Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фазы нервной деятельности при утомлении от умственной работы.




Тема 1. Цель и задачи БЖД. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности. Производственная гигиена и санитария. Опасные и вредные производственные факторы производственной среды и их влияние на человека

Основные термины и задачи БЖД. Аксиомы БЖД. Взаимодействие человека и техносферы. Классификация источников опасности. Характеристика человека как элемента системы»человек-среда». Основные формы деятельности человека, Работоспособность, Нервная система и характеристика анализаторов. ОВПФ. Гигиеническое нормирование, Влияние неблагоприятных метеоусловий на организм человека. Нормирование и обеспечение производственного микроклимата, Производственное освещение, его роль, виды, нормирование. Источники искусственного освещения

 

Труд человека в современном автоматизированном и механизированном производстве представляет собой процесс взаимодействия человека, производственной среды (среды обитания) и машины. Под машиной здесь понимается (ГОСТ 21033-75) совокупность технических средств, используемых человеком в процессе производственной деятельности.

В системе человек-среда обитания-машина происходит мобилизация психологических и физиологических функций человека, при этом затрачивается нервная и мышечная энергия. Большая скорость протекания технологических процессов, потребность в быстрой реакции человека-оператора к внешним раздражителям в зависимости от получаемой информации, требуют от человека исключительного внимания к получаемым сигналам.

Человек должен быстро ориентироваться в сложной производственной обстановке, обеспечивать постоянный контроль и самоконтроль за действиями системы и поступающими сигналами. Все это требует повышенного внимания к безопасности человека в производственных условиях, производственной экологии - этими вопросами занимается охрана труда.

Человек может находиться в чрезвычайных обстоятельствах мирного времени (бедствия, аварии, катастрофы) и военного времени. Защитой человека и объектов в этих условиях занимается гражданская оборона.

Человек проявляет свою активность в течение всей своей жизни и в различных видах деятельности, условиях обитания.

Безопасность имеет прямое отношение ко всем людям.

 

БЖД – система мероприятий и знаний, обеспечивающая предотвращение возникновения и проявления условий, ведущих к (возникновению) опасности для жизни и здоровья людей (от техногенных причин).

 

Задача БЖД, как науки – выявление и идентификация опасностей, возникающих в техносфере, и разработка мер по их предупреждению либо минимализация негативных воздействий.

Цель науки «Безопасность жизнедеятельност и» - максимальная адаптация человека в эргатических системах при полном сохранении его здоровья и поддержании высокой работоспособности.

Среда обитания - О человека среда, обусловленная в данный моментсовокупностью факторов (физ., хим., биолог.. социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Для промышленных стран характерно:

ускоренный индустриальный рост крупных промышленных регионов, насыщенных сложными техническими системами (атомные, тепловые электростанции, хранилища горючих, химических и ядовитых веществ и т.д.).

варварская эксплуатация природы и, как следствие, экологические бедствия – засухи, загрязнения рек, морей и т.п.

высокая концентрация людей на ограниченных площадях (к 2010г половина человечества будет жить в городах, общая площадь которых составит менее 3% от общей площади суши земли).

растет количество природных и техногенных аварий и катастроф, что приводит в конечном итоге к резкому ухудшению окружающей среды, а их ликвидация и последующие восстановительные процессы затягиваются на многие годы и требуют огромных затрат.

 

 

Аксиома 1.

Любая деятельность потенциально опасна.

Аксиома 2 Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Пороговые или предельно допустимые значения опасностей уста­навливаются из условия сохранения функциональной и структурной целостности человека и природной среды. Соблюдение предельно допустимых значений потоков создает безопасные условия жизнедея­тельности человека в жизненном пространстве и исключает негативное влияние техносферы на природную среду.

Аксиома 3 Источниками техногенных опасностей являются элемен­ты техносферы.

Опасности возникают при наличии дефектов и иных неисправно­стей в технических системах, при неправильном использовании тех­нических систем, а также из-за наличия отходов, сопровождающих эксплуатацию технических систем. Неисправности и нарушения режи­мов спользования технических систем приводят, как правило, к 26возникновению травмоопас­ных ситуаций, а выделение от­ходов (выбросы в атмосферу, стоки в гидросферу, поступле­ние твердых веществ на зем­ную поверхность, энергети­ческие излучения и поля) со­провождается формированием вредных воздействий на чело­века, природную силу и эле­менты техносферы.

Аксиома 4 Техногенные опасности действуют в про­странстве и во времени.

 

 
 

Травмоопасные воздейст­вия действуют, как правило, кратковременно и спонтанно в ограниченном пространстве.

Они возникают при авариях и катастрофах, при взрывах и внезапных разрушениях зданий и сооружений. Зоны влияния таких негативных воздействий, как правило, ограничены, хотя возможно распространение их влияния и на значительные территории, например при аварии на ЧАЭС.

Для вредных воздействий характерно длительное или периодиче­ское негативное влияние на человека, природную среду и элементы техносферы. Пространственные зоны вредных воздействий изменяют­ся в широких пределах от рабочих и бытовых зон до размеров всего земного пространства. К последним относятся воздействия выбросов парниковых и озоноразрушающих газов, поступление радиоактивных веществ в атмосферу и т. п.

Аксиома 5. Техногенные опасности оказывают негативное воздейст­вие на человека, природную среду и элементы техносферы одновременно.

 

Человек и окружающая его техносфера, находясь в непрерывном материальном, энергетическом и информационном обмене, образуют постоянно действующую пространственную систему «человек — тех­носфера». Одновременно существует и система «техносфера — природ­ная среда». Техногенные опасности не действуют избирательно, они негативно воздействуют на все составляющие вы­шеупомянутых систем одновременно, если последние оказываются в зоне влияния опасностей.

Аксиома 6. Техногенные опасности ухудшают здоровье людей, приво­дят к травмам, материальным потерям и к деградации природной среды.

Воздействие травмоопасных факторов приводит к травмам или гибели людей, часто сопровождается очаговыми разрушениями при родной среды и техносферы. Для воздействия таких факторов харак­терны значительные материальные потери.

Воздействие вредных факторов, как правило, длительное, оно оказывает негативное влияние насостояние здоровья людей, приводит к профессиональным или региональным заболеваниям. Воздействуя на природную среду, вредные факторы приводят к деградации пред­ставителей флоры и фауны, изменяют состав компонент биосферы.

При высоких концентрациях вредных веществ или при высоких потоках энергии вредные факторы по характеру своего воздействия могут приближаться к травмоопасным воздействиям. Так, например, высокие концентрации токсичных веществ в воздухе, воде, пище могут вызывать отравления.

Аксиома 7. Защита от техногенных опасностей достигается совер­шенствованием источников опасности, увеличением расстояния между источником опасности и объектом защиты, применением защитных мер.

 

Уменьшить потоки веществ, энергии или информации в зоне деятельности человека можно, уменьшая эти потоки на выходе из источника опасности или увеличением расстояния от источника до человека. Если это практически неосуществимо, то нужно применять защитные меры: защитную технику, организационные мероприятия и т. п.

Аксиома 8. Показатели комфортности процесса жизнедеятельности взаимосвязаны с видами деятельности и отдыха человека.

Это означает, что достижение наиболее эффективной деятельности и наилучшего отдыха требует выбора и поддержания соответствующих показателей комфортности среды обитания. Например, эффективный умственный труд реализуется летом при температуре воздуха в поме­щении в пределах 23—25° С, а тяжелый физический труд в этих же условиях — при температуре 18—20° С.

Аксиома 9. Компетентность людей в мире опасностей и способах защиты от них — необходимое условие достижения безопасности жиз­недеятельности.

Широкая и все нарастающая гамма техногенных опасностей, от­сутствие естественных механизмов защиты от них требует приобрете­ния человеком навыков обнаружения опасностей и применения средств защиты. Это достижимо только в результате обучения и приобретения опыта на всех этапах образования и практической деятельности человека. Начальный этап обучения вопросам безопас­ности жизнедеятельности должен совпадать с периодом дошкольного образования, а конечный — с периодом повышения квалификации и переподготовки кадров во всех сферах экономики.

Из вышесказанного следует, что мир техногенных опасностей вполне познаваем и что у человека есть достаточно средств и способов защиты от техногенных опасностей. Существование техногенных опас­ностей и их высокая значимость в современном обществе обусловлены недостаточным вниманием человека к проблеме техногенной безопасности (каждые 15 сек в мире погибает 1 чел в результате техногенных аварий и катастроф)

Опасность – это процессы, явления, предметы, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека (ситуация, в которой поток вещества, энергии, информации превышает допустимое значение) В настоящее время идентифицировано около 100 видов опасности.

Естесв. опасности – опасности, возникающие при стихийных бедствиях в биосфере (ураганы, наводнения, цунами, землетрясения и др.) их особенность – неожиданность возникновения, хотя многие чел. научился предсказывать, напр. ураганы и оползни.

Антропог. опасн. – связаны с преобразующей деятельностью человека. Источниками антроп. опасностей явл. сами люди, а также технические средства, здания, сооружения – все, что создано человеком.

Ущерб от антроп. опасн. тем выше, чем больше плотность и энергетический уровень используемых техногенных средств.

В особую группу опасностей входят социальные и экологические.

Социальные – которые распространены в обществе и угрожают жизни и здоровью людей. По природе соц. опасн.: с психич. воздействием (шантаж, воровство, мошенничество и др.); с физ воздействием(разбой, бандитизм, террор, заложничество, изнасилование и т. п.); с употреблением веществ, разрушающих организм (алкоголь, наркотики, табакокурение. Т.д.); c социальными болезнями (СПИД, туберкулез, венерические и др,); с суицидом. По половозрастному признаку делятся на характерные для детей, молодежи, женщин и пожилых. По организации бывают случайные и организованные. По масштабу- локальные, региональные и глобальные. В своей основе эти опасности порождаются социально-экономическими процессами в обществе. Они противоречивы по характеру из-за несовершенства человеческой природы. Их распространению способствует развитие международных связей, туризма и спорта.
Эколгические – которые непосредственно в повседневной жизнедеятельности оказывают влияние на здоровье человека через продукты питания, воду, воздух, почву. Эти опасности тем выше, чем выше уровень загрязнения О С продуктами деятельности человека: пестицидами, тяж Ме, диоксинами, пылью, сажей, гербицидами и т. д.

Опасность проявляется в виде предсказуемой, но неконтролируемой угрозы наступления негативного события с определенными параметрами, на определенной площади, в определенное время и имеет определенные социальные, экономические, экологические последствия.

Опасности могут быть реализо­ваны в форме травм или заболева­ний только в том случае, если зона формирования опасностей (ноксос­фера) пересекается с зоной деятель­ности человека (гомосфера). В про­изводственных условиях — это ра­бочая зона и источник опасности (один из элементов производствен­ной среды).

На этапе осознания опасности причинами НС могут быть недостаточный опыт работника и сложность идентификации опасности, особенно если она ведется по ряду косвенных признаков.

На следующем этапе возможно принятие запоздалых или ошибочных решений. Успешность реализации принятого решения определяется достаточностью времени для выполнения требуемых мер, соответствием возможностей человека, главным образом его точности и быстродействия требованиям, предъявляемым ситуацией. Но даже полное выполнение перечисленных требований не исключает вероятности развития НС и не гарантирует их предупреждение.

В рассмотренной модели показаны причины НС, связанные с возможностями и ошибками человека. Для разработки эффективной профилактики НС необходима идентификация непосредственно опасных факторов, под которой понимается обнаружение и установление перечня опасностей, их локализации в системе, времени появления и действия, вероятность развития неблагоприятных последствий, возможных путей и методов защиты.

Наиболее перспективной мерой опасности является оценка риска.

В связи с этим выделяют понятие «риск», или частоту реализации опасностей, т. е. риск - это отношение числа тех или иных неблагоприятных проявлений опасностей к их возможному числу за определенный период времени (год, месяц, час и т. д.), или риск - это количественная оценка опасностей.

 

Уровень предельного риска определяется отношением общества к проблемам безопасности и его экономическим возможностям.

К источникам риска естественного происхождения относятся естественная среда обитания и внутренняя среда организма.

Причем на формирование внутренней среды организма влияют антропогенные факторы. Процесс старения организма зависит не только от биологических изменений в организме, но и от социальных условий жизни.

Особенностью естественного источника риска является их вынужденный характер, невозможность (почти) контроля источника опасности, трудность предотвращения. И в то же время уровни опасности от естественного источника настолько низки, что они позволили человеку сформироваться и выжить.

Антропогенные источники риска связаны с деятельностью человека направленной на удовлетворение материальных и духовных потребностей.

Значение риска от конкретной опасности можно получить из статики несчастных случаев, случаев заболевания, случаев насильственных действий на членов общества за различные промежутки времени: смена, сутки, неделя, квартал, год. Риск в настоящее время все чаще используется и для оценки воздействия негативных факторов производства.

Это связа­но с тем, что риск как количественную характеристику реализации опасностей можно использовать для оценки состояний условий труда, экономического ущерба, определяемого несчастным случаем и заболевани­ями на производстве, формировать систему социальной политики на производстве (обеспечение ком­пенсаций, льгот).

Использование формул для оценки вероятности производст­венного риска удобно тем, что, основываясь на имеющихся на производ­стве данных о частоте несчастных случаев (подлежат обязательному хра­нению), можно прогнозировать величину возможного риска, так как ре­гламент технологических процессов дает четкие сведения о времени вза­имодействия человека с производственными опасностями в течение рабочего дня, недели, года, т. е. позволяет определить вероятность нахож­дения работника в «зоне риска».

Такой прогноз очень полезен при форми­ровании мероприятий по улучшению условий труда на производстве, так как использование формулы позволяет определять величины рисков воздействия различных негативных факторов для конкретного техноло­гического процесса производства, проводить оценку значимости каждого фактора с позиции безопасности, что и является основой формирования мероприятий по улучшению условий труда. Подсчитываем риск R при гибели человека на производстве в нашей стране за 1 год, если известно, что ежегодно погибает около 14 тыс. человек, а численность работающих составляет примерно 138 млн. человек.

Второй пример. Ежегодно в нашей стране вследствие несчастных случаев, аварий и других происшествий неестественной смертью погибает около 500 тыс. человек.

Различают индивидуальный и социальный риск.

Индивидуальный риск характеризует опасность для отдельного индивидуума.

Социальный (групповой) - это риск для группы людей.

 

Необходимо отметить, что определение риска очень приблизительно.

 

Имеется 4 методических подхода к определению риска:

1. Инженерный, опирающийся на статистику, расчет частот, вероятностный анализ безопасности, построение деревьев опасности.

2. Модельный - построение моделей воздействия вредных факторов на человека или группу людей.

3. Экспертный - опрос опытных специалистов.

4. Социологический - опрос населения.

В некоторых странах приемлемые риски установлены законом. Например, индивидуальный риск считается: максимально приемлемый 10-6 в год, пренебрежимо малый 10-8 в год.

Учет риска позволяет кроме технических, организационных и административных методов управления риском применять и экономические методы: это страхование, компенсация ущерба, плата за риск и т. д.

 

У риска нет единицы времени, и его значение колеблется от нуля до единицы. Уровень риска, равный 10-6, специалисты принимают за тот, при котором человек не проявляет чрезмерной озабоченности (например, не боится погибнуть от урагана) и к которому следует стремиться при проектировании и работе предприятий всех отраслей материального производства. Это значение и есть максимально приемлемый уровень индивидуального риска, условная граница между опасностью и безопасностью.

В настоящее время сложились представления о величинах прием­лемого (допустимого) и неприемлемого риска. Неприемлемый риск имеет вероятность реализации негативного воздействия более 10 , приемлемый — менее 10 . При значениях риска от 10 до 10 принято различать переходную область значений риска.

В технике риск определяют как вероятность неожиданных последствий какого-либо действия или события за определенный период времени.

Главным критерием приемлемости для общества того или иного вида деятельности является его полезность. Но в любой вид деятельности наряду с полезным эффектом сопровождается и отрицательным эффектом. Т.е. человек согласен рисковать, если он достигает какого-то положительного эффекта.

Допуская риск, мы зарабатываем себе на жизнь и производим товары.

В общем, виде польза понимается как экономический показатель, вред – как прямые затраты, или все виды косвенного экономического ущерба.

Необходимость формирования концепции приемлемого (допустимо­го) риска обусловлена невозможностью создания абсолютно безопасной деятельности (технологического процесса). Приемлемый риск сочетает в себе технические, экономические, социальные и политические аспекты и представляет некоторый компромисс между уровнем безопасности и воз­можностями ее достижения.

В мировой практике считается приемлемым риск, равный 10 -6 (1 случай на 1 миллион).

В Российской Федерации технические системы функционируют с риском на 2-3 порядка выше

БЖД зависит от состояния техносферы.

Техносфера – регион биосферы (в прошлом), подвергающийся преобразованию с целью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях удовлетворения экономических потребностей.

Биосфера – область распространения жизни на Земле, включая нижний слой атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы.

Производственная среда – пространство, в котором осуществляется трудовая деятельность объекта. П С состоит из след элементов: предметы труда, средства труда, продукты труда и др.

 

Критерий безопасности техносферы - соответствие ее параметров ограничениям безопасности на концентрацию загрязняющих веществ и уровеня энергетического воздействия, т.е.

 

 

 

 

где - концентрация ί- ого загрязнения;

ПДКί – предельно допустимая концентрация ί- ого загрязнения;

- уровень энергетического воздействия ί- ого потока энергии;

ПДУ – предельно допустимый уровень ί- ого энергетического воздействия;

Техногенные опасности существуют, если повседневные потоки вещества, энергии и информации в техносфере превышают пороговые значения.

Безопасность – состояние объекта защиты при котором воздействие на него потоков вещества и информации не превышает максимально допустимых значений.

Основными показателями трудовой деятельности человека при­нято считать его работоспособность, т.е. способность производить сформированные, целенаправленные действия. С физиологической точки зрения это способность человеческого организма выдерживать в ходе трудового процесса заданную физическую и эмоциональную нагрузки. Наивысшая работоспособность-2,3,4 день работы. В последующие дни она снижается, падая до минимума в последний день работы в связи с утомлением организма. Изменение физиологических функций, вызывающих снижение работоспособности человека в процессе труда, называют производственным утомлением. Утомление обратимое физиологическое состояние, однако если организм не восстанавливается к началу следующей периода работы, утомление может накапливаться и переходить в переутомление Переутомление - более стойкое снижение работоспособности, которое в дальнейшем ведет к развитию болезней, снижению сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям. Хроническое переутомление определяется следующими признаками:

— ощущением утомления еще до начала работы,

— повышенной раздражительностью,

— снижением интереса к работе и окружающим,

— снижение аппетита, потерей веса,

— нарушением сна, трудными засыпаниями и пробуждением,

— бессонницей, понижением сопротивляемости организма ин­фекциям.

Связанное с утомлением психоло­гическое состояние человека называют усталостью

Фазы нервной деятельности при утомлении от умственной работы.

При умственной работе утомление появляется после сдвигов в вегетативной системе. Различают три фазы нервной деятельности:

1. Уравнительная гипнотическая фаза - человек одинаково реагирует на существенные и малозначительные события (все равно).

2. При развитии утомления наступает ПАРАДОКСАЛЬНАЯ фаза, когда человек на важные для него явления почти не реагирует, а малозначительные явления могут вызвать у него повышенные реакции (раздражение).

Если после первой фазы достаточно небольшого отдыха для восстановления работоспособности, то после второй фазы требуется более продолжительное время отдыха.

При нарушении режима труда и отдыха может возникнуть состояние переутомления, выражающееся в снижении работоспособности в начале работы.

3. Переутомление и хроническое утомление может возникнуть с появлением УЛЬТРА ПАРАДОКСАЛЬНОЙ фазы в нервной деятельности: когда человек реагирует отрицательно на то, что вызвало у него в обычном состоянии положительную реакцию и наоборот.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...