Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекции и теоретические занятия




 

Занятие 1

 

Характеристика объекта прохождения учебной практики

Сад им. Вс.М. Крутовского является одним из старейших плодовых участков Сибири и отличается своей уникальностью. Создателем сада является Вс.М.Крутовский, территория сада представляет собой уникальную коллекцию культурных сортов яблони, выведенных сибирскими, европейскими, зарубежными садоводами и произрастающих в стелющейся форме. Ботанический сад расположен на правобережье р. Енисей, вблизи устья р. Лалетино. Сад располагает уникальным генофондом плодовых и декоративных растений, который создавался Вс. М. Крутовским еще с 1904 г. Особую ценность представляет коллекция крупноплодных сортов яблони селекции И.В. Мичурина, Р.И. Шредера, Вс.М. Крутовского и др. В настоящее время сад представляет собой уникальную коллекцию, генофонд которой является ценным материалом для селекционных работ: 40 сортов крупноплодной яблони в стелющейся форме в возрасте 49-100 лет на площади 3 га в мемориальной части верхней террасы Енисея, 7 га – нижней, где яблони разных сортов растут в открытой форме. Коллекция содержит сорта яблони российской и зарубежной селекции (Антоновка обыкновенная, Аркад зимний, Астраханское белое и др.)

Дендрарий СибГТУ имеет площадь 8 га, заложен в 1948 году под руководством профессора В.Э. Шмидта, на территории учебно-опытного лесхоза СибГТУ, который, согласно лесорастительному районированию, расположен в Среднесибирском подтаежно-лесостепном районе. Климат района расположения лесхоза континентальный и характеризуется жарким летом и холодной зимой со значительным колебанием среднесуточных, среднемесячных и годовых температур. Появление снежного покрова приходится на начало октября, к концу октября образуется устойчивый снежный покров, который держится до начала апреля, полный сход наблюдается в конце апреля и в начале мая. Продолжительность безморозного периода в среднем составляет - 117 дней. Продолжительность вегетационного периода составляет в среднем 153 дня. Поздние весенние заморозки могут быть в 1-ой декаде июня, ранние осенние заморозки появляются в конце августа - начале сентября. С поднятием в горы эти даты сдвигаются на 2-3 дня. Преобладающими ветрами во все времена года являются ветры юго-западных направлений, они же имеют и наибольшую скорость.

В дендрарии СибГТУ имеются несколько отделений: маточные (А, В, С, Европы, Сибири, Дальнего Востока). Коллекция дендрария насчитывает более 160 видов и гибридов, которые представлены европейской флорой, Сибири, Дальнего Востока, Китая, Японии, Средней Азии, Северной Америки. Растения относятся к 26 семействам, 62 родам. Наиболее обширными биогруппами являются кедр сибирский, лиственница сибирская, барбарис амурский, липа мелколистная, дуб черешчатый, дуб монгольский, орех манчьжурский.

К числу редких видов, занесенных в “Красную книгу”, относятся кизильник блестящий, принсепия китайская, в сводку “Редкие и исчезающие растения Сибири” - бересклет священный, бересклет Маака.

Имеются слабо изученные и мало распространенные в культуре абрикос манчьжурский, акантопанакс сидячецветковый, скумпия обыкновенная, сосна Веймутова, шефердия серебристая.

В дендрарии ведутся исследования по установлению полиморфизма видов, степени зимостойкости, плодоношения, устойчивости к вредителям и болезням.

 

Занятие 2 Структура древесно-декоративного питомника

 

Питомник – земельный участок, на котором ведется специализированное хозяйство по выращиванию посадочного материала. С учетом вида и назначения посадочного материала, а также агротехнических приемов по размножению и выращиванию территорию средних и крупных питомников делят на следующие основные части: отдел размножения, отдел формирования, маточное отделение или сад, цветочный отдел, хозяйственный участок.

Отдел размножения предназначен для выращивания 1,2,3-летних сеянцев и укоренения черенков. Он состоит из отделений:

а) посевное. Служит для выращивания посадочного материала, 1-3-летнего возраста, посевом семян в открытый или закрытый грунт;

б) черенковое. Предназначено для выращивания посадочного материала вегетативного происхождения.

Маточное отделение предназначено для выращивания насаждений, которые в дальнейшем служат источником получения семян, корневых отпрысков, отводков и прививочного материала. Состоит из семенного, отводкового и черенкового участков. На семенном участке заготавливают семена, которые используют в посевном отделении питомника. На отводковом участке получают растения из отводков, которые пересаживают во 2 школу на доращивание. Черенковый участок обеспечивает питомник зелеными, древесными, корневыми черенками.

Маточный отдел может включать в себя также и дендрарий, где разводят редкие, ценные виды растений (экзоты).

Отдел формирования. Основной задачей отдела формирования является получение саженцев, имеющих согласно ГОСТам определенную форму кроны, штамба и корневой системы. В отделе формирования саженцы пересаживают с одного участка на другой через определенный период времени, при этом каждый раз увеличивая для них площадь питания – перешколивание. Обычно 3-4 школы.

I школа. Сюда на доращивание в течении 2-4 лет и первоначальное формирование саженцев пересаживают сеянцы из отдела размножения, укоренившиеся черенки и отводки. У быстрорастущих пород здесь формируют штамб и крону, у медленнорастущих – только штамб, саженцы быстрорастущих деревьев и кустарников, достигшие кондиционных размеров после выращивания, реализуются, медленнорастущие пересаживаются во 2 школу.

В I школе предусматривают и отделение привитых форм – высаживают сеянцы подвоев, проводят их окулировку или высаживают растения, привитые в оранжереях. Формируют привитые саженцы.

2 школа. Пересаживают медленнорастущие деревья и кустарники из первой школы, растения с отводочных плантаций, укорененные в открытом грунте одревесневшие черенки. Медленно растущие деревья выращивают 4-5 лет до 9-14-летнего биологического возраста, кустарники – 3-4 года до 7-8-летенего возраста.

У медленнорастущих деревьев здесь продолжают и заканчивают формировать штамб, формируют первый ярус кроны, у кустарников формируют надземную часть, причем из пластичных пород можно получать кустарники с определенным профилем кроны.

3 школа – школа длительного выращивания, сюда пересаживают быстрорастущие деревья из первой школы, медленнорастущие деревья и кустарники из второй школы для получения специальных архитектурных форм (кроны в форме шара, конуса), привитые штамбовые и полуштамбовые растения. Схема посадки от 1,5 х 1,5 м до 3 х 3 м. Полученный в этой школе посадочный материал используют для озеленения улиц, аллей, микрорайонов, ремонтных и реставрационных работ, оформления партера, для одиночных посадок (солитеры); (деревья с искусственной формой кроны на штамбе). Деревья выращивают в течение 6-10 лет. Здесь доращивают деревья, взятые из леса

Хозяйственный отдел включает усадьбу питомника с конторой, бытовыми и хозяйственно-производственными помещениями, прикопочный участок, компостник, дорожную сеть и др.

Дорожная сеть должна обеспечивать доступ ко всем участкам. В зависимости от назначения дороги могут быть первого порядка – магистральные, второго порядка – внутрихозяйственные и временные – на полях севооборотов.

 

Занятие 3 Маточное отделение

 

Маточное отделение - предназначено для выращивания насаждений, которые в дальнейшем служат источником получения семян, корневых отпрысков, отводков и прививочного материала.

С целью планирования возможного объема заготовки плодов и семян, определения периодичности плодоношения ежегодно в семенном маточном отделении проводят фенологические наблюдения, фиксируя даты массового наступления фенофаз: цветения, образование завязи плодов и семян, созревания плодов и семян; и учет урожая.

В маточном отделении проводят ежегодно уходы:

1. Рыхление почвы в междурядьях, рядах и приствольной зоне -позволяет улучшить режим для накопления и сохранения влаги, питательных веществ. Диаметр приствольного круга должен быть в 1,5 раза больше проекции кроны. Весной и осенью почву в приствольных кругах перекапывают, а летом периодически рыхлят. Перекопка проводится на половину штыка лопаты вдоль корней. У стволика и при поверхностном залегании корней глубина перекопки должна быть меньше.

2. Удаление поросли - проводят одновременно с уходом за почвой. Поросль вырезают у основания «на кольцо».

3. Подкормки – вносят минеральные и органические удобрения. На маточниках для получения зеленых черенков следует ограничивать содержание азота в почве. Вносят при весенней и летней обработки почвы.

4. Полив – примерная норма полива - 500-1200 м3.

5. Уход за надземной частью - заключается в удалении поросли, укорачивании побегов, прореживании кроны и др.

 

Занятие 3 Посевное отделение древесно-декоративного питомника

 

Посевное отделение служит для выращивания посадочного материала, 1-3-летнего возраста, посевом семян в открытый или закрытый грунт. Кроме непосредственно посевного участка включает и пикировочный, где путем пикировки у сеянцев и укорененных зеленых черенков развивают хорошо разветвленную корневую систему.

С целью определения выхода посадочного материала, отвечающего стандартам, в посевном отделении проводят инвентаризацию методом учетных рядов, учетных отрезков и учетных площадок, в посевах с равномерным размещением сеянцев по площади выделяют 2 % учетных рядов (площадок) при закладке учетных отрезков 2-4 % от длины всех строк.

На посевном участке с помощью шнура проводят диагональ и по диагонали берут учетные ряды, площадки, отрезки. На них пересчитывают сеянцы. Данные по секциям складывают и полученную сумму делят на число погонных метров всех учетных отрезков.

Уходы за посевами до появления всходов проводят с целью создания благоприятных условий для прорастания семян, и включают в себя прикатывание посевов, мульчирование, прополку, сеянцев, рыхление почвы и полив. После появления всходов проводят прополку сорняков, рыхление почвы, отенение, прореживание сеянцев, подрезку корней пикировку, полив, подкормку и др. Какие из элементов ухода проводятся — зависит от почвы, погоды и наличия сорняков.

Прикатывание посевов проводят в засушливых районах и в засушливую весну на легких структурных почвах с целью наилучшего соприкосновения почвы с семенами и подъема воды по почвенным капиллярам к семенам. Используют для прикатывания мелких семян гладкие катки, крупных – тяжелые кольчатые катки.

Мульчирование посевов применяют для сохранения влаги в верхнем слое почвы, что, в свою очередь, предотвращает образование корки, создает более ровный режим влажности и температуры в почве, а также для борьбы с сорняками.

В лесной зоне и северной части лесостепной зоны мульчирование применяют, при весенних посевах на тяжелых, заплывающих и быстро образующих плотную корку почвах.

Полив должен быть постепенным, мелкоструйным, чтобы не смывалась почва. Для мелких семян полив лучше проводить 2 раза в сутки небольшими порциями.

Прополку и рыхление осенних посевов проводят ранней весной, до появления корки и всходов. Весенние посевы иногда нуждаются в рыхлении лишь на тяжелых почах. Лучшее время – после дождя или полива. Рыхлят на глубину, меньшую, чем глубина заделки семян. почвы (за год 4-8 раз в посевах 1-го года; 2-год – 3-5).

Защита от сорняков применяют гербециды: симазин, прометрин, атразин. Но только на почвах, содержащих гумуса более 2%, при наличии мульчи из торфа или компоста на глубину не менее 1,5-2 см. Срок – не ранее чем спустя 2-5 суток после посева.

Отенение делают щитами размером 1х1 м, с просветами около 50% от площади щита. Щиты ставят с южной стороны под углом 35-450С к поверхности земли или горизонтально на высоте 40-50 см над землей. Устанавливают во время массового появления всходов, убирают через 2-4 недели после одревеснения корневых шеек у всходов. Отенение применяют для ослабления нагрева поверхности почвы, предохранения всходов от ожога корневой шейки, уменьшение расхода влаги сеянцами при сухой влажной погоде. Данный вид ухода рекомендуют при выращивании сеянцев хвойных пород, березы, тополя, ольхи, ивы, бересклета бородавчатого.

Прореживание проводят при слишком густых всходах, что бывает при посеве мелких семян и при завышенной норме посева, через 15-20 дней после массового появления всходов, когда на них появляется 2 пары настоящих листочков. Лучшее время прореживания - в пасмурную или дождливую погоду. Удаляют слабые, отстающие в росте растения. На 1 пог. м должно оставаться не более 40-50 сеянцев лиственных пород и не более 100 шт. хвойных. При выращивании крупномерных сеянцев проводят разреженные посевы с таким расчетом, чтобы на 1 пог. м посевной строки было 15...25 сеянцев в 4-летнем возрасте.

Пикировка – пересадка сеянцев в пикировочное отделение отдела размножения с одновременным укорачиванием стержневого корня для получения сеянцев с хорошей корневой системой. Пикировку проводят или в стадии прорастания, когда корешок сеянца достиг длины 1 - 1,5 см, а семядоли еще не раскрыты (пикировка ключками), или же в стадии появления го настоящего листа (зеленая пикировка), чаще всего пикировка применяется при выращивании сеянцев плодовых семечковых растений, сиреней, роз и других пород, используемых в зеленом строительстве.

Подрезка корней. Вместо пикировки для дуба, яблони лесной, груши лесной и др. часто применяют подрезку корней. Корни сеянцев подрезают в фазе всходов на месте их произрастания на глубине 10 - 12 см после образования первой пары настоящих листьев. Можно подрезать корни и простым, но длинным и остро отточенным ножом — корнерезом.

Для выращивания крупномерных сеянцев проводится горизонтальная и вертикальная подрезка корней. Подрезку горизонтальных корней следует проводить на расстоянии 10-12 см от ряда сеянцев, вертикальных – на глубине 10-15 см.

 

Занятие 4 Школьное отделение древесно-декоративного питомника

 

Основной задачей школьного отделения является получение саженцев, имеющих согласно стандартов, определенную форму кроны, штамба и корневой системы. В отделе формирования саженцы пересаживают с одного участка на другой через определенный период времени при этом каждый раз увеличивая для них площадь питания – перешколивание. Реализации из школьного отделения подлежат саженцы, отвечающие требованиям ГОСТ.

Уход за растениями в школьном отделении состоит из регулярных прополок, рыхлении почвы, поливов, подкормок, защитных мероприятий от вредителей и болезней.

Рыхление почвы проводят на глубину 7-12 см. Количество уходов зависит от лесорастительной зоны и составляет 4-5 в первый год выращивания, 3-4 второй год, 2-3 в последующие годы.

В районах с малоснежными суровыми зимами при осенних посадках на тяжелых почвах проводят вместо рыхления окучивание против выжимания растений (в I школе).

Поливы проводят 2-8 раз в год в зависимости от лесорастительной зоны и погодных условий.

Подкормки чаще проводят сухие корневые одновременно с рыхлением или культивацией с обязательным последующим поливом.

Подрезать корни скобами желательно не только при рассаживании растений, но и в период долгого (5 - 6 лет) выращивания деревьев в школе (I школа, береза) через 2 - 3 года.

Помимо агротехнических уходов в школьном отделении питомника, проводят формирование надземной части растения. В первой школе формируют штамб саженца, во II формируют крону деревьев.

 

Занятие 5 Вегетативное размножение древесно-декоративных растений

 

Для размножения декоративных форм древесных пород применяют различные способы вегетативного размножения: отводками, делением куста, корневыми отпрысками, черенкованием, прививкой. Рассмотрим наиболее часто используемые виды вегетативного размножения.

Черенкование -вегетативное размножение растений с помощью черенков. Этот метод удобен тем, то его можно применять в течение всего года.

Черенок – специально отделенный отрезок стебля, листа или корня, предназначенный для выращивания из него нового растения. Различают следующие виды черенков: стеблевые, листовые, корневые и корневищные.

Прививка - перенесение частей одного растения на - другое, один из способов вегетативного размножения.

Привой – часть растения (черенок) или почка, прививаемое на другое.

Подвой – растение, на котором проводится прививка.

Прививкой размножают формы и сорта, которые при семенном размножении не сохраняют декоративных качеств, трудно укореняются при черенковании или плохо размножаются делением.

Преимущества размножения прививкой:

а) лучшее цветение, чем у корнесобственных растений (например, розы);

б) декоративные формы кроны (плакучие и др.);

в) сокращение срока выращивания культуры путем прививки слаборастущих сортов на сильнорослые подвои (розы – на черенкованную сухумскую полианту, азалии – на рододендрон, сосны сибирской на сосну обыкновенную).

г) получение низкорослых растений – в этом случае в качестве подвоя используют слаборослые подвои (яблоня парадизка, айва обыкновенная, боярышник).

Разработано несколько способов прививок: окулировка, копулировка, аблактировка и ряд других.

Окулировка – прививка глазком или почкой.

В качестве привоя используют щиток с расположенной на нем почкой. Используют несколько способов окулировки:

а) однолетним глазком в продольный разрез;

б) спящим глазком – применяется для размножения роз, сирени;

в) в крестообразный разрез – используется для пород с плотной, толстой корой (клен, каштан);

г) прорастающим глазком – выполняется в мае-июне для форм березы, клена;

д) глазком вприклад – для повторных прививок, когда кора уже плохо отделяется. На подвое делается срез, соответствующий величине щитка.

Копулировка – прививка черенком, то есть частью побега с небольшим количеством почек (2-3). Копулировку можно проводить в разное время года — весной; летом, зимой (лучше весной). Черенки привоя нарезают толщиной 3-6 мм, длиной 6-8 м. Хвою у черенков сосны обрывают по ходу роста, ели – срезают, оставляя небольшой пучок хвоинок около верхушечных почек. Черенки готовят небольшими партиями и хранят во влажной ткани.

 

Отчет по практике

Отчет по учебной практике «Древоводство» включает следующие разделы:

 

Введение
1 Характеристика объекта прохождения учебной практики
2 Структура древесно-декоративного питомника
2.1 Маточное отделение
2.2. Посевное отделение
2.3 Школьное отделение
3 Выполнение индивидуального задания
Заключение
Библиографический список
Приложение

Во введении необходимо указать цель учебной практики, основные вопросы и направления, которыми занимался студент на практике.

В разделе 1 необходимо указать местоположение, основные показатели климата (среднемесячная температура воздуха, количество осадков, относительная влажность воздуха), продолжительность вегетационного периода, преобладающая форма рельефа и тип почв.

В разделе 2 описывают маточное, посевное, школьное отделения питомника: ассортимент, схему создания, сортность посадочного материал, агротехнические уходы: их назначение, методику выполнения, сроки и кратность проведения.

В разделе 3 В данном разделе привести результаты выполнения индивидуального задания: данные учета цветения, урожайности, биометрические показатели изучаемого посадочного материала, методику выполнения задания. Проанализировать полученные данные.

В заключении приводятся общие выводы и предложения, даются практические рекомендации, самооценка проведенной работы по полноте и качеству выполнения поставленных задач.

В приложении приводятся абрисы отделений питомника, посевов, посадок, фотографии, расчетные данные.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...