Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На развитие речи старших дошкольников.




Проблема развития культуры речи приобретает на современном этапе все большее значение, она является важнейшей частью воспи­тания дошкольников. Речевая культура характеризуется специалистами как совокупность навыков и знаний человека, которые обеспечи­вают целесообразное и уместное употребление языковых средств в нолях общения. Культура языка показывает степень развития и бо­гатства лексики, отточенность семантики, многообразие и гибкость интонации говорящего.

Исследователи вкладывают в понятие "культура речи" умение грамматически правильно, ясно, точно и логически последователь­но выражать свои мысли, соблюдая нормы литературного языка, зна­ние всех богатств родного языка, его выразительных возможностей, а также применение этих знаний и навыков в своей речи.

Источником развития речи является речевая среда, в которой воспитывается ребенок, произведения литературного творчества, окружающая действительность, специальное обучение родному языку и общение с произведениями разных видов искусства.

Искусству, которое формирует эстетические чувства ребенка и эстетическое отношение к жизни, отводится особая роль именно в дошкольном возрасте. Оно является не только средством познания действительности, но и источником воспитания, развития чувств и переживаний, ничем не заменимых впечатлений, которые затем пере­даются в творчестве.

В процессе приобщения к искусству ребенок учится самостоя­тельно воспринимать и осмысливать художественный образ произве­дения, эмоционально переживать его, находить изобразительно-вы­разительные средства для воплощения собственного видения этого образа в разных видах деятельности.

При восприятии художественного образа произведений живописи (пейзаж, натюрморт, портрет или жанровая картина) происходит его осмысление, осознание, после этого ребенок может передать свои впечатления в высказывании. Причем эти высказывания могут передаваться в разных формах - описании, повествовании, рассуждении, т. о. происходит развитие словесного творчества дошкольников на основе восприятия произведений изобразительного искусства. А в

 

- 114 -

формировании словесного творчества ярко выступают вопросы разви­тия образной речи.

В понятие образной речи включается умение ярко, убедительно, сжато выразить свои мысли и чувства: точным словом, интонацией, правильно построенным предложением воздействовать на слушателя,

Дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправ­ленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании выразительные средс­тва, если работа по формированию образной речи ведется в единс­тве с решением других речевых задач и развитием образного мышле­ния.

В начале учебного года можно выявить влияние восприятия про­изведений изобразительного искусства на развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста. При этом решаются следующие задачи:

1. Выявить особенности восприятия детьми произведений живопи­си разных жанров (пейзаж, натюрморт, жанровая картина).

2. Выявить умение детей высказываться о содержании и худо­жественной форме картины и строить рассказ описательного и по­вествовательного типа.

3. Определить уровень образности речи детей в самостоятель­ных высказываниях на тему произведений изобразительного искусс­тва.

Обследование проводятся индивидуально с каждым ребенком, от­веты детей протоколируются. Предлагаются 4 серии заданий и предъявляются репродукции картин различных жанров. Выявляются представления детей о жанре и умение создавать высказывание по предложенной картине, а также умение составлять связный текст.

1 серия заданий выявляет способности детей воспринимать со­держание натюрморта П. П. Кончаловского "Сирень", тем самым выяс­няется наличие у детей представлений о жанре, его специфических особенностях; способность вычленить в картине главное, ответить на вопросы по содержанию и форме предъявляемого произведения.

Детям показывается картина и задаются вопросы: Что это та­кое? Что художник нарисовал? Что можно рассказать о нарисованном на картине? Как бы ты назвал эту картину? При затруднении ребен­ка можно задать вспомогательный вопросы: Как ты думаешь...? Что ты видишь на картине? Что это тебе напоминает? Знакома ли тебе

 

- 115 -

эта картина? Где ты видел ее раньше?

Следующее задание этой серии выявляет представление детей с цветах. Их спрашивают: Какие цветы ты знаешь? Видел ли ты си­рень? Какая она? Почему так назвали эти цветы? Какого они цвета? Чем тебе нравится сирень? Для чего художники рисуют цветы?

Ответы выявляют представления детей о цветах, их умение ис­пользовать образные слова и выражения при характеристике изобра­жения, умение выражать свое впечатление словами. Затем детям предлагается составить описательный рассказ о сирени, тем самым ребенок проявляет свою способность описывать по представлению.

П серия заданий направлена на выявление способностей* воспри­нимать пейзажную живопись, высказываться по содержанию картины и Формулировать свои впечатления. Детям показывается картина И. И. Шишкина "Рожь" и задаются вопросы, аналогичные тем, которые им задаются при рассмотрении натюрморта.

Сначала ребенку предлагают внимательно рассмотреть картину.:) затем задают вопросы в следующей последовательности: Что ты ви­дишь? Что это такое? Ответ на эти вопросы выявляет представление о жанре. Почему ты думаешь, что это пейзаж? Ребенок обосновывает особенности жанра, называя его отличительные признаки. 3. то ху­дожник изобразил на этой картине? Что он нам хотел рассказать? эти вопросы выявляют представление ребенка о содержании, о теме картины, о настроении художника. 4. Что ты можешь рассказать об этой картине? Эти вопросы выявляют желание ребенка высказываться как о содержании картины, так и о своих впечатлениях о ней. 5. Как бы ты назвал эту картину? 6. Ты видел когда-нибудь поле, на котором зреет рожь? Какие чувства вызывает у тебя эта картина?

III серия заданий включает в себя беседу по жанровой картине п. М. Васнецова "Аленушка". Здесь детям задаются вопросы разного характера,- выясняющие понимание детьми содержания, общего наст­роения картины, отношения к ней ребенка, его мысли и чувства. Детям предлагается дать название картине, а после ответов на вопросы по картине - составить рассказ на тему "Почему Аленушка грустила?".

IV серия заданий определяет умение детей составлять связный рассказ на выбранную тему. После рассматривания вышеупомянутых картин детям предлагают придумать рассказ или сказку. Этим выяв­ляется, выберут ли дети темой своего рассказа содержание расс-

 

- 116 -

мотренных картин, какого типа высказывание (описание или повест­вование) они составят, и какие языковые средства выберут для его оформления.

В высказываниях детей анализируются лексические и граммати­ческие стороны речи, а также ее связность (структура высказыва­ния: наличие начала, середины, конца), способы связи предложе­ний, грамматическая правильность речи (правильность использова­ния разнообразных лексических средств), наличие эпитетов, мета­фор, сравнений. Отдельно оценивается умение дать картине соот­ветствующее содержанию название, что рассматривается как умение понять художественный образ произведения искусства.

Определяя критерии анализа высказываний детей, можно исполь­зовать показатели, выработанные в исследованиях проблемы разви­тия связной речи (О. С. Ушакова, Н. Г. Смольникова, В. А. Смирнова, Н. В. Гавриш и др.).

1. Структурная организация текста (композиция):

а) четкое выделение всех трех частей (начала, середина, ко­нец);

б) наличие двух структурных частей;

в) отсутствие двух структурных частей.

2. Грамматическая правильность речи:

а) правильное построение простых предложений и сложных син­таксических конструкций;

б) использование в основном простых предложений;

в) наличие однотипных конструкций.

3. Разнообразие средств связей между смысловыми частями текста и предложениями:

а) использование несколько типов связи (ЛС - лучевая, ЦС -цепная, ФС - формально-сочинительная);

б) употребление цепной местоименной связи;

в) только формально-сочинительная связь.

4. Использование разнообразной лексики:

а) наличие выразительности средств: эпитетов, сравнений, ме­тафор, олицетворений и др.;

б) недостаточное разнообразие лексических средств;

в) повторяемость одних и тех же слов в тексте.

5. Соответствие названия содержанию:

а) точное отражение сути рассказа, его образность и крат-

 

- 117 -

кость;

б) название, частично отражающее содержание высказывания;

в) название, не соответствующее содержанию.

На основе количественной оценки условно выделяется три уров­ня высказываний по картинам разного жанра - натюрморта, пейзажа и жанровой картины. Признавая всю условность количественной оценки (используемся балльная система - по каждому показателю ребенок получает от 3-х до 1 балла, отметим, что она нам необхо­дима для выявления уровня связного высказывания ответа: группа а - 3 балла, б - 2, в - 1).

Методика контрольного обследования аналогична той, которая проводится при констатации, используется знакомый наглядный ма­териал, однако задания и контрольные вопросы расширены.

Первая серий заданий выявляет представления детей о жанровой живописи, понимание содержания картины, авторского отношения к персонажу (картина В.М.Васнецова "Аленушка").

Ответы на вопросы по второй серии заданий выявляют понимание содержания и художественной формы пейзажной живописи, умение пе­редать свое отношение к изображенному, чувства, вызываемые кар­тиной (И.И.Шишкин "Рожь").

Выполнение третьей серии заданий позволяет выявить представ­ления детей о жанре натюрморта (П. П. Кончаловский "Сирень"), его особенностях, умение передать свои впечатления о картине, опи­сать в образной форме изображение.

Детям необходимо по всем сериям заданий не только рассказать на тему картины и дать ей название, но и объяснить выбранный ху­дожником колорит, художественный образ картины, настроение авто­ра и переданные чувства, соотнести произведения с каким-либо жанром литературы, объяснить предпочтение жанра в изобразитель­ном искусстве и словесно нарисовать картину.

Вопросы, задаваемые по всем трем сериям заданий, выявляют как знание жанра, его особенностей, так и понимание содержания и художественной формы произведения. Они задаются в определенной последовательности.

Что это такое? К какому жанру относится эта картина? Знаешь ли ты, кто написал эту картину? Что художник нарисовал? Что ху­дожник хотел нам рассказать? Почему ты так думаешь? Какие краски он использовал? Почему именно эти? Какие настроение было у ху-

 

- 118 -

дожника, когда он рисовал эту картину? Почему ты так думаешь? Как ты думаешь, какой человек этот художник? Как бы ты назвал картину? Какое произведение ты подобрал бы к этой картине, чтобы интересней рассказать ребятам о ней? Какие тебе нравятся карти­ны? Почему? Если бы ты был художником, что бы ты нарисовал, ка­кую картину? Почему?

IV серия заданий направлена на выявление представлений детей о живописи, предпочтительный выбор того или иного жанра, умение объяснить свой выбор и составить связное высказывание (словесный рисунок) на тему выбранного жанра.

V серия заданий выявляет умение детей соотносить жанры про­изведений изобразительного искусства и жанры литературных произ­ведений.

Вопросы направлены на уточнение понимания специфических осо­бенностей жанра: "Почему ты думаешь, что это пейзаж? натюрморт? жанровая (сюжетная) картина? Какие стихи, сказки, рассказы тебе вспоминаются, когда ты смотришь на эту картину? О чем (о ком) тебе бы хотелось прочитать стихотворение (сказку, рассказ)?

VI серия заданий выявляет умение детей рассуждать о красках картины, о настроении картины, художника и своего личного в про­цессе восприятия, о предполагаемом характере художника. Детям задаются вопросы причинно-следственного характера (почему? за­чем?), побуждающие думать, рассуждать, высказывать свое личное мнение (как ты думаешь? что ты думаешь об этом?).

VII серия заданий выявляет умение ребенка сочинить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему, используя разнообраз­ные лексические средства.

Успешное формирование образности речи детей достигается на основе работы по развитию всех сторон речи, на основе специаль­ных упражнений, ознакомления с произведениями художественной ли­тературы, когда происходит осознанное заимствование выразитель­ных авторских средств, и понимание художественного образа в про­изведениях образовательного искусства соотносится с художествен­ным образом литературного или музыкального произведения.

 

- 119 -

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...