Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка высококвалифицированных спортсменов как многолетний управляемый процесс




Подготовка высококвалифицированного спортсмена – это, как правило, длительный процесс, охватывающий от 8 до 20 и более лет. В нем можно выделить совокупность значимых компонентов, причем от наличия или отсутствия, от полноты и корректности использования того или иного компонента во многом зависит конечный успех.

Наиболее наглядно эффективность функционирования системы многолетней подготовки проявляется в результативности спортсменов конкретной страны на самых крупных соревнованиях с очным соперничеством сильнейших атлетов – Олимпийских играх.

Сегодня спорт представляет собой иерархическую систему, включающую его общедоступные формы (спорт для всех), базовый спорт (для подготовки людей к жизненной практике) и спорт высших достижений.

Олимпийские состязания являются главными соревнованиями в спорте высших достижений, имеющими выраженную социальную значимость для современного общества. Для успешного выступления в Олимпийских играх необходима высокоорганизованная система подготовки, включающая три главные подсистемы:

а) соревнований;

б) тренировки;

В) факторов, повышающих эффективность соревновательной и тренировочной деятельности (В.Н. Платонов, 1997).

В общей теории систем под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование (В.Г. Афанасьев, 1982, 1986, В.И. Баландин, 1986, И.В. Блауберг, И.Г. Юдин, 1976). Системы имеют самые различные формы, которые можно условно разделить на три вида: технические, биологические и социальные (в том числе – социально-экономические).

Общая теория систем позволяет выявить причинные зависимости многообразия связей и отношений, имеющих место внутри исследуемого объекта и в его взаимоотношениях с другими объектами. Рассматривая любое явление в жизни и пытаясь его анализировать, необходимо использовать системно-структурный подход, поскольку в мире все «системно».

Системы разных видов имеют свои специфические черты и закономерности. Особенно большие отличия свойственны социально-экономическим системам.

К ним относятся производственно-хозяйственные комплексы, отрасли, предприятия, объединения и организации, в том числе физкультурно-спортивные. Это определяется тем, что их неотъемлемым элементом являются коллективы людей. Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их составе лежат интересы, как отдельных людей, так и общества в целом. Совокупность государственных, общественных, коллективных и личных интересов людей (социальных, экономических, политических и др.) влияет на состояние системы, процесс её развития и управления ею.

В научно-методической литературе подробно разбираются существующие и отличающиеся по отдельным позициям взгляды на понятие «система». Согласно общей теории систем, система представляет собой ограниченное и автономное множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, образующих в своем единстве целостность, которая обладает качественной определенностью и собственными законами структуры, функционирования и развития (В.Г. Афанасьев, 1986, И.В. Блауберг, И.Г. Юдин, 1976, Э.Г. Юдин, 1978).

Любой изучаемый объект (спортсмен, спортивный клуб, сборная команда, олимпийская подготовка в целом) может быть представлен как система. Характеристика системы определяется не столько её элементами и связями между ними, сколько тем, какое состояние или поведение системы имеется в виду. Поведение системы главным образом определяется её внутренней структурой (организацией).

Высокий научный уровень общей теории систем позволяет применять системный подход в изучении основных процессов, происходящих в сфере спорта и олимпийской подготовки.

В то же время система подготовки в спорте, являясь не только социально- экономической, но и биологической, должна быть, ориентирована на четкие представления и осознание того, что происходит с главной «целью» и основным «объектом» управления – человеком, спортсменом. Без этого невозможно успешно решать проблемы подготовки спортивных резервов и олимпийских команд (И.Г. Гибадуллин, 2006).

Естественная биологическая система – организм человека – развивается эволюционным путем на основе адаптации функциональных систем и отдельных органов. Теория функциональных систем, предложенная П.К. Анохиным (1980), исходит из ведущей роли полезного для системы и организма в целом результата. Именно результат действия выступает в функциональных системах организма к роли системообразующего фактора.

В переводе на «язык спорта», системообразующим фактором в данном случае является спортивный результат. Поэтому все подсистемы подготовки спортсменов – соревнований, тренировки, научного и методического обеспечения, финансирования, материально-технического обеспечения – должны подчиняться задачам олимпийской подготовки, что позволит спортсменам и тренерам осуществлять целенаправленную деятельность и добиваться наивысших результатов на Олимпийских играх (И.Б. Казиков, 2004).

По мнению Н.Г. Озолина (1995), современная система спортивной подготовки – это многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки в соответствии с индивидуальными особенностям спортсмена, проводимый при его активной деятельности в условиях надлежащего педагогического контроля и руководства, научного, медико-биологического и материально-технического обеспечения, использования средств восстановления и эффективной организации.

Основными, наиболее важными, компонентами (подсистемами) системы спортивной подготовки являются: система соревнований, система тренировки и система факторов, повышающих эффективность их функционирования. Каждый компонент имеет свое значение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и развития всей системы, способствуя решению её задач и усиливая действие других компонентов. Причем значимость их вклада в общую систему подготовки на разных этапах многолетних занятий меняется (А.А. Новиков, 2003, Н.Г. Озолин, 1995, В.Н. Платонов, 1986, 1997, Ф.П. Суслов, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустин, 1995, В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин, 2006, P. Tschiene, 1990).

Спортивные соревнования в олимпийском спорте являются центральным звеном, который определяет всю организацию и методику подготовки спортсменов для результативной соревновательной деятельности. В соревнованиях выявляются действенность организационных и материально-технических основ подготовки, качество системы отбора и воспитания резерва, квалификация тренерских кадров и эффективность системы подготовки специалистов, уровень спортивной науки, результативность научно-методического и медицинского обеспечения подготовки, а также многое другое.

Важнейшей частью системы подготовки спортсменов является тренировка.

С расширением календаря соревнований для высококвалифицированных спортсменов произошли серьезные изменения не только в методике, но и в организации тренировочного процесса. На развитие современного спорта высших достижений одновременно влияют три группы тенденций: социальные, методические и организационные. Ведущими в данном случае являются социальные тенденции, поскольку они зачастую определяют развитие методических и организационных начал. Тем не менее, все перечисленные тенденции взаимосвязаны и влияют друг на друга.

Подготовка высококвалифицированного спортсмена – это многолетний процесс, в котором выделяют пять этапов:

1) начальной подготовки;

2) предварительной базовой подготовки;

3) специализированной базовой подготовки;

4) максимальной реализации индивидуальных возможностей;

5) сохранения достижений (А.Д. Полищук, 1999).

Продолжительность и структура многолетней подготовки зависят от следующих факторов (В.Г. Бауэр, 1994, В.Б. Зеличенок, 2000, В.Г. Никитушкин, 2005, А.А. Сучилин, 1998, В.Л. Сыч, В.С. Мартынов, Л.С. Хоменков, 1991, Ф.П. Суслов, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустин, 1995, В.П. Черкашин, 2000):

– индивидуальных и половых особенностей спортсменов,

-темпов их биологического созревания и во многом связанных с ними темпов роста спортивного мастерства;

– возраста, в котором спортсмен начал занятия, а также возраста, когда он преступил к специальной тренировке;

– структуры соревновательной деятельности и подготовленности спортсменов, обеспечивающей высокие спортивные результаты;

– закономерностей становления различных сторон спортивного мастерства и формирования адаптационных процессов в ведущих для данного вида спорта функциональных системах;

– содержания тренировочного процесса – состава средств и методов, динамики нагрузок, построения различных структурных образований тренировочного процесса, применения дополнительных факторов (специальное питание, тренажеры, восстановительные и стимулирующие работоспособность средства, и т.д.).

К факторам, повышающим эффективность функционирования систем тренировки и соревнований, отечественные специалисты (Л.П. Матвеев, 1998, В.Г. Никитушкин, 2005, В.Н. Платонов, 2004, В.Д. Фискалов, 2006) относят:

- качественную физкультурно-спортивную ориентацию и спортивный отбор, - кадровое, материально-техническое, научное, медико-биологическое и информационное обеспечение,

-факторы внешней среды, благоприятные социально-экономические условия, -должное финансирование подготовки, наличие эффективных организационно-управленческих механизмов.

Уровень победных результатов в современном спорте столь высок, что для его достижения спортсмену необходимо обладать редкими морфологическими данными, уникальным сочетанием комплекса физических и психических способностей. Такое сочетание даже при самом благоприятном построении многолетней подготовки и наличии необходимых условий встречается очень редко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...