Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Все реакции можно разделить на четыре типа: адекватные, смежно-соотносительные, экстрасигнальные, отрицательные.




1. Адекватные реакции - соотнесенные по смыслу со сло­вом-стимулом:

- по контрасту (большой-маленький);

- по сходству (грязная-черная);

- по смежности (пить-есть);

- по словообразовательному принципу (бегать-бежать,бег; кук­ла-куколка).

2. Смежно-соотносительные реакции - это реакции, соотнесен­ные со словом-стимулом по несущественным признакам:

- по близости звучания (кошка-мошка, окошко);

 

- 69 -

- по называнию части и целого (кукла-рука; кошка-носик).

3. Экстрасигнальные реакции - это называние слов, не соотне­сенных по смыслу со словом-стимулом; реакции, отражающие индиви­дуальный опыт ребенка или то, что волнует его в настоящее время. Все эти реакции трудно* на первый взгляд, объяснить и соотнести со словом-стимулом по содержанию и по форме (бегать-стул, карти­на; пушистый - кнопка, посуда).

4. Отрицательные реакции (молчание свыше 8 секунд, "не знаю", "не придумал" и т. п.).

Качественный анализ подобранных ассоциаций осуществляется в такой последовательности:

- определяются ответы, принадлежащие тому или иному типу ре­акций;

- выявляется соотношение парадигматических и синтагматичес­ких реакций;

- отмечаются особенности возраста, индивидуальный характер реакций;

- анализируется семантическая ориентировка детей;

- определяется широта ассоциативного поля на тот или другой стимул.

Так как нас интересовали особенности сочетания слова-стимула с другими словами, принадлежащими к разным частям речи, все от­веты мы разделили на следующие типы ассоциативных связей: пара­дигматические, синтагматические, словообразовательные, фонети­ческие.

Парадигматическме реакции. Среди них мы отмечаем группу си­нонимов (а также контекстно сближенные слова - стилистические, ситуативные синонимы).

Дети среднего дошкольного возраста, исходя из своего опыта, часто употребляют как синонимы такие слова: кукла - девочка, иг­рушка, лялечка, пупсик.

Качественный анализ показал, что парадигматические реакции (существительное-существительное) с возрастом увеличиваются, по­является больше реакций по смежности: кошка-собака, кошка-мышка, стол-стул. В реакциях на стимул-прилагательное - встречаются ан­тонимы (большой-маленький, пушистая - гладкая, лохматая - приче­санная). Антонимическая реакция вообще типична для прилагатель­ных, ассоциации по контрасту указывают на тесную связь слов в

- 70 -

Лексико-семантической системе языка.

Синтагматические реакции. Среди них можно выделить группу оценочно-признаковых (стол-грязный) и группу синтаксических ре­акций, которые представляют собой словосочетание или предлохение (молоко-пить; стол-ужинать; ловить-сачком» грязная-вода). На прилагательное в основном подбирали существительное, подходящее под это определение (большой-стол, медведь; пушистая - ковка, кофта; грязная - собака, улица, майка). Рехе подбирали на прила­гательное глаголы (лохматая - играть; больиой - играть, есть; черная - мяукать; грязная - стирать).

Внутри реакций на глаголы выделены следующие группы:

- объект действия (то, с кем можно выполнять действие (ло­вить - мячик, бегать - тапочки);

- субъект действия (тот, кто выполняет это действие (играть - мальчик, рычать - собака);

- причина и следствие действия (ловить - упадешь, рычать -бежать).

Словообразовательные реакции даются детьми с изменением грамматической формы слова-стимула, добавлением приставки, суф­фикса, употреблением другого окончания. В основном при подборе реакций дети употребляют уменьшительно-ласкательные и оценочные суффиксы: кошка-котик, стол-столик, молоко-молочко, кукла-куко­лка, пушистая-пушистенькая).

Фонетические реакции - это. ответы, подобранные ПО близости звучания, когда дети ориентируются на начальный звук, на похожие звуки в начале или середине слова, или подбирали рифму (кош­ка-окошко, стол-пол, рычать-кричать). Подбор реакций по близос­ти звуковой формы не характерен для дошкольников. Процент фоне­тических реакций небольшой.

Если сравнить ответы Младших, средних и старших дошкольни­ков, то в характере подбора реакций на слова-стимулы можно прос­ледить такие линии последовательности:

- младшие дошкольники - экстрасигнальные реакции, отказ,

смежные соотносительные, адекватные;

- средние дошкольники - адекватные, отказ, экстрасигнальные,

смехные соотнесенные реакции;

- старшие дошкольники - адекватные, экстрасигнальные, отказ,

Соотнесенные по смыслу.

 

- 71 -

Характер связи между образовавшимися парами слов можно уточ­нить с помощью вопроса: "Я тебе сказал слово "...", а ты ответил '"..." (называется слово из протокола). Почему ты так сказал?"

Дети объясняют.

Если ребенок не подбирает реакцию к слову-стимулу (в прото­коле стоит отказ), то вопрос можно изменить: "Я тебе сказала слово "...", а ты ответил...? Что ты ответил?" Если ребенок продолжает молчать, ему для объяснения предлагается следующая

Пара слов.

При анализе рассматриваются смысловые отношения между слова­ми и ответами на них, определяется структура высказывания (сло­во, словосочетание, предложение, текст).

Ответы условно можно разделить на следующие группы:

1. Отказ от объяснения: "Сам не знаю", "Так захотел", "Пото­му что", "Не вспомнила", молчание.

Повторение ребенком слова-стимула и олова-реакции.

3. Выделение функционального признака - объекты объединяются на основе назначения или действия предмета (черная - шляпа: "Чтоб на голову надевать"; Играть - машинка: "Потому что играют машинками"; Кукла - неваляшка: "Потому что неваляшка качается").

4. Введение обобщающих слов (Кукла - мишка: "Это игрушки"; кошка - собака: "Это животные").

5. Объяснение противоположных значений слова-стимула и сло­ва-реакции (Черная-белая: "Собака черная, а кошка - белая").

6. Установление причинно-следственных связей (грязная - юбка: "Потому что она испачкалась в краске черной").

7. Другие ответы (грязная - елка "Поточу что елка зеленая"). От полноты, осмысленности подобранных реакций, соответствия

их слову-стимулу зависит и осмысленность построения текста-тол­кования.

На выбор реакции влияет пол ребенка, общее развитие, опыт, выбор стратегии, позволяющий ему быстро отыскивать нужное слово.

Таким образом ассоциативный эксперимент является средством выявления уровня владения языком, умения устанавливать семанти­ческие связи между словами и объяснять их не только для старших дошкольников, но и для детей пятого года хизни. И начинать такую работу можно уже в младшей и особенно интенсивно, как показывает наш эксперимент, в средней группе- детского сада.

- 72 -

ДИАГНОСТИКА СЕМАНТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...