Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теория и методика оздоровительной и адаптивной физической культуры




Соотношение обще- и специально оздоровительной направленно­сти физической культуры. Связь физкультурно-оздоровительной и общесоциальной проблематики формирования здорового стиля жизни с воспитательной, гигиенической, адаптивной и лечебной проблематикой профилактики заболеваний и восстановления здо­ровья.

Значение теории индивидуального развития и теории адапта­ции для понимания оздоровительной действенности физической культуры, физического воспитания и спорта.

Принцип оздоровительной направленности как один из фун­даментальных принципов гуманной системы физического воспи­тания и спорта. Базовая, профессионально-прикладная и повсед­невно-бытовая физическая культура в оптимизации состояния здо­ровья категорий населения.

Характеристика понятий «адаптивная физическая культура», «оздоровительно-реабилитационная физическая культура» («физ­культурная реабилитация») и «оздоровительно-рекреативная фи­зическая культура» («физкультурная рекреация»), их сущность и границы применения.

Рациональное сочетание общепрофилирующих и избиратель­но-оздоровительных направлений физической культуры в различ­ные возрастные периоды онтогенеза и в различных условиях жиз­недеятельности. Современные пути и условия мотивации физкуль­турной деятельности, специально ориентированной в аспекте со­хранения и упрочения здоровья различных возрастных и других категорий населения. Необходимость усиления оздоровительной действенности физической культуры в современных условиях обо­стрения экологических угроз здоровью.


Характеристика практикуемых критериев и нормативов физи­ческого состояния индивида как показателей состояния здоровья. Перспективы их совершенствования и использования для конк­ретизации задач, подлежащих решению в физкультурно-спортив-ных занятиях, имеющих специальную оздоровительную ориента­цию. «Пограничные» состояния между нормой и патологией, воз­можности их нормализации путем использования факторов фи­зической культуры.

Факторы физической культуры в аспекте их оздоровительной цен­ности. Оздоровительная значимость видов физических упражне­ний, широко практикуемых в качестве средств физического вос­питания (гимнастических, игровых, спортивных; силовых, ско­ростных, сложнокоординационных упражнений; упражнений, тре­бующих выносливости различного типа; упражнений «на осан­ку», в растягивании, расслаблении и т.д.). Обоснование рацио­нального отношения к использованию в качестве средств оздоро­вительно-направленного воздействия комплексов упражнений, исторически возникших в восточных и других зарубежных странах (ушу, йога и т. д.). Профессиональная оценка новых — по отноше­нию к традиционным — комплексов упражнений, возникших в последние десятилетия под эгидой физкультурно-оздоровитель­ных течений (армспорт, разновидности аэробики, шейпинг и др.).

Систематизационно-оценочный обзор групп физических упраж­нений, сложившихся преимущественно в сфере лечебной физи­ческой культуры с избирательной реабилитационной направлен­ностью воздействий на органы и функциональные системы орга­низма (в частности, типов упражнений, используемых при угрозе сердечно-сосудистых заболеваний, нарушениях функции опорно-двигательного аппарата, борьбе с избыточным весом, при других предпатологических состояниях и заболеваниях).

Использование естественных и искусственных закаливающих факторов (солнечной радиации, свойств воздушной и водной сре­ды, искусственного ультрафиолетового облучения, аппаратурной аэроионизации, термокамер, барокамер и т. д.) как средств оздо­ровления. Современные данные, углубляющие представления об оздоровительном эффекте психомоторного тренинга и специали­зированных массажных процедур.

Научно-методические подходы к оптимизации специальных оздо­ровительных форм физической культуры. Принципы методики фи­зического воспитания и спорта как важнейшая предпосылка оз­доровительного эффекта физкультурной практики.

Современные тенденции совершенствования методики приме­нения физических упражнений и других факторов физической куль­туры в системе мер профилактического и оздоровительно-восста­новительного характера. Регламентация занятий физическими уп­ражнениями в зависимости от особенностей состояния здоровья


 




занимающихся (в частности, при пограничных состояниях между нормой и патологией и начальных патологических состояниях), нормирование и программирование режима нагрузок и отдыха (в недельных, месячных и более протяженных циклах), последова­тельное регулирование ближайших и долговременных эффектов занятий. Методическая проблематика дозирования воздействий внешнесредовых факторов в соответствии с закономерностями за­каливания и достижения оздоровительного эффекта.

Совершенствование комплексного контроля за оздоровитель­ным эффектом физкультурных занятий и обусловливающими его факторами. Компьютеризация диагностических и программирую­щих процедур как одна из перспективных тенденций совершен­ствования планирования и контроля за занятиями избирательно-оздоровительной направленности.

Данный раздел довольно полно очерчивает круг проблем на­учно-исследовательского и научно-методического характера, ко­торые могут служить ориентиром для будущих специалистов по физической культуре и спорту, а также для лиц, занятых профес­сиональной деятельностью в этой области.

Проблемный совет по физической культуре Российской акаде­мии образования принял «Приоритетные направления в разви­тии науки о физическом воспитании и спортивной подготовке детей и юношества». Эти направления следующие [17]:

1. Методология проектирования инновационных процессов в физическом воспитании детей и спортивной подготовке детей и юношества.

2. Проблемы государственной и муниципальной поддержки фи­зического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и учащейся молодежи.

3. Развитие инфраструктуры материально-технического и ин­формационного обеспечения учебно-тренировочного процесса в образовательных учреждениях.

4. Методология адаптирования методов и форм подготовки в спорте высших достижений в связи с целями и задачами физичес­кого воспитания учащейся молодежи.

5. Разработка подходов к созданию массового детского и юно­шеского физкультурно-спортивного движения в России.

6. Методология развития программного обеспечения физичес­кого воспитания и спортивной подготовки детей и юношества.

7. Теория и методика реализации деятельностного подхода в физическом воспитании учащейся молодежи.

8. Исследование структуры потребностей детей и юношества в сфере физического воспитания и обоснование методов их форми­рования, развития и деятельностной реализации.

9. Оздоровительные ресурсы физического воспитания и спортив­ной подготовки детей и учащейся молодежи.


 

10. Проблемы развития детско-юношеского олимпийского и па-раолимпийского движения.

11. Проблемы физического воспитания детей-инвалидов и де­тей с ослабленным здоровьем.

12. Физическое воспитание детей и учащейся молодежи, про­живающих в экологически неблагополучных регионах.

13. Проблемы физкультурно-спортивной реабилитации детей из неблагополучных семей и регионов.

14. Разработка перспективной модели специалиста по физичес­кому воспитанию и спортивной подготовке детей и юношества.

15. Проблемы организации процесса многолетней спортивной подготовки в детском и юношеском возрасте.

16. Методология оценки здоровья детей.

17. Развитие эмоционально-волевой и познавательной сферы личности средствами и методами физического воспитания и спорта.

18. Развитие двигательных способностей и моторной одарен­ности и их диагностика.

19. Тенденции развития школьной физической культуры в со­временном мире.

 

20. Физическая культура и спорт как фактор социальной адап­тации детей и юношества.

21. Критерий эффективности физического воспитания и спортивной подготовки дошкольников и школьников.

22. Совершенствование системы подготовки резервов для спорта высших достижений.

23. Разработка системы спортивных соревнований среди детей дошкольного и школьного возраста: от соревнований «всем клас­сом» до детских олимпийских игр.

Представление о проблематике научных исследований в об­ласти спорта высших достижений дает приводимый ниже пере­чень [8].

1. Место и значение вида спорта в системе мирового спорта.

2. Тенденции развития вида спорта в мире, историческая ди­намика спортивных достижений, основные факторы их развития.

3. Российский вид спорта в системе мирового спорта, перс­пективы развития.

4. Вид спорта в системе российского спорта высших достиже­ний: анализ состояния по основным компонентам системы под­готовки спортсменов.

5. Факторы, обусловливающие совершенствование системы под­готовки спортсменов (в конкретном виде).

6. Построение, содержание и технология тренировки квали­фицированных спортсменов (волейболистов, гимнастов и т.д.).

7. Современные подходы к построению спортивно-соревнова­тельной деятельности в виде спорта, совершенствование системы соревнований.


 




ШШШЖШШШШ


8. Конструктивные подходы в обеспечении единства трениро­вочной и соревновательной деятельности спортсменов.

9. Технология управления процессом развития спортивной фор­мы (состояния оптимальной готовности спортсмена к достиже­нию).

 

10. Проблемы спортивной ориентации и отбора спортсменов (в виде спорта).

11. Этапы многолетней подготовки резервов квалифицирован­ных спортсменов (цели, задачи, формы организации, содержа­ние и технология).

12. Программирование и контроль в процессе подготовки спорт­сменов (в виде спорта).

13. Средства восстановления в подготовке спортсменов.

14. Вид спорта в занятиях специально-оздоровительной направ­ленности («физкультурная рекреация», «физкультурная реабили­тация»).

15. Роль вида спорта в формировании здорового стиля жизни людей.

16. Вид спорта в массовом физкультурно-спортивном движе­нии для детей школьного возраста.

17. Адаптирование средств и методов подготовки спортсменов высокой квалификации применительно к задачам подготовки спортивных резервов (на модели конкретного вида спорта).

18. Вид спорта в системе профессионального спорта: пробле­мы и решения.

19. Занятия по виду спорта в физическом воспитании детей с девиантным поведением.

20. Методология программно-методического обеспечения под­готовки спортсменов по виду спорта на уровне высших достиже­ний, подготовки резервов, массового спорта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...