лидерства (подход с позиции личностных качеств, поведенческий, ситуационный и адаптивный подходы).

2. Традиционные концепции лидерства (теория лидерских качеств и концепции лидерского поведения).

3. Матрица стилей Блейка-Моутон.

4. Концепции ситуационного лидерства. Модель Ф.Фидлера, ситуационная модель принятия решений Врума-Йеттона-Джаго, модель «путь-цель» Р.Хауза и Т.Митчелла.

5. Концепция атрибутивного лидерства

Доклады

1. Коучинг как стиль менеджмента.

2. Модель руководства В. Танненбаума и Р. Шмидта.

3. Концепция «двигателя лидерства» Н. Тичи.

4. Теория «баланса властей» (Д. Надлер и Дж. Хакман).

Категории и понятия

власть, влияние, формальная власть, руководитель, лидер, руководство, лидерство, формы власти, стиль руководства, решетка управленческих стилей, патернализм, традиционное лидерство, коучинг.

Литература

Основная: 1, 2, 4, 7.

Дополнительная: 26-28, 30, 31, 36, 48, 49, 50, 56, 58, 66, 76, 85, 91, 92, 97, 98, 122.

Вопросы и задания

Тема: Руководство, лидерство и власть

1. В зарубежных научных изданиях по менеджменту на русском языке не разводятся понятия "управленец", "руководитель", "менеджер". Употребление любой научной категории требует предельной семантической ясности. Попытайтесь определить отличие между этими дефинициями.

2. Многие полагают, что обладание властью подразумевает возможность влиять на других, навязывая им свою волю независимо от того, нравится это людям или нет. Как соотносятся понятия «власть» и «влияние», в чем их единство и различие?

3. От каких факторов зависит способность руководителя влиять?

4. Является ли страх эффективным средством влияния?

5. Если бы вы были руководителем низового звена, как бы вы предпочли влиять на высшее руководство, чтобы оно приняло одну из ваших идей?

6. Какие формы влияния могут побудить исполнителя к активному сотрудничеству? В каких ситуациях их следует использовать? Изучите рекомендации по использованию убеждения и участи в статье Семенова А. Влияние и власть в управлении (журнал «Кадры», 2010. № 10.). Дайте свою оценку рекомендациям.

7. Соотнесите высказывания с формами власти:

1) Эта власть прямо пропорциональна тому, насколько имеющиеся у руководителя стимулы являются, действительно, ценными для исполнителей.

2) Эта власть доступна далеко не всем руководителям. Наоборот, часто она действует как бы «с обратным знаком» (в случае недостаточной профессиональной компетентности руководителя); ее приходится компенсировать другими типами власти.

3) Власть построена не на логике и не на разумной вере, а на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера.

4) Власть базируется на возможности доступа к нужной и важной информации.

5) Эта власть держится на том, как воспринимают окружающие реальные контакты.

6) Властьоснована на том, что руководитель обладает системой правовых, производственных рычагов воздействия на подчиненных, которые законодательно закреплены в его статусе и должностных обязанностях:

7) К числу основных недостатков этой формы власти относится ее «дороговизна» — она требует разветвленной и громоздкой системы контроля. Однако оно обладает и очень большой силой, поскольку апеллирует к чувству личной безопасности.

8. Какова, по вашему мнению, стандартная реакция людей на запрещенную (ограниченную) информацию? Каким образом эта реакция связана с влиянием?

9. Соотнесите понятия

Форма власти Источник власти
Экспертная Удовлетворение потребностей
Эталонная Харизма
Основана на принуждении Страх
Законная (легитимная) Знания
Основана на вознаграждении Традиции

10.Как формы реализации власти зависят от конкретной ситуации и условий работы?

11.Объясните, для каких целей руководитель использует стиль управления. Почему стиль руководства – явление строго индивидуальное?

12.Дайте сравнительную характеристику авторитарного, демократического и либерального стилей руководства по следующим ключевым признакам:

1) уровень квалификации подчиненных;

2) уровень взаимодействия руководителя и подчиненного;

3) особенности коммуникации между подчиненными и руководителями;

4) сложность решаемых задач.

13.Какой из стилей руководства в большей мере подходит в следующих случаях: совет директоров; конструкторское бюро; банк; транспортное предприятие; рекламное агентство?

14.Почему руководитель должен владеть всеми стилями?

15.Почему один и тот же руководитель не подходит для всех организаций?

16.На конкретных примерах покажите применение менеджером различных методов и стилей управления. Выявите случаи, когда стиль руководства сдерживает развитие и вступает в противоречие с методами управления.

17.Для какого стиля руководства свойственны уменьшение мотивации, снижение качества и оригинальности исполнения, возникновение напряженности и агрессивные формы поведения (как между руководителем и исполнителями, так и между исполнителями)?

18.Демократический стиль руководства применим не при всех условиях. Успешно срабатывает при определенных условиях, знание которых необходимо менеджеру.

Соотнесите управленческую ситуацию и соответствующий ей управленческий стиль:

1) Демократический. 2) Авторитарный.

1) в стабильном, устоявшемся коллективе;

2) не экстремальных производственных условиях;

3) при низкой квалификации работников;

4) в условиях жесткой экономии;

5) при высокой квалификации работников;

6) в условиях возможности осуществления весомых материальных затрат;

7) в складывающемся коллективе;

8) в экстремальных производственных условиях

19.Определите стиль общения руководителя с подчиненными, если они обладают следующими характеристиками:

1) не могут выполнить работу и не хотят брать ответственность;

2) хотят взять на себя ответственность, но не в состоянии вы полнить работу;

3) могут выполнить работу, но не хотят;

4) могут и хотят выполнить работу.

Обоснуйте ваши действия по отношению к названным подчиненным. Действия должны включать:

1) формирование задачи;

2) разъяснение выполнения;

3) контроль.

20.Чем отличается коучинг от традиционных стилей руководства?

21.Почему в российской науке традиционно проблемы руководства и проблемы лидерства рассматриваются отдельно?

22.Сравните основные подходы к изучению лидерства.

23.Какова, по-вашему, связь между организационным лидерством и зрелостью групп?

24.Если человек никогда не был лидером, как вы считаете, сможетон стать руководителем? Приведите известные точки зрения на эту проблему в научной литературе.

25. Сравните разные стили в рамках управленческой решетки Блейка-Моутон. Существует ли самый лучший стиль руководства?

26.Почему стиль, ориентированный на человека, не всегда оказывается эффективным?

27.Какие главные черты личности лидера выделил Р. Стогдилл?

28.Какова сущность концепции атрибутивного лидерства?

29.Покажите системный характер лидерства на примере модели Херсли-Бланшара.

30.Изучите ситуационную модель руководства Ф. Фидлера. Какие практические рекомендации можно получить с помощью этой модели?

31.Авторство исследования, которое затронуло проблему влияния стиля управления на дистанцию между руководителем и подчиненными и ее влияние на результативность организации:

1) С. Грин и Т. Митчелл; 2) Гарри Юкл; 3) Д. Надлер и Дж. Хакман.

32.Авторы теории «путь-цель»:

1). Херсли и Бланшар; 2) Митчел и Хаус; 2). Блейк и Моутон.

33.Поведенческий подход к исследованию лидерства представляют:

1) К.Левин; 2) Блейк и Моутон; 3) Э. Гизели.

34.19 категорий поведения лидера разработал и предложил:

1) Ф.Фидлер; 2) Гизели; 3) Г. Юкл.

35.Ситуационный подход – изучение всех сторон лидерства в конкретной ситуации свойственно концепциям:

1) Ф. Фидлера; 2) Гизели; 3) Г. Юкла.

36.Концепция, которая вскрывает реально существующие закономерности взаимодействия трех категорий теории управления — руководства, лидерства (и их стилей), а также эффективности управленческой деятельности:

1) концепция руководства Ф. Фидлера;

2) концепция «баланса властей» Д. Надлера и Дж. Хакмана;

3) концепция «вертикального диадического обмена в организационном лидерстве» Д. Грена.

37. Ситуация. Для воздействия на людей менеджер получает источники власти, которые в учебной и научной литературе принято оформлять списком, без учета их очередности или предпочтительности применения на каждом этапе карьеры или стадии развития менеджера. Однако на практике реализуется некоторая последовательность действия источников власти. Это в определенной степени допущение, так как в реальности одновременно действует несколько источников власти, но всегда можно выделить главный из них.

Вопросы:

1. Как изменяется использование различных источников (форм) власти с начала карьеры руководителя до ее окончания?

2. Какие источники власти наиболее вероятны в начале карьеры? Почему?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...