Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Критерии качества научно-методических работ




Научно-методическая подготовка студентов и осуществляющих ее преподавателей во многом зависит от качества проводимьж научных и методических работ. Каждый вид научных и методичес­ких работ в зависимости от их предназначения в системе профес­сионального физкультурного образования отличается по задачам, содержанию, структуре, стилю написания, оформлению и т.д. В соответствии с этим существуют требования, которым должны отвечать те или иные научные и методические издания, разрабо­таны критерии, по которым производится их оценка.

Наиболее полно такие критерии разработаны в отношении научных работ, качества диссертационных работ, научных иссле­дований в области педагогических наук, к которым относится те­ория и методика физического воспитания, спортивной трениров­ки, оздоровительной и адаптивной физической культуры [3, 5, 6, 8, 9, 10].

Педагогические исследования делятся на фундаментальные, прикладные и разработки. Фундаментальные исследования направ­лены на создание теории обучения и воспитания, теории содер­жания образования, теории методов и организационных форм обучения и воспитания. Прикладные исследования решают вопро­сы, связанные с практикой, их назначение — давать научные сред­ства для решения этих вопросов. Разработки содержат конечные результаты исследований в такой форме, в которой они могут непосредственно применяться на практике [3].

Качество фундаментальных исследований определяется прин­ципиально новыми подходами в области обучения и воспитания,


влиянием на развитие теории и практики, перспективой для раз­вития прикладных исследований. Качество прикладных исследо­ваний и разработок определяется их практической значимостью, влиянием на процессы обучения, воспитания, актуальностью полученных знаний, новизной, возможностью использовать их для преобразования действительности. В равной мере это относится и • к научным работам в области физической культуры, спорта, фи­зического воспитания [3, 13].

В педагогике актуальна проблема различения научного и нена­учного знания в силу многообразия проявлений педагогической деятельности. Изучение практики используется в научных иссле­дованиях, что иногда приводит к высказыванию мысли о том, что научное знание можно получить в процессе педагогической деятельности, без специальных средств познания, теоретических обобщений. В связи с этим принято различать два вида познания: стихийно-эмпирическое и научное, теоретическое [11].

Стихийно-эмпирическое знание первично, существует давно и актуально сейчас. В нем получение знаний не отделено от прак­тической деятельности людей, практических действий с объек­том. На основе собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действий с ними. Эмпи­рическое знание сохраняет свое значение и в современных усло­виях, оно проверено многовековым опытом. Так, педагог знание такого рода получает в процессе практической работы с учащи­мися, студентами.

Научное познание отличается тем, что познавательную дея­тельность в науке осуществляют не все, а специально подготов­ленные люди — научные работники, ученые в форме научных исследований с применением специальных средств познания и методов исследования. В стихийно-эмпирическом познании этого (теорий, гипотез, моделирования, экспериментирования) нет.

Существенное отличие научного познания от стихийно-эмпи­рического состоит в том, что научное исследование носит систе­матический и целенаправленный характер, оно служит решению проблем, которые сознательно формулируются как цель. Эмпири­ческое знание, если оно включено в систему науки, теряет свой стихийный характер, полученные данные могут служить основой для теоретического анализа, однако этого недостаточно. Необхо­димо наличие признаков характера целеполагания, выделения спе­циального объекта исследования, применения специальных средств и методов, однозначности терминов [3, 11].

Знание отличительных признаков научной и методической ра­боты имеет большое значение при оценке их качества. Кроме того, эффективность оценки будет выше при комплексном учете харак­теристик. Основные из них следующие: проблема, тема, актуаль­ность, объект исследования, предмет исследования, цель, зада-


 




и£Г,*</яш^шшш^швт


чи, гипотеза, защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики. В той или иной мере они относятся и к любому виду научной или методической работы (диссертаци­ям, дипломным и курсовым работам, учебным изданиям).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...