Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усовершенствованная система работы над изложением




Роль изложений в развитии речи

Изложение используется в начальных классах общеобразовательной школы как один из основных видов классной учебной работы по развитию речи учащихся, способствует формированию и закреплению у них навыков правописания и стилистики. Термин изложение охватывает ряд устных и письменных упражнений: от почти дословного пересказа небольшого по объёму текста до краткой передачи содержания целого произведения.

· приучает детей излагать текст сознательно, последовательно, правильно, содержательно;

· развивает логическое мышление;

· обогащает речь, активизирует словарь;

· формирует умение правильно составлять предложения.

 

Виды изложений в начальной школе и их классификация

Программа предусматривает для II класса изложение под руководством учителя небольшого текста (30—40 слов) по во­просам или по данному плану из 2—3 пунктов; для III класса — изложение текста (40—60 слов) по плану, составленному кол­лективно, из 3—5 пунктов; для IV класса — подробное и сжа­тое изложение текста из 70—90 слов по плану, составленному самостоятельно, а также изложение прочитанного с изменени­ем формы.

 

В методической литературе встречаются различные термины, обозначающие виды изложений: (их около 20)

 

 

· изложение по вопросам, включающим слова для ответа,

· изложение по вопросам, подсказывающим слова для ответа,

· изложение по вопросам, со свободной передачей текста,

· изложение на основе коллективного озаглавливания частей рассказа,

· изложение с использованием картинного плана,

· изложение по готовому плану,

· изложение по измененному плану,

· изложение по коллективно составленному плану,

· изложения по самостоятельно составленному плану,

· подробное изложение,

· сжатое изложение,

· свободное изложение,

· выборочное изложение,

· изложение с элементами описания,

· изложение с грамматическим заданием,

· сокращенное изложение,

· изложение по данному началу

· обучающее изложение,

· контрольное изложение,

 

Из данного списка видно что, у авторов методических пособий нет единства в обозначении видов изложений. Обобщив опыт учителей-методистов можно представить классификацию изложений в виде следующей схемы:

 

 

письменные ответы на вопросы (подготовительная работа) · ответы словами,      имеющимися в вопросе; · ответы с подбором новых слов; · ответы самостоятельно составленными предложениями.
по цели проведения
  • обучающее
  • контрольное
по объему
  • подробное
  • сжатое
  • выборочное
по характеру восприятия
  • слуховое
  • зрительное
по степени самостоятельности учащихся
  • по готовому плану
  • по коллективно составленному плану
  • по самостоятельно составленному плану
по характеру операций учащихся
  • без замены фактов
  • с изменением начала, конца
  • со вставкой эпизодов
  • с изменением лица, времени

    Требования к текстам для изложений

 

Во-первых, содержание текста должно обогащать учащихся знаниями о явлениях окружающей природы и общественной жизни, расши­рять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоз­зрение, способствовать эстетическому воспитанию и формированию моральных качеств.

Во-вторых, тексты должны быть доступны и интересны де­тям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотами речи, требующими сложного и длительного разъяснения.  

В-третьих, текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц.

 

Усовершенствованная система работы над изложением

Казалось бы на сегодняшний день, есть определенная методика работы над изложением, тексты для изложений даны в учебниках и пособиях, но обучение остается на низком уровне, высок процент детских работ низкого качества, некоторые школьники и вовсе не справляются с заданием. Для облегчения работы изложение нередко пишется коллективно: всему классу про­читывается текст, проводится беседа, составляется единый для всех план. Поскольку ответы учащихся на один и тот же воп­рос учителя бывают практически одинаковыми, то и весь текст оказывается тоже одинаковым у всех. Нередко, особенно во II классе, полученный текст даже записывается на доске, а затем списывается учениками в тетради.

Такое положение бывает иногда неизбежно, но нельзя превращать такое натаскивание в метод. Не должно иметь места и предварительное проговаривание текста, общего для всех, сильными учениками непосредственно перед письмом.

При такой подготовке тексты оказываются близнецами, они почти дословно повторяют текст, составленный коллективно. Но и этот коллективный текст на самом деле составляется не всем классом, а 2—3 сильными учащимися. Остальные дети остаются пассивными, а если и принимают участие в составлении текста, то их предложения часто отвергаются как недостаточно хоро­шие: отдается предпочтение образцам, составленным сильными. Не удивительно, что слабо развитые в речевом отношении дети нередко уклоняются от участия в коллективном составлении текста. Они предпочитают повторить текст, составленный дру­гими, и пишут не изложение художественного образца, а пере­сказ пересказа.

Рассмотрим вопрос о том, как можно усовершенствовать сложившуюся методику работы над изложением на каждом этапе, сделать ее эффективной, творческой для каждого ученика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...