Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 2. Теоретические основы исследований в экономике.




36-2011

 

Методические указания

 

по выполнению домашних заданий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономических исследований» (УИРС) для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», специальности 080502

«Экономика и управление на предприятиях»

очной и очно-заочной форм обучения

 

 

 

 

Воронеж 2011

 

Составители: канд. экон. наук Г.Н. Чернышева,

Д-р экон. наук И.Л. Борисенко

УДК 658.5

 

Методические указания по выполнению домашних заданий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономических исследований» (УИРС) для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях» очной и очно-заочной форм обучения ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»; сост. Г.Н. Чернышева, И.Л. Борисенко. Воронеж, 2011.

48 с.

 

Методические указания составлены в соответствии с учебной программой курса «Основы экономических исследований (УИРС)», содержат организационно-методические вопросы и комплект заданий по выполнению домашней и самостоятельной работы студентов, обучающихся очно и заочно по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях»

 

Табл. 5. Ил. 2. Библиогр.: 17 назв.

Рецензент д-р экон. наук, проф. С.В. Амелин

 

Ответственный за выпуск зав. кафедрой д-р экон.

наук О.Г. Туровец

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета

 

ã ГОУВПО «Воронежский государственный

технический университет, 2011

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

по выполнению домашних заданий и самостоятельной работы по дисциплине «Основы экономических исследований» (УИРС) для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 080500 «Менеджмент», специальности 080502 «Экономика и управление на предприятиях»

очной и очно-заочной форм обучения

 

 

 

Составители:

Чернышева Галина Николаевна

Борисенко Иван Леонович

 

 

В авторской редакции

 

 

Компьютерный набор Золотухиной М.А.

 

 

Подписано в печать 16.03.2011

Формат 60×84 / 16. Бумага для множительных аппаратов.

Усл. печ. л. 3,1. Уч.-изд. л. 2,9. Тираж _____ экз. «С»

Зак. № _____

 

 

ГОУВПО «Воронежский государственный технический университет»

394026 Воронеж, Московский просп., 14

ВВЕДЕНИЕ

 

Современный рынок труда требует от студентов, кроме высокого уровня теоретической подготовки определенного профессионального опыта, который для руководителя любого предприятия или фирмы является главным определяющим критерием при приеме на работу.

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда наиболее опытные, квалифицированные, целеустремленные, способные, предприимчивые молодые люди имеют преимущества перед остальными при получении работы.

В связи с этим большое значение в совершенствовании учебного, воспитательного и исследовательского процессов имеет исследовательская работа студентов (УИРС).

Участие студентов в исследовательской работе дает им возможность определить сферу научных интересов, сформировать профессиональные навыки по решению реальных нестандартных проблем в своей будущей деятельности.

Курс «Учебно-исследовательская работа студента» изучается с целью овладения общими принципами и методами проведения научных исследований в области экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства, привития навыков экономиста-исследователя.

Важнейшие задачи курса состоят в обучении студентов методам научных исследований экономики, включающими понятия науковедения и методологии научных исследований, организацию труда в научном коллективе, выбор направлений исследований и разработку методики их выполнения, в том числе с применением ЭВМ, экономико-математических и других методов.

Кроме того, изучение курса предусматривает формирование у будущего специалиста осознанной необходимости применения научных методов исследований в хозяйствовании.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· знать сущность и принципы организации экономических исследований, методику проведения исследований, с исследовательской направленностью уметь работать с научной литературой;

· изучать, обобщать и анализировать экономическую информацию и давать научно-обоснованные рекомендации;

· закрепить имеющееся представление о моделировании производственных систем и экономических процессов;

· оформлять результаты исследований.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В целях непрерывной практической подготовки студентов при изучении дисциплины «Основы экономических исследований» предусмотрена балльно-рейтинговая оценка их знаний, направ­ленная на активизацию практической деятельности студента, создание мотивов для его углубленного изучения участия дисциплины, обеспечение возможности получения практического опыта, достаточного для включения в бизнес-деятельность сразу после окончания вуза.

Система балльно-рейтинговой оценки знаний позволяет глубоко и тщательно провести контроль текущей успеваемости, учесть индивидуальные особенности студента. Постоянный контроль за работой студентов достигается учетом посещаемости всех занятий и посредством определенных контрольных точек. Содержание контрольных точек, а также баллы начисляемые по ним представлены по очной форме обучения представлены в таблице 1 по заочной форме в таблице 2

 

Таблица 1

Структура баллов, начисляемых студентам по результатам текущей успеваемости (очная форма обучения)

№ п/п Наименование видов учебной работы и состояния учебной дисциплины студентов Критерии оценки Начисляемое количество баллов (долей баллов) Максимальное количество баллов по данному виду учебной работы и учебной дисциплине
  Посещение лекций, практических занятий Посещение занятия 0,5 балла за лекцию; 0,5 балла за практическое занятие  
Продолжение табл. 1
  Коллоквиум   Балл (доля балла) начисляется за каждый правильный ответ. Всего 2 коллоквиума по 4 балла  
  Выполнение заданий на практических занятиях Оценивается каждая работа в отдельности. Балл начисляется в случае выполнения работы в соответствии с предъявляемыми преподавателем требованиями Всего 9 практических занятий. За каждое практическое занятие 2 балла  
5. Выполнение самостоятельной работы (домашних заданий) Оценивается каждая работа в отдельности. Балл начисляется в случае выполнения и защиты работы в соответствии с предъявляемыми преподавателем требованиями Всего 3 самостоятельных (домашних) задания. За каждую выполненную и защищенную работу начисляется 6 баллов  
Максимальная сумма баллов по результатам текущей успеваемости  

 

 

Таблица 2

Структура баллов, начисляемых студентам по результатам текущей успеваемости (заочная форма обучения)

 

№ п/п Наименование видов учебной работы и состояния учебной дисциплины студентов Критерии оценки Начисляемое количество баллов (долей баллов) Максимальное количество баллов по данному виду учебной работы и учебной дисциплине
  Посещение лекций, практических занятий Посещение занятия 1.4 балла за 1 час лекции; 1.4 балла за 1 час практического занятия  
Продолжение табл. 2
  Посещение обязательных консультаций Посещение консультаций 2 балла за консультацию  
  Выполнение заданий на практических занятиях Оценивается каждая работа в отдельности. Балл начисляется в случае выполнения работы в соответствии с предъявляемыми преподавателем требованиями За каждый час практического занятия 4 балла  
5. Выполнение самостоятельной работы (домашних заданий) Оценивается каждая работа в отдельности. Балл начисляется в случае выполнения и защиты работы в соответствии с предъявляемыми преподавателем требованиями Всего 2 самостоятельных (домашних) задания. За каждую выполненную и защищенную работу начисляется 12 баллов  
Максимальная сумма баллов по результатам текущей успеваемости  

 

М аксимальный балл выставляется преподавателем за посещение всех видов занятий во время сессии, плановых обязательных консультаций, полное и успешное выполнение самостоятельных и контрольных работ, своевременное предоставление курсовых проектов и работ.

 

Основными формами текущего контроля знаний студентов являются: защита контрольной работы, защита самостоятельной работы в виде домашнего задания, защита личного отчета.

Защита самостоятельных работ осуществляется во время обязательных плановых консультаций и предполагает проверку преподавателем-лектором знания соответствующих теоретических разделов дисциплины и выполненных практических заданий.

Защита личного отчета практическому занятию осуществляется во время соответствующих аудиторных занятий и предполагает проверку преподавателем выполненных практических заданий.

Студент, пропустивший занятия по болезни, при наличии официального документа, подтверждающего факт болезни, должен не более, чем через месяц после выхода на учебу, отработать пропущенные практические занятия и отчитаться перед преподавателем за пропущенные лекции и тем самым восстановить баллы за эти виды занятий. На количество баллов за пропуски из-за болезни занятий студенту корректируется оценочная шкала.

Студенту, заболевшему в период экзаменационной сессии и представившему официальный документ о болезни, продлевается сессия и предоставляется возможность сдать экзамены в индивидуальном порядке в сроки, установленные деканом факультета.

 

Учет текущей успеваемости ведется по 60-ти балльной системе.

Студенту, набравшему по текущей успеваемости не менее 45 баллов, зачет выставляется автоматом. Для заочной формы обучения студенту, набравшему по текущей успеваемости не менее 45 баллов, зачет выставляется автоматом только при наличии защищенной курсовой работы.

Студент, не набравший необходимое количество баллов, сдает зачет.

Для оценки знаний при сдаче зачета применяется тестирование, состоящие из двух частей и включающие в себя теоретические положения и практические задания. Максимальный балл за каждую часть теста установлен в размере 20 баллов.

Студент, набравший по сумме баллов текущей успеваемости и баллов, полученных при сдаче зачета, 51 и более баллов считается сдавшим зачет.

В случае неудовлетворительной подготовки студент получает оценку «незачет».

 

Студентам, не набравшим по итогам текущей успеваемости и по результатам сдачи экзамена в сумме 51 балл, предоставляется возможность пересдать зачет в установленные деканом факультета сроки.

Студент, получивший при сдаче зачета оценку «Не зачтено» имеет право повторной сдачи зачета с разрешения декана и в установленные им сроки.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Введение в дисциплину «Учебно–исследовательская работа» Цель, задачи и предмет дисциплины. Особенности экономических исследований в современных условиях. Классификация научно- исследовательских работ в области экономики и организации производства. Организация научных исследований в Российской Федерации. Общая методика и организация учебно-исследовательской работы студентов.

Самостоятельное изучение. Научные направления исследований, проводимые на кафедре экономики, производственного менеджмента и организации машиностроительного производства. Организация научных исследований в ГОУ ВПО «ВГТУ». Классификация наук.

Раздел 2. Теоретические основы исследований в экономике.

Основы проведения исследований в экономике. Диалектический метод познания экономических явлений и процессов. Законы и закономерности. категории философии, используемые в экономических исследованиях. Понятия субъекта и объекта экономических исследований.

Самостоятельное изучение. Механизм действия и использования экономических законов. Роль законов и категорий теории познания в раскрытии природы экономических явлений. Формы и примеры проявления законов и закономерностей: переход количественных изменений в качественные, отрицания отрицания, единства и борьбы противоположностей, всеобщая связь явлений, развитие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...