Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Звуки и буквы. Гласные звуки




Цели: формировать представление о различиях между звуком и буквой; учить распознавать ударные ибезударные гласные звуки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте однокоренные слова каждой группы. Назовите корень.

— Назовите лишние слова в каждой группе. Докажите. (Гусе­ница, водитель, быстрый, ножка.)

Какие слова называются однокоренными? Расскажите правило.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

(У доски работают два ученика. Можно это задание предло­жить на листочках.)

— Спишите. Найдите в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

Для первого ученика

1) Белка, белый, белить.

2) Вода, водяной, водить.

3) Лист, лиса, лисёнок.

4) Лось, лоскут, лосёнок.

5) Горный, горка, городок.

6) Пёс, песочный, песок.

Для второго ученика

1) Моряки, морские, моржи.

2) Корень, корневой, коржи.

3) Холод, холмик, холодок.

4) Носик, носит, носок.

5) Семя, семечко, семья.

6) Вдруг, подруга, друзья.

2. Коллективная работа

— Составьте и запишите небольшой рассказ на тему «Рыбал­ка», используя опорные слова. Найдите в тексте однокоренные слова, выделите в них корень.

Мальчики, озеро, рыбачить, закинули, удочки, выдернули, рыбка, рыболовы, рыбалка, удачная.

3. Игра «Как зовут мастера?»

— От названия предметов образуйте названия профессий, за­пишите. Выделите в словах корень.

Рыба —..., баян —..., груз —..., трактор —..., кран —..., стол —..., машина —.... (Проверка.)

IV. Самоопределение к деятельности

(На доске записаны буквы.) Е, О, А, Я, Ё, Ю, У, Э.

— На какие две группы можно разделить данные буквы? (Бук­вы, которые обозначают два звука, и буквы, которые обозна­чают один звук.)

Назовите буквы, которые обозначают один звук.

— Какие это звуки? (Гласные.)

Назовите буквы, которые могут обозначать два звука.

— Чем отличается звук от буквы? (Звуки мы произносим и слы­шим, а буквы видим и пишем.)

Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и на­зываем. Во многих случаях между ними есть полное соответствие. Однако букв в русском алфавите 33, а звуков — 42.

Некоторые буквы обозначают несколько звуков. Например, буква б обозначает целых четыре звука: буря [б], битва [б'], хлеб [п], дробь [п'].

А ведь есть ещё «неразлучные» звуки: [йа], [йу], [йо], [йе], ко­торые обозначаются соответственно буквами я, ю, е, ё, т. е. каждая из этих букв может одновременно обозначать два звука!

— А теперь задание. Напишите сначала все звуки, а потом буквы.

— Сколько несоответствий вы нашли между звуками и буквами?

— Попробуйте отыскать в алфавите мягкие согласные. Правильно, безнадёжное дело, так как и для твёрдых, и для мягких звуков буквы одинаковые, например, звуки [т] и [т'] обо­значаются одной буквой т.

Вы представляете, как трудно иностранцу читать русские сло­ва, если он не знает способов обозначения мягкости согласных. Простую фразу «Мальчик пил воду» он может произнести так: «Мялчык пыль водю!»

Мягкие согласные прибегают к услугам других букв: прислу­живает им мягкий знак и буквы и, ю, е, ё, я, которые показывают мягкость стоящего впереди согласного звука.

Вы, конечно, поняли, что звуки и буквы живут в разных цар­ствах: звуки — в царстве того, что мы слышим, а буквы — в цар­стве того, что мы видим. Тот, кто пишет, переводит звуки из мира слышимого в мир видимый. Он как бы надевает на звуки одежду в виде значков — букв. Тот, кто читает, действует наоборот: пере­водит видимые знаки в звучащие слова.

2. Работа по учебнику

Упр. 112(с. 63).

(Работа в парах. Проверка. Несколько учеников делают сооб­щения о гласных звуках и буквах, которые их обозначают.)

— Как правильно обозначить безударный гласный в слове?

Упр.113 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте слова. Назовите безударные гласные и объяс­ните написание слов.

— Как правильно обозначить безударный гласный звук в слове?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

Упр. 114(с. 64).

— Прочитайте строки из стихотворения Ю.Тувима.

— Прочитайте выделенные слова. Как можно назвать их од­ним словом? (Овощи.)

- Кто помнит, чем закончился спор овощей?

- А какой бы вы составили рассказ с таким же названием?

(Заслушиваются несколько рассказов.)

Упр.115 (с. 64).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

2. Работа со словами из словаря

- Найдите названия овощей, которые встретились в упр. 114 и 115, в орфографическом словаре, а также слова овощи и огород.

- Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

- А знаете ли вы, как появились эти слова в русском языке?

- Составьте с этими словами предложения, запишите два из них.

- Запомните написание этих слов.

Материал для учителя

Помидор

Это слово происходит от итальянского слова помидоро и означает «золотое яблоко». Некоторые другие народы, например мексиканцы, американские индейцы, называют это растение томатом. Получается, что этот полезный и вкусный овощ имеет два названия. Поэтому его сок мы обычно называем томатным (по-индейски), а сам он называется (как овощ) по-итальянски.

Огурец

Нам кажется, что этот овощ всегда рос в русских огородах и носил своё чисто русское имя. Наделе же всё несколько сложнее. Огурцу пред­шествовало давно уже исчезнувшее слово, которое, в свою очередь, было заимствовано у греков. Агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, несо­зревший). Ведь и на самом деле, в отличие от своих близких родичей, арбузов и дынь, которые чем спелее, тем вкуснее, огурцы ценятся, пока они не пожелтели, не созрели окончательно: их едят незрелыми. Потому они и названы огурцами.

VIII. Рефлексия

— Составьте из слов пословицы и запишите их. Вставьте про­пущенные буквы.

1) д..ждя, не, мокрый, б..ится (Мокрый дождя не боится.)

2) дома, г..стях, а, лучше, в, хорошо (В гостях хорошо, а дома лучше.)

3) тот, л..нив, и, кто, с.нлив (Кто ленив, тот и сонлив.)

4) там, с.рняк, хлеб, вянет, где, цв..тёт (Где сорняк цветёт, там хлеб вянет.)

- Объясните смысл пословиц.

— Объясните написание слов с орфограммами.

— Как правильно написать слово с безударным гласным зву­ком в корне?

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Чем отличается звук от буквы?

— Как звуки обозначаются на письме?

Домашнее задание

Упр. 116 (с. 64).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...