Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Устойчивое развитие, экологическое управление и международная стандартизация




Россия вместе со многими другими странами мира подписала на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) ряд программных документов, которые должны определить согласованную политику во всех странах мира по обеспечению устойчивого развития и сохранению биосферы Земли.

В Повестке дня на XXI век, принятой Конференцией, отмечено, что правительства должны утвердить национальную стратегию устойчивого развития, целями которой должны быть ответственное экономическое развитие и одновременно защита окружающей среды с учетом интересов будущих поколений. Стратегия устойчивого развития должна разрабатываться с широчайшим участием всех групп населения и опираться на тщательную оценку нынешней ситуации и всех инициатив.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.96 № 440, отмечается, что устойчивое развитие - объективное требование времени. При этом под устойчивым развитием понимается такое развитие общества, при котором воздействие на окружающую среду остается в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что природная основа для воспроизводства жизни человека не разрушается [1].

К началу экономических реформ российская экономика оказалась структурно деформированной и неэффективной. Масштаб ее негативного воздействия на окружающую среду (в расчете на единицу производимой продукции) значительно выше, чем в технологически передовых странах. Значительная часть основных производственных фондов России не отвечает современным экологическим требованиям, а 16% ее территории, где проживает более половины населения, характеризуется как экологически неблагополучная. Вместе с тем в России сохранился крупнейший на планете массив естественных экосистем, который служит резервом устойчивости биосферы [2,3].

В процессе выхода страны из нынешнего кризиса и перехода к устойчивому развитию предполагается последовательное решение ряда принципиальных задач:

стабилизация экологической ситуации;

коренное улучшение состояния окружающей среды путем экологизации экономической (хозяйственной) деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкого распространения экологически ориентированных методов управления;

ведение хозяйственной деятельности в пределах хозяйственной емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структур экономики, личного и общественного потребления.

Для России важное значение имеет региональный аспект устойчивого развития. Необходима разработка и реализация программ перехода к устойчивому развитию для каждого региона, а также дальнейшая интеграция этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности [4]:

формирование хозяйственного механизма, регулирующего социально-экономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

выполнение природоохранных мероприятий в городах, пригородных зонах, других населенных пунктах (включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство);

осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализации мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

реконструкции региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Механизмы разработки и принятия решений на различных уровнях управления должны быть ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывать прогнозируемые последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах.

Для управления переходом к устойчивому развитию должны быть установлены показатели (критерии) устойчивого развития, характеризующие качество жизни, уровень экономического развития и экологического благополучия.

Показателями, определяющими степень природоемкости хозяйства, могут служить характеристики уровней потребления природных ресурсов и нарушенности природных экосистем в результате хозяйственной деятельности (на единицу конечной продукции). Показатели экологического благополучия - характеристики состояния окружающей среды, экосистем, охраняемых территорий (природоохранных зон, природных заповедников и др.), качество и уровень загрязнения компонентов окружающей среды атмосферы, воды, почвы и др.).

Очень важно рациональное использование природных ресурсов и его эффективное нормативно-правовое регулирование. Законодательные, нормативно-правовые акты на федеральном, региональном уровнях, устанавливающие порядок предоставления земельных участков в собственность, постоянное или временное пользование, лицензирования комплексного природопользования и недропользования, возмещения нанесенного ущерба окружающей природной среде и др., в совокупности с нормативными документами (стандартами), конкретизирующими их положения, являются составной частью управления природопользованием.

Необходимость рационального природопользования придает особую значимость экологии как его научной основе. В настоящее время в экологии можно выделить ряд самостоятельных научных дисциплин и отраслей научных знаний, таких как промышленная, инженерная, социальная экология и др.

При формировании понятийного аппарата в этой области зачастую отождествляются термины "экология" и "охрана окружающей среды". Под "охраной окружающей среды" в широком смысле понимается совокупность охраны социально-экономической и природной среды, комплекс международных, государственных, региональных и местных административно-хозяйственных, технологических, политических и общественных мероприятий, направленных на обеспечение социально-экономического, культурно-исторического, биологического, химического комфорта, необходимого для сохранения здоровья человека.

Можно полагать, что используемое в Концепции перехода к устойчивому развитию понятие "экологически ориентированные методы управления" соответствует традиционному толкованию термина "методы (целевого) управления", когда в число критериев принятия управленческих решений в обязательном порядке включаются показатели качества (охраны) окружающей среды. Таким образом, используемый в настоящее время термин "экологическое управление" заключает в себе не что иное, как использование экологически ориентированных методов управления, что по смыслу соответствует англоязычному термину "environmental management". Синонимом термину "экологическое управление" может служить термин "управление качеством (охраной) окружающей среды" или в сокращенном варианте "управление окружающей средой".

Следует отметить, что системы экологического управления (СЭУ) являются объектом национальной стандартизации в ряде стран. Известно, что первый национальный стандарт по СЭУ (BS 7750) был принят в Великобритании в 1992 г., затем соответствующие стандарты - во Франции, Испании, Ирландии и ряде других стран [5, 6]. В 1993 г. принят регламент ЕС 1836/93 по экологическому аудиту (ECO-Management and Audit Scheme), устанавливающий правила формирования экологической политики компаний (фирм), аспекты деятельности, контролируемые в процессе экологического аудита, программно-целевое экологическое планирование, декларирование природоохранной деятельности и др.

Возрастающий интерес мировой общественности к экологическому управлению, обеспечение общности методического подхода к решению этой проблемы могло быть достигнуто разработкой соответствующих международных стандартов.

Международная организация по стандартизации (ИСО), учитывая тенденции мирового развития, в частности, необходимость перехода к концепции устойчивого развития, руководствуясь рекомендацией Консультативной группы Президента ИСО, приняла решение о создании Технического комитета ИСО (ИСО/ ТК 207) по тематическому направлению "Управление окружающей средой" или "Экологическое управление". В составе комитета шесть подкомитетов [5-7], деятельность которых охватывает ключевые направления стандартизации в области экологического управления (создание комплекса международных стандартов ИСО 14000), в том числе разработка:

рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования СЭУ для предприятий самого различного профиля (от промышленных до работающих в сфере услуг) и масштаба (от малых до крупных концернов), в которых должны быть отражены общие специфические особенности СЭУ как составной части системы управления предприятия;

требований (спецификаций) к СЭУ (которые могут использоваться для целей сертификации или регистрации СЭУ), а также к органам сертификации СЭУ. В стадии рассмотрения - разработка нормативных документов по СЭУ, учитывающих специфику малого бизнеса;

стандартов по маркировке экологически чистой продукции (т.е. продукции, не наносящей вреда окружающей среде на всех стадиях ее жизненного цикла). Такая маркировка может быть основана на самодекларации изготовителя/поставщика, на результатах сертификационных испытаний продукции и верификации ее соответствующих характеристик (при этом под продукцией подразумевается не только собственно продукция в общепринятом смысле, но и услуги);

стандартов по экологическому аудиту или контролю за работами по охране окружающей среды, проводимыми в масштабе предприятия. Стандарты регламентируют общие принципы организации и проведения такого аудита, процедуры аудита, квалификационные требования к экспертам по экоаудиту;

стандартов-руководств по выбору и определению показателей (индикаторов) экологичности функциональных (производственных) систем, систем управления, качества окружающей среды, ее компонентов, в том числе экосистем, применительно к различным целевому назначению проводимых оценок и характеру деятельности предприятия. Наличие определенной номенклатуры таких показателей, обладающих представительностью, точностью, устойчивостью и т.п., позволит более грамотно организовать мониторинг и прогнозирование параметров экологичности деятельности конкретного предприятия;

стандартов по оценке воздействия на окружающую среду на стадиях жизненного цикла продукции - от проектирования и производства до утилизации. При этом жизненный цикл продукции представляется в виде так называемой продукционной системы: идентификация и анализ входящих в систему и исходящих материальных и энергетических потоков, интерпретация результатов такого параметрического (инвентаризационного) анализа. Предполагается разработка:

методических рекомендаций по оценке экологического риска;

рекомендаций по учету требований по охране окружающей среды в стандартах на продукцию (при этом делается упор на учет воздействия на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла продукции [8.9]);

стандарта на термины и определения в области управления качеством окружающей среды.

ИСО/ТК 207 тесно взаимодействует с ИСО/ТК 176 "Управление качеством продукции", поскольку системы управления качеством продукции и системы управления качеством окружающей среды как объекты стандартизации имеют много сходства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...