Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы развития менеджмента.

Понятие и происхождение менеджмента.

Менеджмент- это совокупность принципов, методов и средств управления с целью повышения эффективности предпринимательской деятельности и увеличение прибыли. Менеджмент – это умение достигать поставленной цели используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Менеджмент- это английское слово, которое произошло от латинского слова «manus». Изначально в Англии слово менеджмент означало искусство верховой езды или умение управлять лошадью. Позже этот термин был перенесен в сферу деятельности человека и под ним стали понимать область науки и практики управления людьми и организациями.

Почему «Менеджмент» называется универсальной наукой.

Менеджмент универсален. Если менеджер имеет фундаментальные знания по управлению, умеет применять их в конкретной ситуации и обладает способностью быстро адаптироваться к новой обстановке, то он сможет исполнить управленческие функции эффективно в любой организации и на любом уровне управления. Менеджмент универсален, т.к. он использует системный комплекс знаний включающий законы и принципы подтверждающие свою состоятельность в управленческом процессе. Эти знания могут применяться к любым видам деятельности человека(производство, образование,медицина, сельское хозяйство) и могут применяться на всех уровнях управления на всех организациях.

Чем отличаются понятия «менеджер» и «предприниматель».

Менеджер – это человек занимающий постоянную управленческую должность и наделенный правом принимать решения по определенным видам деятельности. Понятие менеджер обозначает принадлежность конкретного лица к профессиональной управленческой деятельности. Менеджер- это и должность и профессия. С синонимами менеджер можно считать такие понятия как администратор, начальник, руководитель.

Предприниматель – это человек, предпринимающий что то по собственной инициативе, на свой страх и риск и рассчитывающий на собственные силы и средства.

Отличительные особенности понятий «управление», «руководство» и «менеджмент».

Управление – понятие широкое (управлять можно хим. Реакциями, машинами, людьми).

Руководство- это влияние на людей для достижения определенной цели.

Разница между руководством и менеджментом заключается в том, что менеджмент включает не только действия по оказанию влияния людей, но и некоторые другие действия: планирование работ, организация работ, мотивация работ, контроль за выполнением работ.

Цели и задачи менеджмента.

Цель- повышение эффективности предпринимательской деятельности и увеличение прибыли.

Задачи:

1.обеспечение существования предприятия на рынке.

2.обеспечение маркетинга.

3.уменьшение загрязнения окружающей среды и рациональное использование ресурсов.

4.обеспечение инноваций.

5.организовать работу коллектива: сформулировать кадры предприятия, установить систему отношений между людьми, содействовать эффективности труда работников.

Специфицеские особенности управленческого труда.

1.умственный труд, состоящий из трех видов деятельности: организационно- административный и воспитательный, аналитической и конструктивной, информационно- технической.

2. участие в создании материальных благ опосредственно, т.е. через труд других людей.

3.предмет труда руководителя- информация.

4. средства труда руководителя- – это организационная и вычислительная техника.

5. результат труда руководителя – управленческое решение.

Основные принципы управления.

Принципы управления – это основополагающие идеи и правила поведения руководителя, по осуществлению своих управленческих функций.

1.Оптимальное сочетание централизации и децентрализации в управлении. Этот принцип означает: что за высшим уровнем управления закрепляются вопросы стратегического характера, а руководители неценовых звеньев решают оперативные вопросы.

2.принцип плановости - постоянное обязательное планирование.

3. принцип научной обоснованности в управлении. Все действия руководителя должны осуществляться на базе научных методов.

4.принцип демократизации в управлении – участие в управлении, организации всех сотрудников.

Организация – базовое понятие менеджмента. Общие черты организаций.

Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Трудовое формирование, чтобы считаться организацией, должно соответствовать следующим требованиям:

1.наличие хотя бы двух человек, которые считают себя частью данной организации.

2.наличие у этих людей единой цели.

3.эти люди намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для них цели.

Общие характеристики организаций:

1.все организации используют ресурсы: люди, финансы, информация.

2. все организации функционируют в определенной внешней среде и зависимы от неё. Эта среда включает: экономические условия, деятельность конкурентов, запросы и поведение потребителей, действующие законы, общественные взгляды.

3. разделение труда. Оно бывает: горизонтальным, вертикальным.

Горизонтальное разделение – это разделение работы на составляющие компоненты. Так образуются подразделения, называемые отделами или службами, которые выполняют свои виды работ. Деятельность людей в подразделениях необходимо координировать и направлять.

Вертикальное разделение труда- образует уровни управления.

1.менеджеры высшего уровня управления (топ-менеджеры). Они осуществляют управление организацией в целом. К этому уровню можно отнести: ген. Директор, его заместители, главный инженер, главный бухгалтер.

2. менеджеры среднего уровня (мидл менеджеры). Они координируют работу менеджеров низшего уровня и высшего уровня. К мидл менеджерам относятся: начальники цехов, отделов, служб, ведомств и т.д.

3. менеджеры низшего уровня (супервайзеры). Они организуют работу непосредственных подчиненных (рабочих). К ним относятся: мастер и ниже.

Этапы развития менеджмента.

1 этап Древнегреческий (9-7 тыс. до н.э. по 18 в н.э.). На этом этапе происходило накопление опята в области управления. Примеры: 1. Древний Египет. Египетские пирамиды- это памятник управленческого искусства древних Египтян. 2.древняя Греция. Платон отмечал, что человек не может одновременно работать по камню, по железу и по дереву, т.к. он не может преуспеть всюду (разделение труда). Сократ анализируя деятельность управленцев в различных сферах деятельности говорил о том общем, что составляет основу их труда, т.е. об универсальности управления. Говоря об обязанностях руководителя Сократ отмечает что в сущности они одинаковы. Главная задача – поставить нужного человека на нужное место и добиться исполнения своих указаний (об универсальности управления).

2 этап Индустриальный (1776-1890 гг.). В этот период происходило возникновение теории менеджмента. Например, Адам Смит, его работа «Богатство Наций» 1776 год. В этой работе Адам Смит рассматривает влияние приема разделения труда на повышение производительности, в частности он анализирует производство булавок. Адам Смит утверждает,что за счет разделения труда, производительность труда вырастает в сотни раз.

3 этап Систематизаций (1856-1960 гг.). В это время появилось много различных учений по управлению, и их необходимо было систематизировать. Появляются различные школы управления:1.школа научного управления. 2.административная школа управления. 3. Школа человеческих отношений. 4.школа поведенческих наук.

4 этап Информационный (1960- по наше время). Появление данного периода связано с применением математики и компьютеров в управлении.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...