Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факторы успешной карьеры менеджера




 

Множество факторов, оказывающих влияние на развитие карьеры, обусловливают её сложность. Проблема систематизации факторов развития карьеры менеджера в литературе ещё недостаточно разработана. Поэтому здесь будут перечислены лишь некоторые из них.

Стартовые факторы:

Уровень успеваемости во время обучения - способность получать и демонстрировать знания (что косвенно указывает на степень развития психических функций и процессов: памяти, мышления, внимания и др.).

Форма обучения (дневная или заочная), престиж вуза - на рынке труда, в глазах потенциальных работодателей и т.п.

Творческая и профессиональная активность, проявленная во время обучения в вузе - предполагает большую вероятность того, что менеджер имеет более широкий кругозор знаний, системность мышления, опыт публичного выступления (приобретенного при активном участии в научных конференциях в ходе учебы в вузе), также имеет опыт участия в совещаниях (в рамках управления карьерой следует выявить степень актуальности данного фактора при изучении резюме и в ходе собеседования, если кандидата принимают на вакантную должность).

Среди социально-демографических факторов, оказывающих влияние на карьерное развитие менеджера, называют следующие: пол, возраст, семейное положение, статус родителей, место основного проживания. Жизнь человека вне работы имеет значительное влияние на деловую карьеру, является частью карьеры. Семьи, в частности, родители субъекта карьеры играют большую роль в его предварительной ориентации на профессию «менеджер».

Профессионально-квалификационные факторы:

Образование (уровень знаний на момент оценки), которое может быть существенно дополнено учебой в других вузах, прохождением различных курсов обучения и т.п. Каждое изменение в образовательном уровне повышает профессиональный потенциал менеджера и его шансы на дальнейшее продвижение, независимо от того, кто выступал инициатором получения образования - он сам или организация.

Уровень профессиональной компетентности анализируется предшествующий оценке практический опыт менеджера в различных должностях и проектах, и, прежде всего - результаты его работы на предыдущей должности).

Стаж управленческой деятельности.

Уровень творческой активности в процессе трудовой деятельности - является показателем степени креативности (одной из главных черт идеальной модели менеджера) и проявляется в активном участии менеджера в обсуждении внутри фирменных проблем на совещаниях, семинарах. О творческой активности менеджера можно судить и по его участию в написании статей во внутри фирменных, специализированных и общих печатных изданиях. Создание условий для реализации творческой активности руководителей является одной из задач системы управления карьерой.

. Психологические факторы.

Уровень развития познавательных процессов (память, внимание, мышление, воображение);

Эмоционально-волевые состояния (воля, стрессоустойчивость и эмоциональная устойчивость).

Управленческие способности (способность своевременно принимать решения, способность обеспечить контроль их исполнения, умение быстро ориентироваться в сложной обстановке и разрешать конфликтные ситуации, умение владеть собой, смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений, мужество идти на обоснованный риск и др.).

Личностно-деловые качества (уровень инициативности, степень ответственности, преобладающий тип мотивации, система базовых ценностей, уровень самоорганизации).

. Психофизиологические факторы: темперамент, врожденное состояние органов чувств, речи, общее состояние здоровья и работоспособность.

Важную роль при анализе факторов играет организованное в рамках самоменеджмента информационное обеспечение. В данном случае - это система маркетинговой информации. Основными каналами получения такой информации могут быть: чтение специальной или общей литературы, посещение специализированных выставок, пользование компьютерной сетью Интернет (можно изучать спрос и предложение по различным специальностям), общение с профессионалами в интересующей и смежных областях (членство в клубах менеджеров), собственные исследования на основе блиц-опросов, а также в ходе наблюдения за собой и работой других (в частности, коллег- конкурентов).

Поскольку профессия менеджера связана с высокой степенью неопределенности среды, то естественно, что руководители должны развивать в себе установки, способности и умения, которые позволят им четко и эффективно осуществлять управление

Сегодня основные требования к руководителю организации состоят в следующем:

Способность эффективно управлять собой и своим временем.

Способность прояснить свои личные ценности.

Способность четко определить как цели выполняемой работы, так и собственные цели.

Руководитель должен сам поддерживать собственный рост и развитие.

Способность решать проблемы быстро и эффективно (это становится все более важной частью управленческих навыков).

Руководитель должен быть изобретательным и способным гибко реализовать изменения ситуации.

Руководитель должен знать и использовать методы эффективного управления, которое призывает к использованию навыков влияния на окружающих.

Руководитель должен освоить иные подходы в отношении своих подчиненных, т.к. многие традиционные школы и методы управления исчерпали свои возможности.

От каждого руководителя более умелое использование людских ресурсов.

Руководителю требуется умение помочь другим в быстром изучении новых методов и освоении практических навыков.

Руководитель должен уметь создавать и совершенствовать группы, быстро становиться изобретательным и результативным в работе.

Поскольку каждая управленческая задача предъявляет те или иные конкретные требования, то каждый из выше упомянутых факторов в равной мере имеет отношение к любой ситуации. Когда какие-либо навыки отсутствуют, возникает ограничение-фактор, сдерживающий потенциал результаты работы «системы», т.е. руководителя, группы, организации.

Однако существуют и факторы, которые препятствуют полной реализации всех возможностей управленческой деятельности руководителя.

Неумение управлять собой. Неспособность максимально использовать свое время, энергию и умения; неспособность противостоять стрессам современной жизни руководителя.

Размытые личные ценности. Неясность в отношении собственных ценностей; наличие ценностей, которые не согласуются с современной трудовой и личной жизнью.

Смутные личные цели. Неясность в отношении целей своей личной или трудовой жизни; наличие целей, которые несовместимы с современной работой и жизнью.

Остановленное саморазвитие. Нехватка нацеленности, способности и готовности подняться до уровня новых требований и возможностей.

Недостаточность навыка решать проблемы. Нехватка стратегий и способностей по принятию решений для современных проблем.

Недостаток творческого подхода. Нехватка умения генерировать в достаточном количестве новые идем; неумение воспользоваться новыми идеями.

Неумение влиять на людей. Влияние на людей недостаточно, чтобы добиться от них выполнения обязательств, получить помощь либо изменить их решения.

Недостаточное понимание особенностей управленческого труда. Недостаточное понимание мотивации людей к работе; представления о лидерстве устарели, антигуманны либо неадекватны.

Слабые навыки руководства. Нехватка практической способности добиваться результатов с помощью усилий других сотрудников.

Неумение обучать. Нехватка способности или желания помочь другим в их развитии и расширении потенциала.

Низкая способность формировать коллектив. Неспособность помочь группам сотрудников или командам в их развитии и совершенствовании.

Большое значение имею практические способы повышения личностно-деловых качеств руководителя. Так, на пути роста управленческого мастерства чаще всего встречаются следующие барьеры:

Боязнь новых ситуаций. Люди часто склонны предпочесть безопасность и удобства риску и новизне.

Боязнь уязвимости. Люди часто стремятся избегать ситуаций, которые могут причинить им боль или испугать.

Ожидания окружающих. Иногда семья, коллеги и друзья ограничивают условия личности, направленные на изменение.

Неверие в собственные силы. Развитие часто сдерживается неверием в свою способность измениться.

Недостаточные умения и навыки. Иногда людям не хватает новых идей или навыков, необходимых для изменения себя.

Для преодоления этих барьеров рекомендуется составить конкретный и реалистичный личный план развития. Для разработки плана предлагается несколько основных правил, выведенных из практики:

поставить перед собой ясные цели;

определить, по каким признакам вы будете судить об успехе;

быть довольным прогрессом;

рисковать в незнакомых ситуациях;

помнить, что своим развитием управляет главным образом сам человек;

не упускать возможностей;

быть готовым учиться у других;

учиться на своих неудачах и ошибках;

разбираться в политической подоплеке деятельности организации;

ставить реальные сроки;

получать удовольствие от своего развития.

Значительные изменения личности предполагают уверенность в себе, умение, поддержку и в первую очередь развитие умения делать все по-новому. Задача руководителя - найти способ проанализировать свои подходы и способности, проверить потенциал, научиться действовать по-иному.

Успешная управленческая деятельность во многом зависит и от деловых качеств руководителя. Эффективность управленческой деятельности определяется в первую очередь высоким уровнем развития общих способностей личности, набором взаимно дополняющих друг друга качеств и их противоположностей.

Профессиональная компетентность проявляется в теоретических познаниях в области управления, экономики, права, в аналитических способностях и в способности предвидения перспектив развития руководимого предприятия. Существенную роль в оценке профессиональной компетентности менеджера играют педагогические навыки и умение объективно оценивать способности подчиненных и поручать им работу, соответствующую способностям. Руководитель должен уметь сочетать в своей деятельности высокую сознательность и дисциплинированность. Для руководителя- менеджера необходимы управленческие способности и определенные личные качества.

Управленческие способности - это качества личности, данные от природы. Они не сводятся только к знаниям и навыкам, предполагают наличие врожденных способностей быть лидером, обладать умением влиять на поведение других людей, т.е. управленческие способности предполагают наличие у менеджера организаторских способностей и определенных личных качеств.

К организаторским способностям обычно относится: четкое определение целей деятельности объекта управления, умение планировать свою работу и работу подчиненных, способность координировать деятельность подразделений, умение делегировать полномочия, энергичность и предприимчивость в принятии и реализации решений. К организаторским способностям относятся:

адаптационная мобильность, т.е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;

контактность, т.е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;

стрессоустройчивость, т.е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;

доминантность, т.е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

К личным качествам менеджера в первую очередь следует отнести коммуникабельность, обаяние, доброжелательность, уравновешенность. При этом особое значение имеет коммуникабельность, т.е. способность к общению. Он должен уметь устанавливать контакты.

Перечислить все качества личности руководителя невозможно. Существуют различные точки зрения. Рассмотрим российскую литературу по управлению и менеджменту. Профессор Б.Миллер выделяет следующее: «Профессиональная честность, способность к риску, обязательность, предприимчивость и постоянная одержимость делом, умение руководителя слушать собеседника, умение говорить так, чтобы поняли подчиненные без двусмысленностей в постановке задач, с учетом возраста, психологии, опыта, темперамента, умение правильно писать, вести деловую переписку, умение вести себя с людьми...».

В работе Е. Ишутина можно выделить следующее:

. Качества личности руководителя.

Наличие воображения. Руководитель должен четко представлять себе конечный результат своей деятельности. Отбирая лучшее из своего опыта, он

создает в воображении единое целое. Вначале руководитель знает, чего хочет.

Знание. Без него не спланировать маршрут, который приведет к цели. Именно знание дает руководителю необходимую уверенность в правильности намеченных целей.

Умение руководитель другими. Умелый руководитель должен иметь свой стиль, то есть в известной мере обладать артистичностью. Хорошо организовать дело - это, в конце концов, упражнение в эстетике: при наличии материала распределить усилия так, чтобы никто не перерабатывал и никто не бездельничал. Организация бурлит, а в ее центре - зона спокойствия, где работает самый умелый из всех, работает безо всякого раздражения и паники.

Решительность. Это качество состоит из понимания того, что выполнять поставленную задача коллективу под силу; веры в успех дела. Решительность действий необходимо при принятии решений.

Беспощадность. Это качество нынешним поколением не всегда принимается с готовностью.

Привлекательность. Руководитель должен быть магнитом, центральной фигурой, к которой притягиваются все остальные.

Хорошие руководители необязательно должны превосходить наиболее подготовленных сотрудников по профессиональным качествам. В одном они обязаны быть безусловно лидерами - в умении выбирать наиболее оптимальные формы и методы общения в деловых и межличностных ситуациях, поддерживать уверенность людей в том, что вклад каждого в совместную деятельность будет замечен и оценен по достоинству.

В руководителе ценят интеллектуальные способности, внешнюю привлекательность, организаторские способности, юмор, доступность.

. Требования к руководителю.

Уметь брать на себя личную ответственность при неудачах, а не винить во всем различные обстоятельства и, что еще хуже, перекладывать ответственность на подчиненных.

Всячески поощрять повышение уровня квалификации и рост талантов своих сотрудников. Люди, труд которых недооценивается и которые имеют недостаточную заинтересованность в труде, работают хуже других. В конечном счете, качественный уровень всей группы определяется по умению трудиться ее наиболее слабого сотрудника.

Уметь оказывать моральную поддержку сотрудникам в случае допущения ими просчетов.

Достигать намеченных целей, улучшая условия труда сотрудников, обеспечивая тесное сотрудничество, а не наставляя своих подчиненных.

Уметь показывать своим сотрудникам пример в работе. Не требовать от них того, что выходит за рамки их возможностей.

Никогда не прибегать к помощи угроз, созданию страха и паники в работе. Это признаки неумелого руководства.

Уметь высоко оценивать работу не только ведущих, но и рядовых сотрудников. Давать им возможность ощущать результаты своего собственного труда.

Одним из слагаемых управленческой деятельности руководителя является его организационная деятельность. В организации труда руководителя практически все источники рассматривают следующие вопросы:

) планирование рабочего времени;

) работа с документами;

) проведение собраний и совещаний.

Таким образом, анализ показал, что на развитие карьеры менеджера оказывает влияние множество различных факторов, в числе которых: социально-демографические, профессионально-квалификационные, психологические, психофизиологические факторы. Особенно важное значение имеют личностно-деловые качества менеджера.

Личностные качества руководителя мало, чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались и обладание ими - всего лишь предпосылка успешного руководства, ибо руководителем делают человека не профессиональные или личностные, а деловые качества.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...