Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация




Опубликовано: 25.08.2008 | Рубрика: Юриспруденция» Конституционное право»

Конституционно-правовые нормы — установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения. Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

1. своим содержанием — зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2. источниками, в которых они выражены — основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

3. своеобразием видов — много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

4. учредительным характером содержащихся в них предписаний — конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок;

5. специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

1. по содержанию (по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту):

o нормы, регулирующие основы конституционного строя;

o норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

o нормы, регулирующие федеративное устройство;

o нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

2. по юридической силе:

· нормы, закрепленные в Конституции РФ;

· нормы, закрепленные в ФКЗ;

· нормы, закрепленные в федеральном законе;

· нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.

1. по территории действия:

· нормы, действующие на всей территории РФ;

· нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется МСУ (муниципальные образования).

1. по характеру предписания:

· Управомочивающие нормы — закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы, например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ). В качестве управомочивающих могут также рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи.

· Обязывающие нормы — закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме.

· Запрещающие нормы — содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

1. по степени определенности предписаний:

· Императивные нормы — в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Например, часть 4, статьи 111 Конституции РФ: 1. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой. 3. Госдума рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После 3хкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Госдумой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Госдуму и назначает новые выборы.

· Диспозитивные нормы — предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Например, ч. 3, статьи 117 Конституции РФ: 1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ. 2. Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ. 3. Госдума может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. После выражения Госдумой недоверия Правительству РФ Президент РФ вправе объявить об отставке Правительства РФ либо не согласиться с решением Госдумы. В случае если Госдума в течение 3 месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Госдуму. 4. Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Госдума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

1. по назначению в механизме правового регулирования:

· Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

· Процессуальные (процедурные) нормы определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных правовых актов и так далее. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Госдумы. Много процедурных норм в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

Конституционно-правовые институты — совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

1. основы конституционного строя;

2. основы правового статуса человека и гражданина;

3. федеративное устройство государства;

4. система государственной власти;

5. система местного самоуправления.

По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).

 

28. Координационный эффект и издержки координации, их распределение. Чистая координация.

Трансакционные издержки – это издержки, сопровождающие передачу прав собственности, а также связанные с защитой этих прав. В силу широты этого определения, существует целый ряд классификаций трансакционных издержек.
О.Уильямсон различает два типа трансакционных издержек: ex ante и ex post. К издержкам типа ex ante относятся затраты на составление проекта соглашения и проведения переговоров по нему. Издержки типа ex post включают в себя организационные и эксплуатационные затраты, связанные с использованием структуры управления; затраты, возникающие по причине плохой адаптации; расходы на тяжбы, возникающие в ходе приспособления контрактных отношений к непредвиденным обстоятельствам; затраты, связанные с выполнением контрактных обязательств П. Милгром и Дж. Робертс делят трансакционные издержки на координационную и мотивационную составляющие. К первой категории они относят затраты на временное и пространственное соответствие участников трансакции, а ко второй – затраты на обеспечение стимулов их эффективного взаимодействия.
Издержки координации могут возникать как в рыночных трансакциях, так и внутри фирмы. На рынке издержки координации обусловлены определением цен и других деталей трансакции, характеристик потенциальных партнеров, необходимостью сведения их вместе. Внутри иерархической структуры издержки координации представляют собой издержки передачи информации по различным организационным уровням, выработки эффективного плана деятельности фирмы, доведения этого плана до работников и его последующего осуществления. Кроме того, издержки координации включают в себя альтернативные издержки потерянного времени.
Издержки мотивации так же, как издержки координации, могут возникать и на рынке, и внутри фирмы. И в том, и в другом случае они обуславливаются двумя факторами: несовершенством информации, а также недостоверностью обязательств сторон. В силу несовершенства информации возникают издержки контроля, мониторинга, сбора информации о соблюдении партнерами своих взаимных обязательств в рамках того или иного контракта. Кроме того, несовершенство информации может значительным образом снижать стимулы агентов к вступлению в сделку и необходимы существенные затраты по созданию дополнительной стимулирующей инфраструктуры. Склонность же к оппортунизму (и, как следствие, недостоверность взятых обязательств) также способна порождать издержки, выражающиеся в издержках контроля, составления контракта, принуждения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...