Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая трудоемкость освоения дисциплины и её распределение




Количество зачетных единиц – 5, общая трудоемкость курса – 144 часа, в том числе аудиторных часов – 36, СРС – 72; 2 семестр; экзамен.

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  РАЗДЕЛ 1. ЭТНОПСИХОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА     лекц пр лаб сам. р  
1.1. Предмет и структура этнопсихологии             Проверка глоссария, кроссвордов, логических схем, таблиц
1.2. Историческое развитие этнопсихологических взглядов в России и за рубежом             Проверка мультимедийных презентаций, таблиц
1.3 Методология и методы этнопсихологии. Проведение эмпирических исследований по этнопсихологии             Проверка логических схем, блок-схем, практических заданий
1.4 Этническая психология и культура. Психологическое измерение культур             Проверка таблиц, конспектов, глоссария, кроссвордов Тестирование Терминологический диктант по разделу
  РАЗДЕЛ 2. ЛИЧНОСТЬ В КУЛЬТУРАХ И ЭТНОСАХ              
2.1. Этнопсихологические проблемы исследования личности   3,4         Проверка логических схем, глоссария
2.2. Этническая идентичность и толерантность личности             Проверка практических заданий
2.3 Этнокультурная вариативность социализации             Проверка эссе, конспектов
2.4 Культура и познание             Терминологический диктант по разделу Тестирование
  РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ              
3.1 Этнопсихологические аспекты общения             Проверка мультимедийных презентаций, глоссария
3.2 Механизмы межгруппового восприятия и детерминантыэтнического поведения             Проверка конспектов
3.3. Этнические конфликты             Проверка конспектов
3.4. Адаптация к новой культурной среде             Проверка практических заданий
3.5. Этнопсихология семейных отношений             Тестирование Диктант
  РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ              
4.1 Психологическая характеристика этнических общностей             Проверка графологических структур  
4.2 Концепции национального характера             Защита реферата
4.3 Национально-психологические особенности народов России. Русские и тувинцы              
4.4 Своеобразие народов ближнего Зарубежья.             Диктант
4.5 Психология народов дальнего Зарубежья             Тестирование
  Итого         -   Проверка заданий по СР по разделу и всему курсу тестирование, экзамен

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Этнопсихология как научная дисциплина

Предмет и структура этнопсихологии

Этнос как объект психологического изучения. Изучение психологических особенностей индивидов и групп (общностей), обусловленных их этнокультурной принадлежностью и идентичностью, как предмет этнопсихологии. Основные понятия и категории этнопсихологии. Теоретические и практические цели и задачи этнопсихологии.

Место этнопсихологии в системе психологических дисциплин. Связь этнопсихологии с социологией, социальной психологией, культурологией. Этнос и этничность как сфера исследования различных этнических дисциплин (этнологии и этнографии, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии, этнолингвистики и пр.).

Этнический парадокс современности. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире. Этнос как социальная, культурная и психологическая общность. Социальные функции этноса: ориентация в мире; определение ценностных координат; социальная и экономическая защита индивидов и др.

Психологическая антропология и сравнительно-культурная психология.

Структура современной этнопсихологии. Два исследовательских направления – emic и etic – и два основных раздела этнопсихологии: этнопсихология личности («психологическая антропология») и этносоциальная психология (психология межэтнических отношений и этнических общностей). Emic – гуманитарно-психологический подход, основанный на понимании и интерпретации этнокультурных явлений. Etic – социально-психологический подход, базирующийся на объяснении этнических явлений и отношений.

Сферы практического приложения этнопсихологии: социальное управление, международный бизнес, туризм, журналистика, дипломатия, разведка; национальная политика и социальные отношения: межгрупповые, в том числе, межэтнические конфликты, миграция; социальная напряженность, связанная с занятостью, дефицитом энергоресурсов, голодом, перенаселением и др. Этнопсихологические знания в работе педагога-психолога в школе, в консультационных центрах.

 

Историческое развитие этнопсихологических взглядов

В России и за рубежом

Возникновение этнопсихологии в истории философской и социальной мысли. Идеи этнопсихологии в античной философии. Геродот как родоначальник этнического направления в истории и психологии. Идеи «духа народа» в философии нового времени. Географический детерминизм Ш.Монтескье. Концепция «народного духа» в немецкой философии XVIII в.

Формирование этнопсихологии как самостоятельной дисциплины. Немецкая школа «психологии народов» (М.Лацарус и Г.Штейнталь). Издание журнала психологии народов и языкознания. Психология народов В.Вундта. Русская школа этнопсихологии (Н.И.Надеждин, К.Д.Кавелин, И.М.Сеченов и др.). «Психическая этнография» Н.И.Надеждина. Гуманитарная психология К.Д.Кавелина. Естественнонаучная психология И.М.Сеченова. Отечественные философы о русском характере и национальной идеи. Г.Г.Шпет о предмете этнопсихологии. Учение о типических коллективных переживаниях. Понятие «субъективной культуры».

Основные направления современной этнопсихологии. Психоаналитический подход к исследованию культуры (З.Фрейд, Э.Фромм, Г.Стейн и др.). Современные исследования типов культуры и национального характера. Американская школа психологической антропологии. Исследовательское направление «культура и личность» (Ф.Боас, Р.Бенедикт и М.Мид). Р.Бенедикт об апполоновском и дионисийском типах культуры. М.Мид о типах культуры. Идеи А.Кардинера и Р.Линтона о базовой и модальной личности. Когнитивное направление в антропологии: (1) исследование примитивного мышления (Э.Тайлор, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс); (2) анализ познавательных проблем развития культуры (М.Коул, С.Скрибнер и др.); (3) этносемантика (Берлин, Кэй и др.). Современная французская школа этнопсихологии (Ж.Деверо, У.Л.Барре).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...