Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Главные и второстепенные члены предложения




Цели: развивать умение устанавливать связь слов в предло­жении; учить распознавать в предложении главные и второсте­пенные члены.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте предложения. Это текст? Докажите. (Предло­жения объединены общей темой.)

— Какое название подойдёт к этому тексту?

III. Актуализация знаний

Словарный диктант

Праздник, вместе, орех, овёс, метро, класс, ягода, ученица, быстро, суббота, хорошо, вдруг.

IV. Самоопределение к деятельности

— Составьте из слов предложение и запишите его. рос, на, могучий, поляне, дуб

— Какое это предложение?

— Найдите основу предложения. Какие члены предложения составляют его основу?

— Назовите второстепенные члены предложения. Какие чле­ны предложения они поясняют?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа с предложениями

(Запись предложений под диктовку.)

Лучи солнца заиграли на зелёных полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики.

По Д. Зуеву

— Найдите главные члены в каждом предложении, подчерк­ните их.

— Назовите слова, которые поясняют главные члены.

— Поставьте к ним вопросы.

— Составьте схему второго предложения.

2. Работа по учебнику

Упр. 42 (с. 29).

(Работа в парах. Взаимопроверка.)

Упр. 43 (с. 29).

(Самостоятельное выполнение.)

Упр.44 (с. 29).

— Прочитайте текст.

— Какие орфограммы вам встретились?

— Пользуясь памяткой 6 на с. 146—147, подготовьтесь к пись­му по памяти.

(Письмо по памяти. Проверка.)

3. Работа со словом из словаря

— Встроках стихотворения встретилось слово восток. Най­дите это слово в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом восток, запишите.

— Запомните написание этого слова.

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 45 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся по цепоч­ке называют слова с орфограммами и объясняют их написание.)

Упр.47 (с. 30). (Работа в парах. Проверка.)

— Какое предложение вы записали к первой схеме? (В огороде созрели красные помидоры.)

— А ко второй схеме? (Ворона громко каркнула.)

VIII. Рефлексия

— Какие члены предложения вы знаете?

— Какие члены предложения называются главными?

— Какие члены предложения называются второстепенными?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Упр. 46(с. 30).

Тема: Простое и сложное предложения

Цели: познакомить с понятием сложное предложение; разви­вать умение устанавливать связь слов в предложении.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте нераспространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Прочитайте распространённые предложения. Назовите грамматическую основу.

— Объясните написание слов с орфограммами.

III. Актуализация знаний

(Работа в парах)

— Добавьте в предложения второстепенные члены и запиши­те их.

Зайцы питаются.

Солнце светит.

Ребята пришли.

Набежала туча.

IV. Самоопределение к деятельности

— Прочитайте предложение.

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

А. Пушкин

Что можно о нём сказать? Найдите грамматическую основу предложения. Что вы заметили? (Две основы.)

На какие два простых предложения можно разделить данное предложение? (Туча по небу идёт. Бочка по морю плывёт.)

Как вы думаете, какую роль выполняет запятая в этом пред­ложении?

— Такие предложения называются сложными. Сформулируй­те тему урока.

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 48 (с. 31).

— Прочитайте предложения. Сравните их.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Прочитайте предложения, в которых основа состоит из двух главных членов. (Осыпается весь наш бедный сад. Выпал тонкий снежок.)

— Прочитайте предложения, в которых основа состоит из од­ного главного члена. (Осень. Подморозило.)

— Прочитайте ниже сведения о языке.

— Какое предложение называется простым?

— Какой может быть основа простого предложения? Приве­дите примеры.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 49 (с. 31).

— Прочитайте первое предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это простое предложение.)

— Докажите. (Одна грамматическая основа. Денёк выдался.)

— Прочитайте второе предложение. Что вы можете о нём ска­зать? (Это сложное предложение.)

Докажите. (Три грамматические основы. Тучи рассеялись, ветер улёгся, солнце выглянуло.)

— Как простые предложения отделены друг от друга? (Запя­тыми.)

— Прочитайте сведения о языке на с. 32.

— Какое предложение называется сложным?

— Сколько грамматических основ может быть в сложном предложении?

— Как отделяются друг от друга простые предложения, вхо­дящие в состав сложного?

Упр. 50 (с. 32).

Прочитайте предложение. Что вы можете о нём сказать? (Это сложное предложение.)

Докажите.

(Далее работа по вопросам и заданиям упражнения. Взаимо­проверка.)

VIII. Рефлексия

— Прочитайте.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

А. Пушкин

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

К. Чуковский

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

К. Чуковский

— Какие из данных предложений являются сложными? До­кажите.

— Чем отличается простое предложение от сложного?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Упр. 51 (с. 32).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...