Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теории происхождения государства.




 

Вопрос о том, что стало источником и предпосылкой к возникновению государства и права, заботил еще древних мыслителей. Собственные теории происхождения права высказывали религиозные деятели и психологи, социологи и экономисты, марксисты и националисты, либералы и консерваторы. Едва ли можно охватить все это многообразие без длительного изучения разнообразных концепций исторического процесса и феномена государства. Однако можно попробовать рассмотреть основные теории происхождения государства и права. Итак, что же они собой представляют? Основные теории происхождения права Теологическая теория Долгое время эта божественная теория доминировала во всем мире в том или ином ее виде. Она исходит из того, что право и государство было создано богом (или богами) и подарено людям для облегчения их жизни согласно религиозным нормам и предписаниям. Так, правители всего мира тысячелетиями подтверждали легитимность своей власти тем, что она дарована небесами. И такое право было в высшей степени авторитетным. Естественные теории происхождения права Их было сразу несколько. Авторами их стали Томас Гоббс, Джон Локк, Гуго Гроций и другие мыслители Нового времени. Они имели ряд различий, однако в основе естественной теории лежит представление о том, что государство происходит из так называемого общественного договора между народом и правителем, в результате которого последнему была делегирована часть прав граждан/подданных государства, принадлежащих им уже по праву рождения. То есть права на жизнь, свободу голоса и выбора и прочие права являются для человека естественными от рождения. Эта передача была необходима для эффективного общественного функционирования и менеджмента, которое олицетворяла власть[3]. Однако превышение властных полномочий правительством дает право народу на восстание. Насильственные теории происхождения права и государства Разные варианты этой концепции были разработаны Е. Дюрингом, К. Каутским и Л. Гумпловичем. Согласно ей, государство является результатом завоевания и подчинения слабых сильными и в дальнейшем навязывания аппарата принуждения. Эти теоретики видели государство не как результат внутреннего развития общества, а как необходимость содержания под контролем покоренных племен. Психологические теории происхождения права и государства Также представляют собой совокупность близких по духу концепций. Согласно им, именно человеческая психика с ее стремлением жить в коллективе, подсознательным поиском авторитета, желанием подчиняться и повелевать стала движущей силой в создании государства. Вместе с тем, следует отметить, что эти концепции откровенно игнорируют важные социально-экономические факторы. Классовая школа Ключевыми авторами этой теории были Маркс, Энгельс и Ленин. Они видели историю человеческого общества как историю классовой борьбы, в которой угнетатели и угнетенные находились в состоянии постоянного антагонизма. Политическая власть стала инструментом принуждения народных масс и использования их потенциала в интересах высшего сословия. Сильной стороной этой концепции является серьезная проработанность экономических факторов развития общества (характер производственного процесса является одним из базисов марксистского учения). Помимо вышеуказанных, существует также и ряд маргинальных теорий: расистская, демографическая (государство – результат роста населения) и других[4].

Формационная теория. В соответствии с формационной теорией тип государства - это обобщенная характеристика государства, со­ответствующего определенной общественно-экономической форма­ции. А история человечества - это история данных формаций. Процесс перехода от одной общественно-экономической форма­ции к другой связан с диалектическим взаимодействием произво­дительных сил и производственных отношений.

Согласно марксистской теории существуют следующие общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, буржуазная (капиталистическая), социалистическая и коммунистическая.

В первобытно-общинной государства еще нет, а в коммунистической оно должно отмереть, уступив место самоуправлению.

Остальным формациям соответствуют следующие типы государства: рабовладельческое государство; феодальное государство; буржуазное (капиталистическое) государство; социалистическое государство.

Рабовладельческое, феодальное и буржуазное государства мар­ксистской теорией объединялись под названием эксплуататорского государства, поскольку в них, как утверждалось, существуют два антагонистических класса (рабовладельцев и рабов, феодалов и крестьян, капиталистов и рабочих), один из которых эксплуатируется другим. Социалистическое же государство с точки зрения марксизма не является эксплуататорским, поскольку в нем классы (рабочих и крестьян) дружественны и имеют одну цель - построение бесклассового, т.е. коммунистического общества [5].

В Советском государстве указанная концепция длительное вре­мя была по существу единственной и по форме догматической. Это выражалось, в частности, в положении о том, что все государства должны неизбежно пройти в своем развитии все типы государства с последующим его отмиранием при коммунизме. При этом социалистический тип государства провозглашался высшим по своему развитию. Однако, как показывает новейшая история, в отношении его марксистская теория оказалась ошибочной.

Вместе с тем нельзя не признать того обстоятельства, что марксистская типология государства имеет достаточно мощное обоснование, опирающееся на исторические факты.

Рассмотрим более подробно данную типологию.

Рабовладельческое государство. Рабовладельческие государства имели место в древности (вплоть до V в. н.э.) в южных регионах. Наиболее заметный след в истории оставили следующие из них: Древний Египет; Вавилон; Древний Китай; Древняя Индия; Древняя Греция; Древний Рим.

В рабовладельческих государствах были два основных класса - свободных людей и рабов.

Свободные делились, в свою очередь, на подклассы: рабовладельцев, ремесленников, земледельцев.

Рабы не рассматривались как личности - это были живые орудия труда, своеобразные государственные и личные рабочие, находившиеся вне закона, в полном подчинении рабовладельцев.

Форма правления рабовладельческих государств отличалась друг от друга. Для древневосточных рабовладельческих государств была характерна форма правления в виде деспотии, когда вся власть сосредоточивается в руках одного человека - деспота (мо­нарха) и передается по наследству. Существовала высокая степень централизации государственного аппарата.

Для Древней Греции и Древнего Рима были характерны демо­кратические формы правления, когда власть формировалась путем выборов. Однако в выборах мог участвовать лишь сравнительно небольшой слой населения - свободные мужчины, обладающие, как правило, определенным имущественным цензом.

Следует отметить, что рабовладельческая эпоха была характерна не для всех государств. Многие из них сразу образовались как феодальные.

Феодальное государство. Период феодального государства в истории человечества охватывается примерно V-XVII вв., т.е. Средними веками (в некоторых государствах могут быть отклонения).

Для феодального государства характерны: монархическая форма правления, когда власть принадлежит монарху (королю, царю, князю, императору) и передается по наследству; наличие следующих основных классов: феодалов - земельных собственников, извлекающих доходы за счет земельной ренты; крестьян - обладающих, как правило, небольшим наделом земли и вынужденных поэтому работать на землях феодала на невыгодных для себя условиях. В большинстве ныне развитых стран крестьяне были лично зависимы сравнительно непродолжительное время. В России крестьяне были закрепощены и получили личную свободу только в 1861 г.; сословность, в соответствии с которой положение человека в обществе определялось его происхождением, что находило соответствующее закрепление в законодательстве; относительно высокая роль церкви в решении государственных вопросов и в жизни общества в целом; -абсолютное преобладание в принимаемых законах интересов правящих кругов. Буржуазное государство. Период буржуазного государства начи­нается с первой буржуазной революции, которая произошла в Англии в середине XVII в.

Для буржуазного государства характерны: демократичные принципы формирования государственной власти, т.е. путем выборов; отсутствие сословности, т.е. правовое равенство населения; активное развитие представительных органов власти и соответственно отражение в принимаемых законах интересов широких кругов населения; политический плюрализм; относительно высокие темпы развития промышленности и сельского хозяйства, концентрация капитала; повышенное внимание гарантиям прав и свобод человека и гражданина.

В ряде стран элементы буржуазной государственности сочетались с феодальными государственными атрибутами. Например, в России начала ХХ в. наряду с феодальными институтами (монархия, остатки крепостничества) существовал представительный орган - Государственная Дума [6].

В настоящее время в некоторых странах существует также монархия как форма правления (Англия, Испания, Норвегия и др.), однако эти феодальные атрибуты не более чем дань традициям, поскольку монарх реальной власти не имеет, и государства по своей сути являются буржуазными. В то же время имеются государства, в которых элементы феодализма достаточно сильны.

Социалистическое государство. Согласно марксистской теории социалистическое государство - переходная ступень к коммунистической формации. Опыт социалистического строительства имели довольно большое количество государств. Самый длительный период социалистического строительства - более 70 лет - имеет наше государство. Как показал исторический опыт, воззрения марксизма во многом оказались утопичными. Марксистские идеи о равенстве и справедливости не были реализованы на практике. В силу этого сформировался тип государства, который называли социалистическим, но который по своей сути не отвечал гуманным представлениям о справедливом обществе.

Новейшая история показывает, что социалистическое государство во многих областях оказалось неэффективным. Подтверждением этому является распад мировой социалистической системы на рубеже 90-х гг., распад СССР в 1991 г.

Вместе с тем нельзя отрицать достигнутых в социалистическом государстве социальных гарантий населения, прежде всего прав на труд, отдых, образование, лечение.

Сейчас официально социалистическими являются только Китай, Северная Корея и Куба. Причем Китай активно развивает рыночные отношения в экономике.

Согласно теории научного коммунизма, после этапа социалистического государства должно наступить коммунистическое общество с упразднением государства и заменой его самоуправлением, основанном на высоком сознании людей. Однако, как показала практика, идея построения коммунизма также явилась утопичной.

Характерные черты государств на современном этапе. В современный исторический период большинство стран в той или иной степени обладают признаками буржуазного государства, которые были обозначены выше. Однако данные признаки буржуазной государственности за прошедшие столетия непрерывно совершенствовались, в частности:

в ХХ в. избирательное право стало всеобщим и равным;

в подавляющем большинстве стран приняты конституции или конституционные законы, определяющие государственный строй, правовое положение граждан и другие основополагающие вопросы общественного устройства;

укрепились правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Последнее проявляется, в частности, в принципах деятельности правоохранительных органов, закрепляемых в законодательном порядке.

Характерной чертой развития государственности конца ХХ в. стало повышенное внимание к международному сотрудничеству. Общепризнанные принципы и нормы международного права, формируемые, в свою очередь, мировым общественным мнением, оказывают все более сильное влияние на внутреннюю государственную политику.

Все больше государств добровольно делегируют часть своих полномочий международным организациям (ООН, Совету Евро­пы, СНГ и др.).

Интенсивные интеграционные процессы объясняются прежде всего тревогой мирового сообщества за сохранение мира во всем мире.

В целом большинство стран стремятся построить у себя правовое государство, признаки которого во многом совпадают с признаками современной буржуазной государственности.

Для современного государства, несмотря на формально провоз­глашенные и закрепленные в законах демократичные принципы, характерен также приход к власти (в исполнительные и законодательные органы) профессиональных политиков, опирающихся на поддержку крупных политических партий, которые, в свою очередь, получают финансовую поддержку от крупного капитала. Указанные тенденции развития государственности присущи и для современной России[7].

На восточный, или азиатский, вариант формирования государст­венности существенное влияние оказали географические особенности среды обитания, когда условием выживания отдельных родо-племенных образований было выполнение грандиозных общественных работ, превышающих возможности отдельных общин (например, строительство ирригационных систем). Для сооружения и эксплуатации этих систем создавались особые резервные фонды, в которых концентрировалась большая часть общественного избыточного продукта. Для управления этими фондами внутри общины выделялась особая группа должностных лиц, выполняющих функции общинных администраторов, казначеев, контролеров и т.п. Нередко административные функции совмещались с культовыми, что придавало им особый авторитет. Извлекая из своего по­ложения ряд выгод и преимуществ, общинные администраторы оказывались заинтересованными в закреплении за собой этого статуса, стремились сделать свои должности наследственными. Таким образом, общинное «чиновничество» постепенно превращалось в привилегированную замкнутую социальную прослойку -важнейший элемент складывающегося аппарата государственной власти. По мере роста масштабов кооперации коллективной трудовой деятельности зародившиеся еще в родоплеменных коллективах «зачатки государственной власти» превращаются в органы управления и господства, т.е. возникает публичная власть.

Следовательно, одной из главных предпосылок образования го­сударства «по азиатскому способу» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Особенностью восточного пути явилось то, что административно-государственные структуры складывались прежде, чем возникала частная собственность (главным образом, на землю). На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Господствующие администраторы имели дворцы, драгоценности, рабов. Но «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой. (Аналогичная ситуация была в нашей стране во времена культа личности Сталина. Представители партийно-государственной номенклатуры с потерей должности также теряли привилегии, а иногда и жизнь). В силу этого частная собственность господствующих слоев не оказывала существенного влияния на экономику [8].

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная соб­ственность других групп -купцов и городских ремесленников: во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха; во-вторых, она не была существенной по сравнению с собственностью государственной. Отсутствие в полной мере частной собственности способствовало формированию власти, имеющей деспотический характер. Наверху пирамиды власти находился неограниченный монарх, деспот. Далее по иерархии располагались: его ближайшие советники, визири; затем -чиновники более низкого ранга и т.д.; в основании пирамиды -свободные общинники, находящиеся под контролем государственных чиновников.

Подобные государства получили наименование восточных, или азиатских, хотя государства такого типа возникали не только в Азии. Они в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других -Египте -было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику. Однако в отличие от европейского рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Помимо отличий восточные государства имели много общего: все они были абсолютными монархиями, деспотиями; государство вмешивалось во все сферы жизнедеятельности общества. Оно обладало мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...