Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие сведения о композиторе




До свидания, гуси-лебеди

Мордовская народная песня

Обработка М. Грачева

 

 

Выполнила: студентка ПДМ – 113

факультета педагогического и

художественного образования

Кузева Т.С.

Специальность: 050100

педагогическое образование

Профиль: Музыка

Проверила: к.п.н., доцент

Чинякова Н.И.

Саранск 2014

Содержание

1. Общая характеристика мордовского народного песенного творчества…....3

2. Краткие сведения о композиторе…………………………………………......5

3. Музыкально-теоретический анализ партитуры произведения…………......7

4. Вокально-хоровой анализ произведения…………………………………......9

5. Исполнительские трудности…………………………………………………12

6. Музыкально-педагогический анализ произведения………………………..14

7. План разучивания произведения с хором………………………..………….15

8. Список используемых источников…………………………………………..16

 

 

Общая характеристика мордовского народного творчества

Народное музыкальное творчество – это уникальное явление художественной культуры социума. Оно отражает национальное художественное сознание и менталитет того или иного народа, в нем закрепляются эстетические ценности народа. Психологические черты нации находят отражение в метроритмической, методической и гармонической основе народного мелоса. Народная музыкальная культура является первоосновой музыкальной культуры общества, именно на основе народной музыки формируется профессиональная музыкальная школа.

Вариативность народных произведений – одна из причин долгой жизни многих из них, так как исполнители иногда могли несколько приблизить их содержание к своему времени, к эстетическим понятиям современности.

В процессе устного исполнения и творческого восприятия фольклорных произведений при их бытовании закономерно возникали так называемые варианты, их вариативность. Каждое народное произведение жило в народных массах во множестве вариантов, т.е. различных «редакций» разного времени и разных мест. Принципиально эти варианты равномерны между собой, но особенно ценны наиболее полные и художественно совершенные.

Любовь к пению и песне – одна из отличительных черт души и характера мордовского народа. Об этом писали многие русские и иностранные путешественники и ученые.

Необрядовые лирические песни занимали и занимают в мордовском фольклоре особое место. До сих пор они не только широко бытуют, но и отвечают практическим и эстетическим потребностям народа.

Лирические песни достигли высокого идейно-художественного совершенства, поскольку на протяжении веков были художественной летописью и энциклопедией жизни. В лучших своих образцах они стали национальным богатством и гордостью мордовского народа.

Мордовской лирической песне присущи не только глубина и значительность идейного содержания, но и яркое национальное своеобразие музыкального языка.

Мордовские лирические песни делятся на следующие группы: о создании мироздания и труде, молодежи, переселенцах и одиночестве, песни социального протеста.

Мордовская народная лирика чрезвычайно богата художественными средствами выразительности и поэтическими приемами, употребление которых придает лучшим ее образцам неповторимый национальный колорит. Возможно именно поэтому русский композитор Михаил Оскарович Грачев сделал переложение мордовской народной песни «Вай верьга, верьга» (рус. – «Высоко летят») – эрзянская народная песня.

Краткие сведения о композиторе

Грачев Михаил Оскарович родился 15 января 1911 в селе Фелыптин Каменец-Подольской губернии. Композитор. Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР (1962). В 1925—1929 наборщик в типографии в Проскурове. В 1929—1934 учился на музыкальном рабфаке при Московской консерватории, в 1939 окончил консерваторию по классу композиции Б. С. Шехтера. В 1939—1941 композитор и гл. дирижер Национального драматического театра в Сталинабаде. С 1941 живет в Москве.

Сочинения: оперетта — Дорога в Нью-Йорк (1962); для солистов, чтеца, хора и симфонического оркестра — сюиты: Колхозная весна (сл. А. Жарова, 1952), Нерушимая дружба (сл. украинских поэтов, 1954), Под красным знаменем (поэма-кантата, слова революционных поэтов, 1955); для оркестра — симфония (1939), Поэма (1944), 10 пьес Родные напевы (1961), Богатырская сюита (1970); для малый симфонический оркестр — Танцевальная сюита (1943); для духового оркестра — 2 танцевальные сюиты (1967), марши; для солистов, хора и оркестра народных инструментов — кантаты: Поколение победителей (сл. Б. Дубровина, 1958), На земле калмыцкой (сл. калмыцких поэтов, 1962), По заветам Ленина живем (1970); для солистов и оркестра народных инструментов — сюита Хозяева земли (сл. А. Яшина, 1948); для оркестр народных инструментов — сюита Потомки Джангара (1960); для ансамбля народных инструментов — сюита Пионерия (1962), Танцевальная сюита (1966); для ансамбля электромузыкальных инструментов — сюита (1965); струнный квартет (1963); трио (1966); для фортепиано — Калмыцкая рапсодия (1962), 10 пьес (1964), 2 тетради (16 пьес Песни народов России, 1969); для трубы с фортепиано — концертино 1963); для баяна — соната (1965), 20 пьес (1971); 25 хоров без сопровождения – Дружная семья (1965), 2 тетради детских хоров: Голос родины моей (сл. О. Грачева, 1970), Позывные России (сл. О. Грачева, 1971), кантата Калмыцкие песни (сл. народные, 1968); для голоса с ф-п. — циклы на сл. Ш. Петефи и Дж. Родари (1944), 5 романсов на сл. К. Рылеева (1944), 25 калмыцких песен (1961), 11 калмыцких песен (1964).

Автор русского текста Оскар Грачев, отец Михаила Грачева. О нем, к сожалению, нет никакой информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...