Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Великобритания в начале 21 века.




Тэтчеризм 1979-1990.

Тэтчеризм — экономическое направление, целое наследие, которому дала свое имя исключительный экономист и политик М. Тэтчер. До сих пор идут споры, связанные с ее правлением, с ее экономическими реформами, которые с одной стороны, дали Британии лучшую экономику, а с другой, увеличили роль государства и власть правительства, уменьшив ряд свобод. Железная Леди пришла к власти в 1979 г., возглавив правительство консервантов в Великобритании. В отличие от большинства членов кабинета министров, настольными книгами Тэтчер и всей ее команды являлись труды американского экономиста Милтона Фридрана. Однако его популярная книга «Капитализм и свобода» все же не стала основой экономических убеждений Тэтчер. Вся команда М. Тэтчер являлась убежденными монетаристами. Но сама она не любила употреблять понятие «монетаризм», отдавая большее предпочтение выражению «демократия собственников». Кит Джозев определил данную команду экономистов как сторонники «денежного воздержания», которые стояли за строгий контроль над денежной массой, фискальными целями, сбалансированностью бюджетов и за трезвый подход к финансовым делам в соответствии с принципами «живи по средствам». Придя к власти, новый премьер-министр М. Тэтчер не видела перед собой великой державы. Существовало множество экономических проблем, которые необходимо было устранить новому правительству: основная власть принадлежала профсоюзным лидерам, которые чаще руководствовались личными интересами и шантажировали крупных предпринимателей угрозами забастовок; в стране действовало налогообложение с самыми высокими в мире налоговыми ставками на личные доходы — до 83 %; чрезмерный уровень инфляции; чрезмерная власть в руках государства. Правительство Тэтчер решило положить всему этому конец, претворяя в жизнь такое экономическое направление как тэтчеризм. Его основой явились следующие элементы: свободное предпринимательство, личная инициатива, крайний индивидуализм. Но прежде всего, тэтчеризм основан на строгом контроле над денежной массой. Это необходимо для снижения уровня инфляции, что являлось главной задачей, лежащей перед правительством. И ради ее выполнения игнорировался и тот факт, что в результате увеличится безработица. С целью обуздания инфляции так же необходим строгий контроль и над расходами в сторону их уменьшения, причем сокращение расходов затрагивало как государственный аппарат, так и местные расходы, расходы на жилищное строительство.

 

По тэтчеризму движущей силой всякой процветающей экономики является частное предпринимательство, приоритет самостоятельности. Причем вмешательство государства в частную жизнь сводится к минимуму, оно ни в коем случае не должно сковывать частную инициативу. И если раньше государство оказывало помощь прогорающим либо перспективным фирмам, то правительство Тэтчер отказалось от такого пути полностью. Однако при открытии своего малого бизнеса оказывалось определенное содействие, в основном налоговое, со стороны правительства. По некоторым подсчетам в 1979–80 гг. несколько тысяч мелких фирм, на которых было занято около 1,5 млн. человек, были освобождены от уплаты налогов. И сохраненные денежные средства были направлены на расширение и модернизацию своих предприятий [2]. М. Тэтчер энергично и решительно ломала сложившуюся в стране систему государственных корпораций. Приватизация обобществленного сектора — один из основных элементов проведенной ею перестройки экономики. Она не раз отмечала негибкость государственных предприятий, их запоздалое реагирование на постоянно меняющиеся потребности рынка. Поскольку эти предприятия, говорила она, состоят на довольстве у государства, у них нет нужды заботиться о выживании. К частным владельцам перешло большинство предприятий нефтяной и авиакосмической промышленности, а также воздушного транспорта [1]. Сокращение налогового бремени для малого бизнеса, естественно, привело к образованию бюджетного дефицита, который составил около 4,5 млрд. фунтов стерлингов. Чтобы решить данную проблему, было принято решение увеличить косвенные налоги, а именно налог на добавленную стоимость, который приплюсовывается к цене продаваемого товара. И если раньше он был равен 7 %, то теперь его размер стал составлять 15 %. Такое увеличение косвенного налога, прежде всего, било по карману рядового покупателя, поскольку произошло повышение цен на товары повышенного спроса. Несмотря на все меры, предпринимаемые М. Тэтчер по борьбе с инфляцией, в первый год ее правления уровень инфляции не просто не уменьшился, а увеличился вдвое наряду с двойным увеличением безработицы. Несмотря на столь ухудшающееся положение, правительство продолжило политику сокращения государственных ассигнований и дальнейшее предоставление налоговых льгот малому и среднему бизнесу. Тенденция увеличения косвенных налогов также была продолжена: на бензин, машинные масла, автомобили, сигареты и спиртные напитки. Наблюдая такую ситуацию упадка экономики, представители кейнсианской теории предложили бы увеличить государственные расходы, но Тэтчер была противницей теории Кейнса, ее решение было прямо противоположным: увеличение налогов и сокращение расходов. По представлению Тэтчер все трудоспособные граждане должны обеспечивать себя сами. А государство и благотворительные организации направлены на оказание поддержки только нетрудоспособным и тем, кто не по своей вине лишен возможности работать. Исходя из этого, следует отказаться от государственных социальных программ или свести их до минимума. Однако несправедливо утверждать, что правительство не принимало во внимание социальные вопросы, в том числе вопрос занятости. Так была разработана целая программа увеличения числа рабочих мер: преждевременный уход на пенсию, расширение количества мест за счет неполного рабочего дня и неполной недели [3, с. 96] То, что реформы на самом деле работают, Великобритания поняла не сразу. После первого срока правления Тэтчер, даже товарищи по Консервативной партии ждали от своего лидера приказа о развороте на 180 градусов. Но она не раз говорила, что 4 года — слишком малый срок для реализации планов перестройки экономики, что для этого нужно, по крайней мере, 8–10 лет. И ответив на их сомнения в знаменитой речи на партийной конференции: «Леди не разворачивается!», она развернула всю страну. Сравнивая Британию конца 70-х годов и Британию после десятилетия правления Железной Леди, можно подумать, что это два разных государства. К концу 70-х гг. Англия по доходам на душу населения едва сумела войти в первую двадцатку, занимая в ней предпоследнее, девятнадцатое место. Результаты правления Тэтчер и ее экономические реформы привели экономику государства в лидирующее положение. Если сравнить темпы роста экономик Британии и других государств, на то время у Британии был самый значительный рост — 5 %. Такая ситуации благоприятно повлияла на привлечение иностранного капитала в промышленность Британии, в основном со стороны Японии и ФРГ [3, с. 153]. Себестоимость английской продукции резко снизилась. И если раньше британский товар с трудом конкурировал на мировом рынке, то благодаря тэтчеризму он стал дешевле южнокорейского, считавшегося самым дешевым в мире. К числу достижений программы тэтчеризма относят и распродажу акций национализированных предприятий. Только за четыре года (1984–1988) число британцев, владеющих акциями, выросло более чем в три раза. Такая распродажа акций имела двойное значение: с одной стороны, она способствовала увеличение заинтересованности владельцев акций в успехе предприятий и обеспечила снижение себестоимости продукции, а с другой, это позволило приобщить англичан к идеи собственности, самостоятельности и тем самым укрепить позиции Консервативной партии.

В 80-е годы, благодаря все той же политике тэтчеризма, новой силой в структуре английской экономики стали средние и малые фирмы. Их деятельность и способность быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка способствовали повышению конкурентоспособности английского товара. Правительству Британии все же удалось справиться с инфляцией. Ее уровень был уменьшен в два — три раза. И если в первые годы правления Тэтчер рост инфляции сопровождался ростом безработицы, то в последние годы с уменьшением инфляции наблюдалось и сокращение безработицы с 3,5 млн. человек до 2 млн. Отметим, что и само английское общество стало жить лучше. Так средний доход на душу населения за 10 лет вырос на 23 %. Число забастовок так же резко уменьшилось. Но больше всего Тэтчер гордилась тем, что ее программа тэтчеризма позволила почти каждому гражданину Англии иметь свой дом. Иными словами, произошел выкуп своих жилищ у муниципалитетов. Английская экономика претерпела оздоровление и теперь с ней стали больше считаться на мировой арене. Поскольку здоровая экономика является важным внешнеполитическим инструментом. Период быстрого экономического роста и относительного благополучия Англии оказался весьма непродолжительным. С начала 90-х гг. экономическая конъюнктура стала ухудшаться, вернулись старые болезни — бюджетный дефицит, инфляция, повысившаяся в 1990 г. на 9 % безработица. Популярность правящей партии падала. Все эти обстоятельства вызвали в ноябре 1990 г. отставку Тэтчер. Лидером консервативной партии и премьером стал по рекомендации своей предшественницы Джон Мейджор, занимавший до этого пост министра финансов [2]. Тэтчер стала героиней не только Британии — всего западного капиталистического мира. Политику, проводимую этой женщиной, характеризуют как тэтчеризм. Но эта экономическая доктрина оценивается не однозначно. Несомненно, Тэтчер ввела в стране идеологию предпринимательства. Она рассматривала частное предпринимательство как движущую силу процветающей экономики, провела приватизацию государственного сектора. Во время её правления распродавались муниципальные квартиры, в результате чего более 60 % населения обзавелось собственным жильём. Хотя одновременно в стране усилилось социальное расслоение. Но однозначно то, что Тэтчер и ее тэтчеризм сделали для экономики Британии больше, чем многие другие министры вместе взятые.

 

Великобритания в 1990-1997.

Кабинет Мейджора 1990–1997.

Социальное положение в стране продолжало оставаться трудным; в августе и сентябре 1991 молодежные волнения и бунты прокатились по Оксфорду, Бирмингему и другим городам. Острая ситуация сохранялась в Северной Ирландии, где в 1991 жертвами актов насилия стали ок.100 человек. К февралю 1992 численность британских войск в провинции была увеличена до 18,5 тыс.

Консерваторы провели через парламент закон, ужесточающий правила иммиграции. В то же время, парламент принял решение о сокращении армии со 160 тыс. до 116 тыс. военнослужащих.

Несмотря на экономический спад и уровень безработицы, достигший более 9%, Мейджору удалось добиться победы своей партии на парламентских выборах в апреле 1992 (336 из 651 места в Палате общин) и остаться у власти.

В попытке добиться урегулирования в Северной Ирландии весной 1992 были начаты переговоры между заинтересованными сторонами. В июне в Лондоне впервые за 20 лет состоялась встреча представителей североирландских партий с депутатами парламента Ирландской республики; ольстерские партии заявили о готовности обсуждать с Ирландией вопрос о судьбе провинции. Пытаясь создать впечатление большей объективности в конфликте, британское правительство в августе 1992 после ряда террористических актов запретило деятельность ведущей военизированной организации протестантских юнионистов – Ассоциации обороны Ольстера. Организация националистов-католиков Шинн Фейн (политическое крыло подпольной Ирландской республиканской армии, ИРА) не была допущена к мирному процессу. Уже в ноябре переговоры были прерваны, за чем последовал новый подъем насилия в провинции и взрывы бомб в английских городах; имелись убитые и раненые. В 1993 британские власти вынуждены были приступить к неофициальным переговорам с ИРА; главы правительств Великобритании и Ирландии подписали совместное заявление о начале процесса мирного урегулирования в Ольстере. Чтобы получить возможность участвовать в официальных переговорах, ИРА объявила летом 1994 о прекращении огня. В октябре ее примеру последовали две подпольные вооруженные организации протестантов. В декабре британское правительство приступило к официальным переговорам с Шинн Фейн и с протестантскими подпольными группами. В феврале 1995 премьер-министры Великобритании и Ирландии подписали в Белфасте соглашение о принципах всепартийных переговоров о будущем Северной Ирландии; было начато сокращение числа британских войск в провинции. Лидер крупнейшей протестантской Объединенной юнионистской партии (ОЮП) приступил к переговорам с ирландским правительством. В январе 1996 премьер-министры Великобритании и Ирландии предложили начать всепартийные переговоры под международным наблюдением; для их проведения в мае был избран североирландский парламентский орган – Форум мира. Однако ИРА осуществила в феврале серию взрывов в Лондоне, объявив об отказе от прекращения огня. Республиканцы категорически не соглашались сложить оружие. В июне 1996 после новых актов насилия переговоры были прекращены, в сентябре об отказе от прекращения огня объявили и протестантские экстремисты. Возобновившиеся осенью под председательством американского сенатора Джорджа Митчелла переговоры по Северной Ирландии утонули в процедурных вопросах и в итоге зашли в тупик.

Экономическое положение страны оставалось неустойчивым. Осенью 1992 в Великобритании разразился самый тяжелый экономический спад за 30 лет. Из-за резкого падения курса фунта страна вышла из Европейского валютного соглашения, в которое вступила только в 1990. Уровень безработицы превысил 10%. В попытке выйти из кризиса правительство изменило учетную ставку, одобрило многомиллиардную программу инвестиций в строительную отрасль, сооружение дорог и общественный транспорт, но одновременно ограничило рост заработной платы в государственном секторе, сократило расходы на социальные и военные нужды. Кризис удалось преодолеть лишь в 1993. В середине 1990-х страна переживала умеренный экономический рост.

Кабинет Мейджора продолжил политику приватизации, но она встречала все большее сопротивление. Попытки властей закрыть или приватизировать нерентабельные угольные шахты вызвали массовые протесты шахтеров и населения, и в декабре 1992 суд объявил планируемое закрытие незаконным. В 1993 парламент одобрил приватизацию железных дорог.

Правительство Мейджора испытывало все большие трудности в своей европейской политике; в самой Консервативной партии усилилось крыло «евроскептиков». В марте 1993 консервативный кабинет впервые потерпел поражение в Палате общин по вопросу о назначении членов Комитета регионов, создание которого предусматривалось Маастрихтскими соглашениями ЕС. В мае парламент одобрил эти соглашения, но предложения правительства о принятии их без включения «Социальной хартии» было отклонено. В 1993 и 1994 консерваторы потерпели тяжелое поражение на выборах в региональные и местные органы власти. Партия неизменно проигрывала и дополнительные выборы в Палату общин. Под напором внутрипартийной оппозиции Мейджор демонстративно подал в 1995 в отставку с поста председателя партии, но добился поддержки парламентской фракции и был восстановлен в этой должности и переформировал правительство. Дальнейший ущерб престижу кабинета нанесли неумелые действия властей в связи с эпидемией скота («коровьим бешенством») в 1996, а также политические скандалы (членов правительства и других видных консерваторов обвиняли в обмане парламента и правонарушениях в вопросе о незаконной продаже оружия Ираку в 1980-х, в покупке голосов и т.д.). Мейджору приходилось лавировать, чтобы получать поддержку в парламенте. В декабре 1996 после новых дополнительных выборов он утратил большинство и держался у власти лишь благодаря поддержке Ольстерской юнионистской партии.

 

63) Великобритания в 1997-2015.

«Новые лейбористы» у власти.

На парламентских выборах 1 мая 1997 консерваторы были наголову разбиты Лейбористской партией, которая получила 418 из 659 мест в Палате общин и вернулась к власти после 18-летнего перерыва. Но облик партии к этому времени существенно изменился. С конца 1980-х лейбористы все больше эволюционировали вправо: из партии были изгнаны троцкисты и другие левые оппозиционеры, влияние тред-юнионов ослабело. Переход на центристские позиции завершился в 1990-х при новом лидере лейбористов Энтони (Тони) Блэре. Он добился снятия лозунга национализации и отказа от ориентации на государственное регулирование экономики.

Правительственная программа «новых лейбористов» предусматривала укрепление независимости Банка Англии, обложение предпринимателей особым разовым налогом на сверхприбыли и использование полученных средств на создание рабочих мест, введение минимально гарантированного уровня заработной платы (закон вступил в силу в апреле 1999) и создание региональных парламентов в Шотландии и Уэльсе. В области европейской политики правительство Блэра обещало преодолеть изоляционизм при одновременном отстаивании национальных интересов Великобритании, а также выполнять положение европейской «Социальной хартии». Парламент принял закон о запрете частного владения огнестрельным оружием. Власти приняли ряд мер, которые, по их мнению, должны были способствовать снижению уровня преступности.

Кабинет лейбористов пошел на увеличение расходов на социальные нужды, создание рабочих мест и здравоохранение. Но в то же время, его социальная политика ознаменовалась существенными «неолиберальными» чертами: ведущей идеей вместо «обеспечения благосостояния» (welfare) стало «стимулирование труда» (workfare), что означало в реальности стремление сократить число получающих государственные социальные пособия по безработице и побудить наемных работников соглашаться даже на сравнительно низкооплачиваемую работу в мало выгодных для них условиях. Правительство разработало соответствующую программу трудоустройства молодых безработных. Несмотря на сопротивление левой оппозиции в Лейбористской партии и при поддержке консерваторов кабинет провел через Палату общин в декабре 1997 сокращение социальной помощи для одиноких матерей; вместо этого были выделены средства на программу трудоустройства. В марте 1998 Блэр представил план реформы системы социального обеспечения, который предусматривал, в частности, сокращение пособия по безработице, пенсии при нетрудоспособности и т.д. Несмотря на сильное сопротивление левого крыла лейбористов, закон о реформе был принят в ноябре 1999.

Была продолжена политика приватизации в различных секторах экономики и социальной сферы, практика продажи муниципального жилья и закрытия коммунальных служб и учреждений.

Правительство Блэра не пошло на серьезные послабления в отношении иммиграции. 10 тысяч беженцев, подавших просьбу об убежище до 1993, получили право на проживание, еще 20 тысяч смогли временно остаться в Великобритании. Но одновременно было объявлено об ужесточении норм предоставления убежища и об ускорении высылки отказников. Соответствующий закон об иммиграции и убежище вступил в силу в апреле 2000.

Важнейшим шагом правительства «новых лейбористов» стал решительный прорыв в деле урегулирования конфликта в Северной Ирландии. Сразу после прихода к власти Блэр обсудил вопрос с премьер-министром Ирландии и объявил о готовности возобновить диалог с ИРА и Шинн Фейн, одновременно заверив протестантских юнионистов, что объединения Ирландии не произойдет, пока за это не выскажется большинство населения Северной Ирландии. Несмотря на убийство нескольких полицейских националистами-католиками и новые волнения летом 1997, главы правительств Великобритании и Ирландии согласовали план разоружения военизированных формирований. Была образована международная комиссия по разоружению. После принятия плана возобновления всесторонних переговоров ИРА возобновила прекращение огня, и в сентябре 1997 диалог по Северной Ирландии возобновился. На сей раз в нем приняла участие и партия Шинн Фейн; в октябре Блэр впервые встретился с ее председателем Джерри Адамсом. Несмотря на возражения юнионистов, правительство сократило число британских войск в провинции до 16,5 тыс., сократило патрулирование, предоставило полицейскую защиту лидерам Шинн Фейн и освободило из заключения некоторых членов ИРА. Диалог чуть было не был сорван на рубеже 1997 и 1998, когда юнионистские партии бойкотировали переговоры в знак протеста против убийства лидера одного из протестантских ополчений. Новые акты насилия в начале 1998 приводили к тому, что диалог временно покидали его «крайние» участники – Демократическая юнионистская партия (ДЮП) и Шинн Фейн.

В апреле 1998 на переговорах было подписано мирное соглашение по Северной Ирландии. Согласно ему, регион оставался в составе Соединенного королевства до тех пор, пока это соответствовало воле большинства населения провинции. Создаваемое региональное собрание получало законодательные полномочия в области финансов, экономики, социальной сферы, здравоохранения, образования, защиты окружающей среды и сельского хозяйства, причем для принятия важнейших решений требовалась поддержка большинства депутатов обеих конфессий. Региональное правительство избиралось собранием и должно было состоять из представителей основных фракций. В течение двух лет предполагалось осуществить разоружение подпольных группировок. Великобритания обещала постепенно вывести войска из провинции и освободить большую часть политических заключенных. Кроме того, создавались ирландский Совет Севера и Юга и британско-ирландский Совет островов.

Соглашение было одобрено британским и ирландским парламентами, а в мае 1998 – на референдумах в Великобритании и Ирландской республике. В июне прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии; главой регионального правительства был избран лидер ОЮП Дэвид Тримбл. Соглашение выдержало первое испытание летом 1998 после новых столкновений и взрывов. Основным спорным вопросом оставалась проблема разоружения: юнионисты требовали, чтобы ИРА сдала оружие до того, как будет сформировано новое правительство, республиканцы и Шинн Фейн настаивали на предварительном включении республиканского лагеря в состав регионального правительства. В декабре 1998 о начале разоружения объявили протестантские «лоялистские волонтеры», ИРА и «Силы волонтеров Ольстера» медлили.

В итоге Тримбл пошел на уступки. С 1 декабря 1999 Великобритания официально предоставила Северной Ирландии частичную автономию и власть в провинции была передана североирландскому правительству с участием 2 членов Шинн Фейн. Но поскольку ИРА так и не приступила к разоружению, британские власти в феврале 2000 приостановили деятельность провинциального кабинета. В мае ИРА объявила о допуске инспекторов в некоторые из своих арсеналов и пообещала «вывести из строя» свое оружие до июня 2001, после чего деятельность североирландского правительства была возобновлена.

Осуществляя «деволюцию», т.е. передачу ряда полномочий центральных властей регионам и муниципалитетам, «новые лейбористы» приступили к наиболее глубоким конституционным изменениям со времени создания Соединенного королевства. В сентябре 1997 граждане Шотландии и Уэльса одобрили на референдумах создание региональных парламентов (соответственно, большинством в 74,3% и 50,3% голосов). В Шотландские органы исполнительной власти во главе с первым министром получали полномочия не только в области образования и юстиции, но дополнительно и в сферах здравоохранения, труда, транспорта, сельского хозяйства и туризма. Парламент региона мог также изменять на 3% общебританский уровень подоходного налога. Ассамблея Уэльса, напротив, не имела законодательных прав, но приобретало полномочия в деле осуществления британских законов и в распределении финансовых средств, которыми распоряжалась избираемая им исполнительная власть.

В мае 1999 в Шотландии и Уэльсе состоялись выборы региональных Ассамблей. Победу на них одержала Лейбористская партия, которой однако не удалось завоевать большинство мест в обоих органах.

В Уэльсе лейбористское правительство меньшинства возглавил А.Майкл, однако оппозиция обвиняла его в недостаточно активной защите интересов региона и уже в феврале 2000 ему пришлось уйти в отставку. Его сменил на этом посту лейборист Родри Морган. В Шотландии лейборист Дональд Дьюэр сформировал коалиционный кабинет с участием либерал-демократов. Позднее первым министром шотландского правительства стал лейборист Джек МакКоннелл.

В мае 1998 референдум в Лондоне высказался за создание общегородского совета и прямые выборы мэра. Такие выборы были проведены в мае 2000, и мэром стал независимый левый кандидат Кен Ливингстон, один из лидеров левых лейбористов, опередивший близкого к Блэру официального лейбористского кандидата. Его избрание считалось показателем растущего недовольства социальной политикой властей. Однако, заняв пост, он сформировал коалиционную муниципальную администрацию с участием лейбористов, консерваторов и либерал-демократов.

Еще одной мерой, носящей, по существу, конституционный характер, стала реформа членства в Палате лордов. В марте 1999 обе палаты британского парламента одобрили отмену членства наследственного дворянства. Предложения о будущем составе верхней палаты было поручено выработать специальной комиссии экспертов. В конечном счете, был достигнут компромисс (число представителей наследственного дворянства в палате было сокращено с 758 до 92), и закон о реформе вступил в силу в ноябре 1999.

В международной области «новые лейбористы» провозгласили проведение «этической» внешней политики, что не помешало правительству уже в июле 1997 санкционировать продажу Индонезии военных самолетов, бронеавтомобилей и оборудования для разгона демонстраций. 1 июля 1997 состоялась официальная передача Гонконга Китаю (соглашение об этом было достигнуто еще при консервативном кабинете). В декабре 1998 Великобритания приняла участие в воздушных налетах на Ирак после того, как иракское правительство отказалось оказывать содействие в осуществлении инспекционной программы ООН. Правительство Блэра заняло в 1998–1999 наиболее бескомпромиссную позицию по отношению к югославскому президенту Милошевичу в косовском вопросе.

Великобритания в начале 21 века.

На волне роста мировой экономической конъюнктуры в конце 1990 – начале 2000-х «новым лейбористам» удалось выиграть всеобщие парламентские выборы в июне 2001, завоевав 413 из 659 мест, хотя к избирательным урнам пришло рекордно мало граждан страны (чуть более 59%). Блэр обещал избирателям увеличить капиталовложения в здравоохранение и образование, осуществить санацию этих сфер и сделать их работу более эффективной и менее бюрократической. Однако он не рискнул пойти на риск повышения налогов. Положение правительства осложнилось тем, что в 2002 темпы экономического роста упали до 1,6%, что стало самым низким показателем за 10 лет.

Администрация Блэра проводит политику увеличения государственных расходов на социальные нужды, причем большая часть средств тратится на создание рабочих мест. Властям удалось снизить уровень безработицы, по официальным данным, до 5%. Однако в действительности большая часть этих мест создана на фирмах с более низким уровнем зарплаты и более плохими условиями труда. Поощрение этого сектора снижает стоимость рабочей силы в экономике в целом. В британском обществе продолжает расти социальная поляризация: уровень бедности в стране оценивается в 17%, а уровень детской бедности – в 30%.

Несмотря на это, кабинет «новых лейбористов» не отказался от практики «побуждения к работе». Значительное сокращение пособий по безработице, введение новых ограничений на их предоставление и дополнительные меры по борьбе с нищенством призваны заставить безработных, нетрудоспособных и «социально слабых» соглашаться на невыгодные для них формы и условия занятости.

Государственная система медицинского обслуживания населения в Великобритании страдает от многолетнего кризиса. Правительство Блэра ищет выход не в совершенствовании общественных услуг, а в их приватизации. Так, оно предложило разрешить частным инвесторам вкладывать деньги в «доходные» больницы. Весной 2004 власти объявило о предстоящей продаже в частные руки ок.100 больниц, госпиталей и других медицинских центров по всей стране. Напротив, расходы на государственную службу здравоохранения, пенсии и массовое образование сократились.

Острые разногласия в британском обществе вызвало участие Великобритании в военных действиях, начатых коалицией во главе с США в Ираке в 2003. Соединенное королевство стало главным американским союзником по «антитеррористической» коалиции; Блэр активно выступил в поддержку войны в Ираке и направила туда свои вооруженные силы. Британским подразделениям была поручена оккупация юга страны. Напротив, большинство британских граждан, по опросам, выступало против войны. Аналогичную позицию заняло левое крыло Лейбористской партии и профсоюзов. В знак несогласия с политикой Блэра подал в отставку министр иностранных дел Робин Кук. Премьер-министру удалось настоять на своем, благодаря поддержке правого крыла собственной партии и консерваторов, но его престиж был сильно подорван, особенно после того, как общественности стало известно, что власти оказывали давление на экспертов и радиотелеслужбу «Би-Би-Си», чтобы заставить их распространять информацию о том, что Ирак якобы обладал оружием массового уничтожения.

Экономическая, социальная и международная политика «новых лейбористов» вызвала растущее недовольство среди населения. Ряд влиятельных профсоюзов, которые традиционно поддерживали Лейбористскую партию, стал обсуждать возможность отказать ей в поддержке. Проявлением недоверия со стороны тех слоев, которые всегда раньше голосовали за лейбористов, стали результаты выборов в Ассамблею Шотландии в мае 2003: правящая партия потеряла 4% голосов, зато левая оппозиция (Шотландская социалистическая партия, «Зеленые» и независимые) смогли завоевать свыше 15% голосов (17 из 129 мест). На выборах в Европейский парламент успех способствовал правым «евроскептикам» из Партии независимости Соединенного королевства: она собрала 16% голосов, оттеснив либерал-демократов на третье место. Обострилась также ситуация в Северной Ирландии. Несмотря на то, что военизированные формирования католиков (ИРА) и протестантов сдали большую часть своих арсеналов, процесс разоружения, как считают некоторые эксперты, не доведен до конца. На региональных выборах в ноябре 2003 успех сопутствовал «крайним» партиям с обеих сторон – Демократической юнионистской партии (ДЮП) среди протестантов и Шинн Фейн среди католиков. «Непримиримая» ДЮП отказывается признать условия мирного урегулирования, и попытки британских властей организовать переговоры между сторонами, чтобы добиться создания новой региональной администрации, до сих пор не увенчались успехом; лидер ДЮП Иан Пэйсли отказывается встречаться с лидером Шинн Фейн Джерри Адамсом.

В мае 2005 на всеобщих выборах с небольшим перевесом победила лейбористская партия. Лейбористы смогли получить в парламенте лишь 356 мест из 646. В результате Блэр был избран премьер-министром на третий срок.

7 июля 2005 в Лондоне были совершены четыре скоординированных террористических акта, в результате которых погибло 56 человек. Ответственность за них взяла на себя международная исламистская террористическая организация Аль-Каеда.

После окончания израильско-ливанской войны 2006 (Вторая ливанская война), в которой британский премьер вслед за США, по сути, встал на сторону Израиля, прозвучали призывы отправить Блэра в отставку с поста лидера Лейбористской партии и премьер-министра. Согласно опросу, опубликованному газетой Times, идею досрочной отставки Тони Блэра поддержало большинство британцев, раздраженных его проамериканской политикой.

10 мая 2007 Блэр объявил, что покидает пост лидера лейбористов и 27 июня подал королеве официальное прошение об отставке с поста премьер-министра. На последовавших после этого внутрипартийных выборах победу одержал Гордон Браун, который на безальтернативной основе был избран лидером правящей Лейбористской партии и вступил в должность премьер-министра.

Гордон Браун в 1983 был депутатом парламента (членом палаты общин от Лейбористской партии); в 1983–1984 избирался председателем Лейбористской партии в Шотландии; 1989–1992 занимал пост министра торговли и промышленности; в мае 1997 назначен министром финансов (канцлером Казначейства) Великобритании.

Браун является приверженцем глобализации мировой экономики, выступал против протекционизма в сфере внешней торговли.

В 2010 премьер-министром Великобритании был назначен лидер консервативной партии Великобритании с 2005 Дэвид Кемерон.

 


64) Создание ФРГ. 1945-1949.
Федерати́вная Респу́блика Герма́ния в период с 1949 по 1990 год (нем. Bundesrepublik Deutschland), ФРГ (BRD) была провозглашена 23 мая 1949 года на территориях, расположенных на американской, британской и французской зонах оккупации нацистской Германии (Тризония). Предполагалось, что впоследствии в состав ФРГ войдут и остальные германские территории, что обеспечивалось статьёй 23 Конституции ФРГ. По причине оккупации Берлина временной столицей государства был выбран провинциальный город Бонн. В том же году 7 октября на советской зоне оккупации была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) со столицей в Берлине (де-факто — в восточной части города). В течение следующих сорока лет оба немецких государства существовали параллельно, и до начала 1970-х годов в ФРГ не признавали ГДР. 3 октября 1990 года после мирной революции в ГДР[de] её территория была интегрирована в состав ФРГ. Одновременно столица ФРГ была перенесена в Берлин. После оккупации Германии войсками союзников («Четыре Державы» — США, Великобритания, Франция и СССР) её территория была поделена на четыре зоны оккупации — советскую, французскую, британскую и американскую. К 1949 году западные державы объединили управление своих зон оккупации в Тризонию. Восточная часть Германии, по-прежнему, оставалась под управлением Советского Союза. 24 мая 1949 года на территории западной Германии была провозглашена Федеративная Республика Германии (ФРГ) в составе вновь созданных к тому моменту земель Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург (британская зона); Бавария, Бремен, Гессен и Вюртемберг-Баден (американская зона); Баден, Рейнланд-Пфальц и Вюртемберг-Гогенцоллерн (французская зона). Вступившая в этот день в силу Конституция (статья 23) декларировала своё распространение также и на весь Берлин, который формально не входил в ФРГ. Также в этой статье предусматривалась возможность распространения конституции ФРГ и на «другие части Германии». Тем самым закладывалась основа для вхождения в ФРГ всех бывших территорий Германской империи. Более того, стремление к объединению немецкого народа на базе вновь созданного государства было явно прописано в конституции, которая задумывалась как временная. Подчёркивая временность разделения Германии документ официально не был назван конституцией (нем. Verfassung), но получил название «основного закона» (нем. Grundgesetz). По причине особого политического статуса Берлина не представлялось возможным сохранить город в качестве столицы ФРГ, хотя провозглашённая конституция формально продекларировала весь город частью ФРГ. Поэтому было решено назначить временную столицу, в качестве которой был выбран провинциальный город Бонн[1].
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...