Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы операционного анализа




В теории и практике отечественного учета группировке затрат на переменные и постоянные длительное время не уделялось должного внимания. Между тем в странах с развитой рыночной экономикой это деление положено в основу современных систем управления затратами.

Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализации продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от англ. CVP – Cost – Volume – Profit, или затраты – объем – прибыль). CVP - анализ – основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от затрат, объемов производства и цены.

Ключевыми элементами операционного анализа являются:

1) порог рентабельности;

2) операционный рычаг;

3) запас финансовой прочности.

Порог рентабельности. Операционный анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, метод формул и маржинальной прибыли.

Пример 4.3. Данные о количестве выпущенной продукции и затратах представлены в таблице (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Данные о затратах и объёме выпуска продукции

  Показатель, руб. Объём выпуска продукции, штук
         
Выручка          
Переменные затраты          
Маржинальная прибыль          
Постоянные затраты          
Операционная прибыль – 38 – 20      

 

 

Рис.4.1. Зависимость затрат, объёма и прибыли

На рисунке 4.1 точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат (К), является критической точкой, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Сама точка равновесия имеет небольшое практическое значение, так как внимание обычно обращено на зону получения прибыли. Область, лежащая ниже критической точки, – это область убытков. Область, находящаяся выше, представляет собой область прибыли. Таким образом, критическая точка – это точка, начиная с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

Точка равновесия может быть определена по формуле:

Постоянные

Критическая точка затраты

в единицах = ---------------------. (4.1)

продаж Цена – Переменные затраты

на единицу продукции

 

Иначе говоря, точка равновесия может быть найдена путем деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Рассмотрим пример использования этого уравнения для нахождения критической точки.

Пример 4.4. Допустим, что переменные затраты составляют 3 руб. на единицу продукции. Постоянные затраты – 40 руб. за год. Цена реализации единицы продукции равна 5 руб. Определите критическую точку объёма продаж в количестве и стоимости продукции.

Решение. Обозначим количество реализованной продукции через Х.

Тогда получим уравнение: 5 ∙ х = 3 ∙ х +40; 2х = 40; х = 20 штук.

Выручка в точке безубыточности составит 20 ∙ 5 = 100 руб.

Другой способ определения критической точки основан на концепции так называемой маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.

Маржинальная = Выручка – Переменные (4.2)

прибыль от реализации затраты

 

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные затраты, то получим величину операционной прибыли:

Операционная = Маржинальная – Постоянные
прибыль прибыль затраты

 

Критическая точка может быть определена как точка, в которой разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

Уравнение точки равновесия (критической точки) при маржинальном подходе в единицах продукции может быть выражено следующим образом:

Постоянные

Критическая точка затраты

в единицах = -------------------------. (4.3)

Маржинальная прибыль на единицу продукции

продаж

 

 

Пример 4.5. В условиях примера 4.4 определить критическую точку на основе маржинальной прибыли.

Решение: По условию задачи постоянные затраты составляют 40 руб., маржинальная прибыль на единицу 5 – 3 = 2 руб. По формуле 4.3. критическая точка в единицах продаж составит КТ = 20 штук.

Критическая точка при маржинальном подходе может быть определена и в стоимостной форме. Для этого используется показатель маржинальной прибыли на единицу выручки, т.е. маржинальной прибыли на 1 рубль выручки.

Постоянные

Критическая точка затраты

в единицах = -------------------------. (4.4)

Маржинальная прибыль на единицу выручки

выручки

 

В нашем примере по формуле 4.4 КТ = руб.

Анализ критической точки с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае используется уравнение.

Выручка = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль. (4.5)

При использовании маржинального подхода данное уравнение будет иметь вид:

Целевой Постоянные затраты + Целевая прибыль

объём = ------------------------------------------------------------------- (4.6)

продаж Маржинальная прибыль на единицу продукции

Пример 4.5. В условиях примера 4.4 предприятие хотело бы получить прибыль 20 руб. Каков должен быть объём реализации продукции для получения планируемой прибыли?

Решение. Обозначим объём реализации через Х.

Тогда получим уравнение: 5 ∙ х = 3 ∙ х +40 + 20; 2х = 60; х = 30 штук.

Выручка в точке безубыточности составит 30 ∙ 5 = 150 руб.

Для проведения анализа зависимости затрат, объема и прибыли следует сделать определенные допущения:

1) поведение переменных и постоянных затрат может быть точно
определено;

2) затраты и доходы имеют тесную прямую связь;

3) в пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются;

4) затраты и цены в течение планируемого периода не меняются;

5) структура продукции не будет меняться в течение планируемого периода;

6) объем производства будет приблизительно равен объему реализации.

Операционный рычаг. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации продукции (сила операционного рычага) зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высок удельный вес переменных затрат. У предприятий с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям объема реализации (выручки от реализации). Даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный (предпринимательский) риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давать возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.

При благоприятной конъюнктуре предприятие с большой силой операционного рычага (высокой фондоемкостью) будет иметь дополнительный финансовый выигрыш. Следовательно, наращивать фондоемкость производства или любого иного вида предпринимательской деятельности следует с большой осторожностью.

Пример 4.6. В условиях примера 4.3. сравним ситуации с реализацией 30 и 40 единиц продукции. Рост объёма реализации составляет ∙100 – 100 = 33%, а рост операционной прибыли значительно больше ∙100 – 100 = 100%.

В практических расчетах для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение валовой маржи к прибыли:

Сила

операционного = (4.7)

рычага

 

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%. По данным нашего примера, сила операционного рычага (СОР) равна: - для варианта реализации 30 изделий СОР = = 3,0;

- для варианта реализации 40 изделий СОР = = 2,0.

Таким образом, задавая тот или иной темп прироста объема реализации (выручки), можно определить, в каких размерах возрастет сумма прибыли при сложившейся на предприятии силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.

Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии на постоянных затратах. При благоприятной конъюнктуре рынка и при наличии определенного запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Необходимо отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами.

Что касается переменных затрат, то основной принцип управления переменными затратами заключается в обеспечении постоянной их экономии.

Запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности – это кромка безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Поэтому запас финансовой прочности – это не что иное, как разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции:

Запас Выручка Порог

финансовой = от реализации – рентабель - (4.8)

прочности продукции ности

 

Запас Выручка Порог

финансовой = от реализации продукции – рентабельности (4.9)

прочности Выручка от реализации продукции

 

Пример 4.7. В условиях примера 4.3. сравним ситуации с реализацией 20, 30 и 40 единиц продукции. При реализации 20 единиц – нет прибыли, запас финансовой прочности равен 0. При реализации 30 единиц – запас финансовой прочности составляет 50 рублей (150 – 100) или ∙ 100 = 33%, а при реализации 40 изделий – ЗФП = 200 – 100 = 100 руб. или ∙ 100 = 50%.

Коэффициенты запаса финансовой прочности (ЗФП) и силы операционного рычага (СОР) взаимосвязаны. ЗФП = В нашем примере:

- при реализации 30 изделий

- при реализации 40 изделий

Поделиться:





Читайте также:

Анализ длительности операционного и финансового циклов
Анализ объема производства и продажи продукции: задачи, показатели, последовательность проведения анализа факторов, влияющих на объем производства и продажи продукции
Анализ потоков ден ср-в: цели, источники инф-ии, оценка структуры по видам д-ти. Прямой и косвенный м-ды анализа.
Анализ финансового состояния предприятия. Аналитические коэффициенты. Вертикальный и горизонтальный анализ. Проблемы анализа финансовой отчетности.
Анализа себестоимости продукции
Виды анализа хозяйственной деятельности и область их применения
Виды экон анализа, их классификация и особенности проведения. Взаимосвязь разл видов.
Виды экономического анализа
Виды экономического анализа и его связь со смежными дисциплинами
Виды экономического анализа хозяйственной деятельности предприятия






Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...