Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Научись хотеть то, что имеешь. Аристотель




 

Из глубины веков до нас дошли две школы меди­цины: метафизическая и традиционная (материальная, физическая) - обе глубоко чтимые и уважаемые благодар­ным человечеством. Первая (старейшая) - это ду­ховная медицина с ее концепциями веры, молитвы, покаяния, божественного заступничества и чудес. Вторая (более молодая) - это традиционная (материальная) медицина, содействующая развитию новых направ­лений в химии, биохимии и областях, связанных с электричеством и магнетизмом.

Сегодня между этими двумя направлениями медицины стоит психология, старая по своей сути и новая по своим научным методам, которая должна постараться объединить обе направления ради выживания человечества. Представляется край­не затруднительным отыскать справедливую и основательную причи­ну, по которой столько ученых-врачей вечно должны лезть из кожи вон, чтобы уничтожить первое направление, осудить и осмеять старые обычаи, делающие людей лучше и счастливей.

Духовное врачевание необходимо и приносит пользу только тем, кто в него верит и делает его частью своей повседневной жизни. С течением времени медицина, чтобы достигнуть желаемых результатов, все меньше и меньше будет полагаться на сильнодействующие медикаменты. И развитие в этом направлении уже идет полным хо­дом. Разум и сила воздействия духовного врачевания постепенно вы­тесняют многие эффективные лекарственные сред­ства.

Система здоровья организма полностью отвергает всякую лекарственную терапию, она использует только естественные методы оздоровления, направленные на пробуждение целительных сил организма. Источник здоровья - в здоровых воздействиях мыслей и здоровых средствах достижения гармонии духа и тела. Человеческий организм - частица Вселенной, неотъемлемая часть Природы. И в нем, как и во всей Природе, действует тот же закон, Закон Гармоничности: сколько создается - столько и разрушается, сколько приходит - столько и уходит, сколько отмирает - столько и возрождается. Закон Гармоничности - это закон жизни здорового организма. Когда соблюдается этот закон, нет и не может быть болезней.

Многочисленные исследования П. Брэгга послужили основой его основного вывода о том, что за исключением внешних повреждений или острых хирургических вмешательств, во всех остальных случаях организм сам способен себя исцелить. Брэгг называл эту чудодейственную силу тела, направленную на самоисцеление, прекрасной созидательной силой Космического Разума.

Но эта великая целительная сила начнет действовать в организме только тогда, когда наш организм будет подчиняться Закону Гармоничности, т.е. в организм будут поступать питательные вещества, прекратится его повседневное отравление ядами, а мышление очистится от излишнего хлама, засоряющего сознание и служащего источником истощения нервной системы.

Это та самая энергия, которая приносит жизнетворный кислород в наши легкие, та самая энергия, которая поддерживает биение нашего сердца, обеспечивает функционирование всего организма, – эта всеобщая Космическая энергия поможет восстановить нормальное состояние нашего организма. Животворная энергия – это великий доктор, доктор природы, который находится в каждом из нас и всегда придет нас спасти, если мы будем соблюдать Закон Гармоничности А врач-человек может только одно: облегчить боль, потому что он лечит не болезни, а симптомы. Только природа может спасти нас от болезни.

Мы должны обрести естественное знание, обрести нашу божественную метафизическую сущность, которая даст нам счастье и силу – силу и счастье не из этого материального, а из другого, более возвышенного мира.

Между тем организм сам постоянно стремится к гармоничному равновесию всех своих составляющих. Надо только ему в этом помочь. Ученые давно обратили внимание на тот факт, что во многих религиях существует один общий жест - складывание ладоней перед грудью. Ученые задумались: не имеет ли этот жест какого-либо физиологического обоснования? Оказалось, имеет.

Когда человек сидит, выпрямив спину и сомкнув ступни ног, складывает ладони перед грудью и выполняет диафрагменное дыхание, все жидкости в его организме, в том числе и кровь, нормализуются и уравновешиваются. Уравновешивается состав крови, равномерность ее циркуляции и кровяное давление. Измерив давление до и после выполнения этого жеста, можно убедиться, что во второй раз давление приблизится к норме по сравнению с первым измерением. Кроме того, складывание ладоней и выполнение диафрагменного дыхания позволяет человеку усилить свои Целительные Силы и дать целительную энергию самому себе.

Вся метафизи­ческая медицина делится на четыре главных вида: оккультное целительство, мистическое целительство, ментальное целительство и физическое целительство.

Оккультизм – этодревняя наука, изучающая тай­ные силы природы, законы, регулирующие скрытые связи явлений, с помощью которых мож­но управлять этим миром, пройдя специальную пси­хическую и духовную подготовку.

Оккультные науки объединяют тайные учения пророков, провидцев, мудрецов, которые непосвященному кажутся чудом. Вели­кий Парацельс сказал: «Начало мудрости - это начало сверхъестественных способностей».

Будда учил, что человечество страдает от общей болезни, название которой - невежество, а лекар­ство от нее только одно - это мудрость. В этом те­зисе кратко и точно выражена позиция оккультиста. По его убеждению, миром управляют абсолютные законы; знать их - значит быть муд­рым, следовать им - значит быть счастливым, нарушать их - значит подвергнуть себя опасности, болеть и умереть.

Оккультное целительство определяется как метод лечения различных расстройств ума, души и тела, основанный на использовании высшего знания духовных законов, управляющих здоровьем. Невежда просто неспособен чувствовать себя здоровым, ибо, излечив­шись от одного недомогания, он сразу же становится жертвой другого.

Пифагор с острова Самос (VI в. до н.э.) был по­священным четырнадцати разных школ религиозной философии. В своей школе в Кротоне Пифа­гор преподавал ученикам системы оккультного целительства.

Пифагор лечил болезни, читая пациентам опре­деленныe стихи из «Одиссеи» Гомера, однако вопрос о том, что именно производило благотворное дейст­вие, - слова поэмы или обладавший целебной си­лой голос учителя, до сих пор остается откры­тым. Страдавшим психическими или физическими расстройствами этот самосский мудрец советовал изучать высшую математику, поскольку уже одно со­зерцание упорядоченных рядов чисел усмиряет не­обузданные порывы души и тела.

Пифагорейцы первыми провели опыты в области цветотерапии, основыва­ясь на принципе, что подпитать организм можно через зрение. Исходя из той же предпосылки, они заставляли больных пристально рассматривать раз­нообразные геометрические тела правильной фор­мы, чтобы душа могла извлечь для себя наибольшую пользу из гармонизирующего влияния совершенных пропорций.

Мистическое целительство. Пользуясь академической терминологией, мис­тицизм можно определить как убежденность в том, что человеку доступно прямое познание Бога и Истины через расширение духовного прозрения до ощущения единения с субстанцией и сущностью Божества.

В общепринятом смысле под мистицизмом пони­мают наивную и твердую веру в то, что в Божьей власти обеспечить человека всем необходимым для его жизни, безопасности и счастья.

Мистическое целительство на практике чаще все­го оборачивается лечением с помощью молитвы или внушением, успех которого зависит от того, на­сколько сильна в человеке его вера. Средний человек не в состоянии понять истинный смысл мис­тицизма и способен истолковать его только как обычное человеческое чувство любви или привязанности, но в несколько облагорожен­ном виде.

Ментальное целительство. За тысячи лет до рождения Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга африканские колдуны, шаманы Азии и Аме­рики и врачи-жрецы Древней Греции понимали важность психологических факторов, оказываю­щих на жизнь людей существенное влияние. Но поскольку они применяли свои знания в мистических и метафизических ри­туалах, а для объяснения собственных умозаключе­ний пользовались религиозными терминами, вся эта сфера полностью игнорировалась современными научными мыслителями. И на долю девят­надцатого века выпало заново откры­вать то, что уже было хорошо известно в девятнад­цатом веке до нашей эры.

Ментализмучит, что все наблюдаемые в жизни явления имеют общее ментальное происхождение, что сама вселенная - это творение разума, что законы природы зародились в сфере мышления, а проводит их в жизнь Космический разум.

Понятием «ментальная наука» пользуют­ся метафизики, чтобы выделить тот аспект духов­ной культуры, благодаря которому индивидуум по­лучает возможность совершенствоваться, лично при­меняя законы, управляющие сферой духовного мышления. Ментальное целительствопредставляет собой духовно-психологическую форму терапии, эф­фективность которой основана на принципе при­знания способности разума устранить болезнь и восстановить здо­ровье, изменив надлежащим образом умонастрое­ние человека.

Ментальное целительство отличается от традици­онной психотерапии тем, что придает особое значе­ние духовному аспекту разума и основывается на учении, что этот духовный разум может привести сознание индивидуума в состояние совершенства. Сущность Ментализма заключается в том, что в разу­ме заключен источник счастья и несчастья, здоровья и болезни, и даже жизни и смерти.

В целом ментальное целительство есть особый вид лечения внушением или самовнушением. Хорошие результаты, часто достигаемые при та­кой терапии, объясняются тем, что человек, начи­нающий оптимистичнее относиться к себе, к своей работе и к окружающим, имеет больше шансов преуспеть в жизни. Доказано: когда мы с уверенностью и с убеждением ожидаем благоприятного для себя исхода событий, нам удается гораздо быстрее найти средство для достижения цели и наилучшим образом им вос­пользоваться.

К наиболее распространенным методам менталь­ной терапии относится лечение «утверждающими установками». Под «утверждающими установками» в метафизике понимают внедрение какой-либо духовной истины с целью изменения ошибочного представления, сложившегося в ра­зуме. Типичная формули­ровка утверждающих установок на здоровье обычно выглядит так: «Я излучаю здоровье» и «Я в полном порядке, а значит, здоров». «Отвергающая установка» - это по сути «утверж­дающая установка наоборот». В некоторых случаях вместо положительной установки на здоровье пользуются отрицательной на отвержение болезни. Так, например: «У меня ничего не болит» или, скажем: «Нога не болит». Во многих системах ментального целительства используют формулу, объединяющую утверждение и отрицание, расставленные в логической последова­тельности. Например: «Болезней вообще не суще­ствует, значит, я не болею», «Я болен толь­ко потому, что думаю, что я болен».

Не менее употребительным в ментальном цели­тельстве стало и такое понятие, как «прописная ис­тина», которая, по сути, представляет собой общую форму­лировку какого-то духовного явления или убеждения и используется как абстрактная основа для конкрет­ного утверждения. Так, па­циенту предлагается повторять следующее: «Бог же­лает, чтобы все его создания были здоровы» или «В Божественном сознании все создания совершенны».

Некоторые представители метафизики полагают, что врачующие мысли можно передавать человеку, находящемуся где-то в другом, возможно, очень удаленном месте, и называют это «дистанци­онной терапией» (дословно: «лечение в отсутствии»). Если передающий мысли человек мысленно пред­ставляет себе пациента, удерживает его образ в па­мяти или напряженно думает о нем, то контакт меж­ду ними устанавливается независимо от расстояния, а лечебное воздействие, т.е. утверждающая установ­ка, окажется достаточно эффективным.

Вершиной ментальной терапии яви­лось такое новшество, как «Целительство по приказу», когда целитель приказывает немедленно и полностью изле­читься от болезней. В некоторых случаях, чтобы усилить строгость такого предписания, приказание отдает уже не кто-то один, а целая группа специально со­бравшихся с этой целью людей. С такими приказа­ми, обычно высказанными в устной форме, обраща­ются к некоей сверхъестественной силе, формулируя их следующим образом: «Я требую идеального здоровья» или «Я требую, чтобы немед­ленно зажила рана у меня на ноге». Вышеприведенными ме­тодами широко пользуются как отдельные практики, так и целые организации в США, Японии и в других странах.

Знаменитая формула Эмиля Куэ «И повсюду и во всем мне все лучше с каждым днем» служит прекрас­ным примером ментального целительства, которое вовсе не обязательно должно иметь религиозный ха­рактер, а представляет собой простое самовнушение в доступной для масс форме.­

Физическое целительство. Метафизики никогда в принципе не только не отвергали многих методов физической терапии, но даже весьма одобрительно относились к ним и часто обращались к таким видам лечения, как хиропрактика, гомеопатия, натуропатия, и многим другим видам современных медицинских инноваций.

За исключением некоторых менталистов, члены практически всех обществ, особое значение для обеспе­чения нормального образа жизни придают та­ким благоприятным факторам, как простая, пита­тельная и свежая пища, хорошая вентиляция, легкая и не стесняющая движений одежда, соответствую­щая физическая зарядка, солнечные ванны, водоле­чение, умеренность во всех личных пристрастиях, длительное пребывание на свежем воздухе, здоро­вый досуг и т.д.

Но вступившим на путь целительства предстоит проявить упорство, волю и безжалостность к собственной инертности, так как эти три качества способны победить все наши болезни. Нельзя ждать кого-то, кто придет и поможет вам. Только мы сами можем сделать себя здоровым и счастливым. К слову сказать, главный тезис большинства куль­тов ментального целительства гласит, что «здоровье - ­это естественное состояние человека, а болезнь есть результат ошибочной направленности ума».

Огромны заслуги в развитии целительства Гиппократа с ост­рова Кос, учившего людей искать естественные спо­собы сохранять здоровье. Так что давайте воздадим должное этому мудрому греку, который однажды сказал: «В природе нет нужды в подобном разделении, поскольку все в ней в равной степени или от бога, или от человека.

Вместо заключения

Повседневное и повсеместное усиление социальной и психологической напряженности приводит к дальнейшему возрастанию агрессивности личности, к усилению враждебности между людьми, к разделению народов, к войнам и терроризму, иными словами, к тому, что мы видим сегодня. Остановить этот инерционный исторический маховик опасности человечества (уже набравший колоссальные обороты) резким торможением невозможно.

Множество пророчеств о гибели человечества могут в действительности осуществиться, если современное общество, вооруженное лучшими учениями и традициями мировых религий, накопленным огромным опытом всего человечества, и овладевшее мощными современными инструментариями науки, политики, искусства и целительства, не преодолеет силу инерции исторического маховика и не пересмотрит свои закостеневшие материалистические взгляды на жизнь.

Эти огромные резервы открывают новые возможности для того, чтобы остановить Исторический Маховик Разрушения (ИМР) всего человечества путем погашения его энергии эффективными, вначале малыми, а затем, в зависимости от результатов погашения, большими шагами, чтобы в конечном итоге остановить ИМР в относительно короткий исторический срок.

В качестве эффективного механизма погашения опасности ИМР предлагается следующая парадигма: “Когда мысли и желания человека чисты и проникнуты любовью, сердце становится правдиво и прямо. А когда сердце становится правдиво и прямо, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и становится лучше, то и в семье устанавливается порядок. А когда в семье устанавливается порядок, то и в стране повышаются порядок и безопасность” [86].

 

Глава 9. Методика стимулирования безопасности водителей

 

Понимание вещей и людей - способ найти себя в эпохе. Стендаль

 

9.1. О роли индивидуального поведения водителя *)

 

Анализ статистических данных аварий, несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий в более чем 45 странах мира за последние 10-15 лет показывает, что 75-80%аварий, несчастных случаев и ДТП на транспорте, на производстве и в быту происходят по трем причинам: из-за«нежелания», «незнания» и «неумения».

Остальные 20-25% аварий, несчастных случаев и ДТП происходят из-за неблагоприятных природно-климатических и эксплуатационных условий, а также по причинам, связанным с техническим состоянием машин и механизмов. Максимальное количество аварий и жертв приходится на автомобильный транспорт. Он является самым опасным видом транспорта - в 12 раз опаснее морского и речного транспорта, в 8 раз опаснее железнодорожного транспорта и в 4 раза опаснее воздушного транспорта.

Как мы уже отмечали, согласно официальным статистическим данным ВОЗ, ЮНЕСКО, ЕЭК ООН, ежегодно в мире в результате ДТП погибают 1,2 миллиона человек и 30-50 миллионов получают увечья. ДТП занимают третье место среди причин смертности населения - после злокачественных опухолей и сердечно-сосудистых заболеваний. А в возрастной группе до 24 лет автомобильные аварии занимают первое место среди причин смертности. Результаты нашего анализа показывают: несмотря на то, что наблюдается тенденция к снижению количества ДТП в странах с высоким уровнем развития, однако США занимают первое место в мире по абсолютным и относительным показателям дорожно-транспортных происшествий.

Согласно официальным статистическим данным, которые далеко не полностью отражают фактическое состояние аварийности, в США ежегодно от ДТП погибают более 40 тысяч человек и более 3,5

---------------

*) См. Амбарцумян В.В. «Война на дорогах». Журнал «Здоровье», №8, стр. 44-47 Филадельфия, США, 2003 г.

 

 

миллиона человек получают увечья, из строя выходят более 25 миллионов автомобилей, ежегодный ущерб составляет более 200 миллиардов долларов США.

Количество погибших в ДТП на дорогах Европы ежегодно превышает 40 тыс. человек. Если рассматривать ситуацию в крупных европейских странах, то меньше всего автомобилистов гибнет в Англии - около 3,4 тыс. в год. Первостепеннейшей задачей сегодняшнего дня для всего мира является обеспечение безопасности дорожного движения (БДД).

В качестве реального механизма повышения безопасности дорожного движения предлагается методика самосовершенствования водителя, основанная на выявлении и учете индивидуальных качеств водителей. Целесообразность применения индивидуального подхода для решения проблемы повышения БДД заключается в том, что в предлагаемой методике заложен механизм улучшения и совершенствования индивидуального поведения водителя, основанный на выявлении характерных особенностей каждого водителя.

С практической точки зрения безопасность - это отсутствие опасности, в буквальном смысле этого слова. Однако внутреннее содержание этого простого слова гораздо глубже. Что значит для человека быть безопасным? Это прежде всего внутреннее спокойствие - то, что человек не испытывает никаких страхов, тревог и стрессов.

Второй содержательный уровень слова «безопасность» ассоциируется с такими понятиями, как успех, благополучие и, в конечном итоге, счастье, потому что ваши дети, ваша «вторая половина», ваша семья, ваши родственники, ваш город и, наконец, ваша страна не испытывает никаких опасностей и, следовательно, гармонично развиваются и благополучно процветают.

Третий содержательный уровень безопасности заключается в том, что если обеспечивается полная экологическая безопасность окружающей среды, тогда нашей планете не грозит экологическая катастрофа, хотя имеется множество прогнозов, предрекающих гибель цивилизации на нашей планете в ближайшем будущем.

Можно и дальше перечислять те сферы, в которых это понятие имеет весьма важное значение, - это, например, национальная безопасность, военная безопасность, внутренняя безопасность, внешняя безопасность, информационная безопасность, экономическая безопасность, инвестиционная безопасность, финансовая безопасность и т.д. Приведенные примеры достаточно ярко демонстрируют роль и значение самого важного на современном этапе понятия - безопасность человека [5, 1,2].

 

9.2. Обоснование необходимости стимулирования водителей

 

1. Необходимость усовершенствования интеллектуального поведения водителяс целью уменьшения отрицательного влияния различных факторов не вызывает никаких сомнений и возражений. Известное философское учение экзистенциализм утверждает, что «все в руках самого человека. За жизнь отвечает он сам. Не общество, не меценаты, не правительство, не общественность, не партии. Вы в ответе за каждый свой поступок - и за дурной, и за хороший. Просто отвечайте за себя, считайте, что именно от вас зависит жизнь всего мира. Когда человек это поймёт, у него сразу определится правильное отношение к окружающему миру и к людям - близким и дальним...».

2. В существующих в настоящее время программах повышения БДД государственных учреждений, научных организаций и страховых компаний выявлению индивидуальных особенностей водителей уделяется крайне незначительное внимание. Предлагаемый метод позволяет выявить индивидуальные особенности, сильные и слабые качества каждого водителя - с целью разработки индивидуальных мероприятий по повышению БДД.

3. Исследования показывают, что методы образования, воспитания и убеждения являются более эффективными в борьбе с правонарушителями, чем методы принуждения и наказания. Поэтому основным преимуществом предлагаемого метода является постоянное и последовательное повышение уровня знаний и мастерства водителя путем самооценки и самостоятельной экспертизы собственного поведения с целью самосовершенствования.

4. На поведение водителя влияет большое количество факторов, которые создают реальные предпосылки для возникновения аварий. Наиболее предрасположенными к авариям являются молодые (до 25 лет) и пожилые (старше 60 лет) водители. Необходимо выяснить, какие из основных факторов - «нежелание», «незнание» и «неумение» - являются главными для данной категории водителей и указать пути изменения индивидуального поведения для устранения этих недостатков.

5. Предложенная методика оказывает неоценимую помощь водителю в повышении его интеллектуального уровня и профессионального мастерства путем постепенного и последовательного самосовершенствования.

6. Ценность предлагаемого нами метода заключается в том, что он может быть с успехом применен в сфере страховой деятельности, связанной с автотранспортом, для стимулирования каждого водителя в повышении БДД [72,75].

 

9. 3. Цель и задачи предлогаемого метода

Методика ставит целью стимулирование каждого водителя в вопросе повышения БДД путем выявления индивидуальных особенностей и самосовершенствования.

Задачами, подлежащими решению, являются:

1. Определение типа личности водителя.

2. Разработка рекомендаций, которые помогут водителю проанализировать свои слабые и сильные стороны, определить пути развития слабых и усиления сильных сторон для улучшения своего индивидуального поведения.

3. Разработка механизма улучшения и совершенствования индивидуального поведения водителя, основанного на выявлении характерных особенностей каждого водителя.

4. Разработка компьютерной адаптивной программы, предназначенной для обеспечения водителя распечаткой с конкретными указаниями принципов, методов и способов улучшения его индивидуального поведения с целью повышения БДД.

5. Разработка методики стимулирования водителя, успешно повышающего БДД, со стороны страховых компаний и автотранспортных предприятий.

 

9. 4. Последовательность разработки метода

 

Хотя на водителя влияет огромное количество объективных и субъективных факторов, тем не менее, количество аварий, несчастных случаев, а также тяжесть их последствий могут быть значительно уменьшены путём улучшения индивидуального поведения водителя.

Методика основана на соционическом анализе. Отдельно взятому водителю соционический анализ поможет понять в комплексе свои слабые и сильные стороны, подскажет пути развития слабых и усиления сильных сторон, учитывая при этом необходимость гармоничного развития личности. Его можно рассматривать как составную часть того, что сейчас развивается на Западе под названием самоменеджмент – управление собой.

Индивидуальное поведение личности формируется в результате сложного взаимодействия: 1) генетических свойств, 2) воспитания и образования и 3) влияния факторов окружающей обстановки, в которой рос и воспитывался данный человек.

Кроме того, индивидуальные качества человека определяются состоянием его здоровья, психологическими, физиологическими, антропометрическими данными, интеллектом человека, его умственными способностями, памятью, типом личности, физическим состоянием и т.д.

Наряду с этим, необходимым условием успешного выполнения работы на производстве, на транспорте и в быту является обеспечение личной безопасности и безопасности окружающих.

Однако не все люди в одинаковой степени могут правильно оценить опасную обстановку и осуществить адекватные действия по предотвращению аварии. Ярким примером может служить тот факт, что водители имеют совершенно различные показатели времени реакции на опасность - от 0,4 до 2,5 сек.

Таким образом, с одной стороны, от водителя требуется обеспечение безопасности, но с другой стороны, постоянно действующие на него отрицательные факторы ограничивают его возможности в выполнении требований безопасности. Разработанная нами методика предназначена для решения этой дилеммы с целью повышения безопасности дорожного движения.

Основная идея типологии личности основана на известных принципах соционики, разработанных знаменитым швейцарским психологом, психиатром и философом Карлом Густавом Юнгом и его последователями – американскими психологами Кэтрин Бриггс и Изабелл Майерс.

Идея предлагаемого нами метода заключается в следующем: чтобы обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих людей, водитель должен менять свое поведение в зависимости от степени влияния на него отрицательных факторов.

Реализация этой идеи осуществляется в следующей последовательности:

1. Вначале выявляется тип личности водителя, т.е. устанавливается – к какому из существующих 16 типов относится данный водитель. Для этого каждому водителю предлагается объективно ответить на вопросы анкеты: как влияют на него семейные, производственные факторы и факторы окружающей среды.

2. Ответы заносятся в специальную таблицу, а затем при помощи данной таблицы определяется предпочтительный тип для данного водителя.

3. В методике предусмотрены два варианта улучшения индивидуального поведения. В первом варианте водитель сам может проанализировать свои сильные и слабые стороны, воспользовавшись данными таблицы И.Майерс - К.Бриггс (см. табл. в 13.4) [68].

4. Во втором варианте, согласно разработанной нами адаптивной программе, компьютер выдает водителю распечатку с конкретными указаниями принципов, методов и способов улучшения его индивидуального поведения с целью повышения БДД.

5. На основе достижения конкретных результатов по повышению интеллектуального уровня и по разработанной программе определяется размер вознаграждения для данного водителя.

 

9.5. Общие сведения о типологии личности

 

Основатель классической школы психоанализа Зигмунд Фрейд заявил о том, что существует ядро человеческой личности: то, что нерационально и не может быть объяснено. Более того, не может быть по-настоящему и изменено. Это и есть главная биологическая особенность психики человека, своеобразная психофизиологическая константа.

Однако это не означает, что перемены, рост и развитие невозможны, что мы безнадёжно «застыли». Просто перемены в основе нашей личности идут чрезвычайно медленно. А иначе и быть не может – изменение чего-то в себе волевым образом (естественно, в лучшую сторону) требует от нас огромных усилий. С годами мы меняемся и можем показаться совсем другими своим знакомым, с которыми мы не встречались много лет. Но, подобно фундаменту старого дома, наша личность практически не изменилась, все перемены произошли только в наблюдаемом со стороны поведении («перепланировка фасада»).

Психофизиологическими исследованиями установлено, что стиль поведения человека и его отношения с окружающими зависят от принадлежности человека к тому или иному темпераменту. Именно при помощи установления типа личности мы сможем управлять нашим поведением и сможем обеспечить здоровый и безопасный образ жизни для себя, а также благоприятные условия для своей семьи и окружающих людей.

Типология (от греч. typos - отпечаток, форма, образец и logos - наука) - это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа. Типология личности человека является результатом типологического описания и сопоставления характерных признаков. Она опирается на выявление сходства и различия изучаемых людей и на поиск способов их идентификации и классификации.

Первые попытки типологии личности сделаны более четырех тысяч лет назад первыми исследователями характеров - древними авестийцами, а затем они были систематизированы Заратуштрой. С тех пор различными исследователями предпринято немало попыток классифицировать людей по различным признакам. Например, в основу типологии темпераментов легли открытия классиков античной медицины - Гиппократа и его последователя Клавдия Галена. Они первыми сделали попытку описать четыре темперамента человека, которую впоследствии дополнил своими исследованиями известный физиолог И.П. Павлов. Четыре основных темперамента - холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический - различаются по таким свойствам нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

У холерика возбуждение преобладает над торможением, он неуравновешен, но активен, и это дает ему силы быстро справляться с проблемами. Характеризуется холерик горячностью и вспыльчивостью; он порывист в поступках.

Для флегматика характерны инертные процессы как возбуждения, так и торможения, но он уравновешен, поэтому успешнее справляется с внутренними проблемами, чем меланхолик. Флегматику свойственны медлительность, спокойствие и недостаточность внешних выражений чувств.

У сангвиника оба процесса уравновешены, легко сменяют друг друга, он гибок и активен. Для сангвиника типична быстрая смена эмоций при их малой глубине и силе.

Самый слабый тип нервной деятельности имеет меланхолик. Он малоподвижен в своих реакциях, нерешителен. Инертность нервных процессов у меланхолика сочетается с их неуравновешенностью. Отсюда - глубина и длительность переживаний.

И.П. Павлов кратко и образно охарактеризовал поведение представителей этих типов нервной системы так: то, что сметет на своем пути холерик, не заметит флегматик и обойдет сангвиник, станет непреодолимым препятствием для меланхолика. Определить, что является причиной, а что - следствием, впервые смог И.П. Павлов, заметивший, что реже болеют и быстрее выздоравливают флегматики и сангвиники.

Самое крупное открытие в области типологии характера личности было сделано в 1920 году. Его автором является швейцарский психолог, психиатр и философ Карл Густав Юнг. Какой-то период своей жизни он работал бок о бок с «отцом» психоанализа Зигмундом Фрейдом, но кардинальные различия во взглядах на природу психики человека привели к их разрыву. Юнг не мог согласиться с доминирующей ролью сексуального фактора в мышлении и поведении человека. Это дало ему возможность построить качественно новую типологию характеров, в основе которой лежит выделение в личности преобладающей психической функции и ее направленности на мир внешний или же на мир внутренний.

На основании своего открытия Юнг в 1923 году построил «Периодическую систему психотипов». По значимости это открытие сопоставимо с созданием периодической системы Менделеева в химии и является революционным для психологической науки.

Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой науки под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, не случайно, а значит поддается классификации. Первая книга по соционике была написана Юнгом в 1921 году. Называлась она "Психологические типы". Это был научный, не рассчитанный на массового читателя труд.

В 1923 году книга была издана на английском языке, и ею заинтересовалась женщина, которая не была психологом по образованию, однако сама с начала столетия занималась классификацией людей. Эту женщину звали Кэтрин Бриггс. Она прервала свою работу и стала изучать труд Юнга.

В 1950-х годах американские психологи Кэтрин Бриггс и Изабелл Майерс взялись за практическое внедрение теории Юнга в жизнь. В своих выводах они исходили из того, что в мышлении и поступках человека на первый план выступает не одна, а две психологические функции, не подавляющие друг друга (по Юнгу). В дальнейшем Кэтрин Бриггс со своей дочерью - Изабелл Майерс совершенствовала предложенные Юнгом методы исследования и популяризировала открытия. Так появился "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" (MBTI).

Согласно "Индикатору", существует 16 типов личности (см. табл.9.4) и четыре темперамента (по И.П. Павлову). Они выявляются в людях очень рано и составляют основу нашей индивидуальности, оставаясь неизменными на протяжении всей жизни человека. Все типы личности одинаково ценны.

Сейчас MBTI – один из самых широко используемых психологических инструментов. Он применяется в больших и малых фирмах для выявления предпочтений служащих при приеме на работу, для формирования гармоничных коллективов, для успешного управления персоналом.

В психологическом мире это направление еще называют Теорией типов или Типологией личности Юнга-Майерс. В литературе, издаваемой под эгидой Американской типологической ассоциации, возникло еще одно название - типоведение, использованное в книгах О.Крегера и Д.М.Тьюсона.

 

9. 5. 1. Анализ типологии личности водителей

 

Многочисленные специальные исследования показывают, что по степени предрасположенности к опасности водителей можно разделить на три категории: весьма надёжные - 15-20%; потенциально опасные или предрасположенные к авариям - 7-12% и так называемые индифферентные водители - 55-65%, которые в одних случаях могут работать безопасно, а в других обстоятельствах могут совершить аварию.

Однако подобная грубая классификация не позволяет разработать профилактические мероприятия на индивидуальном уровне, так как способность водителя обеспечивать безопасное управление автомобилем в процессе дорожного движения зависит от его (водителя) индивидуальных особенностей, требующих более детальной классификации.

В данной работе применен разработанный нами Морфологической анализ для определения индивидуальных особенностей водителей и дифференциации их поведения с целью самооценки, самоэкспертизы водителей и разработки профилактических мероприятий по повышению БДД на индивидуальном уровне.

При управлении автомобилем водитель получает информацию через свои реце

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...