Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика как общественное явление




Для выяснения предмета изучаемой нами дисциплины обратимся к этимологии термина "политика". «Политика» — одно из наиболее употребимых слов в общест­венном лексиконе. Еще древнегреческий политический деятель Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но су­дить о ней могут все». Мы говорим о политике государства, о поли­тике партий, о семейной политике и т.д. Означает ли это, что во всех перечисленных случаях мы говорим об одном и том же, или же су­ществует разница в содержании понятия «политика» применитель­но к каждому из них? Что такое политика? Чем она отличается от других сфер жизни? Какие области человеческой жизнедеятельнос­ти связаны с политикой?

Термин «политика» (греч. politika — государственные и обще­ственные дела; polis — город-государство) получил распростране­ние под влиянием трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве, названного им «Политика».

Политика - неустранимый аспект общественного существования. Она

принадлежит к наиболее сложным обществен­ным образованиям. Ее возникновение связано с появлением социального неравенства, столкновения интересов различ­ных социальных групп, появлением государства и т.п. Она во многом объясняется экономическими отношениями, потребностями жизнеобеспечения и выживания людей.

Необъятен диапазон представлений о политике. Вот лишь неко­торые ее определения:

- «Политика означает стремление к участию во власти или оказа­нию влияния на распределение власти, будь то между государством, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает» (М. Вебер).

- Политика есть «область отношений между классами общества, их отношения к государству как к орудию господствующего клас­са», «концентрированное выражение экономики» (В.И. Ленин).

- «Политика в высшем смысле есть жизнь, а жизнь есть полити­ка» (О. Шпенглер).

- «Изучение политики есть изучение влияния и влияющего... иными словами, кто что получает, когда и как» (Г. Лассуэлл).

- «Политика — борьба интересов, маскируемая под борьбу прин­ципов. Руководство общественными делами во имя личной выгоды» (А. Бирс).

- «Политика — это процесс управления» (О. Ренни).

- «Политика — властное распределение ценностей внутри обще­ства» (Д. Истон).

- «Изучение политики есть изучение принятия общественно зна­чимых решений» (Р. Шнайдер).

Каждое из этих определений содержит рациональное зерно, ибо отражает тот или иной аспект реального мира политики, который характеризуется многогранностью и соответственно сложностью его познания.

Анализ различных подходов к теоретической интерпретации по­литический сферы позволяет сделать вывод о ее многомерном ха­рактере. Политика выступает в единстве трех взаимосвязанных аспектов:

- как сфера общественной жизни;

- как один из видов активности социальных субъектов;

- как тип социальных отношений (между индивидами, малыми группами и т.д.).

В первом аспекте политика предстаёт в контексте структуры общества, как его элемент, занимающий свое место и играющий в нём определенную роль. Начиная с Аристотеля за политикой как за автономной областью общественной жизни закрепляются функции согласования общих и частных интересов, осуществления господ­ства и поддержания порядка, реализации общезначимых целей и руководства людьми, регулирования ресурсов и управления обще­ственными делами.

Второй аспект рассмотрения политики связан с ее интерпрета­цией как способа совокупной и индивидуальной активности соци­альных субъектов, вида человеческой деятельности и социального поведения. Именно в этом ракурсе М. Вебер анализирует политику как предприятие и профессиональную деятельность ее субъектов, занимающихся политической деятельностью «по случаю», «по со­вместительству» и «профессионально».

Что же касается третьего аспекта, то уже Аристотель определяет политику как высший вид человеческого общения. Французские ис­торики периода Реставрации и марксисты трактуют политику как отношения классов по поводу государственной власти. В XX в. раз­рабатываются концепции «конфликта—консенсуса», характери­зующие политику как тип конфликтных отношений и социальных взаимодействий.

 

Существует точка зрения точка, что политика – это наука и искусство, искусство достижения возможного, хотя полтика вовсе не исчерпывает себя и тогда, когда общество подходит к сложнейшим проблемам, разрешение которых кажется невозможным. Немецкий политолог Макс Вебер /1864-1920/ писал: «даже и возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному". Отсюда следует, что политика. - это искусство достижения возможного и невозможного, поскольку абсолютно без­выходных положений не бывает.

Когда политику называют наукой, имеется в виду то обстоятельство, что, согласно материалистическому пониманию истории, основу ее составляют не личные, субъективные желания кого-либо, а не зависящие от них объективные факторы человеческого бытия. Следовательно, разрабатываться и осуществляться политика должна не произвольно, не по простому хотению политических деятелей, а исходя из научных данных, с учетом требований объективных законов общественного развития,

В политике, как и в науке нужно воспринимать вещи объективно. Политика имеет свою объективную логику, независимую от предначертаний тех или иных лиц или партий. С помощью научного инструментария политик может тщательно проанализировать подлинное состояние общества, объективное положение дел в определенной его сфере. Он должен обнаружить и выявить наметившиеся в общественном развитии тенденции, трезво учесть соотношение всех действующих социально-политических сил, определить назревшие потребности. И лишь затем политик может формулировать цели, ставить задачи, выдвигать лозунги, намечать меры по их осуществлению. Если же ничего подобного не делать, если руководствоваться только личными желаниями и побуждениями, то политика из строго выверенной и последовательной, какой должна быть, превратится в субъективистско-волюнтаристские упражнения, набор случайных действий, шараханье из одной крайности в другую. Такой стиль неизбежно приведет к ошибкам, потерям, поражениям. Когда политику называют искусством, имеется в виду то обстоятельство, что разработать научно выверенный курс очень важно, но недостаточно. Необходимо еще практическое умение его реализовывать, которое относится уже к области искусства политического поведения.

Ведь политическая жизнь, политическая деятельность чрезвычайно сложны, политика больше похожа на алгебру, чем на арифметику, и еше больше на высшую математику, чем на низшую. Иными словами, в политике не все так прямолинейно и однозначно, как в арифметике, где дважды два в любом случае будет четыре. Политика - не арифметика, а именно алгебра, именно высшая математика, где возникают задачи со множеством неизвестных, происходят запутанные, неоднозначные события и процессы. Политик обязан владеть искусством эффективно действовать в такой обстановке. Ему должен быть присущ политический глазомер. То есть умение правильно соизмерять свои задачи с имеющимися возможностями. Недаром политику называют искусством, возможного. Он должен иметь политическое чутье. То есть умение по едва заметным признакам верно угадывать состояние политической обстановки, назревающие события. Неотъемлемым его свойством должна быть гибкость в поведении. То есть умение эффективно использовать все формы, средства и методы борьбы, своевременно переходить от одних к другим сообразно изменившимся обстоятельствам. Важнейшим условием победы является умение политиков на каждом этапе борьбы находить главное звено в цепи событий, ухватившись за которое можно удержать всю цепь и подготовить предпосылки для окончательного успеха. Не менее важно уметь правильно выбрать момент решающего удара по противнику и собрать большой перевес своих сил в самом уязвимом для него месте. Искусство политического поведения позволяет соединять в политике науку с практикой и добиваться нужного конечного результата.

Политика, не вытекающая из повседневных потребно­стей людей и национальных интересов, из анализа реаль­ных процессов политической жизни, превращается в свою противоположность, в эрзац-политику или политиканство, которое проявляется в заигрывании с массами, обещаниях и склонностях к схоластике, фальши и лицемерии, торговле политическими убеждениями, неспособности видеть главное. Политиканы — это люди, проявляющие неразборчи­вость в своих действиях, изменчивость в поступках. Поли­тиканство порождает грубые ошибки и промахи, запутан­ность социальных взглядов. Еще Г. В. Плеханов предупреждал властолюбцев: "Политика требует от людей, зани­мающихся ей, большой гибкости ума; она не знает неизмен­ных, раз и навсегда данных правил.... В политике неизмен­ные, раз и навсегда принятые правила неизбежно и быстро ведут к поражению" (Соч. Т. 13. С.З-4). Политика, веду­щая к поражению, — не истинная политика, а скорее результат абстрактных заблуждений, самообмана и попы­ток тщеславных деятелей.

Политика означает умение управлять государством своевременно и непредвзято анализировать противоречия и трудности, вырабатывать наиболее рациональные средства политического действия. Она предполагает участие граждан в делах государства, определение форм и содержания его деятельности. Роль политики как особой сферы общественной жизни обуслов­лена тремя ее свойствами: универсальностью, всеохватывающим характером, способностью воздействовать на практически любые стороны жизни, элементы общества, отношения, события; вклю­ченностью, или проникающей способностью, т.е. возможностью безграничного проникновения и, как следствие, атрибутивностью (способностью сочетаться с неполитическими общественными яв­лениями, отношениями и сферами).

Содержание, структура, законы и категории политологии

Политика имеет свою структуру, под которой понимается относительно устойчивое един­ство элементов системы, их отношение внутри целостности, в которой выделяются различные аспекты и составные части политики. Наиболее широко распространено деление политики, которое разграничивает в ней форму, содержание и процесс.

Форма политики - это ее организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей.

Форма политики реально воплощается в государстве, партиях и группах интересов (ассоциациях и движениях), а также в законах, политических и правовых нормах.

Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые оно решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений,

В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление как отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

Элементы и уровни политики. Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве ее относительно самостоятельных элементов можно выделить;

1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории;

2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы

3) институты власти и борьбы за нее;

4) отношения властвования - господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

 

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования:

1. Локальный уровень – включает в себя решение местных проблем (жилищные условия, школа, университет, общественный транспорт и т.п.). Политическая деятельность на этом уровне осуществляется в основном отдельными индивидами, однако часть вопросов может решаться местными ассоциациями (профсоюзы, фирмы, корпорации, партии). Локальный уровень не требует государственного вмешательства. Наиболее активно политика осуществляется группами и ассоциа­циями, заинтересованными в экономическом развитии своего ре­гиона.

Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике политике: выдвижение и реализация коллективных целей, принятие решений, распределение должностей и благ, применение санкций, соперничество индивидов и групп за власть и т.д.

2. Национальный уровень занимает центральное место в теории политики, что определяется положением государства как основного института распределения ресурсов.

 

3. Международный уровень, на котором основными субъектами политической деятельности выступают суверенные государства и международные организации (ООН, НАТО,ЕЭС и др.).

Только органичное единство, диалектический синтез всех уров­ней политического знания позволяет получить тот сплав, который называется политологией.

 

 

Важнейшие направления воздействия политики на общество проявляются через её функции. К ним относятся:

- поддержание и укрепление целостности общества как сложной дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

- разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

- авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ;

- предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

- конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция),

- поддержание классового или социального господства;

- защита основополагающих прав человека;

- привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами;

- обеспечение социальной справедливости и общего блага.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что политика представляет собой сферу деятельности, связанную с отношениями классов, партий, наций, социальных групп по поводу завоевания, удержания и использования власти, участия в делах государства, определения форм, задач содержания его деятельности.

Политология есть наука о политике, т.е. об осо6ой сфере жиз­недеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политически­ми институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Как наука о политике политология «охватывает» весь спектр по­литической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни. Предметом изучения и исследования_политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.

Узловыми проблемами современной политологии являются такие, как - политическая власть, ее сущность и структура;

- политические системы и режимы современности;

- формы правления и государственного устройства;

- политическая стабильность и поли­тический риск;

- партийные и избирательные систёмы;

- политические права и свободы человека и гражданина;

- гражданское общество и правовое государство;

- политическое поведение и политическая культура личности;

- политическая коммуникация и средства массовой информации;

- религиозные и национальные аспекты политики;

- средства и методы урегулирования политических конфликтов и кризисов;

- международные политические отношения;

- геополитика;

- политическая глобалистика и др.

 

Понимаемая таким образом политология вписывается в систему современного политического знания как комплексная наука. В этой системе она выполняет роль интегриру­ющего фактора, выступая одновременно и как составная часть дру­гих областей политического знания, и как относительно самостоя­тельная наука. Иными словами, в отличие от других областей поли­тического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления, выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах, наметить ближайшие и конечные перспек­тивы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального измерения политики. Разумеется, при этом необходимо иметь в виду, что политологию можно условно разграничить на теоретическую и прикладную. Они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Теоретическое исследование политики отличается от приклад­ного ее анализа прежде всего следующими целями: если первое ставит основной задачей познание и лучшее понимание политичес­кой жизни, то второе связано с весьма прагматическими задачами оказания влияния и просто изменения текущей политики. Приклад­ная политология прямо отвечает на вопросы: «для чего?» и «как?». Она может быть представлена как совокупность теоретических мо­делей, методологических принципов, методов и процедур исследо­вания, а также политологических технологий, конкретных про­грамм и рекомендаций, ориентированных на практическое приме­нение, достижение реального политического эффекта.

Прикладная политология исследует основные субъекты полити­ческих событий, их иерархию, классы и внутриклассовые образова­ния, партии, толпу и политическую аудиторию, социальные, этни­ческие и религиозные группы, роль участников политических собы­тий в принятии политических решений и их реализации. К приклад­ным отраслям политологии можно отнести концепции государст­венного управления, партийной стратегии и тактики, ситуационного политического анализа. В частности, весьма актуальной является в настоящее время теория политических технологий (технология вы­работки и принятия политического решения; технология проведе­ния референдума, избирательной кампании и т.д.).

В последнее время возникла новая отрасль политического зна­ния — политический менеджмент. Составной частью политическо­го менеджмента является разработка стратегических целей и так­тических установок, механизма воздействия управленческих госу­дарственных структур, законодательной и исполнительной власти на развитие общества. Иными словами, политический менедж­мент — это наука и искусство политического управления.

Политология имеет свою специфику. Она проявляется

во-первых в том, что изучаемые ею вопросы не являются абстрактно-теоретическими, а находят свои основания в социальной практике;

во-вторых, в том что политические процессы и события неразрывно связаны и рассматриваются в единстве с политической властью;

в- третьих в том, что в каждом самостоятельном суверенном государстве "политология" "привязана" к своим национальным особенностям. Поэтому её наблюдения, анализ ситуации, рекомендации более всего отражают цели и средства именно этой страны.

То, что неоспоримо, скажем, для Китая или Кореи, вовсе не обязательно дол­жно подходить для России.

Предмет политологии фиксируется в его методологиче­ском аппарате: законах и категориях. Чем четче, конкретнее они изучены, выражены, тем определеннее пред­мет политологии. Сейчас этого сказать нельзя, поэтому пред­ставим данную проблему насколько это возможно.

Любая из наук в первую очередь стремится раскрыть структуру предмета своего исследования, преподавания. Решение этой задачи дает возможность обнаружить законы функционирования и развития изучаемых политических явлений, процессов действительности. Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимо­обусловленность. Если тот или иной вид связи элементов существен и необходим для данной системы, то он имеет характер закона её структуры. В политике обнаруживаются законы различных структурных уровней и срезов, закон ор­ганизации структурирования политических институтов и дру­гие. Одни из них выражают связь элементов в отдельных подсистемах, в то время как другие действительны для групп подсистем или для всего общества в целом. Одни законы вы­ражают связи сторон определенных видов общественных от­ношений, другие—характер связи элементов в системе (их устойчивость или изменчивость). Какой структурный уровень мы сейчас ни взяли бы в политике, везде обнаруживается отсутствие содержательного представления о его структуре, внутренней согласованности компонентов, механизмах их функционирования и т. п. Так, например, закон разделения властей на структурном уровне в качестве своих основных черт — необходимости, всеобщности, повторяемости, инва­риантности — не разработан как в политической системе за­конов общества, так и на уровне внутрисистемных структур­ных элементов.

Законы структуры познаются не для праздного любопыт­ства. В объектах разных структурных уровней политической организованности по-разному проявляются законы и меха­низмы функционирования и развития политического бытия и действий людей.

Законы функционирования политики — это законы ее жизнедеятельности как особого социального организма лю­дей. Их действие воспроизводит политическую жизнь на до­стигнутой ступени развития.

В отличие от законов структуры, выражающих такие от­ношения системы, в которых временной момент их зависи­мости явно не обнаруживается, законы функционирования, изменения и развития прежде всего включают фактор вре­мени. Они характеризуют явления политической действи­тельности как процессы. Например, закон отражения поли­тических интересов субъектов, их диалектической взаимо­связи и т. п.

Законы__функционирования выражают взаимодействие элементов в системе, способ их связи в условиях воздействия на её структуру внешних и внутренних изменений, связанных с количественными сдвигами в структурах низших порядков. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации системы, и сохраняют ее динамическую устойчивость.

 

Законы развития — это законы перехода от одного по­рядка взаимоотношений в системе к другому, законы каче­ственных превращений на основе столкновения противопо­ложных сил и тенденций в данной сущности. Это законы движения от одного состояния структуры к другому.

Если в результате -действия законов функционирования происходит развитие системы политических отношений, точ­нее, ее отдельных сторон в пределах определенной формы собственности и власти, то действие законов развития при­водит к коренным изменениям во всей политической струк­туре и к возникновению качественно новой системы полити­ческих отношений, например, закон смены политических ре­жимов. В них выражается связь причинно-следственных за­висимостей.

Законы структуры, функционирования и развития харак­теризуют различные этапы движения противоречивого един­ства сторон политического явления или процесса. Законы развития действуют на основе преодоления противоречивых тенденций, выражаемых законами структуры и законами функционирования.

Законы политической жизни существуют и проявляются только через деятельность людей и их отношение друг к другу. Политика — это деятельное проявление отношений, интересов социальных общностей людей друг к другу и к обществу в целом. Оно многообразно, так как политическая жизнь имеет внутренние и международные аспекты, разные уровни, объекты.

Категории и понятия. Каждая научная дисциплина, рас­полагающая предметом исследования, имеет свою систему категорий и понятий.

Категории /от греч. категориа - высказывание, свидетельство - это формы осознания в понятиях наиболее общих свойств развития природы, общества_ и мышления. Изучение категориального аппарата любой науки - непременное условие овладения её научным потенциалом. Так, например, не зная соответствующих формул, мы не сможем использо­вать достижения математики, физики, химии, других точных наук. Не имея представления о сущностных свойствах организма, протекании болезней и характеристиках тех или иных препаратов, мы не сможем оказать помощь больному. Не зная важнейших свойств политики, мы никогда не определим оптимальных путей и способов политического развития, будем продвигаться методом проб и ошибок, социальные последствия которых могут выражаться в войнах, насилии, несправедливости и т.д.

Категории, используемые политологией можно разделить на 3 вида:

1 группа - общенаучные, используемые всеми социально-гуманитарными науками. Это: цивилизация, общество. население,народ, свобода,власть, право,культура, прогресс,образ мышления, революция, эволюция и др.

- категории наук. находящиеся на стыке с политологией.

 

К их числу относятся: Правовое государство, частная собственность, гражданское общество, социальные слои и группы, общественное мнение, военно-промышленный комплекс, военно-политические конфликты и др;

- собственные категории политологии (специфические).

Политика, Политическая власть, Политическая жизнь, Политическая система, Политический режим, Политическая культура, Политические интересы, Политические ценности, Политическая деятельность, Политический процесс, Политическая идеология, Политическое лидерство и др.

Большой интерес представляют методы политологии.

Среди многочисленных и весьма разнообразных методов, можно выделить следующие:

Общие методы исследования политических объектов (иногда их называют подходами). Они отличаются непосредственной направленностью на изучаемый объект и либо дают его

специфическую интерпретацию, либо ориентируют на особый подход к нему. Сюда относятся:

1) прежде всего социологический подход. Он предполагает выяснение зависимости политики от общества, социальной обусловленности политических явлений, в том числе влияния на политическую систему экономических отношений, социальной структуры, идеологии и культуры. Социологический подход широко представлен в теориях, осмысливающих политику как надстройку над экономическим базисом, как отношения между классами, нациями и государствами;

2) широко применяется более частное проявление социологического подхода - культурологический подход, ориентирующий на выявление зависимости политических процессов от политической культуры;

3) политическая наука во многом базируется на нормативном или нормативно-ценностном подходе. Он предполагает выяснение значения политических явлений для общества и личности, их оценку с точки зрения общего блага, справедливости, свободы и т.п. Этот подход ориентирует на разработку идеала политического устройства и путей его практического воплощения;

4) в политологии применяется также функциональный метод, который предполагает абстрагирование от этической оценки политики и основывается на позитивистской ориентации исследователя;

5) качественным обогащением функционального метода является бихевиористский метод. Суть его заключается в том, что политика изучается посредством конкретного исследования многообразного поведения отдельных личностей и групп;

6) близко к функциональному методу примыкает структурно-функциональный анализ. Он предполагает рассмотрение политики как некоторой целостности, системы, обладающей сложной структурой, каждый элемент которой имеет определенное назначение и выполняет специфические функции. Структурно-функциональный метод широко использовался Марксом, Парсонсом и др. социологами и политологами;

7) Системный метод заключается в том, что политика рассматривается как целостный, сложно организованный, саморегулирующийся механизм, находящийся в непрерывном взаимодействии с окружающей средой через «вход» и «выход» системы;

8) вплоть до XX века наряду с нормативным в политологии широко применялся институциональный метод. Он ориентирует на изучение институтов, с помощью которых осуществляется политическая деятельность, т.е. государства, партий, других организаций и объединений, права, правительственных программ и др. регуляторов политической деятельности;

9) в политологии применяется антропологический метод исследования. Он требует изучения обусловленности политики не социальными факторами, а природой человека как родового существа, имеющего инвариантный набор основополагающих потребностей (в пище, одежде, жилище, безопасности, свободном существовании, духовном развитии и др.). Применительно к исследованию реальных политических действий антропологический подход требует не ограничиваться изучением влияния социальной среды или разумной мотивизации, но выявлять иррациональные, инстинктивные, биологические и др. мотивы поведения, обусловленные человеческой природой;

10) с антропологическим методом сходен и психологический подход. Он требует исходить в политических исследованиях из человека. Однако, в отличие от антропологизма, психологический метод имеет в виду не человека вообще, а конкретного индивидуума, что предполагает учет его родовых качеств, социального окружения и особенностей индивидуального развития. Этот метод ориентирует на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера,

бессознательных психических процессов, а также типичных механизмов психологических мотиваций;

11) специфическим развитием психологического подхода является социально-психологический метод. Он ориентирует на изучение зависимости политического поведения индивидов от их включения в социальные группы, а также исследование психологических характеристик групп (наций, классов, малых групп, толпы и т.п.);

12) динамическую картину политики дает деятельностный метод. Он предполагает рассмотрение политики как специфического вида деятельности циклического характера, состоящего из определенных стадий. Это определение целей деятельности, принятие решений; организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; регулирование деятельности; учет и контроль за реализацией целей; анализ полученных результатов и постановка новых целей и задач. Деятельностный подход является методологической базой теории политических решений;

13) своеобразным развитием и конкретизацией деятельностного подхода является критическо-диалектический метод. Он ориентирует на критический анализ политики, выявление противоречий как источника ее самодвижения, социально-политических изменений;

14) в современной политологии широко распространен с равнительный метод. Этот метод предполагает сопоставление однотипных политических явлений (например, политических систем, партий и т.д.), различных способов реализации одних и тех же политических функций с целью выявления их общих черт и специфики, нахождения наиболее эффективных форм политической организации или оптимальных путей решения задач;

15) издавна в политологии и других общественных науках используется исторический метод. Он требует изучения политических явлений в их последовательном временном развитии, выявления связей прошлого, настоящего и будущего.

II Вторая группа познавательных средств — это общелогические методы. Учитывая, что эти методы не дают специфической картины политики и используются не только политологией, а наукой в целом, то ограничимся их кратким перечислением. К общелогическим методам относятся: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического анализа, мысленный эксперимент, моделирование, математические, кибернетические, прогностические и др. методы.

III. Третья группа познавательных средств политологии состоит из методов эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Как и общелогические, эти методы прямо не отражают специфики политологии и в основном заимствованы из конкретной социологии, кибернетики и некоторых других наук. К ним относятся: статистический анализ; анализ документов; анкетный опрос; лабораторные эксперименты; теория игр; наблюдение, осуществляемое исследователем.и

Политология, как и любая наука, выполняет ряд функций научно-познавательного, методологического и прикладного характера

Во-первых, это гносеологическая, познавательная функция, суть которой состоит в наиболее полном и конкретном познании политической реальности, раскрытии присущих ей объективных связей, основных тенденций__и_противоречий.В

Во -вторых, политология, изучая объективные закономер­ности, тенденции и противоречия политической системы, проблемы, связанные с преобразованием политической действительности, |анализируя пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, выполняет функцию рационализации политической жизни. Она обосновывает необходимость создания одних и ликвидации других политических институтов, разрабатывает оп­тимальные модели и политические структуры управления, прогно­зирует развитие политических процессов. Тем самым политология создает теоретическую основу политического строительства, поли­тических реформ.

В-третьих, политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, политической культуры~населения. Знание научных основ политики позволяет правильно оценить соотношение общечеловеческих, государствен­ных, групповых и личных интересов, выработать отношение к су­ществующим политическим структурам, партиям, определенную линию политического поведения.

В четвёртых – это прогностическая функция. Политология способна дать:

1) долговременный прогноз о диапазоне возможнос­тей политического развития той или иной страны на данном исто­рическом этапе;

2) представить альтернативные сценарии будущих процессов, связанных с каждым из выбираемых вариантов крупно-масштабного политического действия;

3) рассчитать вероятностные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая по­бочные эффекты. Но наиболее часто политологи дают кратковре­менные прогнозы развития политической ситуации в стране или ре­гионе, перспектив и возможностей тех или иных политических ли­деров, партий и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...