Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка рыночной стоимости транспортного средства на момент предшествующий его повреждению




 

Рыночная стоимость (V)транспортного средства (далее – ТС) на момент, предшествующий его повреждению по причинам указанным в пункте 2 настоящей Инструкции, определяется сравнительным и (или) затратным подходами.

2.1. Методы сравнительного подхода - методы, основанные на анализе сделок продаж и ценовых предложений объектов:

1) Если оценивается новое транспортное средство, которое не зарегистрировано в органах дорожной полиции, а также имеет возраст менее года и пробег менее одной тысячи километров, то его полная восстановительная стоимость определяется методом рыночной информации. Метод рыночной информации - определение стоимости движимого имущества путем использования информации о ценах продаж, опубликованных в прайс-листах заводов-изготовителей, дилеров или в других источниках информации о ценах продажи;

2) Если оценивается ТС возрастом более одного года и у оценщика имеется достоверная информация о ценах продаж (предложений) не менее трех сопоставимых аналогов, то рыночная стоимость ТС на момент предшествующий транспортному происшествию определяется методом сравнительного анализа. Метод сравнительного анализа продаж - определение стоимости путем сравнения недавних продаж сопоставимых объектов движимого имущества с оцениваемым объектом после выполнения соответствующих корректировок, учитывающих различие между ними.

3) Метод статистического моделирования (метод массовой оценки) применяется при оценке подержанного ТС, если имеется большое количество предложений о продаже автомобилей данной марки, технические параметры которых значительно отличаются от оцениваемого объекта.

Для расчета параметров модели линейной регрессии составляется база данных о ценах предложений, аналогичных оцениваемому ТС. Количество аналогов в базе данных должно быть в 5 раз больше количества отличительных параметров аналогов. Расчет коэффициентов модели производится с помощью статистической функции «ЛИНЕЙН» в компьютерной программе Microsoft Excel. В результате расчета получаем модель массовой оценки следующего вида:

V= b+m1·х1+m2·x2+m3·x3+…+mn·xn

где: х1, х2, х3,.. хn – отличительные параметры ТС (марка, мощность, пробег, дата выпуска, тип коробки и т.д.);

b, - постоянная линейной функции;

m1, m2,… mn – коэффициенты модели, соответствующие каждой независимой переменной, рассчитанные с помощью программе Microsoft Excel.

4) Метод корреляционных моделей применяется, если подержанное ТС выпускается, но данные о его рыночной стоимости (VO) на рынке отсутствуют. В этом случае оценка производится на основании данных о стоимости аналога (VA) другой мощности (NA) по формуле:

VO = VA· (NO/NA)M(N)

где: NO – мощность (объем двигателя) оцениваемого ТС;

M(N) – коэффициент торможения, учитывающий уменьшение стоимости при снижении мощности двигателя (принимается по Приложению 1 к настоящей Инструкции);

2.2. Методы затратного подхода применяются в случае отсутствия достоверной информации о ценах продаж или предложений на первичном и вторичном рынке транспортных средств. Определение рыночной стоимости ТС производится в следующей последовательности:

  • определяется величина полной восстановительной стоимости;
  • оценивается накопленный износ ТС;
  • рассчитывается рыночная стоимость ТС путем вычитания накопленного износа из полной восстановительной стоимости.

Полная восстановительная стоимость определяется следующими методами:

1) При наличии документально подтвержденной информации о стоимости приобретения ТС в прошлом применяется индексный метод, представляющий собой определение стоимости путем индексации первоначальной стоимости оцениваемого ТС с помощью коэффициентов инфляции. Оценка производится по формуле:

VO = VР·∏In

где: ∏In – тренд цен, т.е. произведение индексов ежегодного увеличения стоимости ТС, принимаемых по данным органов Статистики Республики Казахстан.

2) Для оценки трамваев, автобусов и других специализированных ТС, информация о ценах на которые отсутствует на первичном и вторичном рынке, и у собственника нет подтверждающих документов о их первоначальной стоимости, применяется метод удельных ценовых показателей.

Метод удельных ценовых показателей заключается в расчете стоимости на основе укрупненных нормативов, то есть цены, приходящейся на единицу главно­го параметра: вместимости, мощности и т.д.

3) Накопленный износ – это потеря стоимости ТС вследствие интенсивности его эксплуатации, сроков использования (хранения), а также ввиду развития научно-технического прогресса, приведшего к выпуску более совершенных транспортных средств. В общем случае индекс общего износа (Wo) рассчитывается по формуле:

Wo = 1 – Vp / Vn

где: Vp – стоимость подержанного транспортного средства;

Vn – стоимость нового транспортного средства.

Накопленный износ является суммой физического, функционального и экономического износа.

2.3. Физический износ вызывает частичную или полную потерю потребительских свойств (работоспособности) ТС или привлекательности его внешнего вида, и как следствие означает потерю его стоимости.

Физический износ – основной показатель для оценки рыночной стоимости транспортного средства и единственный при оценке размера вреда вызванного транспортным происшествием.

1) Физический износ ТС, а так же износ комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) транспортного средства в процентах следует рассчитывать по формуле:

Wf = 100 · (1 – е - W), где:

е – основание натуральных логарифмов, е = 2,72;

W = (a · T + b · L) – функция, зависящая от возраста и фактического пробега транспортного средства с начала эксплуатации;

T – срок службы транспортного средства (лет), принимается по данным свидетельства о регистрации транспортных средств (техпаспорта), с точностью до одного знака после запятой;

L – пробег транспортного средства, принимается по данным одометра, а при сомнении в их достоверности – по нормативному пробегу, расчет которого производится в соответствии с пунктом 2.9. настоящей Инструкции;

a и b – параметры, зависящие от вида транспортных средств, определяемые в соответствии с Приложением 1 к настоящей Инструкции;

В связи с тем, что однозначно выделить страну происхождения транспортного средства не всегда представляется возможным, рекомендуется при расчете износа страну происхождения определять по приоритету, в порядке убывания следующих критериев:

  • по стране происхождения торговой марки (связано с едиными стандартами качества). Например, KIA CEED – Корея – Азия.
  • по идентификационному номеру (в случаях двойного VIN необходимо учитывать тот, который нанесен на кузов транспортного средства – Первый VIN).

В случаях переименования, поглощения, объединения, приобретения одного производителя, другим, а также, если с «новой» моделью не произошли значимые конструктивные изменения принимать страну происхождения по модели и марке «донора».

2) Износ шины транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Иш- износ шины (процентов);

Нн- высота рисунка протектора новой шины (миллиметров);

Нф- фактическая высота рисунка протектора шины (миллиметров);

Остаточная (фактическая) высота рисунка протектора шины (Нф) определяется как среднее арифметическое высот, измеренных в 4-х взаимно перпендикулярных сечениях шины по окружности. Целесообразнее производить такие замеры в плоскостях естественной симметрии колеса. В каждом сечении высота рисунка определяется по зоне беговой дорожки, имеющей максимальный износ.

Ндоп- минимально допустимая высота рисунка протектора шины в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан (миллиметров).

Износ шины дополнительно увеличивается для шин с возрастом от 3 до 5 лет - на 15 процентов, свыше 5 лет - на 25 процентов.

Срок эксплуатации определяется по дате изготовления в соответствии с заводской маркировкой шины.

3) Износ аккумуляторной батареи транспортного средства рассчитывается по следующей формуле:

,

где:

Иак- износ аккумуляторной батареи (процентов);

Так- возраст аккумуляторной батареи (лет);

Тнак- нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) (лет).

Нормативный срок службы аккумуляторной батареи до замены (списания) принимается равным:

4 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства до 40 тыс. километров включительно;

3 годам - при среднегодовом пробеге транспортного средства более 40 тыс. километров.

4) Если комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) не заменялось с начала эксплуатации транспортного средства его возраст принимается равным возрасту транспортного средства, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным пробегу транспортного средства с начала эксплуатации.

Если установлено или имеется документальное подтверждение (запись в паспорте транспортного средства, оплаченный заказ-наряд авторемонтной организации, маркировка организации-изготовителя даты выпуска комплектующего изделия и т.п.) того, что комплектующее изделие (деталь, узел и агрегат) было установлено при замене, произведенной до даты дорожно-транспортного происшествия, его возраст принимается равным разности между датой дорожно-транспортного происшествия и датой предыдущей замены, а пробег транспортного средства с этим комплектующим изделием принимается равным разности между пробегом транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия и пробегом на дату предыдущей замены комплектующего изделия.

Возраст комплектующего изделия, подлежащего замене при восстановительном ремонте транспортного средства, рассчитывается в полных годах с даты начала эксплуатации транспортного средства либо с даты замены такого комплектующего изделия.

5) Для комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортных средств, а подтверждение соответствия должно осуществляться в форме обязательной сертификации, а также для подушек безопасности и ремней безопасности транспортных средств принимается нулевое значение износа. Если на оцениваемом ТС подушки безопасности выполнили свою функцию, в результате повреждения ТС, то амортизационный износ на подушки безопасности и их комплектующие не учитывается в следующих случаях:

  • если срок эксплуатации ТС не превышает 7 лет (либо по сроку эксплуатации подушек безопасности по данным завода изготовителя);
  • если при сроке эксплуатации ТС свыше 7 лет имеется подтверждение проведенной замены подушек безопасности и их комплектующих, и при этом срок эксплуатации не превышает 7 лет после последней их замены.

Номенклатура комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), для которых устанавливается нулевое значение износа, приведена в Приложении 11.

2.4. При оценке ТС, кузова, комплектующего изделия, находящегося в удовлетворительном состоянии по внешнему виду и отвечающим эксплуатационным характеристикам, соответствующим условиям безопасности эксплуатации и ПДД, но достигшего расчетного физического износа более 75%, последний может быть снижен до уровня 75%.

Физический износ прицепа любого типа к легковому, грузовому автомобилю или мототехнике устанавливается в соответствии с показателями ежегодного износа для автотранспортных средств с поправочным коэффициентом 0,5.

При экономической нецелесообразности ремонта, когда расходы на восстановление имущества с учетом износа превышают 80 процентов его рыночной стоимости на день наступления страхового случая, стоимость годных остатков определяется в соответствии с правилами, изложенными в разделе 4 настоящей Инструкции. Оценщик вправе применять программные продукты, разработанные для определения стоимости восстановительного ремонта, потери товарного вида, размера вреда и рыночной стоимости, такие как: «Автоэкспертиза», «НормыВремени», «Декра», «Schwacke», «Audatex» и др.

2.5. Функциональный (моральный) износ – потеря рыночной стоимости транспортного средства, вызванная появлением на рынке новых, более совершенных аналогичных объектов. Моральный износ автомобиля является устранимым. Способ его устранения – техническая модернизация транспортного средства. Функциональный износ применяется при оценке рыночной стоимости ТС на момент, предшествующий транспортному происшествию, но не используется для оценки износа узлов и деталей ТС в целях оценки ущерба.

Если на момент осмотра прекращен выпуск оцениваемого ТС, то функциональный износ принимается в диапазоне от 5% до 30% и еще дополнительно 15% в случае прекращения выпуска запасных частей для этого объекта.

При принятии окончательного решения о величине снижения стоимости объекта оценки необходимо учитывать реальные цены на вторичном рынке.

2.6. Экономический (внешний износ) износ – это потеря стоимости транспортного средства, обусловленная влиянием внешних экономических факторов, таких как изменение (снижение) потребительского спроса, которое может быть вызвано общеэкономическими или внутриотраслевыми негативными изменениями, приводящими к падению спроса на определенные виды ТС. Так рынок транспортных средств достаточно быстро реагирует на изменения законодательного характера, например, изменение таможенных пошлин. Экономический износ определяется методом сравнительного анализа цен на рынке ТС путем вычитания из общего износа (Wo) величины физического (Wf) и функционального износа (Wfun):

Wе = Wo – Wf - Wfun

2.7. При отсутствии сведений о тарифах предприятий для категории прочих ТС (специализированные ТС, троллейбусы, трамваи и т.д.) допускается использование оценщиком (независимым экспертом) обоснованных сведений о стоимости ремонта ТС на транспортных предприятиях с учетом норм рентабельности, установленных действующим законодательством.

2.8. В случае отсутствия достоверных данных о величине пробега ТС на дату оценки с начала эксплуатации (к которым относится повреждение одометра, повреждение электрической цепи, отсутствие сервисной книжки, и при этом пробег у ТС отличается от нормативного в меньшую сторону на 25 процентов) его величину (LT) следует рассчитывать по среднегодовому пробегу (L0) по формуле (1) или на основании данных периодических информационных изданий публикуемых Палатами оценщиков о среднегодовом пробеге для данного типа ТС.

LT = L0·TM(L)

где:

T – срок службы транспортного средства принимается по данным свидетельства о регистрации транспортных средств (техпаспорта);

M(L) – коэффициент торможения, учитывающий уменьшение среднегодового пробега по мере эксплуатации ТС (принимается по Приложению № 1 к настоящей Инструкции);

L0 – среднегодовой пробег (определяется в соответствии с данными Приложения № 1 к настоящей Инструкции).

2.9. Для контроля величины физического износа, полученного расчетным методом, следует произвести проверку методом визуального осмотра по критериям, установленным в Приложении 2 к настоящей Инструкции.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...