Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынок как форма организации хозяйственной деятельности. Классификация рынков.




Рынок как экон. категория – это сово-купность экон.отношений и связей меж-ду покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками. Возник в резу-льтате товарного производства и разде-ления труда. Рынок – это обмен, органи-зованный по законам товарного пр-ва и обращения; совокупность отношений то-варного и денежного обращения.

Существуют различные классифика-ции рынка в зависимости от выбора критерия:

1) По степени экономической самостоя-тельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, моно-полистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсо-ния)

2) По объекту купли-продажи (рынок: то-варов и услуг, капиталов, средств произ-водства, духовных благ, труда, земли, жилья, информации).

3) По способу продаж (оптовый, розничный).

4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национа-льный, мировой).

Для изучения рынка вводят понятие "конкурентного рынка" - модель свобод-ной игры рыночных сил, действия которых не ограничены препятствиями. Существенными признаками конкурентного рынка являются:

1) Число покупателей и продавцов - неограниченно, каждый из них не может повлиять на общий уровень цен.

2) Производимые товары должны быть однородны с точки зрения покупателей, а все покупатели должны быть одина-ковы с точки зрения продавцов.

3)Свобода входа и выхода из отрасли.

4) Любые формы тайного сговора, как среди продавцов, так и среди покупа-телей исключены.

5) Информация полностью открыта.

Функции рынка:

1) Информационная. Рынок дает объективную информацию об обще-ственно необходимом кол-ве ассор-тимента и качестве тех товаров и услуг, которые не него поставляют. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2) Стимулирующая. Рынок посред-ством цен стимулирует внедрение в производство и достижение научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расшире-ние ассортимента товара и услуг.

3) Регулирующая. Дает ответы на вопросы что, где, для кого. Рынок дает сигнал на что спрос растет, а на что падает. Обеспечивает произ-водство товаров и услуг в соответ-ствии с обществ-ми потребностями.

4) Посредническая. В рыноч-ной эко-номике потребитель имеет возмож-ность выбора оптимального постав-щика продукции, а продавцу предос-тавляется возможность выбрать подходящего покупателя.

5) Очищает производство от эконо-мически слабых хоз. единиц и поощ-ряет развитие перспективных фирм.

6) Ценообразующая. Позволяет оп-ределить общественные затраты на товар.

 

Рынок как форма организации хозяйственной деятельности.

Возникновение и становление рынка представляют собой длительный исторический процесс.

Рынок - система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых происходит удовлетворение потребностей покупателей и общественное признание произведённых затрат в сфере производства

Объективными причинами возникновения рынка являются:

1) Разделение труда и специализация трудовых функций

2) Обмен экономических благ.

3) Экономическое обособление товаропроизводителей.

Существуют различные классификации рынка в зависимости от выбора критерия:

1) По степени экономической самостоятельности субъектов рыночной системы (рынок совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция, олигополия, дуополия, чистая монополия, монопсония)

2) По объекту купли-продажи ( рынок товаров и услуг, рынок капиталов, рынок средств производства, рынок духовных благ и др.)

3) По способу продаж (оптовый, розничный и др.)

4) По уровню экономического анализа (индивидуальный, отраслевой, национальный и др.)

Возникновение и становление экономической системы, основанной на рыночных отношениях, предопределили:

· Разделение труда (отделение скотоводства т земледелия – выделение ремесла – появление купечества и возникновение машинного производства) – когда внимание умственных способностей рабочего направленно к одной лишь определенной цели и когда оно не рассеивается на большое количество разных операций, он может легко открыть более легкий и быстрый способ совершенствования своей деятельности.

· Экономическое обособление товаропроизводителей

 

Функции рынка.

1.Информационная. Реализуется посредством ценообразования на

все произведённые товары и услуги, а также факторы производства.

2. Стимулирующая. Проявляется через реализацию экономических интересов производителей продукции, направленных на получение прибыли.

3.Регулирующая. Обеспечивает производство товаров и услуг в соответствии с общественными потребностями, выражающимися через совокупный спрос и оптимальное распределение ресурсов между различными отраслями.

4.Функция дифференциации участников рынка. Её реализация приводит к расслоению общества по имущественному признаку и в итоге к обострению социальной напряжённости. Она приводит также к ликвидации экономически неустойчивых, нежизнеспособных предприятий.

Позитивные: Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. Негативные: На мой взгляд рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность удовлетворить потребности любого человека.Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

 

Вопрос №14.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...