Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава третья: что такое «ханиф»?




Табари сказал:

"Не был Ибрахим ни иудеем, ни христианином, а был он ханифом-муслимом и не был он из многобожников"

(Семья Имрана(3), 67)

"... а был он ханифом..." - то есть он следовал приказам Аллаhа, будучи прямым на пути, который установлен доказательствами и приказами от Аллаhа.

"... муслимом..." - то есть он осознанно подчинялся условиям и положениям Ислама, сердцем и телом направляясь к Аллаhу.

 

"Кто может быть лучше по религии, чем тот, кто предал свой лик Аллаhу, будучи добродеющим, и последовал за религией Ибрахима-ханифа? Поистине, Аллаh взял Ибрахима другом!"

(Женщины(4), 125)

"... ханифа..." - то есть того, чей метод и путь абсолютно прям.

 

"Я, будучи ханифом, обратил лицо свое к Тому, кто сотворил небеса и землю, и я – не из многобожников." (Скот(6), 79)

 

Йунус передал мне (Табари) от ибн Уахба разговор, состоявшийся между Ибрахимом и его племенем:

- Так значит, ты перестал им (изваяниям) поклоняться.

- Я направил свое лицо к Тому, кто Творец небес и земли.

- Но ведь ты не принес ничего нового. Мы и так направляемся и поклоняемся Ему.

- Но вы не делаете это, будучи при этом ханифами. А я поклоняюсь Ему, очищая пред Ним религию, не придавая Ему никаких сотоварищей.

 

"Поистине, Ибрахим не был из многобожников, он был имамом и покорным Аллаhу ханифом."

(Пчелы(16), 120)

"... ханифом..." - То есть прямо, без искажений, следующий Исламу.

 

"Будьте ханифами пред Аллаhом, не придающими Ему сотоварищей".

(Хадждж(22), 31)

То есть "Эй люди, сторонитесь поклоняться ложным божествам и говорить слова ширка. Причем делайте искренне, только ради Аллаhа, очищая пред Ним религию от ширка; будьте единобожниками, направляйте подчинение и поклонение только Аллаhу, будучи в этом абсолютно прямыми".

(Тафсир Табари)

 

Куртуби сказал:

В тафсире аята (3/67):

Ханиф – единящий Аллаhа, объявляющий единобожие наружу, обрезанный, направляющийся на къиблу.

 

(6/79):

Ханиф, то есть направляющийся к истине.

 

(22/31):

Ханиф имеет два смысла: Или прямо направляться (к истине) или склоняться (к истине). Это слово вмещает в себе как бы противоположные значения: направляться и склоняться.

 

"А ведь им не было повелено ничего другого, как только поклоняться Аллаhу, очищая перед Ним религию, как ханифы; выстаивать молитву, приносить очищение. Это и есть – прямая религия!"

(Ясное Знамение(98), 4)

"... как ханифы..." - то есть, отвергая все другие религии и направляясь только к религии Ислама.

Ибн Аббас сказал, что ханиф этот тот, кто привязан к религии Ибрахима. Языковеды сказали, что "ханиф" означает направляющийся. Например "туханнафу иля аль-Ислам" - "уханифился на Ислам" означает "направился на Ислам" (привязался к Исламу).

(Тафсир Куртуби)

 

Ибн Касир сказал:

В тафсире аята (3/ 67):

Ханиф – тот, кто покинул ширк и привязался к вере.

 

(4/125):

Ханиф – тот, кто осознанно, то есть со знанием его сущности покидает ширк и полностью направляется к истине так, что ничто не может его сбить его или удалить от истины.

 

(6/79):

Ханиф – тот, кто направляется к таухиду, покидая ширк.

 

(16/ 120):

Ханиф – тот, кто осознанно направляется к таухиду. Поэтому то в аяте говорится: "... не был из многобожников..."

 

(22/31):

Ханиф – тот, который направляет религию только Аллаhу, осознанно следует истине и удаляется от ложного. Поэтому в том же аяте говорится: "... не придающими Ему сотоварищей..."

(Тафсир ибн Касира)

 

Имам Бухари передает следующий хадис:

Ибн Умар передает, что Зайд бин Амр бин Нуфайль был в поисках религии и для того, чтобы найти подходящую для себя религию он отправился в Дамаск. Он встретил там иудейского ученого и расспросил его о религиях и сказал:

- Я хочу принять вашу религию. Расскажи мне о ней.

Иудей в ответ сказал ему:

- Ты не сможешь войти в нашу религию без того, чтобы навлечь на себя гнев Аллаhа.

- Ну уж нет. Я ведь и хочу только того, чтобы избежать гнева Аллаhа и не хочу принимать ничего такого, что повлекло бы за собой гнев Аллаhа. Тем более у меня нет силы, чтобы устоять против гнева Аллаhа. Изволь указать мне что-нибудь другое.

- Я не знаю ничего подходящего, кроме того, чтобы стать ханифом.

- А что такое "ханиф"ство?

- "Ханиф"ство это религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином и он не поклонялся никому кроме Аллаhа.

Зайд покинул его и затем встретил христианского ученого. Он спросил его о том же.

Он ответил:

- Ты не сможешь войти в нашу религию без того, чтобы получить проклятие Аллаhа.

- Но ведь я ищу религию, чтобы избежать проклятия Аллаhа и не хочу делать что-нибудь такое, что навлекло бы на меня проклятие или гнев Аллаhа. Тем более у меня нет сил противостоять этому. Не можешь ли ты указать мне что-нибудь другое.

- Я не знаю ничего такого кроме "ханиф"ства.

- А что оно из себя представляет?

- Это религия Ибрахима. Он не был ни иудеем, ни христианином. Он поклонялся только Аллаhу.

Услышав это, Зайд покинул его. Затем он поразмышлял, поднял руки и сказал: "О мой Аллаh, будь свидетелем, что я принимаю религию Ибрахима".

(Бухари, Манакъиб аль-Ансар, 24; Забаих,16)

 

Из всех приведенных аятов, хадисов и объяснений ученых следует следующее:

Ханиф это тот, кто покидает ширк намеренно и со знанием. Он направляется к единению Аллаhа, и он прям в единобожии и Исламе.

Теперь, будет ли ханифом тот, кто погряз в ширке, покинув таухид; кто придает равных Аллаhу в поклонениях и господстве? Кем будет такой, ханифом или мушриком?

 

Имам ибн Таймия говорит:

Заблудшие недооценивают важность таухида и в то же время возвышают и придают особое внимание мольбе мертвым. То есть ширк они больше ценят, чем таухид. Как и описано в аяте, они равнодушны к призывам о таухиде и не обращают внимания на предупреждения о ширке:

"Приблизился к людям расчет с ними, а они небрежны, отвращаются. Не приходит к ним никакое новое напоминание их Господа без того, чтобы они выслушивали его, забавляясь. Сердца же их оставались беспечными... Когда неверующие видят тебя, они лишь насмехаются над тобой и говорят: "Не тот ли это, кто (плохо) поминает ваших божеств?" В то время как сами они отвергают упоминание Милостивого". (Пророки(21), 1-3, 36)

Когда посланники предупреждали их, они забавлялись. Из-за того, что мушрики привыкли к ширку и считали его нужным и важным, они обвиняли призывающих их к таухиду посланников в том, что те заблудшие и безумные. Так как таухид прямо противоположен ширку, который укоренился в мушриках, естественно, что они будут порицать таухид, который противоположен их укладу и будут свысока и с насмешкой относиться к тем, кто призывает покинуть их то, что они привыкли считать истиной. В аяте говорится:

"Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаhу равных и любят их так же, как любят Аллаhа".

(Корова(2), 165)

Кто полюбит какое-нибудь творение так сильно, как должно любить Аллаhа, то станет мушриком (не говоря уже о том, если он полюбит это творение еще сильнее). Несомненно, есть большая разница между любовью ради любви к Аллаhу и любовью наряду с любовью Аллаhа.

Ты увидишь могилопоклонников, как они насмехаются над таухидом, поклонением и мольбой только Аллаhу. Но в то же время ты увидишь, что они возвышают тех, кого они приняли за заступников (мертвых) пред Аллаhом. Некоторые из них с легкостью могут принести лжеклятву во имя Аллаhа, но в то же время они не осмеливаются солгать, поклявшись во имя своего шайха. Из различных их групп можно встретить много таких, которые просят помощи у шайха, будь то рядом с могилой, будь то в другом месте, считают более полезным, чем молиться Аллаhу и просить только Его, пусть, даже если это будет в масджиде, в предрассветное время.

Они насмехаются над теми, кто покинул их заблуждения и направился к таухиду. Многие из них реставрирует, заново украшают могильницы, склепы, но вместе с этим запускают масджиды. Источником всего этого может быть только одно – то, что они беспечны к Аллаhу и Его Посланнику , но ревностны к своему ширку. Подумайте, ведь они при малейшей нужде делают обход вокруг могилы (один из видов поклонения), но не придают внимания обходу вокруг каъбы. Это означает, что этот мушрицкий обход для них более ценен, чем обход дома Аллаhа.

В этом они подобны арабским мушрикам, которые описываются в следующем аяте:

"Из посевов и скота, что произрастил Аллаh, они выделяют некоторую часть Аллаhу, а затем согласно своим выдумкам и измышлениям говорят: «Это – Аллаhу, а это – нашим божествам». И вот; то, что предназначалось их божествам, не попадает Аллаhу, а то, что предназначалось Аллаhу, попадает их божествам. Скверны их суждения".

(Скот(6), 136)

Когда существовала необходимость выбирать между долей Аллаhа и долей ложных божеств они предпочитали долю ложных божеств, а долю Аллаhа тратили. Они говорили, что Аллаh силен и богат и поэтому он не нуждается в своей доле. А эти божества бедные и нуждаются в этой доле.

Когда они приходят к могилам, они плачут, молятся, их сердца смягчаются и они находятся в таком благоговении, которое не достигают при совершении пятничного, пятикратного или ночного намазов. Это свойственно только мушрикам, обладатели таухида не могут находиться в таком положении. Пару строчек какого-нибудь стиха или песни способно пробуждать их чувства и волновать их сердца так, как это не может сделать чтение аятов Аллаhа. Наоборот когда они читают Коран их одолевает сон и скука.

(Маджмуъуль-Фатауа, 15/48-50)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...