Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Докажите, что основные лейтмотивы педагогических трудов




В.А.Сухомлинского и Ш.А. Амонашвили это:

- гармония способностей и потребностей ребенка,

- стремление к обеспечению духовного становления личности ребенка,

- диалектическое единство личности и коллектива.

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало. (ВИКИПЕДИЯ). Коллективное и индивидуальное развитие должны идти рука об руку и основой для их синтеза должно быть общее духовное, идеальное начало.
«Коллектив - это не какая-то безликая масса. Он существует как богатство индивидуальностей, И если воспитатель надеется, что воспитывающая сила коллектива прежде всего в организационных зависимостях, в подчинении и руководстве, его надежды не оправдаются. Воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, какие духовные богатства имеет каждый человек, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди. Но богатство каждой личности - это только основа полноценной, содержательной жизни коллектива. Коллектив становится воспитывающей силой в такой совместной деятельности, в которой раскрывается высокая идейная одухотворенность труда благородными моральными целями». (Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина»).

Амонашвили Ш.А.:

Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики. Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

Вся воспитательная система построена не по принципу подготовки ребёнка к жизни, а на основе понимания детства как важнейшего жизненного этапа, со своими сложными проблемами и переживаниями, которые должны пониматься и приниматься педагогом.

Строится особое отношение к ребенку:

· это особое явление в земной жизни;

· носитель своего предназначения (миссии) на Земле;

· в нем неограниченная энергия духа.

Это позволяет в обучении и воспитании ребенка опираться на его природное стремление к развитию и личной свободе. Учитель становится лишь образцом духовности и проводником в самопознании ребенка. Амонашвили был первым учителем-новатором, который провозгласил педагогику сотрудничества, синтезировав опыт предшественников и современников. Его педагогика не ломает ребенка, не переиначивает, а принимает полностью. Шалва Александрович придерживается таких принципов при работе с детьми:

· любить ребенка;

· очеловечивать среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспечивать ему душевный комфорт и равновесие;

· проживать в ребенке свое детство, т.е. вникнуть в жизнь ребенка и заслужить его доверие.

Следуя этим принципам, учитель чувствует детей, а ребята ему доверяют. Познавательный процесс становится очень эффективным, потому что ученики уверены, они всегда смогут получить ответ на свой вопрос. Гуманность по отношению к ребенку, вера в него подталкивают детское саморазвитие. Дети сотрудничают с учителем, а он направляет их энергию на эффективное познание. При этом дети всегда чувствуют поддержку и доброжелательность учителя, готовность всегда прийти на помощь. Отношение сотрудничества обеспечивают условия для свободного развития творческой индивидуальности и активности учащихся, а также для воспитания коллективизма, товарищества, взаимопомощи, дисциплинированности. Амонашвили считает, что нет отстающих детей. Их просто надо любить и заниматься с ними в подходящей духовно-нравственной среде, которую создают учителя.

 

23. На уроках в 1 классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т.п. Другие, увидев на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» - или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».

Чем можно объяснить такие поступки первоклассников? Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений в классе?

(Обухова – возрастная психология)

Данную ситуацию можно объяснить тем, что в младшем школьном возрасте процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля детей, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Как известно, у дошкольника преобладает непроизвольное внимание, оно же в первое время обучения преобладает и у младших школьников. В младшем школьном возрасте происходит осознание детьми собственных мыслительных операций, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания. В процессе обучения развиваются и качества ума: самостоятельность, гибкость, критичность и др.

Речьвыполняет две основные функции: коммуникативную и сигнификативную, т.е. является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.

Вот почему развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

В качестве таких действий может выступать специально организованная проверка сделанных им или другими детьми ошибок. Так постепенно младший школьник учится руководствоваться самостоятельно поставленной целью, т.е. произвольное внимание становится у него ведущим.

 

24. Установите соответствие управленческих задач и методов их реализации, дайте обоснование Вашему выбору.

1.б

2.г

3.а

4.в

Педагогические методы управления – способы достижения поставленных педагогических целей; определенные способы взаимодействия педагога и учащихся, направленные на достижение целей обучения как средств образования и воспитания. (Профф.образование.Словарь. Вишнякова).

Социально-психологические методы управления – это методы управле­ния социально-массовыми процессами, базирующиеся на информационном обеспечении. К этой группе относят также методы управления коллективами и группами (оценка индивидуальных качеств работников, выработка ориентиров, создающих условия для максимального проявления профессиональных качеств). Кроме того, выделяют методы управления внутригрупповыми явлениями и процессами и методы управления индивидуально-личностным поведением. Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях и общении, инициируют творческую и профессиональную активность.

Нормативные методы управления – это один из способов разработки прогнозных и плановых документов, обоснования плановых решений. Он основан на определении и использовании системы норм и нормативов.

Организационно -административные методы управления – это методы прямого централизованного воздействия на управляемый объект. Формы их проявления — приказы, планы, инструкции, распоряжения и т.п. Использование распорядительных форм и методов связано с необходимостью выполнения управленческих за­дач, поддержанием устойчивости организационных связей в системе управления.

 

 

25) Как вы понимаете составляющую организационной культуры: «Коммуникационная система и язык общения». Докажите эффективность этой черты для взаимодействия коллектива образовательного учреждения.

Р.Л.Кричевский (доктор псих наук) определяет культуру организации на основеучета тех ценностей, на которых она базируется. В.В.Глухов (деятель науки РФ) определяет культуру как совокупность норм, условий и ценностей, выбранных, созданных и разделяемых коллективом с целью внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям

Организационная культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявленных организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведение и действий.

Ф.Харрис и Р.Моран предлагают рассматривать организационную культуру на основе десяти характеристик:

-осознание себя и своего места в организации. Одни культуры ценят сокрытие работником своих внутренних настроений, другие поощряют их внешнее проявление;

- коммуникационная система и язык общения: устная, письменная, вербальная и невербальная коммуникации различны в различных группах; жаргон, аббревиатуры, жестикуляции варьируются в зависимости от отраслевой, функциональной и территориальной принадлежности организаций;

- внешний вид, одежда и представление себя на работе: разнообразие униформ, деловых стилей, опрятность, косметика, прическа и т.д. подтверждают наличие множества микрокультур;

- что и как едят люди, привычки и традиции в этой области;

- осознание времени, отношение к нему и его использование: степень точности и относительности времени у работников, соблюдение временного распорядка и поощрение за это;

-взаимоотношения между людьми по возрасту, полу, статусу власти, интеллекту, опыту и знаниям, степень формализации отношений, пути разрешения конфликтов;

- ценности как набор ориентиров в том, что такое хорошо и что такое плохо, нормы как набор предположений и ожиданий в отношении определенного типа поведения;

- вера во что-то и отношение или расположение к чему-то: вера в руководство, успех, свои силы, во взаимопомощь, в этичное поведение, справедливость, отношение к коллегам и конкурентам, к злу и насилию, агрессии, влияние религии и морали;

- процесс развития работника и научение;

- трудовая этика и мотивирование.

В современной образовательной организации постоянно происходит профессиональное общение различного уровня: должностных лиц с подчиненными, коллегами, руководством, партнерами по работе, руководителями и специалистами других структур. Для взаимодействия коллектива образовательного учреждения эффективна такая черта как «коммуникационная система и язык общения» тк участники коллектива принимают участие в деловых беседах, переговорах, деловых совещаниях, это может быть педагогический совет, публичное выступление, конференции, семинары, деловая переписка, посредством которых осуществляется деловое общение. Кроме того педагогический коллектив общается и взаимодействует с учащимися школы (это и общение со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе; это решение конфликтных ситуаций; формулирование общей оценки достигнутых результатов учащихся и тд).

 

Важная роль в развитии мышления учащихся принадлежит учителю. С помощью своих вопросов он побуждает детей выполнять различные мыслительные операции. Приведите примеры вопросов, которые побуждают к анализу, сравнению, обобщению, классификации явлений или предметов, конкретизации общих положений.

Анализ — Например, урок окр мира, в растении младшие школьники различают стебель, корень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ — мысленное разложение целого на составляющие его части. Урок русского языка. Составьте слова из рассыпанных букв, исключите лишнее. Солнце - цолнес. Тростник - росткнит. Сердце - рецсед. Грустный - снугрыйт. Друг - гурд.

Сравнение: Например, на уроках окр мира, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для человека выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнаруживается много различий.

Сформированность у школьников операции сравнения можно выявить, предложив детям сопоставить различные понятия. Для этого предназначена методика «Сравнение понятий».

Ребенку называют два слова, обозначающие те или иные предметы или явления, и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом взрослый все время стимулирует ребенка в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?». (Напр. утро-вечер, корова -лошадь и тп).

Обобщение: Для слов каждой строки подберите слово с общим значением:

Чиж, дрозд, голубь, ястреб

Дождь, снег, лёд

Ландыш, камыш, арбуз

Тетрадка, книжка, скрепка

Конкретизация: Выпиши только те слова, в которых нужно проверить гласную в корне слова.

Огород, ягодка, варенье, богатый, садовая, яблочный, земляной, облетают, погода.

Классификация: Распредели слова в две группы, подбери проверочные слова: Колосок, борода., старина, корешок, говорить, трепетать, голосок, бережок, сторожить, голова, полоса, гребешок, волосёнки, лопотать, зеленеть, стебелёк, древесина, хохотать. Запиши слова в два столбика, обоснуй свой вариант: звёздный, счастливый, праздник, радостный, честный, чувство, здравствуй, солнце, известный, чудесный, местный, опасный.

 

 

27) Раскройте, в чем заключается психологическое понимание источников активности личности. Проиллюстрируйте это понимание на примере познавательной активности ученика.

Впервые вопрос активности личности был поставлен 3. Фрейдом — основателем теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории отстаивали мнение, что источником активности личности являются инстинктивные влечения, данные ему от рождения, которые передаются по наследству. Отечественная психология считает, что источником активности личности являются ее органические и духовные потребности — в пище, одежде, знаниях, работе, труде, в словесном общении с другими людьми. Внутренними стремлениями к действию становятся мотивы, которые являются результатом осознания личностью своих потребностей и проявляются в конкретных стремлениях к их удовлетворению. Расширенными мотивами личностной активности являются интересы. Интерес — это стойкое, выборочное, эмоционально окрашенное стремление личности к жизненно значимым объектам. Интересы возникают на почве потребностей, но не сводятся к ним. Убеждение — это система мотивов личности, принуждающих ее действовать в соответствии со своими взглядами и принципами. Идеал — это образ реального человека или созданного личностью образца, которым она руководствуется в жизни в течение определенного времени. Он определяет программу ее самосовершенствования.

Познавательная активность наиболее ярко проявляется у учащихся начальных классов школы. Это потребность в интеллектуальных достижениях; вопросы по изучаемой теме по типу «как это сделать», «для чего это надо делать», «что правильно, что неправильно» и т.п., характеризующие интерес, стремление научиться, усвоить новую информацию, освоить новый способ действия;
интерес к значению незнакомых слов и тп. Убеждения формируются в процессе практической деятельности. Учащегося в начальной школе побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений. (Мотивация содержания) Учащегося побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, думать и рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе познания, в процессе решения трудных задач; ребенка увлекает сам процесс решения, а не только полученные результаты. (Мотивация процесса).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...