Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системный подход в управлении

Общая логика действий менеджера по осуществлению своих должностных обязанностей.

 

Основная должностная обязанность - как минимум, обеспечение выживаемости организации.

Организация вынуждена взаимодействовать с внешней средой. Внешняя среда агрессивна и представляет собой глобальную систему, которая может не принять или отторгать организацию, следовательно задача менеджера сводиться к тому, чтобы при любом развитии внешней среды сохранить организацию, обеспечить ее выживание. В любом случае менеджер сам формирует концепцию своих должностных обязанностей, а так же конкретные принципы и методы их реализации.

I. Концепция.

Обеспечение условий для выживания организации – свойственна менеджерам, стремящихся избежать риска, лишенных амбиций. Иногда потребность в этой концепции возникает когда менеджер принимает решение о занятии «выжидательных позиций».

Концепция стратегии управления биологического типа – принципы и методы сводятся к недопущению момента ухудшения функционирования фирмы.

Оборонительная концепция – подавления конфликтных ситуаций, устранение причин их появления, адекватное реагирование на изменения внешней среды.

II. Концепция.

Качественное и количественное приращение организации – наступательная тактика и стратегия.

Приращение организации – изменение к лучшему ее качественных / количественных характеристик. Рост осуществляется через рост прибыли.

Показатели приращения:

Основной показатель – показатель приращения, выраженный через прирост объема производства при внедрении новой технологии.

Рост:

· Прибыли

· Объема производства

· Доли на рынке

· Качества

· Производительности труда и т.д.

III. Концепция.

Выведение организации в лидеры – тактика и стратегия, отличающаяся агрессивностью, свойственна амбициозным менеджерам. Принятие управленческих решений носит не стандартный характер.

Чаще всего выведение в лидеры обеспечивается за счет рисковой деятельности: использовании венчурного капитала в больших объемах, и учетом неявно выраженных потребительских интересов.

Любой менеджер должен обеспечить выживаемость организации. Управление это стремление либо создать либо сохранить организацию.

Логика практических действий менеджера по реализации стремления сохранить организацию, зависит от ситуации в организации:

Убыточный характер – перевод из убыточного в безубыточную категорию.

Бесприбыльное (безубыточное) – стремление перевести в прибыльную.

Низкая прибыльность – повышение прибыли.

Низкий уровень эффективности производства (эффективность – зависимость трех экономических показателей: результата производства, затрат на производство и чистого дохода от результатов)

Основные определения содержания категории «управление» как специфического типа профессиональной деятельности.

 

Управление это:

· Воздействие – воздействие на объект управления (в зависимости от ситуации и устремлений на организацию в целом или на отдельный ее компонент) – комплекс мер, нацеленный на трансформацию объекта управления из его текущего состояния в желательное.

· Реагирование – стремление подстроить организацию к изменениям

· Согласование – согласование деятельности структурных подразделений, действий подчиненных и целей. Стремление к объединению организации и всех составляющих ее компонентов через выбор оптимальных действий и оптимального использования ресурсов для достижения фиксируемых целей.

· Наблюдение – стремление смоделировать более совершенную форму объекта управления на основе осмысления и анализа выявленных характеристик в текущей форме.

С точки зрения внутренней среды – процедура воздействия на один или несколько компонентов внутренней среды и контроль за тем должны ли менять свою форму другие компоненты, на которые прямого воздействия не оказывается.

С точки зрения внешней среды – процесс приспособления деятельности организации к требованиям внешней среды или учет таких требований в деятельности.

Как особая форма деятельности – определенная совокупность функций и поочередное выполнение этих функций: планирование – реализация – мотивирование – контроль.

Как содержательный процесс – целенаправленное воздействие менеджера на объект управления. На один, или несколько его компонентов.

Как ментальный процесс - стереотип профессионального мышления.

Объекты и субъекты управления

Субъект – тот, кто осуществляет управление; участники управленческой деятельности.

· Менеджер; предприниматель – в результате его деятельности происходит приращение экономического потенциала общества, открываются новые фирмы, поступают новые товары.

· Капиталист-инвестор – не воздействует напрямую на приращение численности производительных структур, нацеливает себя на получение дивидендов от инвестирования капитала.

· Спекулянт – способствует смене собственника.

Объект – то, на что направлено внимание участников управленческого процесса.

· Организация – основной объект управления.

· Процесс взаимодействия организации с внешней средой – объект более значимой важности, так как организация создается для того чтобы поставлять товар во внешнюю среду через взаимодействие с ней.

· Производительный процесс – доминирующий компонент организации.

· Люди, подчиненные – особый объект управления.

В процессе исполнения своих должностных обязанностей – менеджер сталкивается с необходимостью выделения в каждый текущий момент конкретного объекта управления в зависимости от поставленных задач или сложившейся ситуации. Можно управлять сбытом, снабжением, производством, или же качеством, издержками и прибыльностью то есть круг возможных объектов управления широк.

Основные управленческие характеристики организации как объекта управления.

Организация – производительная или организационная структура, предполагающая наличие сформированной цели, и исполнителя – человека, группу или массу людей, деятельность которых направлена на достижение поставленной цели.

Это отдельный компонент целостной системы общественного производительного процесса, изолированный от других и от всей системы в целом.

Воспринимается менеджером как открытая система.

Открытость – подверженность воздействию со стороны внешнего окружения и системность – взаимосвязанность всех образующих компонентов – основные отличительные характеристики организации с точки зрения управления.

Системный подход в управлении

Управленческий подход – формирования у менеджера представления об объекте управления в эффективной форме.

Системный подход – менеджер представляет себе организацию как объект управления в качестве системы, в рамках которой все компоненты находятся во взаимосвязи и зависимости, и изменение одного из компонентов повлечет за собой изменение всей системы или сбой функционирования.

В основе метода лежит представление менеджера о семи внутренних переменных: цель, технология, структура, задачи, люди, результат, рыночный сигнал, которые в совокупности образуют систему – организацию.

Целенаправленное воздействие на одну или несколько внутренних переменных и контроль за необходимыми изменениями форм или содержания других переменных как следствие осуществленного воздействия.

При обращении к этому подходу менеджер должен быть готов к осуществлению следующих функций:

· Уметь представить организацию в виде системы

· Уметь воздействовать на переменные

· Осуществлять контроль за реагированием остальных переменных

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...