Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исторические предпосылки в эволюции государственного управления экономикой.




В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

В любой экономической системе, в том числе и рыночной экономике, государство выступает в известном смысле как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждение часто обосновывается политической философией, требующей подчинения личных интересов общественным.

Как бы там ни было, государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, государственное регулирование является важной частью функционирования экономики и, поэтому, заслуживает самого пристального внимания.

В современных условиях любое государство осуществляет регулирование национальной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. По мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушение в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики. Государственное регулирование экономики (ГРЭ) в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. В современных условиях ГРЭ решает различные задачи, например: стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре, поддержка экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы ГРЭ определяются характером и остротой экономических и социальных проблем в той или иной стране в конкретный период.

Суть государственной политики регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности снизить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по уменьшению чрезмерной концентрации производства. К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Это проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо.

 

Государственная собственность и государственный сектор в экономике. Национализация, приватизация.

В повседневной жизни под собственностью обычно понимают принадлежность тех или иных вещей определенным лицам (группам лиц). Собственность бывает: частная, групповая (коллективная) и общая (государственная). Общая собственность представляет собой совместное достояние, то есть принадлежность тех или иных объектов всему обществу. Эта форма собственности выступает, как правило, в форме государственной собственности. Государственная собственность – форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. Государственный сектор - часть смешанной экономики, полностью контролируемая государственными органами, находящаяся в собственности государства. В государственный сектор экономики входят: образование, национальная служба здравоохранения, социальные услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные предприятия и государственные корпорации.

Термин «Приватизация» в начале 90-х превратился в ключевую экономическую категорию при решении проблем вывода из кризиса экономики посттоталитарных стран.

Приватизация (от лат. privatus - частный) - продажа или безвозмездная передача государственной собственности в руки отдельных граждан, трудовых коллективов, юридических лиц. Главная цель приватизации - повышение эффективности использования объектов хозяйствования.

В России прошла два этапа - бесплатный (ваучерный) и денежный. Первый пришелся на 1992-1993 гг., второй - с 1994г. Главное отличие второго этапа в том, что объекты государственной и муниципальной собственности передавались в частные руки не бесплатно, а путем продажи по рыночным ценам с использованием аукционов, конкурсов, тендеров и т.д.

Однако в процессе ваучеризации в России присвоение бывших государственных средств производства осуществлялось в основном теми, у кого на руках были ликвидные ресурсы (иностранные теневые капиталы, новые коммерческие структуры, бывшие государственные структуры). Итак, перераспределение прав собственности приводит к постепенному сосредоточению мелкого производства в руках частного капитала, в значительной степени представленного не независимыми частными предпринимателями, а банками и другими финансовыми институтами.

Национализация – переход частной собственности в собственность государства. Объектами могут быть: земля, промышленные предприятия, банки, транспорт, связь и т. д. Как правило, затрагивает отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений. Социалистическая национализация ликвидирует частную собственность на средства производства, создаёт социалистический уклад в экономике. Может осуществляться различными путями: через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп, а также обобществление мелкой собственности в процессе кооперирования. В 1917-1918 гг. государство национализировало крупную промышленность, транспорт, внешнюю торговлю, частные банки; была ликвидирована без всякого выкупа частная собственность на землю. Капиталистическое государство, как правило, выплачивает владельцам национализированных предприятий значительную компенсацию.

 

71. Причины усиления роли государства в современных условиях.

Возможности государственного управления экономикой неуклонно возрастали вместе с централизацией государственной власти. В руках все возрастающего клана чиновничества сосредоточиваются организационные рычаги воздействия на все стороны жизни общества. Идет процесс развития, усовершенствования и укрепления исполнительного чиновничьего аппарата. Государство предоставляло различные привилегии промышленникам, расширяло сферу применения вольнонаемного труда. Эти мероприятия были методами первоначального накопления капиталов, которые привели к бурному развитию промышленности.

за счет государства создаются военные предприятия, порты, учреждения связи, то сильно участие казны в прокладке каналов, строительстве железных дорог, морского флота. Власть финансирует фундаментальные научные изыскания, содержит университеты, многие медицинские учреждения, дома призрения, не говоря уже о функционировании нормального денежного обращения (чеканка монет, эмиссия бумажных денег и казначейских облигаций, чеков и иных ценных бумаг). Все без исключения государства имеют систему хозяйственного законодательства, содержат армию, полицию, разведку, исправительные учреждения, многочисленную рать чиновников.

Особенно активна роль государства в критические моменты: стихийные бедствия, войны, эпидемии. Государство всегда организатор, управитель и в этом также проявляется его прямая или косвенная роль в экономике. Государство вступает в различные альянсы, делит собственность, может иметь долю акций (даже контрольный пакет) в акционерных обществах, создавать государственно-банковские и государственно-промышленные системы, а также международные интеграционные наднациональные группы ряда стран, участвовать в экспорте капитала за границу и т.п. Государство по мере необходимости проводит насильственные мероприятия, принудительную концентрацию (или деконцентрацию) производства, осуществляет систему штрафов и иных наказаний вплоть до роспуска компании, вводит чрезвычайное положение, выступая в роли совокупного идеального предпринимателя в экстремальных случаях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...