Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшие этапы эволюции экономической науки. Характеристика экономических школ и напрвлений.




Экономические законы. Методы исследования экономики.

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология – это наука о методах.

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений

В методологии общей экономической теории можно выделить несколько главных подходов:

1) Субъективистский. пункт анализа – хоз. субъект, объект – поведение субъекта, эконом теория рассматривается как наука о человеческой деят, опред границах потребностей

2) Неопозитивистско-эмпирический. Основан на более тщательном изучении явлений их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания, а результат исследования являются эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот факт предполагает деление на микроэкономику и макроэкономику.

3) Рационалистический. Ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества.

4) Диалектико-материалистический. Единственно – правильный подход в решении научных проблем путём объективного анализа

Методы.

1) Формальная логика – изучение мысли со стороны её структуры и формы. Основатель – Аристотель. (Анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, законы формальной логики)

2) Диалектический метод. Диалектика – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые применен Марксом. (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического.

3) Системный метод исследования. (математический и статистические приёмы и средства исследования (экономическая модель и эксперимент)

Экономический закон – это наиболее существенные, устойчивые, постоянно повторяющиеся объективные причинно-следственные связи и взаимозависимости в экономических явлениях и процессах. Это законы развития отношений производства, распределения, обмена и потребления.

Экономические законы объективны, т. е. они действуют независимо от воли и сознания людей, являются законами человеческой деятельности и осуществляются через нее, являются исторически преходящими, их открытие и применение требуют определенных усилий, т. к. их использование встречает сильное противодействие отживающих сил общества.

Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам:

-специфические экономические законы – это законы развития конкретно-исторических форм хозяйствования;

- особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия, например закон стоимости (ценности);

- общие экономические законы – это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного развития. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и др.

Экономический закон выражает не только порядок изменения экономических явлений и процессов в результате их развития, но и способ их существования, характер их внутренней органи­зации. Законы можно разделить на две большие категории: законы строения и функционирования и законы развития.

В первом случае это законы, характеризующие внутреннюю связь элементов системы и условия сохранения целостности материальной структуры объекта, ее относительной устойчивости в процессе непрерывных изменений.

Во втором случае это законы, характеризующие определенную последовательность, ритм, темп и т.п. перестройки самих материальных структур, связь между различными соотношениями системных объектов.

Характерно, что, чем выше уровень развития системы, тем сильнее проявляется различие между законами функционирования и развития.

Лишь переход от изучения законов функционирования одной системы к исследованию множества (ансамбля) систем, различающихся по своей структуре и характеру функционирования, дает возможность подойти к пониманию процессов развития.

 

 

Экономические модели.

Американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, развития образования и куль­туры, обогащения наиболее активной части населения. Мало­обеспеченным слоям населения предоставляются различные льготы и пособия для поддержания минимального уровня жиз­ни. Эта модель основана на высоком уровне производительно­сти труда и массовой ориентации на достижение личного успе­ха. Проблема социального равенства здесь вообще не стоит.

Шведская модель отличается сильной социальной на­правленностью, ориентированной на сокращение имущест­венного неравенства за счет перераспределения национально­го дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Эта модель означает, что функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной ос­нове, а функция обеспечения высокого уровня жизни (вклю­чая занятость, образование, социальное страхование) и мно­гих элементов инфраструктуры (транспорт, НИОКР) – на государство.

Главной для шведской модели является социальная направ­ленность за счет высокого налогообложения (более 50 % ВНП). Достоинство шведской модели – сочетание относительно вы­соких темпов экономического роста с высоким уровнем полной занятости, обеспечения благосостояния населения. В стране к минимуму сведена безработица, невелики различия в доходах населения, высок уровень социального обеспечения граждан.

Японская модель характеризуется некоторым отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от рос­та производительности труда. За счет этого достигаются сниже­ние себестоимости продукции и резкое повышение ее конку­рентоспособности на мировом рынке. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов общества в ущерб интере­сам конкретного человека, готовности населения идти на опре­деленные жертвы ради процветания страны. Еще одна особен­ность японской модели развития связана с активной ролью государства в модернизации экономики.

Японская модель экономики отличается развитым планиро­ванием и координацией деятельности правительства и частного сектора. Экономическое планирование государства носит реко­мендательный характер. Планы представляют собой государ­ственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдель­ные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Японской модели свойственно сохранение своих традиций и при этом активное заимствование из других стран всего, что нужно для развития страны.

 

Экономические интересы.

Только при осознании потребностей возникает мотивация к труду. В этом случае потребности приобретают конкретную форму - форму интереса.

Экономический интерес как категория политической экономии выражает отношения по поводу удовлетворения экономических потребностей их носителей, в результате чего они воспроизводятся как специфически определенные субъекты этих отношений.

Различия между потребностью и интересом состоят, прежде всего, в характере связи между обществом и условиями его материальной жизни. Потребность выражает эту связь двусторонне: она есть продукт производства и одновременно его стимул, двигатель развития производства. Интерес же выражает эту связь между обществом и условиями его существования лишь односторонне. Он является движущим мотивом развития. Что же касается происхождения этого движения, его цели, то их не найти на поверхности явления, они скрыты и содержатся в потребности.

 

Важнейшие этапы эволюции экономической науки. Характеристика экономических школ и напрвлений.

Под экономической теорией понимается совокупность экономических принципов предложений и фактов, которые в той или иной степени изменчивы и многообразны в основе типологии которых лежат методы экономического анализа, понимание предмета исследования, задач исследования в общем концепцуальном подходе к анализу и разработке экономических проблем современности.

Экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции.

Как наука Экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. В этот период начинают зарождаться первые экономические школы.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ.

Меркантилизм

Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Меркантилисты отожествляли богатство с деньгами. Они считали, что чем больше денег в государстве, тем лучше развита экономика.

Наиболее известные представители меркантилизма:

Томас Мен (1571-1641)

Антуа де Монкретьен (1575-1621)

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что источником богатства является труд только в земледелии.

Основными представителями школы являлись:

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Анн Робер Тюрго (1727-1781)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...