Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оформление курсовых и дипломных работ




В этом разделе речь пойдет о требованиях, предъявляемых к содержанию курсовых и дипломных работ, к оформлению тексто­вого и иллюстративного материала, особенностях библиографи­ческого описания различных научно-методических работ, исполь­зуемых в курсовых и дипломных работах.

Структура и содержание работ. Каких-либо стандартных требо­ваний к структуре курсовых и дипломных работ нет. Однако логи­ка изложения полученных результатов предполагает выделение сле­дующих составных частей и разделов:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Анализ литературных источников по теме исследования.

5. Организация и методика исследований.

6. Результаты исследований и их обсуждение.

7. Заключение (выводы).

8. Список литературы.

9. Приложения [3, 9, 18].

В зависимости от типа курсовой работы ее структура может не­сколько варьироваться. Например, курсовая работа реферативно­го типа (теоретическая) строится на основе анализа имеющейся литературы по выбранной теме (учебников, учебных пособий, мо­нографий, авторефератов диссертаций, журнальных статей, сбор­ников научных трудов, материалов научных конференций и т. п.).

Основное требование к работе в этом случае — ее содержатель­ность, глубокие знания литературы, логичность и последователь­ность изложения, самостоятелность анализа и суждений, а также внешнее оформление.

Теоретическая (реферативная) работа должна иметь титульный лист, оглавление (содержание), введение, текст, написанный по главам, выводы, список использованной литературы, приложе­ния. Во введении отражаются актуальность темы, мотивация ее выбора и задачи исследования. Анализ литературных источников выступает как самостоятельный метод исследования. Так как ана-


 




лиз литературы составляет основное содержание таких работ, то нет необходимости давать специальную главу «Анализ литератур­ных источников по теме исследования». Соответственно задачам исследования весь собранный материал систематизируется и под­разделяется на главы и параграфы (приложение 5). В перспективе подобные работы могут составлять главу «Анализ литературных источников по теме исследования» дипломных работ, связанных общей тематикой с курсовыми работами.

Структура и содержание выпускных квалификационных (дип­ломных) работ должны представлять все основные разделы, свя­занные с выполнением работ, имеющих экспериментальный ха­рактер. Поэтому рассмотрим основные характеристики этих раз­делов.

Работа начинается с титульного листа, на котором указываются министерство, к которому относится вуз, название вуза, факульте­та и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия, имя и от­чество студента (полностью), курс и группа, название работы, вид работы (курсовая или дипломная), данные о научном руководите­ле, город и год выполнения работы (приложение 6).

Оглавление — это наглядная схема, перечень всех без исключе­ния заголовков работы с указанием страниц и расположенных на полосе так, чтобы можно было судить о соотношении заголовков между собой по значимости (главы, разделы, параграфы). Поэто­му содержание пишется ступенчатообразно (приложение 7). Левее располагаются названия глав, которые пишутся прописными бук­вами, несколько правее — названия разделов и еще правее — под­разделов. Названия разделов и подразделов пишутся строчными буквами.

Введение должно быть посвящено обоснованию актуальности темы, ее теоретическому и практическому значению, определе­нию объекта и предмета исследований, цели и задач, выдвиже­нию рабочей гипотезы, перечислению основных методов, приме­няемых для решения поставленных задач. Его объем может огра­ничиваться 2 — 3 с.

В главе «Анализ литературных источников по теме исследования» даются теоретические выкладки из анализа научно-методической литературы со ссылками на авторов используемых источников. Объем главы — 10— 15 с. Студент должен проанализировать мне­ния разных авторов, сопоставить их, дать собственную интерпре­тацию. Из работы должно быть ясно, где студент заимствует поло­жения авторов, а где высказывает собственные суждения.

В главе «Организация и методика исследований» описываются ус­ловия проведения экспериментальных исследований (где прово­дились, с каким контингентом, в каких условиях, когда и как осуществлялись измерения и т. п.), методы, использованные в эк­спериментальной части, методика разработки экспериментальной


программы, приборов, тренажёров, наглядных пособий и т. д. При использовании известных методик необходимо делать ссылки на авторов. При разработке собственных методик желательно дать их описание.

В главе «Результаты исследований и их обсуждение» представля­ются данные, полученные в ходе эксперимента, их анализ и об­суждение в соответствии с поставленными задачами, с приведе­нием таблиц, диаграмм, графиков. В тексте автор оперирует толь­ко статистическими показателями, полученными в результате об­работки цифрового материала. Первичные результаты исследова­ний оформляются в виде протоколов, которые выносятся в при­ложение.

В заключении подводится общий итог работы, делаются опреде­ленные выводы, вытекающие из обзора литературы и проведен­ного эксперимента. Каждый вывод обозначается соответствующим номером и должен отвечать на поставленные в работе задачи. Кро­ме выводов можно представить практические рекомендации по при­менению упражнений, методике тренировки, тестированию и т. п., полученные в ходе исследований.

Список литературы представляет перечень использованной ли­тературы в алфавитном порядке с полным библиографическим описанием источников и с нумерацией по порядку. При этом в данный список включается только та литература, на которую были сделаны ссылки в тексте работы или выдержки из которой цити­ровались. Вначале перечисляется литература на русском языке, затем — на иностранном.

ал пр

Приложения. В этот раздел включается второстепенный матери-например анкеты, первичные результаты измерений, схемы риборов и т. п.

Оформление материала. Текстовый материал. Дипломная работа олжна быть отпечатана на пишущей машинке через 2 интервала и на принтере через 1,5 интервала на одной стороне стандарт-ого листа А4 (210 х 297 мм) с соблюдением следующих размеров олей: верхнее — 20, правое — 10, левое и нижнее — не менее 0 мм. Каждая строка должна содержать не более 60 — 65 знаков, ключая интервалы между словами. Номера страниц указываются а середине верхней части листа без точек и литерных знаков, аждая страница должна быть пронумерована. Первой считается итульный лист, второй — оглавление, но нумерация на них не тавится. Номера страниц указывают начиная с цифры 3 на тре-ьем листе. Названия основных разделов пишутся прописными уквами, а подразделов — строчными. Заголовки пишут по цент-У, отделяя их от основного текста сверху и снизу тремя интерва-ами, точки в конце заголовков и подзаголовков не ставятся, в головках и подзаголовках не допускается переносов. Текст дол­ен делиться на абзацы, которыми выделяются относительно обо-


собленные по смыслу части. Каждый абзац начинается с красной строки, отступ — 5 печатных знаков. Формулы и фамилии иност­ранных авторов могут вписываться черной пастой или тушью. Связь списка литературы с текстом осуществляется с помощью ссылок, для нумерации которых используются арабские цифры.

Например, если автор ссылается на работу, представленную в списке использованной литературы под номером семь, то эта цифра и должна ставиться в тексте работы, она заключается в квадратные скобки: «В. И. Николаев [7] утверждает...», или «По А. Т. Брыкину [2], способы образования терминов...», или «Ис­следованиями последних лет установлена эффективность совре­менных информационных технологий в подготовке специалистов по физической культуре и спорту [10; 12; 15]». В случае, когда необходимо привести цитату, т. е. дословное описание определен­ных положений или выводов какого-либо автора, то указывается и номер страницы, откуда эти высказывания взяты. Например, «Сущность программированного обучения, — указывает Н. Ф. Та­лызина [15. — С. 7], — состоит...». Цитата в работе заключается в кавычки.

Курсовые и дипломные работы целесообразнее выполнять на компьютере с использованием современных текстовых и графи­ческих редакторов, электронных таблиц. Преимущества компью­терного оформления очевидны. Это повышение качества оформ­ления работы, значительное сокращение числа неточностей и ошибок, простота их исправления, полный набор возможностей для вписывания в текст математичеких формул и иностранного текста, выполнение самых сложных рисунков, графиков, диаг­рамм и таблиц. Таким требованиям вполне удовлетворяет, напри­мер, известный текстовый редактор Microsoft Word 7.0 для Windows 95 или более современной версии.

Выполним некоторые настройки Word 7.0 для подготовки тек­ста. В меню Файл выполним команду Параметры страницы и убе­димся, что размеры листа стандартные: 210 х 297 мм (формат А4), ориентация книжная. Определим поля страницы: левое 30 мм, вер­хнее 20 мм, правое 10 мм, нижнее 25 мм. Шрифт — Обычный, Times New Roman. Размер шрифта — 14. В меню Формат, команда Абзац... устанавливаем межстрочный интервал — полуторный (в Word «полуторный» интервал соответствует 2 машинописным).

Цифровая информация. Наряду с текстовой в дипломных и кур­совых работах значительное место занимает цифровая информа­ция, чаще всего оформляемая в виде таблиц, которые должны отличаться компактностью и иметь единообразие в построении. Каждая таблица нумеруется и имеет название. Слово «Таблица» (сокращать нельзя) и порядковая цифра (без знака №) пишутся в правом верхнем углу; ниже, по середине строки, размещается на­звание таблицы строчными буквами и еще ниже — сама таблица.


В тексте на все таблицы должны быть ссылки. Когда в работе всего одна таблица, то слово «Таблица» пишется полностью. В осталь­ных случаях — сокращенно, например: «В табл. 2».

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядково­го номера и названия, боковика, заголовка вертикальных граф (головки), горизонтальных и вертикальных граф (см. главу 6).

Графический материал. Ценным дополнением к статистическо­му анализу и обобщению результатов являются иллюстрации (ри­сунки). Они могут быть в виде графиков, схем, диаграмм, фото­графий. Рисунки имеют отдельную нумерацию. Подпись к рисунку делается внизу в следующем порядке: сокращенное слово (Рис.), порядковый номер рисунка (без знака №), точка, название ри­сунка с заглавной буквы, в конце названия точка не ставится. Располагать иллюстрации в работе необходимо непосредственно после ссылки в тексте, например (рис. 63), в которой они упоми­наются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Наиболее часто результаты исследований представляются в виде диаграмм и графиков, для оформления которых целесообразно использовать электронную таблицу Excel. Диаграммы — это пос­ледовательность столбцов, каждый из которых опирается на один разрядный интервал, а высота его отражает число случаев или частоту в этом разряде (рис. 1).

В отдельных случаях, когда результаты представлены в процен­тном отношении, целесообразно делать секторную диаграмму в виде круга (рис. 2).


При этом площадь круга принимается за 100 %. Для определе­ния дуги сектора используется следующая формула:

где п — количество процентов, приходящихся на отдельную часть круга.

Для сравнения двух или нескольких рядов измерений можно построить график. В этом случае значения измерений наносятся на одни и те же оси координат ломаными линиями (рис. 3)

Библиографическое описание научно-методической литературы подробно дается в главе 6.

Вопросы, рассматриваемые в разделах 2.3, 2.5 и 2.6, представле­ны также в главах 5 —7 с акцентом на диссертационные работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...