Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология технопарков




 

Типология технопарков
Индустриальные: индустриальные логистические промышленные бизнес-парки
Университетские: университетские экотехнопарки IT-парки технопарки по ТВЗ
Многофункциональные: академические многофункциональные агротехнопарки научно-технологические индустриальные

 

Участники инновационной деятельности и их интересы не могут быть определены с четким разграничением: заинтересованные лица могут одновременно принадлежать к нескольким группам (например, администрация в качестве инвестора, сотрудник в качестве кредитора). Кроме того, разные интересы не всегда однородные в пределах одной группы. Однако чаще всего существует общая заинтересованность в сохранении университета и его стабильного финансового положения, что постоянно облегчает равновесие интересов среди участников деятельности.

В своей деятельности университет рассматривает участвующих лиц (группы лиц) как потенциал достижения цели или удовлетворения потребностей. Лица или группы лиц участвуют в союзе до тех пор, пока сумма полученных преимуществ будет восприниматься большей, чем вклады, вносимые в деятельность университета (начало коалиции).

В качестве связей между участниками инновационной деятельности следует понимать в действительности существующие связи. Например, в виде поступлений факторов производства от субподрядчиков, в виде передачи комплекта конструкторско-технологического документа в производство и т.д. Предметом связей могут быть информация, услуги, финансы. Кроме того, существуют связи с общественностью и экосферой, административной системой государства.

Примерный и далеко не полный перечень заказчиков, сил, факторов и прочих заинтересованных лиц представлен на рис. 6.

Необходимо отметить, что общие потребности и ожидания всех групп потребителей для каждого конкретного университета должны быть детализированы и переведены в конкретные качественные и количественные параметры, конкретные требования к фундаментальным и прикладным исследованиям, опытно-конструкторским работам, содержанию и процессу предоставления научных услуг.

Стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2001 требует от организации определения требований потребителей по каждому виду своей деятельности, в том числе:

- требования, установленные потребителями к номенклатуре и качеству проводимых научно-инновационных работ, срокам поставки и поддержке разработанной продукции;

- незапланированные требования потребителей к продукции и прогнозируемые требования;

- регламентирующие и законодательные требования;

- любые дополнительные требования, определяемые конкретным университетом с учетом его ресурсов, региональных и местных факторов.

Анализ идентифицированных требований потребителей необходимо совместить с дополнительными требованиями внутреннего характера. Порядок согласования определен пунктом 7.2.2 ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

Требования основных потребителей, использующих результаты научно-инновационной деятельности университета. Главной составляющей интегрального результата инновационной деятельности российского технико-технологического вуза являются результаты научно-исследовательской, опытно-конструкторской, инновационной деятельности. Самым крупным заказчиком НИОКР для университета остается государство в лице Минобрнауки РФ, государственных научных фондов - РГНФ и РФФ. Основным механизмом, позволяющим регулировать отношения между участниками научной деятельности, является участие исполнителей в открытых конкурсах на право заключения государственных контрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках целевых научно-технических программ.

Правовое регулирование. Отношения, возникающие между участниками конкурса в процессе проведения конкурсов на размещение государственного заказа на выполнение работ по конкурсным темам, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» в части, дополняющей Федеральный закон Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах о предотвращении коррупции и сокращении бюджетных расходов при организации и закупке продукции для государственных нужд».

Организация и проведение конкурсов осуществляет создаваемая заказчиком конкурсная комиссия по организации и проведению конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

В своей деятельности конкурсная подкомиссия руководствуется федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации, а также положением о конкурсной подкомиссии. При всем разнообразии положений о порядке проведения конкурсного отбора есть общие правила, которыми следует руководствоваться всем участникам конкурсов.

Требования конкурсного отбора. Требования для определения победителей открытого конкурса работ по конкурсным темам устанавливаются государственным заказчиком. Основные из них следующие:

1. Направления исследований должны соответствовать «Приоритетным направлениям науки и техники РФ», «Перечню критических технологий», утвержденным Указом Президента РФ от 30 марта 2002 года.

2. К признакам научной новизны проекта относятся: постановка новой научной проблемы; введение новых научных категорий и понятий, развивающих представление о конкретной отрасли знания; раскрытие новых закономерностей развития естественных и общественных процессов; применение новых методов, инструментов, аппарата исследования; разработка и научное обоснование предложений об обновлении объектов, процессов и технологий, используемых в экономике и управлении; развитие научных представлений об окружающем мире, природе, обществе.

3. Уровень достижения научно-технического прогресса, предложенный в проекте, характеризуется степенью использования развития науки и техники, передовых научно-технических знаний. Технический уровень - мера использования достижений технического прогресса для удовлетворения конкретных потребностей, степень технического совершенства продукции, новизны и прогрессивности конструкторско-технологических решений. Технический уровень продукции - относительный показатель - определяется на основе сравнения параметров и характеристик предлагаемого в проекте продукта с показателями базового образца соответствующего уровня, имеющегося в стране и за рубежом.

4. Полученные результаты исследования должны иметь межотраслевой и межрегиональный характер, должен быть раскрыт механизм использования результатов исследования другими предприятиями, отраслями и регионами.

5. Научно-технический потенциал исполнителя проекта должен соответствовать имеющиеся в его распоряжении кадровой, производственно-технической, опытно-экспериментальной, приборной базе, уровню и сложности решаемых задач.

6. Результатом реализации проекта должно быть создание и организация производства инновационного продукта при наличии в субъекте РФ предприятий, организаций, готовых реализовать проект, наличие платежеспособного рынка.

7. Патентоспособность результатов научно-исследователь-ских, опытно-конструкторских и технологических работ определяется наличием объекта интеллектуальной собственности и его идентификация.

8. В проекте определяются возможности снижения негативных последствий на окружающую среду, ресурсосберегающая эффективность предлагаемых технологий.

9. Результаты исследований должны отвечать требованиям, предъявляемым к производственной, эксплуатационной и ремонтной технологиям, обеспечивающим достижение заданных показателей качества при минимальных затратах на изготовление, техническое обслуживание и ремонт, а также требованиям технической рациональности, системных, схемных и конструктивных решений. Использование прогрессивных технологических процессов, применение унифицированного и типового оборудования, технологической оснастки в процессе производства, эксплуатации и ремонта.

10. При установлении цены проекта предлагают размеры финансирования из средств федерального бюджета, а также механизм и объемы привлекаемых средств внебюджетных источников и бюджета региона.

11. Должна быть определена направленность проекта на создание новых рабочих мест и увеличение занятости, улучшение качества жизни населения, создание здоровьесберегающих технологий, использование новых знаний в образовании, решении природоохранных проблем.

Требование технического задания. Основанием для выполнения работ служит информация, содержащаяся в извещении о проведении конкурса. При формировании технического задания проекта указывается следующее:

1. Исполнитель и соисполнители работ. Указывается численный состав участников исследования, их должности, ученые звания, стаж работы по специальности.

2. Цель, задачи и исходные данные для проведения работы. Краткая, конкретная формулировка сути исследования, которая видится в решении основной проблемы и обеспечивает внесение значительного вклада в теорию и практику. В соответствии с основной целью следует выделить 3-4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения цели исследования.

3. Основное содержание работы. Приводятся данные, отражающие сущность и методику исследования:

- выбор направления исследования, включающий обоснование направления исследования, методы решения задач и их сравнительную оценку, описание выбранной общей методики проведения НИР;

- процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определения характера и содержания исследования, методы исследования, методы расчета, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

- обобщение и оценка результатов исследований, включающих оценку полноты решений поставленной задачи, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

4. Перечень этапов, сроки выполнения этапов, стоимость работы (этапов). Содержание и сроки выполнения основных этапов работ определяются календарным планом, составляющим неотъемлемую часть заявки. Предусматриваются отдельные этапы, раскрывающие содержание работы, сроки их завершения (промежуточные сроки), финансовые, организационно-экономические и другие условия.

5. Результаты работы. Оценивается полнота решения поставленных задач, разрабатываются рекомендации по конкретному использованию результатов исследования, оценивается технико-экономическая эффективность освоения результатов исследования, оцениваются данные научно-технического уровня.

По окончании работ исполнитель представляет заказчику акт сдачи-приемки научно-технической продукции, прилагает к нему следующие основные документы: научно-технический отчет, выполненный в соответствии с ГОСТ 7.32-2001; комплект научной, технической и другой документации, предусмотренный техническим заданием.

Порядок выполнения, сдачи и приемки работ, права сторон на результаты работы должны соответствовать общим требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.

Реальным устойчивым источником финансирования за счет средств федерального бюджета и частных инвесторов инновационной деятельности становится государственный «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере». Целевые программы фонда успешно реализуются и стали важным фактором стимулирования малого научно-технического предпринимательства. Программы фонда представлены в таблице 4.

Механизм взаимодействия участников инновационной деятельности определяется условиями и требованиями программ. Основная цель программы «Старт» - содействие ученым, преподавателям, студентам, инженерно-техническим работникам, стремящимся разработать и освоить производство нового товара (изделия, технологии, услуги).

Основные требования программы «Старт»:

- наличиенаучно-технического результата;

- права на интеллектуальную собственность или соглашение по их использованию в следующих областях научно-технической деятельности: информационные технологии, программный продукт, телекоммуникационные системы, медицина, фармакология, биотехнология для медицины, химия, химическая технология, новые материалы, строительство, электроника, приборостроение, машиностроение, биотехнология, сельское хозяйство, пищевая промышленность;

- заявитель в течение года создает компанию, являющуюся малой в соответствии с российским законодательством;

- фонд осуществляет финансовую поддержку компании в течение 3-х лет, к концу третьего года число работников должно составить 5-20 человек, объем реализации продукции 30 млн руб.;

- заявители сами определяют и согласовывают с фондом, какие действия им необходимо осуществить для исследований, разработки образца, испытаний, патентования, составления бизнес-плана.

Таблица 4

 

Действующие программы «Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»

 

Название программы Назначение программы
Основные:
«Старт» Для результатов, которые целесообразно коммерциализировать через стартующие «spin-off» компании
«Темп» Для результатов, которые целесообразно лицензировать существующим малым компаниям
«ПУСК» Для складывающегося партнерства малого предприятия и вуза, когда вуз готовит для компании пакет - новую технологию со специально под нее подготовленными кадрами
Конкурс Традиционная программа для любых малых инновационных компаний
Дополнительные:
Ползуновские гранты Студенты, аспиранты, молодые специалисты в малом бизнесе
«УМНИК» («Участник молодежного научно-инновационного конкурса») Поддержка молодежи, стремящейся к самореализации через инновационную деятельность
Научное приборостроение Разработка и производство приборов малыми предприятиями для университетов
Учебный курс Разработка в университетах новых учебных курсов под заказ малых предприятий

 

Главная задача программы «Темп» - способствовать коммерциализации интеллектуальной собственности, которая есть прежде всего в государственных научных институтах и университетах, выполняющих научные исследования, причем фундаментального характера. В программе «Темп» каждый занимается своим делом: ученые в институтах и университетах генерируют новые идеи и, получая научные результаты, создают интеллектуальную собственность, а малые компании (не обязательно только инновационные) эти результаты лицензируют, осваивая производство продукта на базе научных идей.

Программа «Пуск» («Партнерство университетов с компаниями») в отличие от других программ основывается на партнерстве не только ради технологий, но и для сопровождения новой технологии кадрами, т.е. университет готовит и передает предприятию (компании) технологии с кадровым сопровождением.

Для фонда наличие трех названных программ - это существование разных механизмов содействия коммерциализации научных разработок. Если компания предпочитает самостоятельно коммерциализировать свои разработки, используется программа «Старт»; хочет лицензировать свой продукт - программа «Темп»; существует необходимость в получении технологии вместе с обученными кадрами - программа «Пуск».

Значительная часть финансовых средств в университет поступает от хозяйствующих субъектов (предприятий различных форм собственности) по хозяйственным договорам. Оформление отношений с этой группой потребителей, их запросы и требования всегда индивидуальны и многообразны. Основные требования сводятся к следующему:

- наличие конструкторско-технологической документации;

- защита прав интеллектуальной собственности;

- возможность оказания консалтинговых услуг;

- техническое сопровождение продукта (технологии) в ходе освоения;

- устойчивый спрос на новый продукт.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Развитие творческого, эвристического мышления молодежи - основная задача вуза на современном этапе. Известно, что неудовлетворенность качеством образования имеет глобальный характер, так как, принимая во внимание тот факт, что удвоение совокупного объема знаний в мире в начале ХХ века происходило за два года, а в начале ХХI века - за несколько месяцев, знания, полученные студентами в аудитории, априори устаревают к моменту их выпуска. Поэтому формирование навыков решения учебных и профессиональных задач эвристическим, творческим способом позволит новому поколению быть востребованными в инновационном секторе экономики.

Особенность творческой деятельности заключается в том, что она всегда проблемно обусловлена. Творческий поиск протекает с достаточной долей интенсивности только при наличии мощного стимулирующего фактора, способного перерасти в устойчивый внутренний мотив.

Взяв на вооружение перспективы, предлагаемые авторами, представляется возможным, по крайней мере, в условиях вуза создать педагогическую систему, формирующую творческое мышление будущих специалистов на всех этапах обучения, выходом которой будет являться специалист, подготовленный для работы в инновационной сфере экономики.

 

 

СОКРАЩЕНИЕ СЛОВ

ВИНИТИ - Всероссийский институт научной и технической информации

ГПНТБ - Государственная публичная научно-техническая библиотека

УДК - Универсальная десятичная классификация

ТП - технологический процесс

НИР - научно-исследовательская работа

НТТ - научно-техническое творчество

ТР - техническое решение

ДВС - двигатель внутреннего сгорания

ТО - технический объект

ТС - техническое средство

МКВ - метод контрольных вопросов

ИКР - идеальный конечный результат

АРИЗ - метод алгоритма решения изобретательских задач

КПД - коэффициент полезного действия

САПР - система автоматизированного проектирования

НИОКР - научно-исследовательская опытно-конструктор-ская работа

НТП - научно-технический прогресс

ПСНТ - процесс создания новой техники (технологии)

ФИ - фундаментальные исследования

ПИ- прикладные исследования

ОКР - опытно-конструкторская работа

Ос - освоение промышленного производства новых изделий

ПП - промышленное производство

НИД - научно-исследовательская деятельность

ИП - инновационное предприятие

РАН - Российская Академия наук

РГНФ - Российский государственный научный фонд

РФФ - Российский федеративный фонд

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1986. - 200 с.

2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования. Основы теории и методики: Учеб. пособие. - СПб, 1992.

3. Аренс В.Ж. Азбука исследователя. - Москва «Интермет инжиниринг», 2006. - 211 с.

4. Баркан Д.И., Ходяченко В.Б. Поймем наш бизнес: как сегментировать рынок и изучить потребителя. - Л.: Аквилон, 1991.

5. Беляевский И.К. Использование матриц в разработке стратегии маркетинга // Экономика и коммерция. - 1994. - № 3. - С. 109-121.

6. Буш Г.Я. Методологические основы научного управления изобретательством. - Рига: Лиесма, 1974. - 167 с.

7. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. - М.: Наука, 1990.

8. Васильцова В.М. Особенности сбора первичной информации в инновационном маркетинге // Инновации. - 1996. -№ 1. - С. 44-45.

9. Х Всероссийский инновационный форум. Томск. 2009. - Тверской ИнноЦентр ТвГУ, 2008. - 412 с.

10. Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 160 с.

11. ГОСТ Р ИСО 9001-2001.

12. Гореликова Г.А. Основы научных исследований: Учебное пособие / Г.А. Гореликова; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. 2003. - 56 с.

13. ДворянкинА.И., ПоловинкинА.И., СоболевА.Н. Методысинтеза технических решений. - М.: Наука, 1977. - 104 с.

14. Джонс Дж. К. Методы проектирования / Пер. с англ. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

15. Зинов В.Г. Менеджмент инноваций: Кадровое обеспечение. - M.: Дело, 2005. - 496 с.

16. Карпов В. Маркетинговое исследование рынка: Методы получения информации и ее анализ // Маркетинг. - 1994. - № 2. - С. 78-88.

17. Козлов Л.А. Когнитивное моделирование на ранних стадиях проектной деятельности: Учебное пособие. - 3-е изд. перераб. и доп. / Алт. гос. университет им. И.И. Ползунова. - Барнаул: АлГТУ, 2001. - 247 с.

18. Лазарев Е.Н., Ким В.П. Организация научно-исследо-вательской работы студентов: Учеб. пос. - ЛИСТ, 1984. - 30 с.

19. Лобанова Е.Н. Прогнозирование с учетом факторов цикличности // Вестник Академии Наук СССР. Серия экономическая. - 1991. - № 3. - С. 62-72.

20. Максименко А.А. Инновационные технологии Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова / А.А. Максименко, С.В. Новосёлов; под ред. В.В. Евстигнеева; Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2006. - 112 с.

21. Маюрникова Л.А. Основы научной деятельности и перспектива роста исследователя // Техника и технология пищевых производств: сб. научных работ; Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. - Кемерово, 2006. - С. 21-24.

22. Методы поиска новых технических решений / Под ред. д.т.н., проф. А.И. Половинкина. - Йошкар-Ола: Марийское книжн. изд-во, 1976. - 192 с.

23. Методические рекомендации по проведению патентных исследований. - М.: ВНИИПИ, 1988.

24. Моисеева Н.К. Выбор технических решений при созданииновых изделий. - М.: Машиностроение, 1980. - 320 с.

25. Новосёлов С.В., Маюрникова Л.А. Менеджмент научно-инновационной деятельности технико-технологического уни-верситета: проблемы и решения: монография / АлтГТУ им. И.И. Ползунова, КемТИПП. - Кемерово, 2007. - 197 с.

26. Новосёлов С.В. Организация инновационной деятельности на основе процессов развития // Ползуновский вестник № 1, Управление в социальных и экономических системах: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, Барнаул, 2006. - С.176-180.

27. Новосёлов С.В. Основы аналитической системы управ-ления инновационным развитием в региональных условиях Алтая / Материалы Х Всесибирского инновационного форума с международным участием. 10-12 октября 2007 г.; под ред. В.И Зинченко, Е.А. Лурье; Администрация Томской области, Тверской Инновацентр, Минобрнауки РФ. - г. Томск, 2008. - С. 297-304.

28. Новосёлов С.В. Инновационный менеджмент в стратегии развития экономики, «основанной на знаниях»: Учебное пособие для слушателей программы «Мастер делового администрирования» МВА / Алт. гос. техн. ун-т им. И.И. Ползунова. - Барнаул, Изд-во АлтГТУ, 2004. - 126 с.

29. Новосёлов А.Л., Новосёлов С.В., Новосёлов А.А. Научно-техническое творчество / Алт. гос. техн. ун-т. им. И.И. Ползунова. - Барнаул: Изд-во АлтГТУ им. И.И. Ползунова, 2003. - 126 с.

30. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

31. Поспелов Д.А. Эвристика. - БСЭ, 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1978. - Т. 29. - 559 с.

32. Скорняков Э.П. Маркетинговые исследования на основе патентной информации. - М.: ВНИИПИ, 1996.

33. Татаркин Е.Ю., Маков А.М., Ситников А.А. Методы творчества: Учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та им. И.И. Ползунова, 1998. - 84 с.

34. Твисс Брайан. Управление научно-техническими нововведениями / Пер. с англ. - М.: Экономика, 1989.

35. Терминологический словарь по вопросам управления инновационными проектами / Сост.: И.А. Липанова, И.С. Терентьева. - СПб., 2004. - (Серия «Инновационная деятельность», Вып. 28). - 66 с.

36. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ. / Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. - М.: Экономика, 1989. - 271 с.

37. Формирование инновационно-ориентированной тематики НИОКР вузов: материалы семинара-совещания // Инновации. - 2008. - № 2. - С. 3-8.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...