Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Маркетинг как инструмент решения экологических проблем




Согласно взглядам Ф. Котлера маркетинг – вид человеческой деятельности, имеющий непосредственное отношение к рынку и направлено на удовлетворение потребностей людей с помощью системы обмена. Он подчеркивает, что было бы ошибкой отождествлять маркетинг только лишь с реализацией продукции и рекламой. Маркетинг касается жизни каждого человека, как и экологизация технологий и товаров в современном мире.

Маркетинг включает в себя большое количество разнообразных видов деятельности, в т. ч. и маркетинговые исследования, производство товаров, организацию распределения, установление цен, рекламу и эффективный сбыт.

Согласно взглядам Ю. Ю.Туныця следует различать:

1) проблемы специального экологического маркетинга;

2) проблемы экологизации всей маркетинговой деятельности.

К основным макрофакторам функционирования фирмы (организации) Ф. Котлер относит не только экономические, но и экологические, демографические, научно-технические, политические и культурные. Учитывая взгляды Ф. Котлера, экологизация маркетинговой деятельности обуславливает необходимость удерживать в поле зрения фирмы проблемы охраны и восстановления природных ресурсов, а также проблемы окружающей среды с целью нанесения ей меньшего вреда. Концепция социально-этического маркетинга Ф. Котлеранаправлена в том числе на то, чтобы обеспечить клиентов экологически чистыми продуктами, а также с учетом качества окружающей среды.

Маркетинговая политика обязана учитывать возрастающую во времени ограниченность природных ресурсов.

Ф.Котлер подчеркивает: «Концепция маркетинга – это научная система, предоставляющая цену получения взаимной выгоды. Как бы «невидимая рука» направляет экономику на удовлетворение многочисленных потребностей миллионов потребителей. В основе такого утверждения лежит мысль о том, что интересы сообщества в целом есть простая сумма интересов отдельных личностей. Каждый человек, если дать ему свободу, будет приумножать свое богатство. Таким образом, все люди будут приумножать общее богатство. Возникает иллюзия, что все «богатство народов» построено на этих наивных доказательствах, но так называемый доктрине спонтанной гармонии интересов.

Система «природной свободы» уравновешивается частными интересами и экономической эффективностью, которая практически идентична понятию «конкуренция» «Невидимая рука» есть ни что иное, как автоматический равновесный механизм конкурентного рынка».

Рассматривая суть маркетинга с позиции потребителя (покупателя, а не производителя!) следует подчеркнуть, что истинный маркетинг изначально учитывает экологический фактор.

Маркетинг – своеобразная философия современного бизнеса, и его развитие не может рассматриваться вне экологического фактора, а в нем удовлетворения экологических потребностей. Другими словами, удовлетворение экологических потребностей – это черта современного профессионального маркетинга. Вся проблема в том, каким образом «эту философию» структурировать в систему ценностных отношений хозяйствования и реально отразить в маркетинговой политике.


 

46.Формирование экологического спроса. Формирование спроса на экологические товары должно проходить через формирование 3-х взаимосвязанных экономических элементов: потребностей, интересов, возможностей. Потребности – это виды продукции (услуг), в которых нуждаются люди. Будучи осознанными конкретными людьми, потребности превращаются в интересы, т.е. побудительные мотивы приобретения товаров. Спросом же являются интересы, подкрепленные финансовыми возможностями.

Стадии эволюции экологических потребностей:

1-развитие средств защиты окр-й среды от разрушающих потребностей.

2-экологическое совершенствование технологий производства без изменения преобладающей структуры, производимых видов продукции.

3-приоритеты будут отдаваться замене экологически неблагоприятных изделий и услуг на экологически более совершенные эквиваленты в рамках существующего стиля жизни.

4-я стадия связана с производством и потреблением изделий и услуг, коренным образом изменяющих стиль жизни.


 

47.Экологизация потребителя и формирование разумных потребностей. На процесс экологизации потребностей влияет множество факторов: экологическое воспитание и образование, общественные связи, мода, забота о личном здоровье и т.д. Поэтому нельзя не учитывать мировоззренческий аспект данной проблемы. В этом контексте экологизацию общественного потребления можно определить как постоянно возобновляющиеся процессы осуществления образовательных, тренинговых и информационных программ и мероприятий с целью формирования у населения экологических навыков, знаний, потребностей.

Между производством и потреблением как граничными стадиями воспроизводства существует тесная связь: производство формирует потребности, которые, в свою очередь, ориентируют производство на создание новых ценностей и благ для их удовлетворения. Воздействие на эти процессы и связывающую их сферу является предпосылкой выработки стратегий управления экологизацией общественного воспроизводства.

Стратегии управления экологизацией общественного воспроизводства:

1.Воздействие на предложение – формирование системы мотивационного воздействия.

2.Воздействие на спрос – экономическое вынуждение или психологическое убеждение потребителя перейти на экологическую продукцию.

3.Воздействие на взаимосвязи между производителями и потребителями – экологизация промежуточных звеньев, соединяющих конкретных производителей и потребителей.


 

48. Экореструктуризация экономики. Зеленая экономика. В условиях реформирования экономики экономически первоочередными должны быть организационно-экономические и технологические решения этой проблемы:

1.Структурная перестройка экономики, кардинальные структурно-технологические изменения с целью приоритетного распространения прогрессивных отраслей, связанных с высокими технологиями, наукоемкими, экологосбалансированными видами деят-ти т.д.

2.Развитие малоотходных, ресурсосберегающих, неэнергоемких технологий.

3.Реализация целевых экологических проектов.

Наиболее экономически и экологически эффективным является 1-е направление, не связанное непосредственно, с природоохранной деятельностью и реализуемое на макроэкономическом и отраслевом уровнях. Практика постиндустриальных стран подтверждает высокий экологический эффект структурных хозяйственных сдвигов в пользу наукоемких отраслей.2-ое направление заключается в широком внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий, которые в материалах Европейской Экономической Комиссии ООН и Декларации о малоотходной и безотходной технологии, принятой в 1979 г., определяются как практическое применение знаний, методов и средств с тем, чтобы в рамках потребностей человека обеспечить наиб.рацион-е использ-е природных ресурсов и защитить окр среду. Т.о., эти технологии решают двуединую задачу: эффективного использования природного сырья и продуктов его переработки, с одной стороны, и охраны окр среды от различного рода загрязнений – с другой.

Необходимость данных стадий в развитии всех стран мира определяется закономерными сдвигами в структуре потребления населения вследствие роста среднего уровня доходов, а также изменениями в относительной производительности труда работников, занятых в 3-х основных секторах экономики.(с/х, услуги, промышленность.)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...