Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа научного менеджмента.




Понятие и сущность менеджмента. Возникновение и эволюция менеджмента.

Категории менеджмента — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

К основным категориям менеджмента относят: - объекты и субъекты менеджмента, виды, функции, методы и принципы менеджмента.

Объекты менеджмента, на которые направлено управление, могут быть отрасли территориальные общности людей, отдельные стадии воспроизводства, аспекты экономической деятельности, виды ресурсов, а также характеристики производства.

При этом различают следующие виды объекта управления: операция; проект; система.

Функциональные области деятельности объекта: маркетинг; производство; финансы; кадры; НИОКР.

Уровни объекта управления: рабочее место; участок; цех; производство; предприятие; объединение.

Субъекты менеджмента — руководители разного уровня, занимающие постоянную должность в организации и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенной сфере деятельности организации. Категории менеджмента распространяются на руководителей организаций, руководителей структурных звеньев и профцентров, руководителей определенных видов работ, администраторов.

Виды менеджмента — специальные области управленческой деятельности связанные с решением определенных задач.

По принципу объекта различают общий и функциональный менеджмент.

Общий (генеральный) менеджмент заключается в управлении деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц, профцентров.

Функциональный (специальный ) менеджмент заключается в управлении определенной сферой деятельности организации, ее звеньев, направлений.

По признаку содержания различают менеджмент:

Стратегический менеджмент определяет долгосрочные цели организации, определяет основные пути их достижения, обеспечивая будущее. В рамках стратегического менеджмента говорят о миссии организации, общих принципах ее существования, философии жизни.

Тактический менеджмент связан с постановкой и реализацией конкретных задач в среднесрочной перспективе. Тактический менеджмент определяет характер средств и методов достижения промежуточных целей, выбор технологий и инструментов, качество и источники ресурсов и другие элементы производства. Задача тактического менеджмента — обеспечить следование выбранным курсом.

Оперативный, или текущий менеджмент решает элементарные задачи, на которые раскладываются цели. Текущий, оперативный, ежедневный менеджмент обеспечивает поступление ресурсов, осуществление контроля и оценки достигнутых результатов, поощрение и наказание исполнителей.

Функции менеджмента — определяют устойчивый состав специфичных видов управленческой деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий и объектов их приложения.

Различают — общие, технологические и социально-психологические функции менеджмента.

Хронология менеджмента.

объект управления (то, чем управляют) и субъект управления (тот, кто управляет).

В Древней Греции Платон говорил о необходимости специализации производственных процессов. Сократ говорил: «Главная задача — поставить нужного человека на нужное место и добиться выполнения своих указаний».

В Древнем Риме Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) советовал владельцу земли «посмотреть, как далеко продвинулась работа, что сделано и что осталось сделать. После этого он должен потребовать у управляющего отчет о проделанной работе и объяснения, почему часть ее не выполнена». Советовалось также дать управляющему план работ на год.

 

Менеджер: сущность, роли менеджера, разделение труда менеджеров.

Менеджер - это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования фирмы. Профессиональное занятие означает, что этот специалист занимает постоянную должность на предприятии и наделен полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

Как записано во многих западноевропейских и американских руководствах, менеджерами являются люди, наделенные большим объемом работы, с которым они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно и есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его работы, однако следует иметь в виду, что менеджер не обязательно начальник. Менеджера делает менеджером не власть, не ранг, а вклад в деятельность всей организации и ответственность за её результаты. В любой современной организации быстрее всего растет группа людей, принадлежащих в этом смысле к менеджерам, но, как правило, не имеющих подчиненных: их решения носят рекомендательный характер и реализуются через других менеджеров-администраторов.

Есть пять базовых операций в работе каждого менеджера, какой бы областью он ни занимался. Их результатом является интеграция ресурсов для поддержания жизнеспособности и роста фирмы.

Во-первых, менеджер, устанавливает цели.

Во-вторых, менеджер организует. Он анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей;

В-третьих, менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию. Он составляет команду из людей, ответственных за различные работы.

В-четвертых, важный элемент в работе менеджера - измерение. Он устанавливает единицы измерения - мало есть факторов столь важных для успеха фирмы.

Наконец, в-пятых, менеджер способствует росту компетенции людей, включая себя самого.

Менеджер решает две специфические задачи. Первая - создание подлинного целого, которое больше, чем сумма частей, продуктивного единства, выпускающего больше, чем вложено. Иными словами, менеджер создает систему и способствует возникновению порядка из хаоса или, во всяком случае, обеспечивает формирование нового порядка, качественно превосходящего прежний. Вторая задача - гармонизировать в каждом решении и действии требования немедленного и отдаленного будущего.

 

Методы менеджмента

Методы менеджмента — система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития организации. Методы управления:

Административные методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал и базируется на власти, дисциплине и взысканиях. Эти методы воздействия имеют прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению.

Экономические методы – способ осуществления управляющих воздействий на персонал на основе использования экономических законов и категорий. К ним относятся: плановое ведение хозяйства; долевое участие подразделений в прибыли; открытие лицевых счетов подразделений; рост заработной платы; наличие чёткого положения об оплате руда персонала; развитие форм дополнительной заработной платы; развитие системы премирования из прибыли; развитие выплат материальной помощи; предоставление работникам беспроцентных ссуд на приобретение товаров длительного пользования; обеспечение работников бесплатным или частично оплаченным жильём (общежитием), оплачиваемой социальной инфраструктуры, развитие социального и медицинского обеспечения

Социально-психологические методы – способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей психологии и социологии. Объект воздействия этих методов, – группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на 2 основные группы: социологические методы, направленные на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Принципы менеджмента — общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:

- целостности (системное свойство);

- иерархической упорядоченности;

- целевой направленности развития;

- научной обоснованности и оптимальности;

- сочетание централизации и децентрализации;

- демократизации.

 

Школа научного менеджмента.

Школа научного менеджмента

К концу XIX — началу XX - эпохи массового производства.

Главная форма конкурентной борьбы — ценовая конкуренция..

Основателем науки управления считается американский инженер и исследователь Фредерик Уинслоу Тейлор.

В 1903 году вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 году — «Принципы и методы научного управления».

Тейлор считал, что чем выше разделение труда, тем выше его производительность;

заработная плата должна зависеть от количественных показателей;

решения должны принимать собственно инженеры, а рабочие только работать

и беспрекословно подчиняться управляющему.

Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность.

Тейлор выделил 4 группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств и контроль результатов.

Франк и Лилиан Гилберт, - 17 основных движений кисти руки, названных терблигами (Гилберт в обратом прочтении). Франк Гилберт написал широко известные книги «Азбука научной организации труда» и «Изучение движений».

Франк и Лилиан Гилберт были ведущими консультантами своего времени по промышленной эффективности.

Г. Эмерсона- «Двенадцать принципов производительности». Ведущие - точно поставленные цели и здравый смысл.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...