Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практическое занятие 6-7. Философское осмысление культуры XX века.




Трагедия культуры в новейшей немецкой философии (Г. Зиммель, О. Шпенглер и др.).

Философская культурология психоанализа (З. Фрейд и его продолжатели).

 

Неклассическая философия

 

Особенности неклассической философии

Философия Ф.Ницше

Психоанализ З.Фрейда

 

 

1.Особенности неклассической философии Каган М.С. Философия культуры. СПб.,

Во второй половине 19 в. возникают два главных направления, развивающих критику идеализма немецкой классической философии, особенно гегельянства. Они получили названия “критика слева” (материалистическая философия Л.Фейербаха, К.Маркса и Ф.Энгельса) и “критика справа” (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, заложившие основы неклассической философии).

 

Представители неклассической философии стремились объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма, но только идеализма догегелевского (например, греческого). Они стремились найти новые подходы в рамках старого идеализма. Впоследствии взгляды неклассических философов оформляются в двух основных родственных направлениях: в иррационализме и “философии жизни”.

 

Иррационализм отвергает логические связи в природе, понимание мира как целостной закономерной системы, а также критикует диалектику Гегеля и в целом идею развития. Окружающий мир с точки зрения идеализма – это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, например, А.Шопенгауэр называет “волей” (а именно “волей к жизни”). Это высший космический принцип, лежащий в основе мирозданья, весь окружающий мир – реализация ее. Иррационализм отвергает спокойную рассудочную “научность” гегелевской философии и рационализма в целом. С.Кьеркегор видел несостоятельность рационализма, во-первых, в том, что он стремится рационализировать религию, что невозможно, так как Бог – не предмет мысли, а предмет переживания. Во-вторых, в том, что истинным для рационализма является лишь то, что выражено в общем: в понятиях, логических умозаключениях (силлогизмах). Единичное же, случайное подавляется. Но именно в единичном, случайном и уникальном заключена жизненная ценность и истина. В попытке рационализма установить господство интеллекта над жизнью Ф. Ницше, например, видел регресс общества.

 

Философия жизни - философское направление, которое в качестве центральных и наиболее значимых вопросов рассматривает вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремясь понять “жизнь из не самой”. “Философия жизни” отдает предпочтение живому чувству, инстинкту, а также иррационализму, мистике, выступает против подавляющего господства интеллекта и теоретического знания. Основоположниками этого направления являются Шопенгауэр и Ф.Ницше. В начале 20 в. это направление представлено Бергсоном, Зиммелем, Дильтеем. В настоящее время философия жизни имеет только историко-философское значение, являясь предшественницей экзистенциализма.

 

2.Философия Ф.Ницше

Основные идеи философии Ф.Ницше:

идея “смерти Бога” и основанная на ней переоценка ценностей;

идея “воли к власти” как основополагающей движущей силы жизни;

идея “сверхчеловека”.

 

Идея “смерти Бога”. “Величайшее из новых событий – что Бог умер, и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает бросать на Европу свои первые тени…”- так полагал Ницше в конце 19 в. С точки зрения Ницше, набирает силу европейский нигилизм (позиция абсолютного отрицания). Европейский нигилизм – следствие банкротства прежних ценностей, а это указывает на их фиктивную природу. Пока в мире царил Бог, – в мире царил и порядок, заложенный им. А в этом порядке было место и человеку. Теперь, когда” Бог умер”, утверждает Ницше, становится ясно, что философская и религиозная картины мира – это только выражение человеческой потребности в смысле и порядке. Поэтому люди непрерывно фальсифицируют мир. На самом же деле мир не имеет никакого плана, он есть хаос. Сами люди придают этому миру смысл, стремясь защититься от хаоса. Таким образом, Бог имел для человека ценность и объяснительную силу. Теперь же, в конце 19 века, Бог все это утратил и начались поиски его замены. Например, кантовский “категорический императив”, в котором Бог наделяется статусом нравственного закона. Это также гегелевский Абсолютный Дух, отождествленный с Богом. По мысли Ницше эти философские поиски нового смысла Бога являются выражением развития европейского нигилизма и он отражает то, что на самом деле не существует никакого ни внутреннего, ни внешнего морального авторитета. Так как в христианской традиции мораль и истина – в Боге, то теперь, когда “Бог мертв”, то исчезает объективное основание и для этики и для истины, мир не имеет теперь ни начала, ни конца. Возникает экзистенциальная пустота.

 

Таким образом, “смерть Бога” для Ницше означает необходимость переоценки ценностей, понимание всех ценностей как творения самого человека.

 

Идея “воли к власти”. Идею “воли” Ницше заимствует у Шопенгауэра. Только у Шопенгауэра это “воля к жизни”, слепая сила, которой необходимо противостоять. У Ницше же это “воля к власти”. Слово “власть” (нем. die Macht) переводится не только как власть, но так же и как сила, мощь, влияние. Эти значения необходимо учитывать (например, некоторые переводы понятия “воля к власти” звучат, как “воля к мощи”, или “воля к воле”. В основе мира и жизни – именно эта сила. Мир – это единый процесс становления, а все вокруг пронизано динамической энергией этой воли. Смысл жизни реализуется путем влечения (воления) человека к “могуществу, способному исправить его неразумность”.

 

Идея “сверхчеловека”. Человек по Ницше – это натянутый канат между животным и человеком. Человек –это то, что должно быть преодолено. Поэтому ценность человека не в том, что он есть, а в том, чем он должен стать. Но только он должен избавиться от всего “слишком человеческого”: слабости, потребности в сострадании и потребности сострадать – все это не позволяет реализовываться “воли к мощи”. Только так, полагает Ницше можно преодолеть экзистенциальную пустоту нигилизма. Но такой человек –“сверхчеловек” возможен не благодаря воспитанию или самовоспитанию, а благодаря раскрытой, реализованной, присущей ему от природы, жизненной силе. Отсюда призыв Ницше: “Будь самим собой! В противном случае ты будешь только манекеном, мыслящим по общему шаблону!”

 

Основные работы Ф. Ницше:

Веселая наука

По ту сторону добра и зла

Так говорил Заратустра

 

3.Психоанализ З.Фрейда (1856 – 1939)

Фрейд – известный австрийский врач-психиатр и психолог. Он никогда специально не занимался философией и его учение, возникшее на основе исследований психических расстройств, в чистом виде философским учением не является. Но своей принципиально новой психологической теорией он оказал столь широкое влияние, что его учение, фрейдизм, иногда считают одной из трех основных, наряду с марксизмом и христианством, систем мировоззрения 20 века. Фрейд, так же как и Ницше демистифицировал человека. Фрейд показал, что душевная жизнь человека вовсе не есть поток впечатлений и реакций, а она содержит в себе некую субстанцию, которая не только не поддается влиянию внешних впечатлений. Эта субстанция изнутри человеческой психики определяет их, придавая им такое значение, которое необъяснимо ни из настоящего, ни из прошлого опыта.

 

Помимо этого, учение Фрейда выходит за рамки сугубо естественнонаучной теории и содержит в себе идеи и методы, которые позднее окажутся созвучными идеям философской герменевтики (философии истолкования).

 

 

З.Фрейд стал основоположником психоанализа. Психоанализ – направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества.

 

Бессозательное – главное открытие, которое посчастливилось сделать Фрейду. Это и есть та субстанция, которая находится в структуре человеческой психики, влияя на нее изнутри. Это особая реальность в психике человека (каждого человека), которая существует наряду с сознанием и в значительной степени определяет само сознание. Если до Фрейда считалось, что человек – это прежде всего сознание, развитие которого связано с увеличением рациональности и усилением способности подчинять себе аффекты, животное начало, то открытие Фрейда показало, что сознание и бессознательное в человеке меняются местами: сознание теперь становится зависимым, а движущей силой становится сфера инстинктов.

 

Структура психики по Фрейду. Бессознательное (Оно или Ид) представляет собой ту часть психики, где сосредоточены инстинктивные импульсы, желания, а также вытесненные из сознания негативные эмоции, переживания травмирующие идеи. Область предсознательного (Суперэго или Сверх-Я), связанная с памятью, мышлением человека, представляет собой усвоенную систему моральных и культурных норм и запретов. Оно осуществляет цензуру желаний бессознательного в соответствии с требованиями внешнего мира (происходит отбор социально приемлемых идей и желаний). “Цензура” не позволяет также “непозволительным” идеям и желаниям проникать в сферу сознания, то есть быть осознанными. Область осознания самого себя Фрейдом названа Эго или Я. Оно оказывается посредником между предсознанием и бессознательным. Кроме того, Я, испытывая на себе воздействие трех сил (животных инстинктов, цензуры и внешней среды), оказывается в ситуации постоянного напряжения, а зачастую травмы, конфликта. Все вытесненные в бессознательное недопустимые желания и идеи никогда не исчезают, а продолжают влиять на человека, стремясь проникнуть в сознание. Эти попытки бессознательного быть осознанным проявляются в сновидениях, обмолвках, ошибках, в юморе, а также в психических патологиях. Таким образом, еще одним важным открытием, сделанным Фрейдом, стал механизм вытеснения (вытеснения из сознания в бессознательное отрицательных эмоций, отрицательного опыта, всего, что травмирует человеческое сознание). Благодаря этому открытию Фрейду удалось объяснить причины многих психических расстройств.

 

Одним из важнейших теории Фрейда является его учение о либидо (сексуальной энергии, являющейся ядром Оно и ищущей выражения), а также связанными с ним детской сексуальностью и сублимацией либидозной энергии. С точки зрения Фрейда, сексуальность необходимо понимать гораздо шире, чем это обычно принято: это энергия, которая пронизывает человека с самого его рождения. Эта энергия может использоваться “по прямому назначению”, но может и отклоняться от него, т.е. сублимироваться. Таким образом, с точки зрения Фрейда, на сублимированной либидозной энергии возникают все формы творчества, а человеческая культура – это результат массовой сублимации.

 

Учение З.Фрейда имело и имеет сейчас много последователей. Вслед за фрейдизмом возникает неофрейдизм. В 20 веке оформились самостоятельные направления психоанализа: индивидуальная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Г.Юнг), характероанализ (В.Райх), психоаналитическая психология Я (Анна Фрейд), гуманистический психоанализ (К.Хорни, Э.Фромм), экзистенциаьный психоанализ (Ж.-П.Сартр, Л.Бинсвангер), структурный психоанализ (Ж.Лакан).

 

Основные работы З.Фрейда:

Толкование сновидений

Лекции по введению в психоанализ

По ту сторону удовольствия

Будущее одной иллюзии

 

Проблема культуры в философии экзистенциализма (Г. Марсель, Ж.-П. Сартр и др.).

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, в интеллектуальной культуре XX века выполнил ту же роль, какую играла в культуре XVIII — XIX вв. классическая немецкая философия Она определила фундаментальные ценности и теоретический горизонт поиска оснований бытия как в философии, так в литературе и отчасти в музыке. Как самостоятельное философское направление экзистенциализм возник в начале XX века в России, после Первой мировой войны в Германии, в период Второй мировой войны во Франции, а после войны в других странах. Его идейные истоки обнаруживаются в учении Кьеркегора, «философии жизни» и феноменологии. Специалисты различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г. Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер) и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр, А. Камю). Центральное понятие — экзистенция (человеческое существование) проявляет себя через заботу, страх, решимость, совесть в «пограничных ситуациях» (борьба, страдание, смерть). Постигая сущность своего существования, человек обретает подлинную свободу, которая заключается в выборе самого себя и сознательном принятии ответственности за все происходящее в мире.

 

Озабоченность судьбами культуры, человека в культуре, человечества как такового характерна для философии экзистенциализма. Истоки этой философии можно отследить с середины XIX века, от произведения датского философа Сёрена Кьеркегора (1813—1855) с характерным названием Timоr et Tremоr» (лат. «Страх и трепет»), в какой-то степени — от немецких философов А. Шопенгауэра (1788—1860) и Ф. Ницше (1844—1900). В полной мере экзистенциализм заявляет о себе после первой мировой войны, еще один его мощный импульс приходится на вторую мировую, особенно в Германии и Франции. Связь экзистенциализма с войнами, с «пограничными» состояниями (между жизнью и смертью, бытием и небытием, здоровьем и болезнью, страданием и просветлением) вполне закономерна. Главная тема «философии существования» (так переводится название экзистенциализм) — тема заброшенности человека в мире, который враждебен человеку, духовности, культуре. Человек не может существовать вне этого мира, но платой за существование является нивелирование, стирание личности, особенно заметное и болезненное для подлинных, ярких личностей, выделяющихся из толпы.

 

Как видим, в философии экзистенциализма тесно сопрягаются судьбы личности и судьбы культуры. Общую концепцию экзистенциализма можно назвать «антикультурной», в том смысле, что она отвергает не культуру как таковую, а в том виде, какой она приобрела в ХХ веке. Экзистенциалистская критика культуры — это критика «неподлинного бытия» человека, все действия которого представляют собой своеобразные муки Сизифа. Именно так переосмысливает античный миф французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Альбер Камю (1913—1960).

 

Своеобразным манифестом такой позиции может служить знаменитое «Письмо против гуманизма» Мартина Хайдеггера (1889—1976). В нем речь идет о том, что под маской гуманизма человек прикрывает эгоизм, безответственность, нежелание прислушаться к «неслышному зову бытия», подчиненность искусственным, навязанным ценностям. То, что происходит в «цивилизованном» мире — это крах классического разума: призванный стать панацеей от всех бед человечества, «рациональный разум» приводит к уничтожению человека — духовному и физическому.

 

Хайдеггер проводит развернутую критику аксиологической трактовки культуры как системы ценностей. Немецкий философ расценивает культуру как форму замещения религиозного культа. Он не боится даже высказать такую мысль: «Может случиться и так, что само христианство представляет собой следствие и определенную форму нигилизма» (Хайдеггер М. Работы и размышления последних лет. М., 1993. С. 177). Ценностное определение культуры рассматривается как «немощное и прохудившееся для потерявшего объем и фон предметности сущего» (Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 56), когда происходит «забвение Бога» в широком, экзистенциалистском смысле этого понятия. Философа тревожит, что ценностный подход утвердился даже в отношении к бытию — в мире, где правит расчет. (Как еще раньше заметил русский философ Г. Шпет: «Мы имеем поколение, которое знает цену всему, но не знает ценности ничего»). В таком мире идет непрерывная переоценка ценностей, что исключает какую либо устойчивость. Такова «эпоха нигилизма», поставившего себе на службу все и вся, включая человека, эпоха «забвения человека во имя планирующе-рассчитывающего обеспечения результатов, самоорганизующегося процесса всеохватывающего изготовления». Когда в таком мире объявляют «высшей ценностью» Бога, это тем более означает принижение и смерть Бога. «Люди против человеческого», «К трагической мудрости и за ее пределы» — сами за себя говорят названия главных трудов философа Габриеля Марселя (1889—1972).

 

Призвание культуры — вырвать человека из «неподлинности», помочь услышать «зов бытия» и, откликнувшись на него, озарить человека тем бытийным светом, которым светятся подлинные творения культуры. Самые различные ветви экзистенциализма (религиозная, атеистическая, немецкая, французская) сходятся в одном: «человек создает себя сам», «человек есть лишь то, что сам из себя делает» (Ж.-П. Сартр). «Человек отвечает за все», соответственно, человек ищет путь между двумя разрушительными крайностями — «неумением верить» и «внушающим ужас оптимизмом».

 

 

Функциональный анализ культуры в новейшей англо-американской философии.

Проблема языка и картины мира в новейшей философии (Х.-Г. Гадамер и др.).

Значение интеграционной теории культуры П. Сорокина.

Уроки «культурных революций». Постмодернистские концепции философии культуры.

 

 

Практическое занятие 8. Отечественная философия культуры.

 

Формирование философского осмысления культуры в России. Полемика славянофилов и западников о путях развития отечественной культуры.

Основные идеи просветительской философии культуры:

5.1. Культура как развитие способностей «естественного человека».

Человек – живой носитель культуры.

Он перенимает ее через язык, воспитание, живое общение. Ценности, картина мира, способы восприятия природы, времени, идеалы закладываются в сознании личности традиционно и незаметно в процессе общественной практики. Биологически человеку дается только организм, обладающий лишь определенными задатками, потенциальными возможностями. Осваивая существующие в обществе нормы, обычаи, приемы и способы деятельности, человек изменяет культуру. Степень его приобщения к культуре определяет границу его общественного развития.

Морально-этические и эстетические аспекты в культуре занимают отдельное место.

Мораль регулирует жизнь людей в различных сферах – в быту, семье, на работе, науке, в политике и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений.

Эстетика проявляется во всех сферах жизни человека, носит всеобъемлющий характер. В обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной, познавательной, духовной культуры. Эти нормы – невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.

Культурные нормы – это определенные эталоны, правила поведения или действия. Они складываются и утверждаются уже в обыденном сознании общества. В возникновении, на этом уровне, культурных норм немалую роль играют традиционные и даже подсознательные моменты. Обычаи как способы восприятия складывались тысячелетиями и передавались из поколения в поколение.

Нормы культуры изменчивы, сама культура носит открытый характер. В ней отражаются все видоизменения, которые претерпевает общество.

Следовательно, культура содержит в себе как устойчивые, так и изменчивые моменты. Постоянство, стабильность в культуре – это традиция: элементы культурного наследия – идеи, ценности, обычаи, обряды, способы мировосприятия и иное – сохраняются и передаются от поколения к поколению. Обычаи и традиции существуют во всех формах духовной культуры.

Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитания и образования.

Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т. д., выдвигая систему предписаний и запретов.

 

Культура как универсальный механизм очеловечивания человека

 

Человеческая жизнь не есть простое предметное существование, но осуществление человеком своего бытия в мире. В самом общем виде можно сказать, что ее содержанием является оформление естественных (животных) сил человека, дарованных ему природой, в целесообразные поступки, направленные, в конечном счете, на адаптацию (от лат. adaptare – приспособлять) окружающего мира к своим нуждам и себя к окружающему миру.

 

Строго говоря, всякое биологическое существование может быть истолковано как целесообразно-адаптивное (приспособительное), причем, иногда очень сложное. Известно немало примеров удивительно совершенного приспособительного поведения живых существ. Можно вспомнить строительство речных плотин бобрами, сложную роевую жизнь пчел и муравьев, сезонные миграции птиц, которые безошибочно ориентируются в бескрайних пространствах над океаном и т. д. Отличие же человека от других живых существ заключается в способе адаптации, а именно – внебиологическом способе организации жизни, владение которым делает человеческую жизнь принципиально иной, чем любая другая жизнь на Земле. Этот особенный способ существования, выделивший человека из природного мира, и есть то, что мы называем культурой.

 

Мы не можем сказать точно, когда и как возникла культура. Но даже самые ранние свидетельства о ней – это свидетельства о человеке, т.е. свидетельства о таких умениях наших давних предков, которые не могли бы быть сформированы на основе биологической (генетической) памяти, и о таких видах деятельности, которые никогда не возникали в чисто биологических сообществах. Речь идет об обработке камня, использовании огня, о разнообразных приемах обустройства жилищ и т. п., речь также идет о древнейших формах «праискусства» – наскальных и пластических изображениях животных и человека, сооружениях символического назначения, т.е. о разнообразных признаках того, что существование наших далеких предков уже тогда в значительной степени выстраивалось и формировалось созданной ими же искусственной средой, «второй природой», основанной на человеческом языке, человеческом воображении, на обучении, как чисто человеческом способе передачи опыта и т. д., иными словами – культурой.

 

Разумеется, уже генетические возможности существа, рожденного от людей – это особенные возможности, делающие для него доступными в будущем овладение прямохождением, речью, мышлением в знаках и символах. Но между потенциальными возможностями новорожденного и их реализацией в нем же взрослом, лежит процесс очеловечивания – воспитания, обучения, развития. Конкретное содержание того, чем должен овладеть ребенок, чтобы стать полноценным человеком, бесконечно разнообразно у разных народов и в разные времена. Но вне культуры очеловечивание невозможно. Известны случаи, когда дети вырастали среди животных. Людьми они не становились. Поэтому каждый из нас вправе сказать: культура – это то, что делает меня человеком.

 

Таким образом, культура выступает каждый раз в качестве механизма очеловечивания человека, в качестве готовой, «преднайденной», человеком структуры (системы воспитания, образования и развития), действие которой приводит к определенному результату – формированию существа, в котором человеческое сообщество готово признать своего полноценного и полноправного участника. В каждом сообществе этот момент отмечается торжественным актом сертификации (от лат. sertum – верно + fasere – делать) как «день совершеннолетия» – через «обряд инициации» (у раннекультурных народов) или через другие символические действия, вплоть до таких как конфирмация в протестантизме или торжественное вручение «аттестатов зрелости», паспортов, иных знаков общественного полноправия.

 

Культура определяет и так называемые "экзистенциальные" (лат. existentia - существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.

Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.

Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным "образцам" действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры.

Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:

- доморальный, характеризующийся преимущественно "внешними" по отношению к человеку нормативами и регуляторами;

- этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;

- этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм.

Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей.

Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании.

 

5.2. Культура как естественный механизм человеческого поведения.

регулирующая функция (регулирование поведения человека, образцы поведения);

 

5.3. Культура как нравственное воспитание, личностное развитие человека.

 

образовательно-воспитательная функция (уровень культуры личности определяется приобщением к культурному наследию, передача социального опыта);

Можно сказать, что именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. Все это достигается в процессевоспитания и образования.

От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных "ролей". Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.

Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. "Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом"*197.

Процесс формирования человека не заканчивается с достижением возрастной зрелости: он продолжается на протяжении всей жизни. В итоге формируются те компоненты, синтез которых обусловливает сущность и содержание личности:

- культурный идеал, который складывается из ценностей и их систем;

- социальные "роли", которые играет личность в различных коллективах;

- субъективное и объективное "я", т. е. комплекс представлений человека о самом себе, обусловленных самооценкой и мнением других людей о нем.

 

 

Обсуждение проблемы в русском обществе середины XIX века: соотношение культуры и политики, культуры и революции, культуры и насилия (народники и почвенники, Толстой и Ленин, Соловьев, Плеханов, Флоренский и др.).

Идеологическая трактовка культуры советского периода: «классовое содержание» и «национальная форма»; вопросы языка, общественные ценности.

Возрождение теории и истории культуры в университетском преподавании гуманитарных дисциплин в 1990-е гг. Основные обсуждаемые проблемы, наиболее известные труды, популярные в обществе философы и культурологи.

Распространение философско-культурологического знания в последнее десятилетие; значимость переводов работ крупнейших зарубежных ученых и философов, их доступность широкому кругу интересующихся проблемами культуры.

 

Используемый список литературы:

1.Осознание неокантианцами специфики наук о культуре. Концепция Г. Риккерта.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре // Культурология. ХХ век. М., 1995. http://www.philosophy.ru/library/rickert/k_n.html

2. Философия культуры и морфология городской культуры в работах Г. Зиммеля.

3.Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры. Конфликт современной культуры // Зиммель Г. Философия культуры. Т.1. М., 1996. http://www.lib.ru/FILOSOF/ZIMMEL/445_74.txt

4.Принципы осмысления русской культуры в исторических трудах П.Н. Милюкова.

Милюков П.Н. «Введение», «Очерк Пятый. Введение» // Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1993-1995.

5.Литературная энциклопедия понятий и терминов. М., 2001.

6. Литературные архетипы и универсалии. М., 2001.

7. Основы культурологии и истории культуры: Учебное пособие. М., 2002.

8. Основы теории литературы: Учебное пособие. М., 2003. Ч.1-2.

9.Романтизм как тип культуры: Учебное пособие. Омск, 2003.

10. Самопознание мировой культуры: Хрестоматия. СПб.,1999. Т.1-2.

11. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. М., 1996.

12. Философия: Энциклопедический словарь. М., 2004.

13. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...