Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Культура средневековой Руси. Язычество и христианство




В конце X века произошло одно из наиболее значимых событий в истории России - приобщение к христианству. Древняя Русь восприняла новую веру далеко неоднозначно: слишком глубокими были укоренившиеся веками языческие традиции, которые оказали огромное влияние на культуру народов, населявших древнерусское государство.

Восточные славяне были знакомы с христианством задолго до официального крещения. Так, по некоторым данным, считается, что около 858 г. Кирилл и Мефодий, прославленные христианские просветители, во время своего пребывания в Хазарском каганате крестилирусов. Примерно в 955 г. приняла крещение вдова князя Игоря, киевская княгиня Ольга. Она же привезла на родину из Константинополя греческих священников. Но ее сын Святослав новой веры не принял, и следующий шаг к православию сделал его сын, князь Владимир.

Император Византии Василий II решил выдать свою сестру Анну за князя Владимира не без дальнего умысла. Он надеялся сохранить власть и получить надежного союзника против своего давнего недруга Варды Фоки, который намеревался сместить его с престола. Брак между язычником и христианкой был невозможен, и князь Владимир принял крещение, поскольку этот союз был выгоден и ему для укрепления собственной страны. Молодое славянское государство в то время испытывало огромную потребность в поддержке Византии. Русь была раздроблена, что существенно ослабляло ее политические позиции.

Немаловажным фактором принятия христианства являлось само язычество: боги, воплощающие их идолы, обряды в разных поселениях существенно отличались друг от друга, и это часто становилось причиной серьезных конфликтов. К примеру, разногласия по поводу того, кого из богов следует считать верховным владыкой, и каким именно образом его следует почитать, могли привести к кровопролитным схваткам. Уместно также вспомнить и о культах некоторых божеств, требующих человеческих жертвоприношений. Так, одному из верховных богов славян Перуну, покровителю воинов и богу грома и молнии, приносились в жертву животные, пленные и даже дети. Надо отметить, что Перун занимал главенствующую позицию в пантеоне богов самого Владимира.

Таким образом, на Руси возникла потребность в создании единой культуры, которая объединила бы разрозненные княжества и стала основой государства. Перед Владимиром встал нелегкий выбор. По свидетельству древних летописцев, киевский князь поддерживал отношения не только с византийским императором, но и с Римом, западноевропейскими государствами, мусульманскими странами, Хазарским каганатом и южными славянами. Вероятно, одной из главных причин того, что выбор пал на Византию, была необыкновенная красота православной службы.

Судьбоносное событие, каким стало Крещение Руси, происходило при следующих обстоятельствах. Летом 988 г. Владимир собрал на берегу Днепра своих подданных, где византийские священнослужители провели обряд крещения. Это было только началом длительного и чрезвычайно сложного процесса, затянувшегося не на одно столетие.

Первые православные храмы на Руси были воздвигнуты византийскими зодчими, у византийских мастеров была заимствована техника древнерусской иконописи, создания манускриптов, мозаик и фресок. Обращение в православную веру послужило мощным толчком для развития славянской письменности, которая была создана Кириллом и Мефодием во второй половине IX века. Основой славянского письма принято считать церковно-славянский (болгарский) язык. Князь Владимир активно способствовал развитию образования, его примеру последовал и его сын Ярослав.

Однако, переход к православию не был легким. Славянское язычество опиралось, главным образом, на обожествление сил природы и культ предков. Древние обряды далеко не сразу сдали свои позиции, процесс внедрения новой веры проходил очень долго и чрезвычайно мучительно. Христианское мировоззрение постепенно проникало во все сферы жизни славян, часто ломая, но иногда и ассимилируясь со старыми верованиями. Письменных свидетельств языческой культуры древних славян не сохранилось, поскольку ее развитие и расцвет пришелся на период, когда славянской письменности еще не существовало. Но до наших дней, благодаря глубинной памяти наших предков, передававших народные сказания и легенды из уст в уста, сохранились имена древних русских богов, богинь, героев и богатырей, демонов и всякой нечисти, вроде леших и домовых.

Несмотря на некоторую насильственность внедрения православного христианства на Руси, надо отметить, что представители церковной власти через некоторое время пошли на определенные уступки. Прочно укоренился религиозный дуализм - сосуществование новой веры и старых языческих традиций. Так, низвергнутый и попираемый Перун, идолы которого безжалостно сжигались или были брошены в реки, постепенно преобразовался и обрел черты православного святого Ильи-пророка. Черный бог Велес, властитель природы, могучий оборотень, вечный враг Перуна, был превращен в христианского святого Власия, бог вешнего света Ярило был отождествлен со святым Георгием.

Сохранились многие языческие обряды, посвященные определенным временам года. К примеру, празднование Коляды, Ивана Купалы, Масленицы осталось практически неискоренимым.

Но самыми прочными оказались языческие верования, посвященные поклонению духам предков и погребальным культам. Восточные славяне верили, что существует не один, а несколько загробных миров, в которые души умерших попадают в зависимости от их образа жизни и правильного выполнения всех сопутствующих случаю обрядов. Здесь уместно вспомнить о христианских представлениях о рае и аде и о православных погребальных традициях.

 

23. Архитектура и литература Киевской Руси

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ- с древнейших времен на Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Преимущественно деревянный характер древнерусской архитектуры обусловил то печальное обстоятельство, что многие архитектурные памятники X-XVII вв. оказались утраченными. Основной элемент любой деревянной конструкции - бревно - определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил - простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей.

  Каменное строительство получило определенное развитие с кон. X - нач. XI вв., что было связано с Крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь Св. Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 гг., и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-егг.). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храмe Киевской Руси - соборе Св. Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси. Софийский собор являет собой образец крестово-купольного храма, получившего особую популярность у древнерусских зодчих. По образцу киевского храма выстроены соборы Св. Софии в Новгороде (1045-1050) и Полоцке. Киевская София опосредованно повлияла и на композицию многих других церковных сооружений Древней Руси, включая Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073-1089; взорван в 1942 г., восстановлен в 1990-е), соборы в Ростове и Суздале.

  Особенностью ранней церковной архитектуры Древней Руси было единство интерьера, достигавшееся за счет низких алтарных перегородок, открывавших взору верующих верхнюю часть алтарной части храма. Такое решение интерьера как бы приближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему Божежественному (сакральному) пространству, объединяло церковь земную и небесную. Из византийской традиции заимствована и традиция украшения внутреннего пространства храмов мозаикой, благодаря яркости и легкости светового решения также символизировавшей единение земного и небесного начал церкви.

  Наряду с каменными храмами строились деревянные церкви, которых было большинство. Из дуба, в частности, был выстроен в 1049 г. и первый Софийский собор в Новгороде - предшественник белокаменной Софии. Историки архитектуры расходятся во мнениях относительно того, какими были взаимоотношения каменной и деревянной архитектуры, какая из них оказывала влияние на развитие другой. Вероятней всего, влияние было двусторонним. Каменная архитектура, особенно храмовая, испытывала определенное влияние деревянного зодчества с его приемами двускатной и четырехскатной кровли и пр., в свою очередь, деревянная архитектура усваивала и осваивала элементы каменного строительства в той мере, в какой они могли бы быть воспроизведены в принципиально ином строительном материале.

  Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец из четырех бревен, образующих при соединении квадрат или прямоугольник, а вся изба представляет собой несколько венцов, наложенных друг на друга - сруб, покрытый двускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранялся и в более сложных сооружениях - теремах, дворцах, крепостных башнях. Иногда вместо четырехугольного сруба (четверика) сооружался восьмиугольный сруб (восьмерик). Принцип соединения четвериков и восьмериков прослеживается и в каменной архитектуре Руси вплоть до Нового времени.

  Чередование четвериков и восьмериков, особенно характерное для храмового зодчества, создало весьма распространенный на Руси тип двух- и многоярусных шатровых храмов - от небольших, односрубных или одностолпных церквей до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывались между собой системой галерей, переходов, крылец. Все здания ставились на деревянные или каменные цоколи (подклеты), в которых размещались частично уходящие под землю подвальные помещения и входы в погреба и подземные ходы.

  Древнейшие храмы Руси часто напоминают византийские образцы, но уже в XII в. в храмовом строительстве отчетливо проявляются самобытные черты, определившие дальнейшее развитие русской архитектуры (соборы Антониева и Юрьева монастырей близ Новгорода и др.); монументальный Георгиевский собор Юрьева монастыря строил первый известный по имени русский архитектор - мастер Петр. В период раздробленности Руси в различных княжествах и землях складываются самостоятельные архитектурные школы. В Новгороде с сер. XII в. преобладают небольшие четырехстолпные одноглавые храмы (Петра и Павла на Синичьей горе, Спаса на Нередице и др.).

Первые произведения оригинальной древнерусской литературы, дошедшие до нас, относятся к середине XI столетия. Их создание обусловлено ростом политического, патриотического сознания раннефеодального общества, стремящегося упрочить новые формы государственности, утвердить суверенность Русской земли. Обосновывая идеи политической и религиозной самостоятельности Руси, литература стремится закрепить новые формы христианской этики, авторитет власти светской и духовной, показать незыблемость, "вечность" феодальных отношений, норм правопорядка.
Основные жанры литературы этого времени исторические: предание, сказание, повесть - и религиозно-дидактические: торжественные слова, поучения, жития, хождения. Исторические жанры, опираясь в своем развитии на соответствующие жанры фольклора, вырабатывают специфические книжные формы повествования "по былинам сего времени". Ведущим жанром становится историческая повесть, основывающаяся на достоверном изображении событий. В зависимости от характера отражаемых в повестях событий они могут быть "воинскими", повестями о княжеских преступлениях и т. д. Каждый вид исторических повестей приобретает свои специфические стилистические особенности.
Центральным героем исторических повестей и сказаний является князь-воин, защитник рубежей споен страны, строитель храмов, ревнитель просвещения, праведный судия своих подданных. Его антипод - князь-крамольник, нарушающий феодальный правопорядок подчинения пассата своему сюзерену, старшему в роде, ведущий кровопролитные междоусобные воины, стремящийся добыть себе власть силой.
Повествование о добрых и злых деяниях князей опирается на свидетельства очевидцев, участников событий, устные предания, бытовавшие в дружинной среде.
Исторические понести и сказания не допускают художественного вымысла н современном значении этого слова. Факты, изложенные и них, документированы, прикреплены к точным датам, соотнесены с другими событиями.
Исторические жанры древнерусской литературы, как правило, бытуют не отдельно, а в составе летописей, где принцип погодного изложения давил возможность включать в нее разнообразный материал: погодную запись, сказание, повесть. Эти исторические жанры были посвящены важнейшим событиям, связанным с военными походами, борьбой против внешних врагов Руси, строительной деятельностью князя, усобицами, необычными явлениями природы-небесными знамениями. В то же время летопись включала и церковную легенду, элементы жития и даже целые жития, юридические документы.
Одним из древнейших дошедших до нас величайших исторических и литературных памятников второй половины XI -начала XII столетия является "Повесть временных лет".‎
"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литературный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс феодального дробления. Созданная в первые десятилетия XII в., она дошла до нас в составе летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них -Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам XV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов XIV в.
В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет" продолжена северорусской Суздальской летописью, доведенной до 1305 г., а Иnатьевская летопись помимо "Повести временных лет" содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды XV-XVI вв. непременно включали в свой состав "Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и стилистической переработке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...