Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели, задачи, движущие силы процесса воспитания




Воспитание (интегр.) – функция человеческого общества по передаче ранее накопленного общества (з.у.н., творческое умение, трудовая деятельность, ценностных ориентаций) от старшего поколения к младшему 2-мя способами:

1 – через специально организованные формы (системы образования)

2 – естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияния среды)

Воспитание (диф.) – ц.с.п. по созданию условий для развития личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Платон – общественный характер воспитания

Аристотель – индивидуальные особенности

Каменский – общественный характер

Руссо – индивидуальное общение на природе

Толстой – свободное воспитание

Ушинский – психологические основы процесса воспитания

Блонский – целостный подход

Крупская, Макаренко, Сухомлинский – активная творческая личность, воспитание в коллективе через коллектив.

Цель – идущий из глубины веков идеал разносторонней гармонически развитой личности

Сущность процесса воспитания – перевод общечеловеческой культуры в индивидуальную форму использования.

Функции воспитания:

- образовательная

- обучающая

- развивающая

 

РЕБЕНОК КАК СУБЪЕКТ ЦЕЛОСТНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Факторы, влияющие на развитие личности:

1. Наследственность 2. Среда 3. Воспитание

Подходы, теории:

1/ Биогенетическая теория (Платон, Аристотель, Фрейд).

Основной фактор – наследственность. Идея – человек развивается по заранее заложенной программе. Воспитание – вспомогательная роль и помогает реализации данной программы.

Начало ХХ века – наука педология (о детях), цель – выявить особую наследственность. 1936 г. – педология – лженаука, запретили. Второе дыхание – начало 90-х гг. – большой интерес к изучению индивидуальности.

2/ Социогенетический подход (Руссо, Чернышевский) XVIII в.

Основной фактор – среда, черн. – против биогенетического подхода.

Чернышевский – нравственное воспитание. Дж. Локк – ребенок чистит доску, Белинский – ребенок не чистит доскау, а результат развития зависит от качества доски и кто на ней пишет».

3/ Персоналистический подход (Роджерс, Маслоу).

Основной фактор – внутреннее «Я», т.е. адекватная самооценка, развитие человека. Персона – развитие внутреннего мира человека.

Педагогическая этапность возрастного развития детей дошкольного и школьного возраста:

1. Младенческий возраст 0-1. Общение со взрослыми и предметная деятельность.

2. Раннее детство 1-3. Кризис. переход, предметная деятельность, общение со взрослыми, речь, самостоятельность.

3. Дошкольный возраст 3-5(7) – заклад. все осн. развития личности. Основной вид деятельности – игра.

4. Младший школьный возраст 6-10 (6-7 осн. вид деятельности – учетная в сочетании с игрой), адаптация к школе.

5. Подростковый возраст 11-14 (15) переход от детского к взрослому, пол. созревание, возраст максималистов, ранимы «Я взрослый, нечего меня контролировать». Референтная группа – люди, которые значимы для подростка (сверстники). Осознание своего «Я», познание, самооценка.

6. Юношеский возраст 15-18, заканчивается физиологическое созревание организма. Период выбора профессии.

Права и обязанности ребенка:

Декларация прав ребенка 1959 г. – официальное или торж. заявление, которое не имеет юридической силы – рекомендация, в которой указаны основные принципы программного положения. Девять позиций.

Конвенция о правах ребенка. 1989. «Великая хартия вольностей для детей

- преамбула

- I часть с 1 по 41 статью

- II часть с 42 по 54 статью

 

ПРОФКОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

МАСТЕРСТВО

ПК – это единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению его педагогической деятельности.

Структура ПК раскрывается через педагогические умения

· переводить содержание педагогического процесса в конкретные задачи

· построить и привести в движение педагогическую систему. Спланировать работу, выбрать методы, формы, средства, способы контроля

· выделять и устанавливать взаимосвязь между комп. и факторами педагогической системы, педагогического процесса

· умения учета и оценки результата профессиональной деятельности.

Квалификационная характеристика – свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта.

Теоретическая готовность

1) аналитические умения

2) прогностические умения

3) проективные умения

4) рефлексивные умения

Практическая готовность:

1. организаторские 2. коммуникативные

умения умения

 

* мобилизационные (собр.вним.) * перцептивные (пед. общение)

* информацион. (уметь печатать) * умение педагогически общаться

* развивающие (развивать работу с

опорой на активность ребенка)

* ориентационные (формирование

на морально-цен. ориентировки)

Педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности.

Элементы педагогического мастерства:

1) гуманистическая направленность личности

2) профессиональные знания

3) педагогические способности

4) педагогическая техника

5) педагогический такт

Элементы педагогической техники:

1) пантомимика

2) мимика

3) техника речи

4) дикция

5) ритмика

Сухомлинский: «Надо прежде всего понимать …… детского сердца».

«Нельзя допускать прорастания угрюмости, надо общаться с юмором, быть оптимистом».

Макаренко: «Как можно больше требовательности, как можно больше уважения к ученику».

 

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

Педагогическая наука – это наука о закономерностях процесса воспитания и образования детей и взрослых.

 

Постоянные задачи

Задачи педагогики:

1) вскрыть закономерности в педагогической науке

2) изучение и обобщение педагогического опыта. Не только положительной, но и отрицательный опыт

3) педагогическая инноватика – разработка новых методов, форм, средств в педагогической науке

4) педагогическая футурология – прогнозирование образования на ближайшее отдаленное будущее

5) внедрение современных методов в педагогическую практику

Временные задачи: создание образовательных стандартов, создание электронной библиотеки, базы данных.

Воспитание 1 – функция человеческого общества по передаче ранее накопленного обществом (зун, творчч. труд. деятельности, ценност. ориент) от старшего поколения к младшему двумя способами: 1) через специально организованные формы (система образования), 2) естественное усвоение (через межпоколенные связи и влияние среды)

Воспитание 2 - целевая система преподавания по созданию условий для развития личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Воспитание как категория имеет 4 характеристики: 1 – вечна, 2 – социальная, 3 – историческая, 4 – классовый характер основного понятия.

Обучение – целевая система преподавания по созданию условий для активной учебно-познавательной деятельности учащихся, в процессе которой они овладевают * з.у.н, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоциональных ценностных отношений.

Самовоспитание – это целенаправленная работа личности над своим духовным ростом.

Перевоспитание – корректировка поведения личности

Образование – это целенаправленная система преподавания по созданию условий для овладения младшим поколением: *зун, * способами деятельности, * опытом творческой деятельности, * опытом эмоционально ценностных отношений.

Система педагогических наук – это совокупность педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых.

Отрасли педагогики: 1.Препатальная – наука о закономерности образования и обучения детей внутри утробы матери. 2. Ясельная педагогика – младший возраст. 3. Дошкольная – детей дошкольного возраста. 4. Школьная – детей школьного возраста. 5. Педагогика средне-специального образования. 6. Педагогика профессионально-технического образования. 7. Педагогика высшей школы. 8. Производственная. 9. Военная. 10. Социальная – внешкольное образование. 11. Третьего возраста – пенсионного возраста. 12. Исправительно-трудовая – людей, находящихся в заключении. 13. Сравнительная – сравнивание в разных странах. 14. Лечебная – больных, недомогающих. 15. История педагогики – исследование педагогического наследия. 16. Методики обучения детей и взрослых. 17. Специальные педагогические науки – работа с детьми и взрослыми, которые имеют физические отклонения в развитии *сурдопедагогика (глухие), * тифлопедагогика (плохо видящие и слепые), * олигофренопедагогика (умственно-отсталые)

Метод – способ познания окружающей действительности

Методы исследования – способы решения научно-исследовательских задач

Группа методов.

Метод естественных наблюдений – т.е. непосредственное восприятие изучаемых явлений * непосредственные * апосредованные. Сплошные дискретные наблюдения. …………… наблюдения – длительное время ретроспективные – в прошлом. Ср. Написание протоколов, дневниковые записи, видеозаписи и т.д.

Опросные методы – беседа, анкетирование, интервью. Анкетирование – открытое, т.е. есть вопрос, но нет ответа, закрытое – наоборот, смешанное.

Педагогический эксперимент – цель – проверить гипотезу опытно

1) констатирующий эксперимент – выявить проблему

2) формирующий – по определенному плану внедряется та или иная методика

3) контрольный эксперимент – проверка внедрений методики

Социометрические методы – направлены на выяснение межличностных отношений – тестирование, методы псих. диагностики.

Методы изуч. документации

Методы изучения продуктов деятельности – творческие работы, аппликация

Методы моделирования – моделирование ситуаций

Методы провокаций – не приветствуется в ток-шоу

Мет оды мемуаров, анализ мемуаров (твой дневник – анализ изменений)

Методы математического исследования

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...